Андрей Валерьевич Федоров «даскараМ»
Входит в:
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-28)»
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-28)»
Номинации на премии:
|
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 24 сентября 2025 г.
Эпизоды не по порядку: позаимствовано у Кортасара? Запятые произвольны.
Маска палача сначала чёрная, а через 180 слов – уже красно-чёрная. Действие происходит в загадочном Силлакуа, хотя остальные реалии взяты прямиком из Венеции.
Текст жутко невычитанный. Извините, буду ругаться.
«будто повинуясь моисееву жесту» (Моисееву, с прописной)
«Дожились» (Дожили)
«свет стал ярче, но в то же время будто притух, чтобы не травмировать глаза» (интересно, как это у него получилось).
«Наконец синьор Сбарра наконец осторожно ступил в дом жертвы» (двойной наконец, совсем окончательный, видимо).
В эпизоде номер три первые две реплики действующих лиц не согласуются между собой. Возможно, надо «тяжесть» заменить на «веселье» или «развлечение».
«Подобных росказней» (от слова «казнь»? про казни и пытки в рассказе предостаточно)
Впечатление не вызывают, а производят. «Вдохнув» явно вместо «вздохнув».
Плюс «они понимаются наверх по лестнице» (два в одном) и «вот я таким я стал».
А вот эмоции-вместо-речи «чужих» вставлены в текст изобретательно.
Тема завуалирована более чем тщательно. В целом чертовски эффектно, но ни о чём.
Елена Пилигрим, 2 октября 2025 г.
Конкурсная тема. Я бы сказала «Какого-цвета платье» – в широком смысле понимания «платья» как одежды. Власть предержащие ходят в масках – а это часть одежды, что скрывается под ней, какое на самом деле у них «платье». Автор играет с этим образом тонко и многослойно. Игра с формой — начинается уже с названия: переставь первую и последнюю букву, и ты поймёшь, что тебя ждёт.
Жанр. Фантастический детектив с элементами политической интриги и городской мифологии
Фантдоп. Магические маски — центральный элемент допущения. В Силлакуа маски — не просто украшение или социальный атрибут, а магические артефакты, которые дают власть, бессмертие и анонимность, не привязанность к личности. Но стоит узнать о смерти Мастера Масок — и магия исчезает.
Сюжет: История увлекает сразу, ведет за собой и не дает остановиться. Темп невероятный. Понравилась композиция: начинается с пятой главы, потом все идет по порядку, и заканчивает первой главой. Идея рискованная, но здесь, на мой взгляд, — сработало! И при этом так логично написано, что переход от пятой к второй главе не вызывает дискомфорта. Читатель не теряется, а наоборот — начинает собирать историю как пазл: «Ах вот откуда серая пыль везде была!» «Вот почему нет масок!» Здорово! Попробуйте переставить главы обратно – на мой взгляд, рассказ сразу же теряет определенный градус тревожности и напряжения.
Персонажи
Капитан Сбарра — получился живым, умным, упрямым. Но, увы, не дальновидным. Он блестящий сыщик, но не понимает, что есть тайны, которых лучше не касаться. Донна Веджали – властная, жестокая, рациональная, политик до мозга костей. Хорошо получилось. В рассказе много второстепенных участников, которую создают атмосферу, помогают развитию сюжета.
Мир и атмосфера. Атмосфера тайн и интриг, отсылающей к Венеции — каналы, маски, дожи, тайные ходы, убийства. Всё это работает на общее ощущение города, где за фасадом красоты — гниль, страх и толпа, жаждущая крови. И как бы в параллель: противостояние двух миров подводного и наземного – тихая война, о которой простой народ даже и не догадывается. Красиво!
Язык и стиль – точный, сдержанный, но выразительный. Понравилось, как описано расследование: сухо, лаконично, как протокол, но при этом визуально насыщено. Именно так должен мыслить капитан — чётко, логично, рационально, без лишних эмоций.
Резюме: Сильный, атмосферный, захватывающий рассказ. Читается на одном дыхании, держит внимание до самого конца. Композиция нестандартная. Персонажи живые, мир — необычный и получился убедительно. Но все-таки надо было дать чуть больше подсказок, кто же погиб первый и кого отпустили. И как такой умный капитан Сбарра оказался столь недальновидным, что стоило ему жизни?
A.Ram, 19 сентября 2025 г.
Был такой смешной фильм «Ковбои против пришельцев», провалившийся ниже плинтуса. Потому что фанаты ковбоев не любят пришельцев, а фанатам пришельцев начхать на мировое ковбойство. Вот и в рассказе также. Была бы стильная атмосферная параллельная Венеция, но вдруг ихтиандры с акваментами попёрли и всё загадили. И ведь плохо даже не то, что они из другой истории, а плохо то, что кроме них в этой параллельной Венеции не нашлось никого, кто возмутился бы местными порядками. То есть, всех всё устраивает. То есть, нет конфликта и нет идеи. Только внезапные фашисты иногда нападают из канала. Или могут за жопу куснуть через унитаз.
nemiroff2689, 14 сентября 2025 г.
«даскараМ»
Автор, судя по всему, решил не мучить читателя скучными условностями вроде логики, мотивации и законов физики, за что ему низкий поклон. Это смело. Это броско. Это... черт возьми, что это вообще?
Текст местами очень атмосферный. Каналы, маски, кровь, грязь — все на месте. Чувствуется попытка создать что-то в духе Венеции времен Казановы. Но стиль иногда скачет, как пьяный гондольер на карнавале. То мы наблюдаем за кровавой вакханалией с почти что «Заводным апельсином» в стиле: «Толпа рвала. Толпу рвало. По крайней мере кое-кого из толпы» — браво! Лаконично и визуально. То вдруг проваливаемся в лабиринты внутреннего монолога капитана Сбарры, который рассуждает о масках с подозрительной для стража порядка дотошностью семиотика: «Он снял маску. Положил ее на стол. Затем схватил маску донны и надел ее» — отличный протокол, капитан! А что дальше? Предложите донне выпить? Следующий шаг — проверить на прочность её зубной протез?
Идея о том, что магические маски теряют силу, если их владелец узнает о смерти их создателя, — интересная. Правда, с логикой тут всё очень туманно. Вопрос на засыпку №1: Почему маска капитана Сбарры «умерла» в тот момент, когда он догадался о смерти Мастера?? Маска подключена к его мозгу по Bluetooth? Или она сломалась от его мощной «интуиции», которая, как мы помним, уже разорила один публичный дом? (Страшненька... мну боязливо жался в углу. Писал. Писил. Меня рвало. Я рвал...)Вопрос №2: Если маски — такая государственная тайна и основа власти, то почему их создатель, Мастер Всея Силлакуа, скромно живет один в доме с потайной дверью, которую могут вскрыть тройка каких-то акваменов? Где несметная стража? Где система защиты? Где, в конце концов, договор о неразглашении? Нет, он просто сидит и клеит маски, как пенсионер-рукодельник, пока к нему не приплывут обиженные русалки. (и не надерут ему его задницк, уахахахаха!) (Здесь злобный смех, а не я подавился колбасой). Вопрос №3: Мотивация антагонистов (тех самых «синекожих»). Они хотят уничтожить город, затопив его? Или захватить его, прикинувшись аристократами с помощью мертвых масок? Их план, если он есть, абсолютно непонятен. Они убили Мастера, подставили бродягу, а потом... что? Сидят под мостом и улыбаются, представляя себе потоп? (Да они мухи не обидят такими темпами...)
Персонажи здесь — не более чем функциональные единицы, призванные двигать сюжет от одной крутой сцены к другой. Донна Веджали: Циничная кукловодша. Её введение — лучшее, что есть в тексте. Но её решение убить капитана, единственного человека, который понимает масштаб угрозы, — верх идиотизма. Вместо того чтобы объединиться и искать решение, она предпочитает сохранить статус-кво до последнего. (Гениально. Шедеврально. Рукоплескаю...)
Капитан Сбарра: Его «интуиция» — это такой сюжетный джинн, который выруливает историю в нужном направлении, когда автору лень придумать нормальную завязку. «Ой, что-то мне подсказывает, что этот бродяга врет! Ой, кажется, маски все — фуфло!». Он не раскрывает дело, он его угадывает. Шерлок Холмс экстрасекс.
Бруно-Жаба: Бесправная пешка, чья роль — красиво и несправедливо умереть. Единственный, кто вызывает искреннюю жалость. Его речь с «квакающими» согласными — забавная попытка создать характер, которая, однако, больше вызывает желание вызвать логопеда...
Морские Гости (Худой и компания): Абсолютно безликие злодеи. Они не говорят, они излучают «Злость» и «Утверждение». Они приплыли, убили, уплыли. Сложно воспринимать их как угрозу, когда их общение напоминает немую сцену из плохой пантомимы.
Ну а теперь к дыркам в логике: Кровавый след. Капитан с умным видом определяет, что была борьба и было два тела, потому что кровь разного цвета. А потом оказывается, что «черная» кровь — это вообще не кровь, а какая-то морская слизь. Так бывает когда увидел, понюхал, а на вкус не попробовал... (хм... представил капитана лижущего всё это...)
Смерть судьи. Судья умирает от шока, узнав новость. Прямо в кресле. От этой же новости капитан лишь слегка побледнел, а донна Веджали вообще лишь задумалась. Видимо, у судьи было слабое сердце. Или маска его не так защищала. Или это просто очень неловкий способ убрать лишнего персонажа.
Рассказ роскошный, помпезный, но крайне шаткий. Фасад его впечатляет: атмосфера, некоторые сцены прописаны великолепно (казнь, допрос). Но стоит присмотреться — и видно, что стены кривые, лестницы ведут в никуда, а под полом плещется вода с целым выводком логических нестыковок.
И тем не менее, зрелище завораживает. Талантливо, неровно, очень амбициозно и местами до смешного нелогично...
Моя оценка 8 баллов
видфара, 21 сентября 2025 г.
Тема – обе две (маски в роли платья, а для водяных жителей раньше было лучше)
Написано затейливо, что проявляется не только в переставленных эпизодах, но и в аккуратном курсиве, переключающем восприятие читателя с сухопутного на земноводный. Послевкусие влажное, с отчётливыми нотками Венеции…
Тайна Мастера масок, видимо, умерла вместе с ним. Сюжет, если восстановить его линейность, струится вслед за роковым расследованием капитана по прозвищу Чиконья.
Чудо милосердия толпы техничное, катарсис от него бледноватый. А вот когда
«Донна коснулась своей маски, не ощутив привычного холодка.»
вот тогда холодок пробирает уже читателя, ибо это чудо куда масштабнее… Но это только при повторном прочтении…
Достоверность сказочно-условная, как и весь мир рассказа, хотя в заявленных обстоятельствах персонажи ведут себя убедительно.
Дарья Сталь, 18 сентября 2025 г.
Хороший и интересный рассказ, но мне было как-то скучновато читать, а нераскрытый фантдоп про морских тварей огорчил. Про затопленные кварталы сказано вскользь, намек на происхождение мастера есть, и вроде бы власть в городе знает больше, чем хочет показать, но даже в фокале донны (которая там будто самая умная) ответов не найти. Не знаю, кажется, если бы все крутилось вокруг масок и политики без левой расы, было бы лучше.
Esminets Marat, 3 октября 2025 г.
Отличный рассказ, ставил на второе место. Автор создал удивительный мир, который не грех развиваить и использовать в повести или романе
smilingnavern, 15 сентября 2025 г.
Не очень логичный рассказ, который умело прячет косяки за переусложненной структурой.
Но как-то так вышло, что судий там шесть, а мастер всего один. При этом его как будто бы можно заменить, поэтому появляется вопрос отчего он всего один?
Поступки героев не очень логичные. Никому не интересно разбираться в смерти человека, который представляет огромную важность для их существования.
Как они знают, что здоровье судьи не важное, но при этом не знают ничего о мастере масок? Я не очень верю в логистическую и логическую возможность такого.
Текст как будто бы утверждает, что любого за маской можно убить и никто не заметит его пропажи, что подозреваю должно работать не так.
Вишенка на торте — парадокс вдовы, где маски теряют силу, только когда кто-то узнает о смерти их создателя. Супер странное решение.
При этом всё переделано в полуперевернутую структуру похожую на фильм Memento. Но в отличие от фильма, здесь это пошло скорее на вред, а не на пользу. Думаю прямолинейный рассказ сыграл бы лучше, но скрыть косяки в логике стало бы сложнее.
yev, 15 сентября 2025 г.
даскараМ
Красивая головоломка, где черное не всегда побеждает впрочем, что тут есть что – большой вопрос.
И язык повествования хорош, даже шутки а ля анекдоты про Штирлица (потерять лицо/подошел с такой-то стороны) и как будто отсылки к анекдотам (ужас ужас) тут не раздражают, а кажутся милыми и уместными.
пользователь, 14 сентября 2025 г.
Если что, читал по номерам, а не сверху вниз, не знаю как правильно...
Рассказ описывает... в основном расследование убийства... Сложно описать без спойлеров...
Из плюсов:
Читать было довольно интересно, особенно в середине.
Интересный сюжет.
Из мелочей:
Язык довольно хороший если не смотреть не размеры.
Из минусов:
Из мелочей:
Не совсем понятно что произошло в начале(по номеру) и зачем:
А потом они зачем-то оставили одного замаскированного водяного на поверхности.
С самого начала(по номеру) показано убийство, так что расследование теряет часть интереса. Хотя рассказ скорее про последствия, а не про расследование.
Язык немного затянутый.
И непонятно зачем было переставлять главы.
В общем это довольно интересный рассказ с интересным хотя и не совсем понятным сюжетом. Написан довольно хорошим хотя и немного затянутым языком.
Karapapas, 14 сентября 2025 г.
Отличный рассказ. Очень колоритный и продуманный. Интересный мир со множеством деталей. Вроде узнаваемый, но другой, от этого ещё больше нравится.
Хотя если разбираться то у рассказа то финала и нет, если все по порядку разложить, то это отличная завязка на что-то большее.