fantlab ru

Олаф Стэплдон «Тьма и Свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма и Свет

Darkness and the Light

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

История человечества, описанная сторонним наблюдателем из прошлого. Ключевая точка в развитии цивилизации позволяет выделить два пути развития. Через Тьму к полной деградации и исчезновению и через Свет к формированию нового человечества.

© Kons
Другая аннотация:

Масштабный и полный пугающих футурологических прогнозов философский роман, в котором автор возвращается к творческому методу времен «Последних и первых людей», чтобы на примере двух технократических государств будущих времен — России и Китая — поразмышлять над проблемой тоталитарных империй, бедствий (вплоть до исчезновения людей как биологического вида), которые они несут, и способами их возвращения к демократии.

Критики находят много параллелей в этой пророческой книге и романе Оруэлла «1984».



В произведение входит:


9.00 (2)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Роман

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Тьма и Свет
2007 г.
Тьма и Свет
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Darkness and the Light
1942 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из сетевой рецензии:

В списке ретро-премии Хьюго за 1943 год в номинации «Лучший роман» нашел книжку, которая оказалась никаким не романом в привычном смысле. Автора, кажется, даже любители фантастики не все знают — Олаф Стэплдон (Olaf Stapldon). Где-то я прочитал, что никаких скандинавских корней у него нет, по паспорту он Уильям Олаф, просто его английские родители перед его рождением читали книгу о нордических богах и героях, поэтому выбрали вторым именем Олаф, которое он использовал для своих научных и литературных публикаций. Да, прежде, чем начать писать прозу для широкого круга читателей, он успел получить докторскую степень по философии в университете Ливерпуль и опубликовать первую научную книжку на базе своей диссертации о связи этики и психологии.

С самого начала литературной деятельности его интересовало отдаленное будущее человечества, поэтому многое из того, что он написал, сегодня бы отнесли к non-fiction по разряду футуристики.

Книжка, которую я прочитал называется довольно незамысловато «Тьма и свет» (Darkness and Light) и содержит всего одно фантастическое допущение. Написана она от лица человека, которого перед смертью (момент которой ему по-прежнему неизвестен, как и всем смертным), посещают видения его посмертного опыта, в котором его точка зрения перемещается в отдаленное будущее и он видит, что произошло с человечеством после его смерти, то есть видит будущее человечества как прошлое своего посмертного опыта. При этом он видит не один вариант будущего, а два, которые возникают в определенный момент истории как два потока. В то время в американской фантастике уже в ходу был термин timeline и допускалось существование множественных временных линий. Степлдон не использует эту конструкцию, ему достаточно двух вариантов будущего, которые возникают оттого, что вся история человечества представляется ему как борьба (баланс) Тьмы и Света. Раздвоение потока времени возникает как раз в тот момент, когда баланс Тьмы и Света нарушается и один вариант — это победа Тьмы над Светом, а второй — победа Света над Тьмой.

Ох! Казалось бы так просто и даже примитивно. Думал ли я, что доживу до того времени, когда стану свидетелем собитий для которых нет других объяснений кроме этой (за)предельной метафизики!

Олаф Стэплдон оказался на удивление прозорливым, как футурист. Вот, например, оказалось, что это он придумал «сферы Дайсона». Фримэн Дайсон, который развил этот концепт сам говорил, что их правильнее называть сферами Стэплдона. Ну, и в этом тексте он тоже многое предвидел и угадал, да так, что мороз по коже.

Существует перевод этого сочинения на русский язык, если верить Фантлабу, но на Флибусте почему-то не выложен. Оригинал досступен во множестве электронных библиотек. Похоже, что большинство текстов Стэплдона уже в общем пользовании, включая этот, раз они есть на сайте Project Gutenberg.

В предположении, что он не мгновенно доступен, изложу подробнее, чем обычно, канву размышлений Стеэплдона о будущем.

Разгонный участок истории, на котором сохраняется баланс Света и Тьмы, укладывается в доступную ему базовую теорию©. Империализм, капитализм, индустриализм. Стэплдон умер молодым от сердечного приступа в 1950, до постиндустриализма и века информационных технологий не дожил, поэтому прогностика его естественным образом ограничена, но тем более впечатляет, когда он предвидит и угадывает.

Он писал это в предчуствии и после начала второй мировой войны. Сам был свидетелем первой мировой. Будучи отказником-пацифистом, служил водителем скорой помощи во Франции и Бельгии во время первой мировой. Про зло, тьму и страдания знал больше, чем положено человеку его возраста. Как он сам кается в предисловии к первому изданию, появление фашизма он предвидеть не смог. Парадоксально, но в его (пред)видениях победителями в империалстических войнах вышли две империи — Россия и Китай. Слабая Европа схлопнулась, последним оплотом оставалась Британия, но после поражения ее армия окопалась в Шотландии за бывшим римским Валом Адриана. Америка продержалась подольше, но тоже была покорена Россией. Китай в это время забрал под шумок весь остальной мир.

Единственным независимым государством на планете оставался… та-даааа… Тибет. Казалось бы, какие шансы у Тибета сопротивляться двум могущественным империям с Севера и с Юга. Однако же, в Тибете произошла гуманистическая революция и народ, возглавляемый Молодыми Ламами, оказал ожесточенное сопротивление российским и китайским империалистам. Как раз тибетская война против двух империй и оказалась точкой бифуркации. Здесь история разделяется на два потока. В потоке тьмы тибетцы проиграли и дальнейшая история человечества — это история противостояния двух империй, которые в конечном итоге сливаются в одну — дьявольскую «поднебесную» мировую империю. Дальше все происходит по более или менее понятным сценариям цивилизационного упадка (decline and fall) и закнчивается полным исчезновениям рода человеческого, причем непосредственным его погубителем выступают размножившиеся крысы. Главной причиной заката мировой империи оказывается деградация интеллектуального потенциала, который стал прямым следствием несвободы и регламентированного общества. Довольно много времени заняло объяснение того, как страта образованных людей, обслуживающих технику и технологии, впала в ничтожество и уступила натиску тьмы. Эти логические конструкции вполне объясняют то, что сейчас происходит в тех мировых доменах, что подпали под власть Тьмы.

Линия истории под знаком Света начинается с того, что тибетцы не проиграли войну против двух империй только потому, что были иррационально уверены в своей победе, и умели разложить врага изнутри. Воины света проникли сначала в российскую империю и спровоцировали восстания, а потом, после перемирия с китайской империей, одолели и ее.

После этого на Земле образовалась мировая империя и, не поверите, мировое правительство (конспирологам просьба не беспокоить). Ему пришлось решать много проблем, связанных со свободой духа, но все они были успешно решены, в том числе, благодаря сохранению популяции несогласных, которые не хотели ходить в общем, пусть и счастливом стаде, а хотели бродить по Земле и искать новой правды. Этоих искателей не истребляли, а напротив, легализовали и положили им оклад гарантированного содержания и устроили для них хостели по всей земле. Оказалось, что они очень нужны для того, чтобы прозревать пути в незнаемое. Мировая империя цвела и пахла, пока несогласные (которых автор называет «форвардами» (forwards, впередсмотрящими)) не прозрели так далеко, что обнаружили существование реальности за пределами земного мира. И увидели они там, что каждый из миров вселенной и каждая вселенная — это только снежинка в необъятном мире других вселенных. И снежинки эти падают на снежное поле, по которому носятся какие-то, условно говоря, «титаны», которые могут в любой момент затоптать любую снежинку, после чего существование этой вселенной прекращается в одночасье. Форварды, естественно, взволновались увиденным чрезвычайно и собрались на конференцию в Лхасе. Посовещавшись, они решили, что надо посвятить все остальное человечество в то, что они увидели. Тем более, что они увидели, что некоторые снежинки не просто безропотно ложатся на снежное поле вселенных, а при этом излучают какой-то невероятный свет, от которого «титаны» бегут как от огня, а кто не успел убежать, те гибнут в этом беспощадном свете. Как следует посовещавшись (несколько столетий) человечество решило, что надо принять этот вызов и превратить все человечество в один общий излучатель, который поразит титанов и обеспечит Земле дальнейшее существование. Что из этого вышло — рассказывать не буду (подсказка — ничего хорошего), но после прочтения перспективы победы Света над Тьмой меня уже не так привлекают, как раньше.

Мы часто цитируем Тютчева — Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые — но забываем, что слова эти вложены в уста римского сенатора, которого позвали боги вместе с ними понаблюдать за упадком Римской империи.

Вот я посетил сей мир в его минуты роковые — и что? Лучше мне от этого?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Тьма и Свет» (1942) во многом перекликается с двумя его предыдущими, более известными книгами «Создатель звезд» и «Последние и первые люди». Как и в предыдущих романах, повествование идет от лица обезличенного, почти незаметного персонажа, некоей точки обзора; задействованы большие исторические периоды; затронута тема естественной и искусственной эволюции человека и др. Однако здесь мы видим и кое-что новое. Для «Тьмы и Света» таковой есть точка бифуркации, когда после определенного исторического этапа события одновременно развиваются в двух разных направлениях и не ясно, речь идет о параллельных вселенных, где разные варианты одного того же мира существуют одновременно, или это только потенциальные возможности развития будущего.

Еще одна характерная черта Стэплдоновского письма — трагизм, который перерастает в рок, однако с парадоксальной надеждой на будущее оптимистическое перерождение. Так и в этом романе — как в темной, так и в светлой частях видим трагические нотки исчезновения человека как вида, однако когда-то и кто-то дальше понесет прометеев огонь разума. Все, что прожито и стерплено не было напрасным.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как обычно у Стэплдона, героями его романа являются не отдельные люди, а страны, народы и человечество в целом. И как обычно у Стэплдона, человечество в конечном итоге приходит к финалу своего существования.

Вместе с тем роман достаточно наивный и не очень правдоподобный. Не получилось у автора в сороковых годах сделать реалистичный прогноз даже на 50 лет вперед (прочем, он сам и пишет в прологе о сложности таких предвидений). Мне кажется, книжка представляет интерес скорее как артефакт эпохи, чем как актуальное произведение

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — номинант премии Хьюго 1943 года , ретроспективной.

Тьма и Свет. Антиутопия и Утопия. Сюжет и разделён на две части как варианты развития общества под названием планета Земля.

Тьма заканчивается вырождением человечества до полного исчезновения — диктатуры, подавление личности, массовые казни , ложь, тоталитарный контроль за умами и прочая нечисть не оставляют шансов человеку уцелеть как виду.

Свет тоже чуть не погиб сам по себе из-за чрезмерного увлечения обществом оккультными гипотезами, но внутренняя энергия в отличие от Тьмы была сохранена, т.к. это общество было общество идей и свободы.

Сам сюжет ни к чему не привязан -просто размышления писателя. Хотя есть некоторые весьма заслуживающие внимания моменты. Например, Мировое правительство.

Прошло 78 лет — насколько прозорлив писатель? — в каком обществе мы живём теперь? Оцениваю всё вокруг — могу сказать -всё ещё во Тьме! Религиозные распри и войны, передел границ, преступность международного плана, суперворовство, коррупция, убийства. И конец этому не виден.

О каком ещё Свете можно мечтать? Прожить бы Тьму.

Ценность романа прежде всего в том, что заставляет думать о текущем моменте жизни.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга представляет малоудачную попытку философа заняться политологией в самый разгар 2-й мировой войны. Оба пути развития цивилизации в близком будущем противоречат идеям из «Последних и первых людей», но сами по себе малоправдоподобны, если не сказать смехотворны. Основной недостаток — слабые познания автора в собственно науке, что выражается в ее переоценке или наоборот — недооценке. Читать можно только как альтернативную историю близкого будущего, причем развилочка там в 41 году. Язык упрощенный, без цветистых метафор... Словно роман писался в спешке как попытка образумить человечество на пике войны с Гитлером.

Никакой ценности книга не представляет, кроме разве что исторической.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх