fantlab ru

Юрий Пронкин «Па-де-грас»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.65
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Па-де-грас

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «28-я Фантлабораторная работа»

Входит в:

Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший фантастический рассказ

Издания: ВСЕ (1)
/период:
2020-е (1)
/языки:
русский (1)


Электронные издания:

Па-де-грас
2025 г.

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Юмористический фантастический рассказ. По стилю напоминает классику жанра (например, Э.Ф. Расселл «Абракадабра» или его же «Немного смазки», ну, или рассказы Артура Кларка). Смешно, лаконично, гротескно. Тема №1 едва заметна. Финал практически угадывается. Понравились персонажи: схематичные, но симпатичные :)

Заставило поморщиться:

1) «– Ой-ой-ой! – причитал Виктор Кубасов, молча ощупывая ноги» (молча причитал, интересно).

2) «Надежды, что их мольбам вняли, что истязания, которыми против воли подвергали команду, прекратятся, едва вспыхнув, угасли» (во-первых, «которым»; во-вторых, если деепричастный оборот – здесь это «едва вспыхнув» — располагается МЕЖДУ двумя глаголами, к любому из которых он может быть отнесён в равной мере, то между ним и «нужным» глаголом запятая не ставится. Замысловато, зато правда. Это я на всякий случай, вдруг кому ещё пригодится).

3) сразу два паллета летят на место (паллеты женского рода, прикиньте, то есть «две паллеты»).

И апарт: можете не поверить, но меня учили танцевать падеграс. Давно дело было. Поэтому вживе представляла, как этим занимались бравые космолётчики, и фыркала от смеха.

Оценка: нет
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Хороший легкий интересный рассказ. Не загрузиться философскими или социальными проблемами, а отдохнуть и развлечься. Немного с юмором, но не давяще и полностью в него не уходя. Единственное, мне не хватило объема в решении проблемной ситуации, её бы расписать. А то занятия получились в разы объёмнее, не только в плане знаков, но и смысла, чем финальная задача.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Конкурсная тема. Ох, тут непросто, так как обе темы вроде бы присутствуют, а вроде бы и нет. Вначале команда думала, что раньше без танцев было лучше. А их «платья» с лентами для танцев – это нечто!

Жанр: Фантастическая комедия с элементами производственной прозы и лёгкой сатиры. Космос, корабль, астероиды — всё на месте, но вместо героизма и драмы — балет, лампасы и балетки. И это нереально смешно! История написана в стиле классического фантастического рассказа.

Фантдоп. Он почти абсурдный, но очень милый: хореограф со специальными лентами, которые заставляют экипаж танцевать. Идея, что танец может стать не просто эстетикой, а способом управления телом, координацией, даже спасением — неожиданная, оригинальная и забавная.

Сюжет. Сюжет прост, но держит внимание: сначала абсурд, потом сопротивление, затем принятие и в финале — танец как спасение. Композиция линейная, но с хорошими переходами: от комедии к экшену, от недоверия к восторгу. Особенно понравился момент, когда экипаж сам начинает танцевать — без лент, по собственной воле. Это красиво. Не зря Элио старался.

Персонажи. Капитан Мартинес — суровый, но с чувством юмора. Его стойкость и молчаливое принятие абсурда — очень по-человечески. Виктор и Ригобер — оба яркие, живые, с хорошей динамикой. Их диалоги — смешные и узнаваемые. Элео Скави — хореограф, дирижёр. Его спокойствие, сдержанность и уверенность одновременно являются источником комизма и уважения.

Мир и атмосфера. Космос здесь бытовой. «Олмейер» — рабочая лошадка, экипаж — обычные люди, уставшие, со своими проблемами и заморочками, не готовые к балету. И именно это делает атмосферу такой живой. И когда танец становится способом спасения — это уже не просто шутка, а красивая кульминация. Да, немного предсказуемая, но что поделаешь.

Язык и стиль. Слог лёгкий с хорошим ритмом. Диалоги — яркие, настоящие. Юмор — ненавязчивый, приятный. Особенно понравились реплики Ригобера и Виктора — они звучат, как настоящие разговоры, а не литературные конструкции.

Резюме. Повеселилась от души! Бредово — да, но весело, мило и неожиданно трогательно. Про танцы в космосе — ещё не читала, особенно в трюме. Идея — оригинальная, реализация — лёгкая, стиль — живой. Да, нет глубины, суперидеи, детально прописанных героев, но это юмористический рассказ, к чему такие сложности? С огромным удовольствием почитала бы такой рассказ в журнале. «Бармен, музыку! И погромче!»

Оценка: 8
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Читала и смеялась, хореограф в космосе, как до этого додуматься вообще :D Все эти метания, сомнения, избегание глупых уроков взрослыми космонавтами, все очень мило и жизненно. Но, пожалуй, мне несколько не хватило применения полученных знаний более явного, что ли, чтобы не мастер хореограф, а ученики на деле применили, полностью осознали пользу, что ли... Или хотелось более яркой демонстрации «кого попало не берут» :))

Но рассказ с этим образом танцующих в космосе запомнится однозначно.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Па-де-грас» производит впечатление лёгкой сатирической миниатюры, построенной вокруг одной-единственной идеи. Сюжет здесь предельно линейный и примитивный: экипаж сталкивается с навязанным извне абсурдным испытанием, сопротивляется, затем подчиняется и в итоге находит в этом нечто полезное. Никаких неожиданных поворотов или многослойности нет — повествование движется прямой дорогой от завязки к предсказуемой развязке.

Мораль тоже проста: даже суровые люди, если их заставить, могут открыть для себя красоту и гармонию. Но эта простота выглядит чересчур утрированной и схематичной. Персонажи, несмотря на внешние различия (национальность, профессия, характерные реплики), по сути легко сливаются в одну массу. Их реакции однотипны, глубина внутреннего мира не раскрыта, и в результате они различимы лишь на уровне «здоровяк», «худой пилот», «угрюмый капитан».

Главный плюс рассказа в том, что у него есть идея и она довольно забавна: столкновение серьёзного космического антуража с театральным, почти карикатурным миром балета. В этом абсурдном контрасте кроется вся прелесть текста. Но за пределы этой центральной шутки история так и не выходит.

Оценка: 6
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Тема – «лучшее бывшее» – под сомнением.

Написано хорошо. Картинка в голове возникла сразу, особой глубины в ней не было, но прорисовка понравилась. Прочитано с улыбкой, послевкусие лёгкое и игристое, как после шампанского.

Тайна исхода противостояния внезапного хореографа и экипажа честно тащила на себе сюжет и благополучно доставила его в порт, т. е. к финалу.

Чудо, спасительное и изящное, породило такую волну катарсиса, которой хватило даже для оправдания чересчур залихватского призыва Мартинеса в баре.

Достоверность значительная: уловки упрямого экипажа убедительны, победный балет в экстремальной ситуации выглядит логично. Пожалуй, лишь сама завязка истории смотрится натянутой совой – после череды оптимизаций и сокращений настоящие боссы не стали бы реагировать на претензию о неграциозности экипажа… Ещё царапнуло упоминание световых лет в качестве единицы измерения времени.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Плюсы:

Свежая идея: Абсурдный корпоративный приказ о танцах для космонавтов — отличная сатирическая завязка. Очень едкое высмеивание бюрократии и её нелепостей.

Динамичный сюжет: История от конфликта до финала развивается энергично, кульминация с маневрированием и трюмом эффектна.

Яркие типажи: Экипаж и хореограф узнаваемы и колоритны, диалоги живые, с юмором.

Минусы:

Предсказуемость: Развитие сюжетa (от сопротивления к принятию и спасению с помощью танца) линейно и не содержит неожиданных поворотов.

Поверхностные мотивы: Объяснение «пожаловался какой-то» — слишком слабая мотивация для введения такого нетривиального персонажа, как хореограф. Мир корпорации проработан слабо.

Упрощённые решения: Магический приборчик с лентами, мгновенно делающий из грубых механиков танцоров слишком роялен, упрощает преодоление конфликта.

Хотя с другой стороны, эти же минусы делают рассказ более абсурдным и весёлым.

В целом, это яркий, запоминающийся рассказ-анекдот с отличной идеей и динамикой, но без глубины и с излишне простыми решениями. Работает как увлекательная история, не претендует на серьезное высказывание. Но такие рассказы очень важны и нужны, хотя бы просто улыбнуться.

Оценка: 8
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Русские не танцуют 🤣 смеялась в голос. Хороший рассказ, добрый, автору спасибо!

Не поняла на какую тему написан. Ведь раньше было хуже. А платьев нет )))

Оценка: нет
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Рассказ описывает... сложно сказать без спойлеров...

Из плюсов:

Есть немало юмора, читать было весело.

Из минусов:

Сюжета мало и ему не хватает чего-то, может конфликта, может проблемы, может интересных персонажей...

Сам сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Присылают в команду космического корабля учителя танцев. Команда сначала не хочет учится танцам, но потом заинтересовывается и всем нравится. А в конце на корабле случается авария и команда с помощью полученной ловкости довольно легко справляется с ней.

Из мелочей:

Персонажей сложно различать, иногда непонятно кто что сделал. Наверное это из-за того что автор их называет то по имени, то по званию.

В общем это весёлый рассказ, но сюжета мало и ему чего-то не хватает.

Оценка: 7
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

Извините, не верю. Никакой падеграс ничего не добьётся, пока полёты длинны и скучны, а экипаж достаточно образован и рукаст для создания самогонного аппарата. В вашем рассказе этого краеугольного камня эволюции нет, значит опять фэнтези.

Оценка: нет
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

Йо-хо-хо. Как приятно повеяло Биолухами, что аж защипало в носу… Закройте глаза, кто боится увидеть не злого, а доброго кота. Потому что буду чуть-чуть мурчать…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея — блеск. Концепция «хореограф на грузовом космическом корабле» — это пять с плюсом. Она абсурдна, свежа, остроумна и идеально ложится в традиции классической сатирической НФ, где бюрократический идиотизм сталкивается с суровой реальностью. Это сильнейшая сторона рассказа.

Речь персонажей живая, колоритная, у каждого свой голос. Ригобер, Виктор и капитан Мартинес — узнаваемые, симпатичные типажи. Их диалоги в начале — одни из лучших моментов. Фразы вроде «Мне медведь на ноги наступил. — На уши. — Не, про уши это другой зверь» — это иронично и даже смешно (не могу поверить что говорю это…)

Многие (но не все!) моменты работают отлично. Сцена, где они нехотя раздеваются до трусов и принимают первую позицию, комична. Само описание хореографа — «лысоватый толстячок в жёлтом скафандре», который потом оказывается в трико с алыми лампасами — это великолепный контраст.

Однако, (злой кот таки вырывается наружу и рычит «мряяяяв»), добавлю яда. Текст сильно перегружен диалогами в ущерб действию и атмосфере. Автор рассказывает нам о том, что происходит, вместо того чтобы это показывать. Целые сцены (военные советы, бойкот) представляют собой сплошные разговоры, которые не двигают сюжет вперёд, а топчутся на месте.

Развитие сюжета линейно и не содержит сюрпризов. Понятно с первых строк, что нелюбимые уроки танцев спасут им жизнь в финале. Вся середина (бойкот, попытки «уволить» хореографа) проходится по накатанным рельсам.

Логика мира страдает. Если компания такая жадная и всё оптимизирует, на какой, простите, чёрт она содержит штатного хореографа и отправляет его на борт единственного корабля? Это не просто бюрократический идиотизм, это дыра в логике

Рассказ — алмаз с трещиной посередине. Рассказ неплох. Он точно не плох. Он обладает главным — душой и интересной мыслью. Мне понравилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх