FantLab ru

Нил Стивенсон «Криптономикон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
1718
Моя оценка:
-

подробнее

Криптономикон

Cryptonomicon

Роман, год; цикл «Енох Роот»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие этого романа разворачивается в двух временных периодах: в 40-е, когда группа специалистов-дешифровщиков пытается взломать немецкую систему кодировки, и в настоящее время, когда внуки членов этой группы вовлечены в процесс поиска некой партии золота, пропавшей в ту самую Вторую Мировую.

Прочитав эту книгу, вы также узнаете много полезной и интересной информации о причинах появления современных компьютеров, о ключевой роли информации в войнах и экономике, а также о сходных способах работы компьютера, шифровальной машины, церковного органа, человеческого мозга и Вселенной.

Примечание:

В 2021 г. перевод Е. Доброхотовой-Майковой вышел в новой редактуре.


В произведение входит:

6.90 (109)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Енох Роот»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1999 // Книга года

лауреат
Локус / Locus Award, 2000 // Роман НФ

лауреат
Мраморный фавн, 2004 // Переводная книга

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2013 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2000 // Роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2000 // Лучший роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2003 // Специальный приз

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2003 // Зарубежный роман в 3-х томах (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第34回 (2003) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика (США)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2010 // Зал славы

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 2-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 


Криптономикон
2004 г.
Криптономикон
2007 г.
Криптономикон
2012 г.
Криптономикон
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Cryptonomicon
1999 г.
(английский)
Cryptonomicon
2000 г.
(английский)
Cryptonomicon
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лет в 20-25, с удовольствием прочитал сие произведение, но перечитывать, конечно, желания не возникает.

Поражён, что кто-то считает этот развлекательный опус исторической прозой, многогранной/многослойной литературой, глыбой, сверкающим айсбергом и тд итп. Почти вся «военная» часть составлена из нездоровых комиксообразных фантазий автора. Факты про «старую» криптографию оторваны от реальности. Проект современной «Крипты» в общем несуразен, а в деталях скорее всего так же оторвано от реальности.

Итого? Одноразовое чтиво. После пробовал начинать разные другие произведения автора, даже «зацепиться» за начало не получается.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/863670.html

Купленный со скидкой бумажный том я брал с собой в метро. Через несколько дней тяжелый талмуд порядком надоел, и я подарил его библиотеке. На ебуке дело пошло значительно живее, но все равно книга вышла долгой — почти два месяца.

Роман состоит из четырех частей: одной современной и трех, происходящих в период Второй мировой войны. Сами сюжеты меня слабо впечатлили. Современная линия — детектив категории Б, в проекте которого инвесторы польстились на низкие затраты на Филиппинских локациях. Главный герой этой линии — хороший программист, влезающий в очередной стартап, посвященный созданию облачного хранилища на одном из тихоокеанских островов. Интрига же связана с затонувшей подлодкой с японским золотом.

Три других линии соответствуют американскому видению Второй мировой. Первая — очередная ода криптографии с непременным упоминанием гомосексуализма Алана Тьюринга. Вторая — шебутная история американского морпеха, которого перебрасывают между Филиппинами, Швецией, Британией и Северной Африкой — экзотика для парня из американской глубинки. Третья линия посвящена японскому солдату, который постепенно теряет веру в Императора и в итоге обнимается с американскими офицерами. То есть Стивенсон выводит уже привычные по Голливуду сентенции — солдаты храбры, яйцеголовые круты, а враги, если не дураки, понимают, что их система ценностей проиграла.

Книга состоит из множества эпизодов, каждый из которых входит в ту или иную сюжетную линию. Драматургия в каждом из них выдержана весьма неплохо. Некторые эпизоды, на мой вкус, могли бы стать хорошими рассказами. Собрав их вместе, Стивенсон показал слабое умение монтажа. Растянутая на 1900 страниц композиция делает эмоции блеклыми. В этом Стивенсон напомнил мне другого американца — Томаса Пинчона с его «V». Разница в том, что роман полувековой давности был наполнен яркими постмодернистскими фантасмагориями, а Стивенсон все время скован в рамках биографических описаний и интеллектуальных рассуждений. Из-за этого длинный текст получился слишком ровным, а интриги скучными.

Зачем же это читать? Из-за истошной внимательности к деталям Стивенсон дает временами интересную информацию к размышлению. В книге на пальцах объясняется работа шифровальной машины «Энигма». Выводится теория взаимосвязи спермотоксикоза с тягой к построению сложных систем. Есть общая информация о операции по освобождению Филиппин.

Итого: Рыхлый роман, не лишенный любопытных эпизодов. Наверно, впервые с «Жертвенного льва» в 2014 году, я столкнулся с надменно американским взглядом на Вторую мировую: «Ясно, что такую страну мог завоевать только звезданутый. Лучше месяц в Сталинграде, чем сутки здесь».

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне близки математические формулы, задачи, функции, теории, компьютеры. Интересно было прочитать что-то новое в становлении технологий. Но как-то получилось, что для себя не сильно много нового узнал. А что узнал, то не все было интересно. Автор очень углубляется в подробности описаний каких-либо моментов, бывает что не нужных. И вся книга из них состоит. Героев много, но не прописаны. Все одинаковые. Повествование очень рваное. Первую половину продирался, пытаясь понять о ком и о чем речь. Некоторые главы не понятно для чего написаны. Описывается несколько времён и мест событий, современность и вторая мировая. Сюжет о том, как война повлияла на развитие технологий и в конце концов привело все это к появлению биткоина. Но что книге не отнять, так это то, что после прочтения становишься умнее. Энциклопедически. Вот если о принципах шифрования я знал, то о подробностях копания шахт для добычи  и хранения золота -нет. Но куда мне теперь девать эту информацию?

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю эту книгу! Как и «Анафем», «Криптономикон» раскрывается во всей красе не с первого раза. В первый раз ты продираешься через множество второстепенных деталей, аббревиатур, имён, названий, событий. К середине половину успеваешь забыть (непонятно же, что из этого важно, а что встречается только 1 раз для колорита). И только ближе к концу всё это сплетается в красивый канат. Поэтому ещё минимум раз я эту книгу перечитаю, чтобы собрать её воедино.

Но и так впечатление от книги великолепное! Юмор мне запомнился особенно. Причём не прямой, в виде шуток, а прямо в описании.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Чтобы работать у Ави няней, нужно сочетать душу советсткого десантника-афганца с телом 18-летней хрупкой девушки»

Или так

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»...камеры, чтобы следить за поведением птиц, ядовитый змей, а также низших и высших приматов (жадных и хитрых соответственно)"

Или про часы с кукушкой на немецкой подлодке. Или про то, как Уотерхауз идёт в туалет и «берёт дело в свои руки». Не знаю, кому как, а мне было очень смешно.

А ещё приятно слушать выкладки про математику, про шифры и осознавать, что что-то в этом понимаешь.

В общем, рекомендую книгу всем. Даже если не ваше, может быть, заинтересуетесь по ходу чтения.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга не произвела на меня никакого впечатления. Наверное, все дело в том, что я закончил мат-мех по схожей специальности. Прямо какая-то теория полугрупп для чайников, кое-где надуманная, кое-где, чересчур пафосная (например, кусок перл-быдлокода: вроде как смотрите, что мы умеем). Я вообще удивлен, где в этой книге кто-то находит занимательные факты или какую-то научность. Из научного здесь — только послесловие Шнайера.

Книгу спасает юмор, он не дает повествованию свалиться из псевдонаучного бреда в бред откровенный. Потому, читать интересно. Хотя строго говоря, ярких героев всего двое: Лоуренс, типичный ботаник-маньяк и Шафто (оба — они клонированы) — туповатый благородный сержант с философской жилкой. Остальное так, массовка.

Еще автор любит издеваться над японцами. Возможно потому, что японцы действительно такие, как здесь описаны.

Вот сейчас пишу отзыв и ловлю себя на мысли, что писать-то мне не о чем. Что было в этой книге? Множество героев перемещались туда-сюда в войну и в наше время. Приследовали ли они какие-то цели? Нет. Испытывали они душевные терзания? Тоже нет, кроме желания прошвырнуться по бабам. Дух войны? Дух предпринимательства? Ничуть.

За что же я тогда вообще ставлю 6 баллов? За то, что в целом все истории сошлись, явных логических пробелов не было. И за два момента: за письмо Ренди о поездке к куче золота и за описание тусовки бывшей подруги Ренди и рассуждения о плюрализме и технократической элите.

Наверное, прочтение этой книги и ее понимание создают иллюзию причастности к этой самой технократической элите. Больше я ничем не могу объяснить феномен сего произведения.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть большой соблазн назвать Стивенсона фантастом, но эта книжка явно не фантастическая — большая часть весьма объемного повествования вообще разворачивается во время второй мировой войны, где одни герои занимаются взломом немецких и японских шифров, а другие в это же время мотаются по свету и выполняют различные самоубийственные задания, «выравнивая колокол» (самое время вспомнить теорию вероятностей). Меньшая же, но, пожалуй, главная часть происходит в конце девяностых и сосредоточена вокруг молодых и амбициозных ребят, решивших создать зону свободной информации, свободную от налогов, контроля государства и со своей электронной валютой. Тема, особенно актуальная во времена написания романа (1999 год), когда интернет и сетевые технологии переживали бурное развитие.

Если выражаться коротко, можно сказать, что это книга об одержимых: о бизнесменах, военных, инженерах, гениальных математиках, компьютерных гиках — словом, всех тех, кто любит и в совершенстве знает свое дело. Причем последних (т.е. гиков) стоит выделить особо, т.к. сей опус явно ориентирован именно на них: здесь куча всякого матана (в том числе в прямом смысле этого слова), всевозможных вещей из области информатики, криптографии, тервера и еще много чего. В тексте даже встречаются формулы: вопиющее нарушение правила, ставшего известным с легкой (фигурально выражаясь — на самом деле далеко не легкой) руки Стивена Хокинга, дескать каждая формула уменьшает количество читателей вдвое. Плюс бонусы в виде графиков, схем и описаний криптографических алгоритмов; есть даже кусок кода на Перле — абсолютно адский и нечитаемый (не забываем: книга про гиков). Лично я узнал из книжки довольно много нового и интересного: например, никогда раньше не слышал о шифроблокнотах или ван-эйковском перехвате.

Вообще, текст перегружен разного рода информацией, и ощущение такое не в последнюю очередь возникает из-за его объема (900 страниц — Стивенсон тот еще графоман). На протяжении трех четвертей книги сюжет медленно-медленно разгоняется, аки локомотив, тянущий стовагонный состав, и перед нами проплывает множество сюжетных линий, эпизодов, диалогов, сцен — от описания быта и культуры маленькой, но гордой и угнетенной британской народности (явно намек на ирландцев или шотландцев) до брутального батального экшна среди филлипинских руин. Однако в итоге множество различных линий постепенно переплетается и сливается в одной точке в конце 90-годов прошлого века.

И все же, на мой взгляд, самая мякотка здесь — это стиль изложения. Повествование сдобрено отличным чувством юмора с замечательными, порой брутальными и пошловатыми, метафорами и сравнениями. Текст просто пестрит цитатами — была даже мыслсь их собирать, но, походу, пришлось бы выписать полкниги. Мат и чернуха присутствуют в некотором объеме, что, в принципе, понятно: одна из основных сюжетных линий повествует о суровых военных буднях бравого морпеха — куда же армия без этого.

В общем и целом — одна из лучших вещей, прочитанных за последнее время, в которой мне посчастливилось открыть для себя яркий талант Нила Стивенсона. Строго рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко: я в восторге. Нет, книга не вызывает желания прыгать от радости, визжать, пускать розовые слюни или тому подобное. Но где-то в мыслях сидит часть моего Я, именуемая Читателем, и просто аплодирует автору, тем самым выражая благодарность за доставленное романом удовольствие.

Книга читалась недели три (что для меня долго), но дело не столько в том, что что-то было тяжело понять, сколько наоборот в желании растянуть процесс чтения. Иногда, знаете, хочется не только интересной сюжетной линии, не только интересных персонажей, но еще хочется и поработать мозгами.

Сюжет насыщенный, со множеством сюжетных линий, которые пусть по началу и не пересекаются, но тем интереснее было продолжать читать, желая связать-таки воедино всех героев. И сама разнообразность линий подкупит, думаю, многих читателей: одному будет интересна история Второй мировой (кабинетная работа шифровальщиков во главе с Уотерхаузом, и (или) боевые действия с Шафто, и (или) взгляд с японской стороны), другому современная авантюра по созданию информационного рая-Крипты и (или) поиски спрятанного полвека назад золота, а кому-то будет интересно углубиться в математику и (или) историю зарождения ЭВМ.

В книге хороший юмор, в книге своеобразная (и интересная) подача материала, которая постоянно заставляет думать, прикидывать, предполагать, а не ждать, когда автор выдаст всё на блюдечке. И это не только научной части касается, но и бытовой, так сказать.

В книге поднято множество самых разнообразных тем и проблем, над которыми хочется задуматься.

И да, за математику отдельное спасибо. Я это люблю, я это (вроде)) понимаю, мне это интересно.

Пройдемся по персонажам.

Лоуренс Уотерхауз. После «Ртути».. ну, волей-неволей ассоциируешь персонажей, и хотя здесь Лоуренс, а там Даниэль.. — не важно, он Уотерхауз, и наконец-то он чего-то добился, что-то изобрел, а не находится в тени Ньютона / Тьюринга! ) Из самых запоминающихся эпизодов с участием этого персонажа выделяю главу-размышление-выведение математической модели зависимости качества работы от частоты эякуляции.

Рэнди Уотерхауз. Айтишник, немножко недотепа. Именно он показался лично мне самым близким, самым приятным, родным прямо-таки персонажем. К нему испытываешь самые мягкие, теплые чувства, даже умиление какое-то. Ну не знаю, почему! ) Эпизод о нем — глава-процесс поедания «Капитанских кранчей».

Бобби Шафто. Солдат на войне. Интересный персонаж. Его типаж характера лично мне очень интересен. Эпизод с ним — самый последний, раскрывший во многом его внутренний мир. Единственно возможное, просто правильное завершение его темы.

Енох Роот. Всё-таки обладает этот персонаж каким-то шармом. Не могу назвать его одним из главных героев романа, но без него книга многое бы потеряла. Его эпизод.. а нет такого. Неуловимый он, нельзя его вот так описать в одном моменте.

Еще есть Ави с навязчивой идеей, завязанной на Холокосте, прочие компьютерщики, каждый со своими задвигами (=изюминками), Ами, которая, впрочем, не показалась особо оригинально выписанной, Дуг Шафто, напомнивший типичных таких старичков-бодрячков из романов сэя Стивена Кинга, Бишоф, поначалу кажущийся просто забавным сумасшедшим фрицем, к которому позже проникаешься неподдельным уважением. Ох, наверняка забыла еще кого-то из важных персонажей.

Что касается минусов книги.. Сама идея Крипты меня, честно говоря, не очень привлекла, и эту сюжетную линию (как, в общем-то, и подавляющее большинство «современной» истории) читала с меньшим интересом, чем главы о Лоуренсе и Бобби.

О финале. Знаете, есть понятие развязки, есть понятие эпилога. Вот самый конец книги — это скорее эпилог, приведение в порядок растрепанных концов сюжетных ниток. А вот окончание сюжета как такового для всех персонажей произошло раньше.

Итого, непростая книга. Читая которую, проделываешь немаленькую работу, даже немножко устать успеваешь, но тем не менее просишь дать поработать еще и еще, наслаждаешься процессом.

В общем, еще раз спасибо автору. Думаю, еще перечитаю Крипт.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«На стадионах аншлаг, в прямом эфире — беда.

Ты — виртуальный боец, твой псевдоним — Пустота.

Не трать мгновенья на то, чтоб реставрировать сны.

Когда в глаза смотрит вечность, за спиною костры.»

(Ермен Анти)

Очень долго боялся браться за эту книгу, несмотря на то, что она уже давно висела в моих индивидуальных рекомендациях на ФантЛабе. Был почти уверен, что на этот раз рекомендации заблуждаются – как в случае с «Террором» Симмонса, которому я поставил 8 баллов только из-за концовки. В случае с «Криптономиконом» отпугивающим фактором стал избыток математической и криптографической тематики, далеко не близкой мне. К счастью, роман Нила Стивенсона оказался гораздо более сложным и многоплановым произведением, чем могло показаться по аннотации.

В «Криптономиконе» сразу выделяются две группы сюжетных линий, «сейчас» и «тогда». Современная линия сюжета только одна – приключения программиста и бизнесмена Рэндалла Уотерхауза, вступившего в загадочную компанию «Эпифит», чьи амбициозные планы граничат с всемирным политическим заговором. В прошлом же читателю предстоит следить за странным переплетением судеб героев – математика, американского морского пехотинца, японского инженера, командира немецкой подводной лодки, — которые вряд ли когда-нибудь встретились в обычной жизни, если бы не одно обстоятельство – Вторая мировая война. Есть смысл рассмотреть и сравнить эти части.

Так вот, военно-историческая половина произведения показалась мне гораздо более увлекательной, чем современная. Безумные авантюры и невероятные операции отдела 2702, неспешные дружеские беседы ученых, судьбоносные для всего мира- ведь именно в этих беседах зарождалась концепция универсальной вычислительной машины – компьютера; простые и оттого особенно жуткие описания кровавых сражений и расправ над мирными жителями – в общем, война как она есть, со всех сторон, от уютных кабинетов президентов и маршалов, лабораторий ученых и вычислительных центров, где трудятся дешифровщики, до окопов на передовой и концлагерей. Главное мое опасение не подтвердилось – «Криптономикон» все же не роман о шифровальщиках и шифрах, а роман о войне и людях. Да, безусловно, в основном повествование вращается вокруг борьбы между криптографическими службами, но это, хотя и главная, но лишь одна из тем романа. Не меньше автора интересует психология людей, сталкивающихся с ужасом войны. Парадокс:для одних борьба с врагом – математическая абстракция, а для других – непрерывный и невероятный риск, но для победы их вклад одинаково важен.

Первая глава истории Лоуренса Уотерхауза сначала оттолкнула обилием математических рассуждений (в его разговорах с Аланом Тьюрингом). Но уже через пару страниц понял :елки-палки, а ведь все эти рассуждения – не что иное, как путь к изобретению компьютера! Как ученый-математик, Уотерхауз привык искать во всем скрытые закономерности. По своей натуре он наблюдатель; поэтому самое любопытное в его части повествования – это описания и наблюдения. Интересные сравнения быта и архитектуры Англии с американскими, причудливые гипотезы о природных шифрованных сигналах морских волн, описания структуры отдела 2702 и методов его работы – у автора отлично получилось создать героя с очень оригинальным мышлением. Уотерхауз только один раз, практически по недоразумению попадает на передовую, в основном для него война – это интеллектуальная битва криптографических служб.

Другое дело – Бобби Шафто, обычный морской пехотинец. Его задача в произведении – напомнить читателю, что война все же далека от изящных математических построений. Что цена тактических и стратегических ошибок – сотни и тысячи человеческих жизней. Параллельно с его сюжетной линией мы наблюдаем судьбу его друга-противника, японского солдата и инженера Гото Денго. Война приносит в равно степени горя всем – и захватчикам, и защитникам, и победителям, и побежденным. Самые страшные главы «Криптономикона» посвящены именно Гото Денго, именно его глазами мы наблюдаем крах японской военной кампании, превосходящие все мыслимые пределы злобу и отчаяние людей, сама ментальность которых отрицает возможность поражения. Жестокая абсурдность войны: выжить – значит, стать предателем. Сооружение секретного хранилища– это апофеоз безумия и жестокости, готовность множества людей убивать и умереть ради кучи золота посреди проигранной войны, на заваленном человеческими костями островке.

Но Бобби Шафто, сражаясь на стороне антигитлеровских сил, тоже теряет все.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Такое ощущение, что Бобби и Гото Денго поменялись судьбами. И в то время, как японский солдат отвергает безумный средневековый закон своей родины и принимает крещение, сержант морской пехоты США умирает как самурай, приняв решение, что лучше он будет для своего сына мертвым героем, чем живым сумасшедшим наркоманом. Крайне жестокий выбор, который сложно одобрить, но не повернется язык осудить.

Из вышесказанного можно составить ложное впечатление, что автор увлекается смакованием ужасов войны, но, к счастью, такого в романе нет и в помине. Нил Стивенсон пишет о войне в духе Хемингуэя – лаконично, сухо и жестко, почти документально, без лишних подробностей и эмоциональных оценок, без запугивания или романтизации – констатация фактов. Собственно, такой подход вполне оправдан, героям романа некогда рефлексировать и впадать в ужас, их задача – выполнить задание и постараться выжить.

Бобби – полная противоположность Уотерхаузу, человек действия, исполнитель. Он видит мир просто и четко, готов к любым неожиданностям. Его история наполнена мрачной иронией и невероятными поворотами сюжета. В результате контузии и пристрастия к морфию Бобби преследуют странные видения, в которых мы можем видеть картины его подсознания – сюрреалистические построения, в которых постоянно встречается демонический образ огромной ящерицы, китайского дракона, пожирающего трупы. Похоже, что ящер стал для него символом кровожадной азиатской военной машины, с которой он столкнулся в первые дни войны, символом древней, инстинктивной тяги к убийству и разрушению.

Стоит отдельно отметить Гюнтера Бишофа – немецкого офицера и командира подводной лодки, который, несмотря на его принадлежность к гитлеровской армии, представлен как достаточно положительный персонаж. На первый взгляд парадоксально, но гениальный и прославленный командир больше других устал от идиотизма войны, устал быть игрушкой в кровавой игре. Он находит себе другую, достойную задачу – послужить тайному обществу, транспортируя золотые слитки на сверхсовременной подлодке.

Что касается Еноха Роота – по отзывам и аннотациям я понял, что этот таинственный персонаж часто фигурирует в произведениях этого автора, но, к сожалению, пока не читал других его книг. Поэтому в «Криптономиконе» образ Роота мне показался не проработанным, излишне функциональным. Может быть, о нем можно больше узнать из «Барочной трилогии», которую я планирую рано или поздно прочитать.

«Современная» часть романа понравилась меньше. Рэнди – совершенно не близкий мне персонаж, и если в сфере информационных технологий у меня есть еще кое-какие знания, как и у всякого современного человека, то экономические сложности и тонкости для меня – загадка посложнее шифра «Энигмы». Первое время «современные» главы вызывали лично у меня стойкое желание пролистать их, просмотрев по диагонали. Немного интереснее стало читать, когда Ави раскрыл истинное предназначение Крипты – это, безусловно, вызвало глубокое уважение как к героям, так и к автору произведения. Пожалуй, как раз диалог о ППХ и есть самое сильное место в «современной» части «Криптономикона». Все остальное, включая банальный финал, выглядит довеском к «исторической» части. Да так, оно, собственно, и есть.

Идея Крипты кстати тоже вызывает некоторые сомнения. Как-то всегда встречал мысль о том, что сила Интернета – именно в его децентрализованности. Есть ли смысл строить «столицу Интернета» в таком случае? Ведь если у мировых держав окажутся слишком короткие руки, чтобы захватить Крипту, они точно так же могут попытаться отрезать ее от внешнего мира. В таком случае имело бы смысл существование нескольких подобных центров. Впрочем, в остальном идея вполне понятна и привлекательна.

У романа есть ряд недостатков – прежде всего, местами автора явно заносит в сторону наукообразности. Для кого-то это не препятствие, но лично меня, и, думаю, еще многих читателей утомляют длинные математические выкладки, описания различных технологий и криптографических систем. Некоторые из них кажутся совершенно излишними; не понимаю, например, как рассуждения о «велосипеде Тьюринга» помогают понять несложный, в общем-то, принцип работы «Энигмы». Тем более что простое и понятно объяснение этого принципа, приведенное в тексте романа, заняло в четыре раза меньше места. Также изрядно загрузило мозг описание математической системы дележа наследства с помощью системы координат, на которой по одной оси откладывалась объектино-материальная, а по другой – субъективная ценность каждого предмета. Впрочем, это скорее шутка для посвященных.

Еще один момент, который скорее забавляет, чем раздражает – герои романа очень много думают и рассуждают о сексе. Как ни странно, половой жизни героев почему-то отведена немаловажная роль в повествовании. Какое это имеет отношение к основной идее романа, как помогает ее получше раскрыть – это, наверное, знает только автор. В любом случае, мысль о влиянии либидо на способность к математическим вычислениям присутствует в тексте очень навязчиво. Впрочем, одна из основных проблем современной прозы – о чем бы ни писал автор, неизбежно в какой-то момент он начнет писать о сексе.

И финал, который многие ругают…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну да, плоский, хрестоматийный финал приключенческого романа – джунгли, взрывы, выстрелы, любовь и сокровища.
Ну а что вы таки хотели? Впрочем, это не финал, а, скорее, эпилог. Настоящая точка в романе была поставлена раньше: для «современной» части это – поклон Гото Денго, для «исторической»… обойдусь без спойлеров, пожалуй, прочитавшему все равно будет очевидно.

Достоинства произведения:

идея о гуманистической роли науки и научного прогресса;

правдивый и беспристрастный рассказ о войне, лишенный как романтизации, таки смакования «ужасов»;

проработанные образы персонажей, достоверный психологизм;

удачная попытка показать войну под новым углом зрения – глазами тайных криптографических служб;

причудливое сочетание документальности с мистификацией;

идея о высшем предназначении Интернета – сделать невозможной информационную блокаду, сокрытие информации, намеренное дезинформирование, объединить человечество в новом качестве единой и независимой информационной системы.

Недостатки:

избыток математических рассуждений;

навязчивое внимание автора к половой жизни героев;

банальный «финал».

Итог: безусловно, очень хорошая, более того, уникальная книга. По-настоящему эпичный и монументальный труд. Однако в большей степени роман «Криптономикон» ориентирован на читателей, интересующихся криптографией, математикой или хотя бы программированием. Более широкий круг читателей может заинтересовать военно-историческая часть романа, написанная в традициях психологической военной прозы с элементами криптоистории. Равнодушным к математике людям «Криптономикон» рискует показаться скучной и сложной для восприятия книгой.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе много страниц математических расчётов, есть куски программного кода и подробные инструкции по шифрованию. Такому не место в художественной литературе, не правда ли? Вы это знаете, и я знаю, а вот Нил Стивенсон, похоже, о таких вещах понятия не имеет. Не знает, как пишутся романы, и знать не хочет. Писал, как вздумается, и получился шедевр. Кажется, был в литературе похожий случай – «Моби Дик» Мелвилла.

Необычайное получилось, с трудом определяемое и потому относимое к фантастике. Но всё описанное реально, так было или могло быть.

Конечно, единицы прочтут всю математику, но удержит книга многих и многих. Ведь в ней увлекательный сюжет, нетривиальные мысли и разговоры, интересные и очень разные герои, эпический размах и психологические тонкости. Грубый реализм соседствует с высотами духа. Юмор внезапен и нестандартен. Стиль оригинален и выдержан до конца весьма не маленькой книги. А то, что я про это говорю, свидетельство мастерского перевода. Короче, сильно.

Оценка: 9
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Издательская аннотация гласит: «Крипта. «Реальная» столица Сети. Рай хакеров. Кошмар корпораций и банков. «Враг номер один» всех мировых правительств. В сети нет ни стран, ни национальностей. Есть только свободные люди, готовые сражаться за свою свободу!» И, как это часто бывает, особенно с АСТ, она соответствует содержанию книги от силы на долю процента. В романе четыре сюжетных линии, из которых этой самой Крипты касается только одна — в девяностые годы ХХ века несколько предприимчивых молодых бизнесменов действительно пытаются создать такое виртуальное пространство, где было бы можно спокойно хранить и обмениваться информацией, не боясь шпионажа и всего подобного. Но ключевое слово здесь «пытаются», а увенчаются ли их старания успехом или нет, никому неведомо. Действие остальных трёх линий происходит на полвека раньше, в годы Второй Мировой войны, и героями их являются предки некоторых действующих лиц первого сюжета. Таким образом, книга делится на две неравных по объёму части: первая — это современный экономический триллер, вторая — вполне традиционный военно-приключенческий роман, и между собой, как поначалу представляется, эти две части ничем, кроме родственных связей некоторых героев, не объединены. Со временем, конечно, становится ясно, что это не совсем так, и описываемые события середины века не могут не оказать какого-то влияния на то, что происходит в его конце. В результате книга наконец воспринимается как единое целое, даже при том, что связаны её части довольно опосредованно, но, как бы то ни было, то, что происходит с её героями — это не самое важное. Главная отличительная черта романа в другом.

«Криптономикон» — это настоящий гимн, или даже, учитывая его объём, симфония, посвящённая разнообразным чудесам криптографии. Общим и детальным принципам шифрования и вскрытия шифров посвящены многие и многие страницы книги, содержащие множество расчётов, схем и даже просто вроде бы ничего не значащих рядов цифр и букв. Вставить в художественное произведение такой объём весьма специфической информации решились бы немногие. А передать эту информацию так, что всё это читается ничуть не хуже каких-нибудь хорошо прописанных экшен-сцен, смогли бы вообще единицы. И приятно, что Стивенсон как раз оказался одной из таких единиц. Разумеется, всё это введено в книгу не просто так, работа шифровальщиков и дешифровальщиков тесно связана с сюжетом обеих её частей. Понятно, что в современном бизнесе от сокрытия собственных секретов и от обнаружения тайн конкурента зависит очень и очень многое. А уж важность получения вражеской информации на войне вообще преувеличить невозможно. А ведь просто получить эту информацию недостаточно, надо ещё и извлечь из неё максимум пользы. Ну допустим — вскрыли британские шифровальщики немецкий код, получили возможность слушать вражеские переговоры, начали топить их подлодки одну за другой. Ясно, что противник тут же насторожится и все коды первым делом сменит. Какая-то польза, конечно, получена, но ведь можно, наверное, и большего добиться? Или вот задачка — вскрыв вражеский код, мы обнаружили, что враги несколько раньше успели вскрыть наш, но пользуются полученной информацией умно и осторожно. Свои коды, конечно, надо менять, но если это сделать внезапно и без видимых причин, это тоже противника, мягко говоря, насторожит. В общем, запутанное это дело — криптография...

А вот фантастики в книге почти что и нет. Далеко не сразу удаётся разглядеть сквозь толщу подчёркнутой реалистичности хоть какие-то фантастические элементы, как, например, острова Внутренний и Внешний Йглм в Британском архипелаге, жители которых говорят на языке из одних согласных, или, к примеру, такой странный персонаж, как Енох Роот. Так что к фантастике книгу причислить можно, хотя это не так уж и важно, по правде говоря.

Итог: весьма впечатляющее произведение, хотя местами всё же кажется излишне затянутым. Правда, как ни удивительно, затянутость эта проявляется большей частью вовсе не в тех эпизодах, которые отведены подробным описаниям работы шифровальщиков. По правде говоря, сомневаюсь, что захочу перечитать «Криптономикон» ещё раз, но о потраченном на него времени ничуть не жалею, даже скорее наоборот.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему и зачем мы воюем? Злое зло VS добро с кулаками. Тотальный контроль VS свобода информации.

С одной стороны интересная история криптографии и первых компьютеров, с другой философия о войне, ослепленном фанатизме и технологическом прогрессе. Все красочно и динамично. Не без перегибов конечно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прокаженная подруга Бобби, воскресший Енох, выживший в лагере смерти Ин в последствии ставший генералом, ну и конечно пересечение всех внуков героев сороковых)
но это мелочи. Описание передовых технологий 90-х несколько умиляет в нынешних реалиях — пэйджеры, диалап и все вот это вот)) Описание технологий 40-х наоборот завораживает — звуковые трубки со ртутью, вращающиеся металлические барабаны для расшифровки Энигмы, в это веришь и восхищаешься умами их создавшими и тем, к чему все это привело.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По факту, рассуждения Еноха Роота об Арэсе и Афине это квинтэссенция всей книги и есть ее финал. А дальнейшее описание поисков золота как-то смято и наиграно, особенно появление в джунглях, на минном поле, разгневанного бывшего друга с индейским луком и стрелами.
За это наверное и поставил 8 а не 9.

Не взирая на минусы книга стоит того чтобы быть прочитанной, советую!

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если расфокусировать взгляд и попытаться кратко обозначить своё ощущение от «Криптономикона», то это – колоссальная глыба, сверкающий айсберг. Но когда начинаешь вглядываться, понимаешь, что глыба эта не монолитная. Скорее, «Криптономикон» напоминает гору разноцветных драгоценных камней.

Нравится Вам такой вариант или нет, но в «Криптономиконе» Стивенсон рассказывает не одну, а тысячу разных историй, каждая из которых самодостаточна. А вот насколько и как эти кванты информации сложатся в единое целое, зависит уже от Вас. «Криптономикон» крайне требователен к своему читателю, не вынося и выбрасывая гостей поверхностных, невнимательных, неувлечённых. Этот отзыв может показаться излишне личным, но я постараюсь объяснить своё отношение к роману Стивенсона, показав, как я к нему пришёл.

Помнится в своё время мне очень понравилось название книги Макса Фрая – «Книга для таких, как Я». Так вот для меня «Криптономикон» — это как раз и есть «книга для таких, как я».

Читал я его два раза, точнее 2,25 раза.

Начав в первый раз, я проглотил 200 с чем-то страниц и понял, что при чтении теряю массу информации. Что её очень много, текст ей перенасыщен, а у меня в одно ухо влетает, а из другого сами знаете. Была бы другая книжка и бог бы с ней. Но то, что я читал, мне жутко нравилось. И было адски жаль терять хотя бы байт. Кроме того, я решительно не мог взять в толк, что же собственно меня так в «Криптономиконе» ухватило. Цитируя уважаемого Karavaev’а, «нравится, но хрен знает за что». Я, к сожалению, не Karavaev и не мог позволить себе такой расточительности, а потому бросил чтение и вернулся к началу.

К тому времени я уже взял на вооружение методику Уотерхауса, который был склонен применять приёмы математического анализа ко всем сторонам своей жизни, включая секс и поедание кукурузных хлопьев. Я создал текстовый файл, незатейливо назвал его «Крипта» и начал читать книгу сначала, внося в файл то, что меня так или иначе зацепило или пришло на ум в процессе чтения. Кто-то назовёт меня маньяком или просто чудаком, который занимается какой-то кропотливой писаниной, вместо того, чтобы просто наслаждаться процессом. Но ведь мы с Вами на Фантлабе! В месте, где группа увлечённых людей пытается систематизировать несистематизируемое. Кроме того, это занятие меня увлекло не на шутку и я просто не смог бы наслаждаться чтением «Криптономикона» в другом формате.

Литература в целом и «Криптономикон» в частности тоже являются частью вселенной. А значит подчиняются законам. Какой-нибудь мечтательный романтик скажет, что творчество нельзя оценивать по меркам физики или математики и презрительно фыркнет. Ну и пусть с ним, мы и его посчитаем. Кроме того я тоже мечтательный романтик, что мне ни капельки не мешает. Эти закономерности есть и они жестко определяют воздействие текста на читателя. Просто эти внутренние связи настолько сложны, многофакторны и неочевидны, что мы их не видим. Наиболее талантливые из нас их неосознанно ощущают и становятся гениальными писателями. Может быть для того, чтобы взломать эту «Аретузу», нужен компьютер размером с Солнце? Но я, являясь наглым выскочкой, взялся за работу с энтузиазмом, а помогла мне привитая за время написания диссертации системность и усидчивость.

Где-то за 1,75 месяца я закончил читать книгу. В результате мне достался файл с несколькими тысячами «квантов удовольствия», как я их назвал. Я рассматривал их так и эдак, группировал и пытался выявить некие закономерности, но только лишь уяснил, что за деревьями не вижу леса. Безусловно, всё это не было зря, и я смог чётко сформулировать многие мысли, которые до этого были лишь неясным ощущением, но до какого-то более глубинного понимания было очень далеко. Был сделан вывод – мало информации. Потом появились новые книги, новые мысли и я на время забыл про «Криптономикон».

Недавно я снова перечитал эту книгу. Уже без выписок, более отстранённо и, одновременно, гораздо более осознанно. В этот раз я смотрел телевизор из кресла, а не с расстояния в 5 см, когда изображение состоит из красных, синих и зелёных точек.

И только тогда я понял и смог сформулировать общую причину, за что мне нравится «Криптономикон». Просто за этим текстом мне видится такой человек, как Я (или по крайней мере такой, каким я себя вижу). Из за букв «Криптономикона» на нас смотрит автор, который любит и ценит красоту, но склонен искать систему во всём. Человек увлечённый и увлекающийся. Не такой, как все, немного чудаковатый и потому, как ни странно, успешный. Автор надвигающейся «Системы мира», от которой я даже не знаю чего ожидать...

Нил Стивенсон.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А сейчас я вам расскажу про ящерицу…

«Криптономикон» — ещё одна многогранная книга Нила Стивенсона. За какую ни возьмись – всюду двойные сюжеты, множество идей, научная основа для событий. С первых страниц Стивенсон достаточно беспощаден с читателем – много терминов, много действующих лиц, рваное повествование, широкая география действий, а так же разное время для разных событий. С другой стороны, от Нила меньшего и не ждут.

«Криптономикон» базируется на двух основных ветвях сюжета – это время Второй мировой войны и конец ХХ века. Как я уже сказал, помимо разного времени для этих событий, есть и разное пространственное основание. Здесь и Европа, и открытый океан, и внутренние мора, и Азия. Короткие главы, разные герои, разная география и время – всё это способствует рваному повествованию, но вместе с этим создает иллюзорное ощущение экшена. Почему иллюзорное? Да Нил Стивенсон всё тот же. В его произведениях («Криптономикон» не является исключением) хватает воды. Где-то её очень много, где-то – просто много. Данный роман относится ко второй категории. И то с натяжкой. Например, я так и не понял, зачем автор потратил половину главы средней длины на то, чтобы описать процесс поедания одним героем порции кукурузных хлопьев с молоком. Чуть позже этот же героев уже целую главу, намного более длинную, чем та, чем та, что с хлопьями, описывает путь в джунгли за золотом. Это приключение само по себе не представляет особого значения для сюжета, но при этом Стивенсон одну маленькую деталь может описывать целыми абзацами. Однако, в «Криптономиконе» действительно хватает действия, если сравнивать с другими книгами Нила. Особенно это характеризует, условно, первую часть романа. Во второй Стивенсон заметно снижает градус событий, уходя в рассуждения героев (во многом – ненужные) или в пустые приключения.

Подсюжет времен Второй мировой войны. Почти все в этом подсюжете крутится вокруг криптографии — шифровке, дешифровке немецких и японских шифровальных машин. Действие двигается за счет двух героев. Это Лоуренс Уотерхауз, который знаком с Аланом Тьюрингом. Лоуренс отвечает за научную составляющую сюжета. Читать про него интересно, особенно до середины романа. Где-то после нее начинается повествование с серыми нотками усталости и вялотекучести. К счастью, второй герой подсюжета — это Бобби Шафто. Этот персонаж в прямом смысле слова двигатель сюжета и приключений. Бобби часто попадает в переделки, он шутит, стреляет, допытывается до некоторых тайн. Конечно, в его подсюжете тоже бывает вода, но её мало. Более того, именно Шафто чаще всего взаимодействует с Енохом Роотом, коего в романе много, чего не скажешь про «Барочный цикл». Наконец, третий герой, который появляется примерно после первой трети книги — это Гото Денго (имеется ввиду полноценное появление, а не камео). Сперва Гото и не выглядит полноценным ПОВом, но постепенно Стивенсон вводит его в сюжет. при помощи Денго Нил связывает временные подсюжеты в один.

Подсюжет конца ХХ века. Он базируется на Рэнди Уотерхаузе (потомке Лоуренса Уотерхауза), который старается вместе с другом Ави создать стартап для будущей крупной компании. Рэнди пускается в разные авантюры (то ищет золото, то создает крипту, то придумывает ранние биткоины). И вроде бы читать про Рэнди должно быть интересно, учитывая его приключения, но на деле оказывается, что «современный» подсюжет — это практически провал. Каждая глава неправомерно раздута по объёму из-за вводных конструкций или графоманских описаний ненужных деталей. Истинное мучение. Лишь ближе к финалу Стивенсон опомнился и добавил действия в линию Рэнди. Но это уже не спасает. Обидно и другое. Другие главные персонажи (Лоуренс, Бобби, Гото) выписаны вполне неплохо. А вот Рэнди остался для меня загадкой. Его мотивы малоясны, его характер непонятен. Увы.

Отдельного упоминания заслуживает порядок, по которому я читал цикл «Енох Роот». Я начал с «Ртути», которая мне понравилась, затем еле продрался через «Смешенье» и «Систему мира». На «Криптономикон» я возлагал большие надежды. В чём-то он их оправдал, в чём-то нет. Но точно могу сказать, что мне понравился порядок чтения и детали мозаики, которые сложились в общую картину. Например, Бобби Шафто не раз в «Криптономиконе» упоминал о своих предках, прибывших в Америку. И он о них говорил в ключе, по которому стало ясно, что Бобби не очень много знает о предках. Зато знаю я, прочитал «Барочный цикл». Плюс эти многочисленные упоминания ртути или Йглама. Я уверен, что многие захлебнулись водой «Барочного цикла» после «Криптономикона», я же сперва помучил себя трилогией, поэтому «Криптономикон» показался интереснее. Так же было интересно проводить параллели между Даниелем Уотерхаузом и Лоуренсон и\или Рэнди Уотерхаузами, между Бобби Шафто и Бобби Шафто.

Заключение: «Криптономикон» — книга неоднозначная. В ней есть очень интересные моменты (военные действия, разгадка шифровальных машин) времен Второй мировой воды. Неплохие куски про поиски золота (будь то Вторая мировая или конец ХХ века). И совершенно провальные описания «информационного рая». Меня даже не пугали математические\статистические выкладки, как пугали очередные главы про Рэнди. По счастью, главы про Рэнди — это четверть книги, а не все 100%. Настоятельно рекомендую читать после «Барочного цикла». Если сравнивать с другими произведениями Стивенсона, то «Анафем» всё равно показался мне интереснее. Теперь у меня впереди «Зодиак», «Семиевие», и, быть может, «История будущего». Но к этим книгам я приступлю нескоро. Всё-таки Стивенсон — сложный писатель.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Суть: причудливая ода Информации – ее красоте, грации, слабостям и возможностям.

Что привлекло при выборе книги: судя по отзывам на фантлабе, это Must read для приобщения к высокому обществу ценителей.

Чем запомнилось: понравилось наблюдать за тем как автор видит информацию, и что рассказывает про нее.

Сильно врезалось в память выразительное и ироничное описание бывшей подруги героя-программиста+ ее круга общения (про бороду; дискуссия гнома с хоббитами)–узнаваемые типажи. Да и вообще, автор, не смотря на горечь войны, колоритно и позитивно описывал большинство персонажей, их прошлое, их проблемы, бытовые ситуации. Про тест математика в армию на профпригодность. Про музыкальный орган и красоту механизмов. Смешное обоснование женитьбы формулами. Культурный обмен бейсбола на хайку и тд.

Сюжет: история-пазл переплетения прошлого и настоящего с разных точек зрения. Порой было скучно читать, и вышло уж слишком рваное повествование. В памяти, содержание книги выглядит как альманах забавных курьезов из жизни. Финал истории не сильно важен, тут нужно наслаждаться процессом.

Персонажи: Там все колоритные, но полюбились двое. Математик (за свою одержимость любимому делу и неприспособленность к окружающему миру). И Бобби Шафто. Вроде ничего особенного, обычный морпех. Но из-за него заинтересовалась участием Америки и Японии во Второй Мировой и с удовольствием посмотрела сериал «Тихий океан», и фильмы Иствуда про Иводзиму.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тихоокеанско-Атлантическая Вторая Мировая. Красная Армия, которая будет названа самой сокрушительной силой на свете лишь в конце романа, бьется за рамками сюжета. А в рамках сражение выигрывает тот (Паттон и Макартур), кто прислушивается к дешифровкам взломанной «Энигмы», а тот, кто не прислушивается (Монтгомери), тот идиот-лузер. Группа гениальных гиков при поддержке (и ненависти) типовых морпехов мечется по всему миру, развешивая все новые функшпили, дымовые завесы и камни по кустам, в том числе довольно людоедские. Главное — не дать гениальным гикам с противоположной стороны понять, что «Энигма» хакнута. А гики с противоположной стороны заняты не менее остроумными развлечениями типа высшей математики, геноцида и забуривания в базальт миллиона тонн золота.

Полвека спустя дети и внуки примерно тех же героев при неохотной поддержке старших (причем не только выживших) мечутся по всему миру, скрывая тонкости завирального хай-тек проекта от конкурентов и акционеров — и неминуемо утыкаются в высшую математику, геноцид и забуренное золото.

«Криптономикон» — книга-счастье. Читать ее — наслаждение из числа высших (и переводчице, конечно, отдельный поклон ниже земли). Стивенсон — умный, веселый, злой и глумливый гений рассказа, парадокса и оглоушивания, умеющий приподнять читателя сильно выше уровня его, читателя, глаз, свалить в яму кромешного уничижения, довести до истерики любого рода, обрадовать, завести и потрясти. И вообще умеющий все, кроме разве что убедительной финализации. Чехов, конечно, обрадовался бы столь дружному залпу, но мне концовка в «Криптономиконе» показалась не самой обязательной, хоть и вполне удовлетворительной — не на трояк, естественно, но на четверку по пятибалльной шкале. В любом случае, это относится к последним 20 страницам. Остальные 880 — это примерно восьмерка по той же пятибалльной.

Счастье есть, и шифр его теперь известен.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх