Юрий Пронкин «Па-де-грас»
Входит в:
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-28)»
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-28)»
Номинации на премии:
|
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 26 сентября 2025 г.
Юмористический фантастический рассказ. По стилю напоминает классику жанра (например, Э.Ф. Расселл «Абракадабра» или его же «Немного смазки», ну, или рассказы Артура Кларка). Смешно, лаконично, гротескно. Тема №1 едва заметна. Финал практически угадывается. Понравились персонажи: схематичные, но симпатичные :)
Заставило поморщиться:
1) «– Ой-ой-ой! – причитал Виктор Кубасов, молча ощупывая ноги» (молча причитал, интересно).
2) «Надежды, что их мольбам вняли, что истязания, которыми против воли подвергали команду, прекратятся, едва вспыхнув, угасли» (во-первых, «которым»; во-вторых, если деепричастный оборот – здесь это «едва вспыхнув» — располагается МЕЖДУ двумя глаголами, к любому из которых он может быть отнесён в равной мере, то между ним и «нужным» глаголом запятая не ставится. Замысловато, зато правда. Это я на всякий случай, вдруг кому ещё пригодится).
3) сразу два паллета летят на место (паллеты женского рода, прикиньте, то есть «две паллеты»).
И апарт: можете не поверить, но меня учили танцевать падеграс. Давно дело было. Поэтому вживе представляла, как этим занимались бравые космолётчики, и фыркала от смеха.
Karapapas, 15 сентября 2025 г.
Хороший легкий интересный рассказ. Не загрузиться философскими или социальными проблемами, а отдохнуть и развлечься. Немного с юмором, но не давяще и полностью в него не уходя. Единственное, мне не хватило объема в решении проблемной ситуации, её бы расписать. А то занятия получились в разы объёмнее, не только в плане знаков, но и смысла, чем финальная задача.
Елена Пилигрим, 2 октября 2025 г.
Конкурсная тема. Ох, тут непросто, так как обе темы вроде бы присутствуют, а вроде бы и нет. Вначале команда думала, что раньше без танцев было лучше. А их «платья» с лентами для танцев – это нечто!
Жанр: Фантастическая комедия с элементами производственной прозы и лёгкой сатиры. Космос, корабль, астероиды — всё на месте, но вместо героизма и драмы — балет, лампасы и балетки. И это нереально смешно! История написана в стиле классического фантастического рассказа.
Фантдоп. Он почти абсурдный, но очень милый: хореограф со специальными лентами, которые заставляют экипаж танцевать. Идея, что танец может стать не просто эстетикой, а способом управления телом, координацией, даже спасением — неожиданная, оригинальная и забавная.
Сюжет. Сюжет прост, но держит внимание: сначала абсурд, потом сопротивление, затем принятие и в финале — танец как спасение. Композиция линейная, но с хорошими переходами: от комедии к экшену, от недоверия к восторгу. Особенно понравился момент, когда экипаж сам начинает танцевать — без лент, по собственной воле. Это красиво. Не зря Элио старался.
Персонажи. Капитан Мартинес — суровый, но с чувством юмора. Его стойкость и молчаливое принятие абсурда — очень по-человечески. Виктор и Ригобер — оба яркие, живые, с хорошей динамикой. Их диалоги — смешные и узнаваемые. Элео Скави — хореограф, дирижёр. Его спокойствие, сдержанность и уверенность одновременно являются источником комизма и уважения.
Мир и атмосфера. Космос здесь бытовой. «Олмейер» — рабочая лошадка, экипаж — обычные люди, уставшие, со своими проблемами и заморочками, не готовые к балету. И именно это делает атмосферу такой живой. И когда танец становится способом спасения — это уже не просто шутка, а красивая кульминация. Да, немного предсказуемая, но что поделаешь.
Язык и стиль. Слог лёгкий с хорошим ритмом. Диалоги — яркие, настоящие. Юмор — ненавязчивый, приятный. Особенно понравились реплики Ригобера и Виктора — они звучат, как настоящие разговоры, а не литературные конструкции.
Резюме. Повеселилась от души! Бредово — да, но весело, мило и неожиданно трогательно. Про танцы в космосе — ещё не читала, особенно в трюме. Идея — оригинальная, реализация — лёгкая, стиль — живой. Да, нет глубины, суперидеи, детально прописанных героев, но это юмористический рассказ, к чему такие сложности? С огромным удовольствием почитала бы такой рассказ в журнале. «Бармен, музыку! И погромче!»
Дарья Сталь, 13 сентября 2025 г.
Читала и смеялась, хореограф в космосе, как до этого додуматься вообще :D Все эти метания, сомнения, избегание глупых уроков взрослыми космонавтами, все очень мило и жизненно. Но, пожалуй, мне несколько не хватило применения полученных знаний более явного, что ли, чтобы не мастер хореограф, а ученики на деле применили, полностью осознали пользу, что ли... Или хотелось более яркой демонстрации «кого попало не берут» :))
Но рассказ с этим образом танцующих в космосе запомнится однозначно.
denshorin, 27 сентября 2025 г.
Рассказ «Па-де-грас» производит впечатление лёгкой сатирической миниатюры, построенной вокруг одной-единственной идеи. Сюжет здесь предельно линейный и примитивный: экипаж сталкивается с навязанным извне абсурдным испытанием, сопротивляется, затем подчиняется и в итоге находит в этом нечто полезное. Никаких неожиданных поворотов или многослойности нет — повествование движется прямой дорогой от завязки к предсказуемой развязке.
Мораль тоже проста: даже суровые люди, если их заставить, могут открыть для себя красоту и гармонию. Но эта простота выглядит чересчур утрированной и схематичной. Персонажи, несмотря на внешние различия (национальность, профессия, характерные реплики), по сути легко сливаются в одну массу. Их реакции однотипны, глубина внутреннего мира не раскрыта, и в результате они различимы лишь на уровне «здоровяк», «худой пилот», «угрюмый капитан».
Главный плюс рассказа в том, что у него есть идея и она довольно забавна: столкновение серьёзного космического антуража с театральным, почти карикатурным миром балета. В этом абсурдном контрасте кроется вся прелесть текста. Но за пределы этой центральной шутки история так и не выходит.
видфара, 21 сентября 2025 г.
Тема – «лучшее бывшее» – под сомнением.
Написано хорошо. Картинка в голове возникла сразу, особой глубины в ней не было, но прорисовка понравилась. Прочитано с улыбкой, послевкусие лёгкое и игристое, как после шампанского.
Тайна исхода противостояния внезапного хореографа и экипажа честно тащила на себе сюжет и благополучно доставила его в порт, т. е. к финалу.
Чудо, спасительное и изящное, породило такую волну катарсиса, которой хватило даже для оправдания чересчур залихватского призыва Мартинеса в баре.
Достоверность значительная: уловки упрямого экипажа убедительны, победный балет в экстремальной ситуации выглядит логично. Пожалуй, лишь сама завязка истории смотрится натянутой совой – после череды оптимизаций и сокращений настоящие боссы не стали бы реагировать на претензию о неграциозности экипажа… Ещё царапнуло упоминание световых лет в качестве единицы измерения времени.
Дочь Самурая, 21 сентября 2025 г.
Плюсы:
Свежая идея: Абсурдный корпоративный приказ о танцах для космонавтов — отличная сатирическая завязка. Очень едкое высмеивание бюрократии и её нелепостей.
Динамичный сюжет: История от конфликта до финала развивается энергично, кульминация с маневрированием и трюмом эффектна.
Яркие типажи: Экипаж и хореограф узнаваемы и колоритны, диалоги живые, с юмором.
Минусы:
Предсказуемость: Развитие сюжетa (от сопротивления к принятию и спасению с помощью танца) линейно и не содержит неожиданных поворотов.
Поверхностные мотивы: Объяснение «пожаловался какой-то» — слишком слабая мотивация для введения такого нетривиального персонажа, как хореограф. Мир корпорации проработан слабо.
Упрощённые решения: Магический приборчик с лентами, мгновенно делающий из грубых механиков танцоров слишком роялен, упрощает преодоление конфликта.
Хотя с другой стороны, эти же минусы делают рассказ более абсурдным и весёлым.
В целом, это яркий, запоминающийся рассказ-анекдот с отличной идеей и динамикой, но без глубины и с излишне простыми решениями. Работает как увлекательная история, не претендует на серьезное высказывание. Но такие рассказы очень важны и нужны, хотя бы просто улыбнуться.
yev, 17 сентября 2025 г.
Русские не танцуют 🤣 смеялась в голос. Хороший рассказ, добрый, автору спасибо!
Не поняла на какую тему написан. Ведь раньше было хуже. А платьев нет )))
пользователь, 16 сентября 2025 г.
Рассказ описывает... сложно сказать без спойлеров...
Из плюсов:
Есть немало юмора, читать было весело.
Из минусов:
Сюжета мало и ему не хватает чего-то, может конфликта, может проблемы, может интересных персонажей...
Сам сюжет:
Из мелочей:
Персонажей сложно различать, иногда непонятно кто что сделал. Наверное это из-за того что автор их называет то по имени, то по званию.
В общем это весёлый рассказ, но сюжета мало и ему чего-то не хватает.
A.Ram, 20 сентября 2025 г.
Извините, не верю. Никакой падеграс ничего не добьётся, пока полёты длинны и скучны, а экипаж достаточно образован и рукаст для создания самогонного аппарата. В вашем рассказе этого краеугольного камня эволюции нет, значит опять фэнтези.
nemiroff2689, 16 сентября 2025 г.
Йо-хо-хо. Как приятно повеяло Биолухами, что аж защипало в носу… Закройте глаза, кто боится увидеть не злого, а доброго кота. Потому что буду чуть-чуть мурчать…
Речь персонажей живая, колоритная, у каждого свой голос. Ригобер, Виктор и капитан Мартинес — узнаваемые, симпатичные типажи. Их диалоги в начале — одни из лучших моментов. Фразы вроде «Мне медведь на ноги наступил. — На уши. — Не, про уши это другой зверь» — это иронично и даже смешно (не могу поверить что говорю это…)
Многие (но не все!) моменты работают отлично. Сцена, где они нехотя раздеваются до трусов и принимают первую позицию, комична. Само описание хореографа — «лысоватый толстячок в жёлтом скафандре», который потом оказывается в трико с алыми лампасами — это великолепный контраст.
Однако, (злой кот таки вырывается наружу и рычит «мряяяяв»), добавлю яда. Текст сильно перегружен диалогами в ущерб действию и атмосфере. Автор рассказывает нам о том, что происходит, вместо того чтобы это показывать. Целые сцены (военные советы, бойкот) представляют собой сплошные разговоры, которые не двигают сюжет вперёд, а топчутся на месте.
Развитие сюжета линейно и не содержит сюрпризов. Понятно с первых строк, что нелюбимые уроки танцев спасут им жизнь в финале. Вся середина (бойкот, попытки «уволить» хореографа) проходится по накатанным рельсам.
Логика мира страдает. Если компания такая жадная и всё оптимизирует, на какой, простите, чёрт она содержит штатного хореографа и отправляет его на борт единственного корабля? Это не просто бюрократический идиотизм, это дыра в логике
Рассказ — алмаз с трещиной посередине. Рассказ неплох. Он точно не плох. Он обладает главным — душой и интересной мыслью. Мне понравилось.