Ксения Еленец «Краски»
Входит в:
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-28)»
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-28)»
— «Аудиопроект. Рассказы конкурса ФантЛабораторная работа»
— журнал «Горизонт, № 11, 2025», 2025 г.
Номинации на премии:
|
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший фантастический рассказ |
страница всех изданий (2 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 25 сентября 2025 г.
Ну просто роскошно. И горы знаков не потребовалось. И тема раскрыта прекрасно. Пока – по порядку чтения – мой фаворит (upd: но дальше появились новые ;) ).
Очень тёплая, чувственная проза с единственным фантдопом, без погружения в фантастические миры. Близкое, понятное, знакомое – рядом с необъяснимым. Несмотря на драматичность каждого нового эпизода «прозрений» главной героини, рассказ, повторюсь, тёплый, проникнутый любовью к людям – а для меня это очень важная составляющая оценки (не конкурсной, а вообще, в чтении «для себя») практически любого произведения либо автора.
Заключительный момент – финал жизни самой героини – напомнил мне моих знакомых дам старшего поколения, которые очень любят цитировать «У природы нет плохой погоды…», совершенно не задумываясь над тем, о чём в стихотворении Рязанова идёт речь: не о прогнозе погоды и метеоусловиях, а о том, что «…дату своего ухода надо благодарно принимать».
Елена Пилигрим, 2 октября 2025 г.
Милая, трогательная история жизни с минимальным фантдопом. Сначала очень смутил телеграфный стиль, но потом привыкла. Читалось легко и с интересом. Не попало в топ, потому что это больше женская история, чем фантастический рассказ. Фантдоп – минимальный. Плюс, я не нашла тему конкурса от слова совсем.
Из недостатков: не поняла, что вдруг примирило героиню с потерями? Как она смогла избавиться от фобии, которая, по большому счету, разрушила ее жизнь. В тексте нет кульминации осознания проблемы и ее решения (принятия). Из-за этого рассказ потерял смысл, получился простой пересказ: жил человек со своими радостями, горестями и умер. И? В чем смысл?
«Шорты, обрезанные из старых джинсов, бахромятся на щиколотках». – шорты бахромятся на щиколотках? Это как? Они упали?
видфара, 21 сентября 2025 г.
Тема – «лучшее бывшее», явленное через призму меняющегося цвета.
Написано крепко и вкусно, есть мелкие огрехи (шорты, которые бахромятся на щиколотках, конечно, незабываемый образ!). Послевкусие приятное, солоноватое от светлых слёз. Отчётливые нотки яблок, молока и шоколада в финале вызывают в читателе отчаянную ностальгию по детству…
Тайна ярко вспыхивающих и тут же выцветающих красок в жизни Даши тянет на себе весь сюжет и даже раскрывшись, сохраняет силу. Дар необъяснимый и мучительный лишь однажды помог спасти племянницу, его основная функция явно не в этом…
Чудо принятия своей участи очень честное, выстраданное. Катарсис после него настоящий и длительный.
Достоверность выше среднего: персонажи получились убедительными, хотя каждому досталось всего по несколько штрихов, да и появляются они в истории каждый на свой короткий миг.
A.Ram, 20 сентября 2025 г.
Жил-был человек. С ним случались чудеса. Человек не хотел и забил. А потом помер. Я к чему? Отлично, превосходно написанные десятилетия скуки и уныния. Практически «100 лет одиночества». Но от фантастики ждёшь возможностей, а не игнора чудес.
yev, 18 сентября 2025 г.
Краски
Хорошая история получилась, спасибо автору.
Мало фантастики разве что, но рассказ сам по себе чудесный: добрый, светлый
nemiroff2689, 15 сентября 2025 г.
Ну что ж, дорогая Дашенька-Дарья-Дарья Игоревна, сейчас вас будут бить по вашим же фразам. Будет немножко больно... Но так надо... (Надо Федя... Надо...)
Перед нами разворачивается многосерийная опера под названием «Жизнь Дашеньки, которая всех пережила и всех видела в сером цвете».
Вопрос «намба уан»: логика работы «дара». В первой сцене Булочка на кружке становится серой до смерти собаки. То есть артефакт предсказывает будущее. С Ильей на поляроиде он выцветает после того, как случилась беда (и мы догадываемся, что его переехали). А с Катюшей... Девочка на фото становится неестественно яркой. Так как это работает-то? Предсказывает смерть? Или её вероятность? Это не магический реализм, это магический беспредел ящетаю
Да, кстати, автор! Все герои здесь существуют ровно для того, чтобы Дашенька могла о них порыдать. (глубины бы им глубины...)
Булочка: Рыжая собака для убийства в первом акте. Классический приём «убей собаку — растрогай читателя». Дешёво, но эффективно. (я, как настоящий кот не плакал. Хоть и люблю собак, но не плакал. Нет. Держался. Как мог. Всхлипывал в хвост...)
Костик: Брат, который служит контрастом. Он «живёт», а главная героиня — «боится». Он женится, плодит детей, заводит рыжих щенков (какое тонкое напоминание о травме!), а она сидит в стерильной квартире. (Вот уж судьбинушка, не позавидуешь. Смахивая слезы хвостом... Чот тут у вас душно... слезоточиво...)
Объект первой любви с «драконом на кожанке» и «гитарными мозолями». Набор клише про плохого мальчика с мотоциклом, созданный для того, чтобы его можно было эффектно убить (кстати сцены с эффектно убить не дали посмотреть. Встретимся в суде за такое) и дать героине пожизненную травму. Его смерть предсказуема с момента появления.
Маруся: Единственная связь с миром. Но и она — скорее сюжетный механизм. Именно она делает тот самый снимок, именно она таскает героиню по свету, именно она приходит в финале, чтобы уйти и дать героине красиво умереть. Она не персонаж, она — бессмертная шестерёнка в маховике сюжета. (Даже если бы камаз её переехал она бы всё равно выжила. Кошачья чуйка.)
Автор обожает описания. Слишком обожает. Создаётся ощущение, что он боится, что читатель на секунду забудет, что происходит, и поэтому вставляет по три описательных прилагательных на каждое существительное.
«Молочно-шоколадная капля», «скрипучие штаны», «абсолютно серая, выцветшая Булочка», «ослепительно-яркие, режущие глаз краски», «прямо из банки, в перерывах между партиями «в дурака»». (Резаааааааать нафик, зачем нам знать, что банка была именно пятилитровая? Это важно для сюжета? Нет. Это важно для того, чтобы мы почувствовали дачную атмосферу? Нет.)
Финальная сцена, где все фотографии разом наливаются красками — это откровенный кич. Мы понимаем, что она сейчас умрёт (пахнет же молоком и шоколадом, как в детстве! это же классический сигнал!), и автор с таким пафосом ведёт нас к этой развязке, что хочется кричать: «Я понял! Можно уже не надо!»
Тем не менее. Браво. Просто браво. аж на 7 баллов...
пользователь, 15 сентября 2025 г.
Рассказ описывает... куски жизни главной героини.
Из плюсов:
Читать было скорее интересно чем нет.
Из минусов:
Сюжета нет:
Казалось бы, вот законченная история, даже мораль есть.
Но это не конец. Героиня в момент смерти пса видит как фото с ним становится ярче, а потом серее.
В следующем моменте героиня — уже лет около 20 — болтает с другом, а потом он уходит. А она видит как фото с ним опять ярчает и сереет и ей говорят что он умер.
В следующем моменте она видит подобное, но успевает вмешаться и спасти человека.
А в следующем моменте она — уже старая — видит как все фото сереют. И умирает.
Из мелочей:
Маловато действия. С героиней что-то случается и вокруг происходят какие-то события, но в основном не из-за неё.
Немного затянуто.
В общем это скорее интересный чем нет рассказ, но сюжета нет. К тому же действия мало и написано немного затянуто.
Karapapas, 14 сентября 2025 г.
Грустный, добрый, щемящий рассказ.
Одноногая собачка пробегала мимо, но не сильно наследила.
Дарья Сталь, 13 сентября 2025 г.
Первый рассказ, от которого захотелось плакать. Очень трогательно. Растущее весь рассказ напряжение и хоть и грустный, то такой логичный финал. Нравится, как автор именем обозначает возраст героини. Нравится, как её «дар» вплетается в жизнь, осознаётся по-разному в разное время, как меняется отношение к снимкам. В общем, в сердечко, спасибо, автор 💜
Esminets Marat, 3 октября 2025 г.
Девочковый рассказ про одноногую собачку во все края, но при этом неплохо, выше среднего уровня финала