fantlab ru

Лев Толстой «Крейцерова соната»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
229
Моя оценка:
-

подробнее

Крейцерова соната

Повесть, год (год написания: 1889)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Наверное, вам приходилось слышать много откровенных рассказов в поездах? Один из героев повести под влиянием разговора о любви начинает рассказывать свою историю. Историю, которая начиналась радостью и наслаждениями молодости, а закончилась убийством. Это история его жизни, шокирующая история убийства любимой жены.

Что такое супружество на самом деле, счастливы ли миллионы людей в браке? Лев Толстой отвечает на вечные вопросы о любви и нравственности, рассуждает о многогранной человеческой психологии.

Примечание:

Повесть написана в 1887-1889 гг.


Входит в:

— антологию «Повести о любви», 1975 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

— антологию «О любви», 2011 г.

— антологию «Любовь и грех в русской классике», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 78

Активный словарный запас: крайне низкий (1995 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Крейцерова соната» 1914, Россия, реж: Владимир Гардин

«Крейцерова соната» 1987, реж: Софья Милькина, Михаил Швейцер



Похожие произведения:

 

 


Крейцерова соната
1958 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 10. Произведения 1872-1890 годов
1959 г.
Повести о любви. Том 2
1975 г.
Лев Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Избранное
1986 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1987 г.
Повести о любви. Том 2
1988 г.
Повести и рассказы
1998 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Крейцерова соната
2006 г.
Крейцерова соната
2007 г.
Крейцерова соната. Избранное
2007 г.
Полное собрание романов и повестей в 2 томах. Том 2
2009 г.
Крейцерова соната
2010 г.
О любви
2011 г.
О страстях и пороках
2011 г.
Крейцерова соната
2012 г.
Дьявол. Крейцерова соната
2013 г.
Любовь и грех в русской классике. Повести и рассказы
2015 г.
Крейцерова соната
2016 г.
Крейцерова соната
2017 г.
Семейное счастье. Крейцерова соната
2019 г.
Крейцерова соната
2019 г.
Крейцерова соната
2020 г.
Крейцерова соната
2021 г.

Аудиокниги:

Аудиособрание сочинений. Том 5
2003 г.
Крейцерова соната
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга гениальная во всех смыслах, так как правдива и откровенна. Тема семейной и до-семейной жизни раскрыта с максимально честной стороны мужчины (кстати женщинам вряд ли это понравится!, и вряд ли они поверят в такой мужской мир, но к сожалению это так), и это за десятилетия до открытий психоанализа Зигмунда Фрейда, хотя почти не сомневаюсь, что тот почитывал нашего классика. Книга не похожа на типичного Толстого по ряду причин, нет больше аристократического жеманства, эстетики поведения, описаний крестьянского быта. Сюжет дико актуален и современен, и боюсь это сказать, будет еще со временем тысячи лет, ведь человеческие инстинкты и мотивация не изменятся, а именно о них и идет речь в книге. Здесь нет неспешащего привычного толстовского повествования, кажется, что автора прорвало, что он так долго обо всем этом молчал, и наконец заговорил. В слогу чувствуется много-много личного, хотя главный монолог ведется от третьего лица, но мы видим, что в его уста Толстой вкладывает и свои события жизни, например, предложение перед замужеством прочитать дневник о своих похождениях жене. Книга потрясающая, и я уверен те, кто ставят ей низкие балы, так это женщины, которые просто не хотят верить в то, что описанное там чистейшая правда.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть. Начинается легко с поездного разговора в стиле: «весь мир бардак, все бабы ....», а заканчивается глубокой, детальной исповедью ревнивца-женоубийцы. Причем так глубоко описаны все чувства ГГ он вступления в брак до похорон убиенной им супруги, что тут не обошлось без участия личного темперамента и личных переживаний. Не поставил 10 только потому, что Лев Николаевич писал повесть в 59-61 лет и для меня это крайне странно. Настолько странно, что из-за непонимания мотивов автора даже снизил оценку произведению.

Идея такой повести может возникнуть у человека в 25 лет, ну ладно в 30, да блин, пусть даже в 40, если человек тугодум, поздний так сказать, но в 60 лет все «работники умственного труда» (а другие такое не будут ни читать, ни писать) уже давным давно это все осмыслили, пережили/переболели, дали свои оценки и сделали выводы и даже давным-давно утратили к этой теме какой-либо мало-мальский интерес, так как это базовые/скелетные эмоциональные блоки человека (пища, размножение, безопасность ...).

Тема ревности, верности, как по мне, может быть интересна только в тот период, когда человек находится в активном пубертатном периоде с высокими значениями гармонов и показателей жизненных сил. В 60 лет прекрасно можно жить половой жизнью, семейными ценностями и т.д. , но в этом возрасте уже поздно и не интересно думать о природе ревности и измен.

Но, если не думать ни о чем, а просто читать — Великолепно!!! Прям веришь всей цепочке рассуждений ревнивца и понимаешь, почему он не видит изъяны в своей логике.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная повесть! Ну, в ней великолепно все — и писательская «безуминка», и затронутые темы, и само построение повествования (бОльшая часть произведения — это монолог главного героя, и он достоин встать в один ряд с гениальными монологами персонажей позднего Чехова («Палата 6», «Огни» и проч.))

Лично для себя я также выделяю отзывы на эту книжечку))). Так как главный предмет обсуждения является мягко говоря «щекотливым» для людей (прибавим максимально откровенное и «нецензурное» раскрытие темы, ну строго субъективное разумеется), читать их одно удовольствие, у меня даже есть мини-хобби — заходит на гудридс, и наслаждаться этим «отдельным видом искусства (особенно доставляют отзывы женщин).

У повести также есть послесловие, читать которое не менее интересно, рекомендую ознакомиться!

Залипал в Тик-Токе и что-то захотелось накатать отзыв))

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть прочитал случайно, задали сыну на внеклассное чтение на лето, книга попалась под руку и .... Моё впечатление — лучше бы не читал. Да, классик, автор величайших произведений. Но его извечные метания между ангелом и демоном утомляют. Атмосфера нервозности и пафоса, истеричность и самооправдания главного героя, устами которого Толстой предъявляет миру свой взгляд на семейную жизнь и устройство общества, протыкают эту повесть насквозь. «Домострой» по Толстому представился мне смесью мормонианства и жестких канонов православия, если такое вобще возможно. Я согласен с тем, что описывая страдания Позднышева, его мысли, автор во многом описывает нашу сегодняшнюю жизнь, современную реальность. Обвинения в развратности сыпятся на всех: женщин, врачей скульптуров, художников. Не скрою, моё мнение по отношению к автору предвзято, так как я читал отрывки воспоминаний его жены Софьи, где моралист и философ Толстой предстаёт в миру в другом свете, поступающим в жизни совсем наоборот.

На мой взгляд, повесть спорная и неоднозначная, есть мысли верные и правильные, но некоторые безаппеляционные рассуждения о нравственности из уст главного героя, убийцы между прочим, своей жены, раздражают.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А между тем все знают, что именно посредством этих самых занятий, в особенности музыкой, и происходит большая доля прелюбодеяний в нашем обществе»...

Что ж, вступив в зрелый этап своей писательской карьеры, Лев Николаевич решил обратиться к жанру психологического детектива и создал довольно противоречивое, неоднозначное произведение под названием «Крейцерова Соната». Действительно, сюжет в повести разворачивается в стиле «перевёрнутого детектива», изобретателем которого нескромно считал себя британский писатель Ричард Остин Фримен. Преступник в «Крейцеровой Сонате» распознаётся с первых страниц в момент когда один из пассажиров купейного поезда заявляет соседу:

« Я Позднышев, тот, с которым случился критический эпизод, на который вы намекаете, тот эпизод, что он жену убил».

Дальнейшее течение событий происходит в объяснении мотивации Позднышева и причинах, которые привели к трагедии. Камерность и герметичность окружающей обстановки для начальных условий истории обеспечивается уютной атмосферой купе со стаканами крепкого чая и спящими попутчиками. Читатель, подобно сыщику, с каждой главой становится все ближе к финальной кульминации сего действа.

Вся середина книги, наделавшая много шуму, посвящена измышлениям на тему разврата, супружества и проблемных моментов в семейных отношениях. Главный герой, у которого «пять человек детей» размышляет во многих вещах чересчур прямолинейно и жестоко.

Французский художник Гастон Барре нарисовал к этой книге в 1952-м году цикл превосходных иллюстраций, тонко и эротично изобразив жену главного героя.

Итого: произведение написано лёгким языком, почти полностью отсутствуют цитаты и исключены географические названия. Но все, что здесь есть, имеет горькую окраску.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хочу говорить об идеалах Толстого, потому что я их не разделяю. Я прочитала послесловие Толстого к этой повести, подловить его в самопротиворечии во время прочтения мне не удалось, показалось, что всё логично, но догму (аксиому), от которой он оттолкнулся (учение Христа, как он его понимает), я не разделяю, а потому в чем-то я с ним согласна, в чем-то — нет, а спор о его взглядах на нравственность, в частности по вопросу половых отношений, будет довольно глуп. В своей вере он прав. Он сам ей не следовал в точности — а кто может похвастаться тем, что достиг своего идеала, что свят со своей точки зрения?

А вот чем хороши художественные произведения, так это тем, что в них чья-та история. И даже если автор транслирует нам мысль, которую мы принимать не хотим, то произведение всё равно может зацепить за душу, увлечь и вызвать много мыслей. Вот мне эта повесть очень понравилась, чего не могу сказать о главном герое Позднышеве. Весьма неприятная личность, даже, я бы сказала, мерзкая. Интересно, что именно такому совсем несимпатичному персонажу Толстой доверяет высказать свои идеи. Даже странно, мне кажется.

Позднышев — личность сломленная, его грех довел его не до прозрения, не до переоценки своей жизни, не до «воскресения», а до дна, мне кажется. Что-то он осознал, в чем-то раскаялся, но не может он избавиться от своих грехов, нет полного раскаяния, нет искупления, есть какое-то доживание в непреходящей огромной жалости к себе. Ему настолько жаль свою загубленную жизнь и душу, что это затмевает всё остальное. Ему всю жизнь было себя жаль. Он мучается-мучается-мучается...

Толстой пытается словами Позднышева показать, что виной этому развратная с самого юношества жизнь Позднышева. Может, и так, а может, корни еще глубже. Ведь Позднышев всю свою супружескую жизнь смотрел на свою жену как на свою собственность, не видел и не пытался увидеть в ней человека, а видел в ней только животное начало (по его собственному признанию впервые он увидел в ней человека, когда она умирала). И его дикие приступы ревности — разве они от его посещений в младые годы публичных домов? О, это было вбито в него очень рано и очень глубоко.

Больше всего в произведении Н.Чернышевского «Что делать?», когда я читала его в бытность мою школьницей, мне понравилось и запомнилось мнение Рахметова о ревности (хотя теория разумного эгоизма тоже показалась разумной):

»- Вы не признаете ревности, Рахметов?

- В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство, это фальшивое чувство, это гнусное чувство, это явление того порядка вещей, по которому я никому не даю носить мое белье, курить из моего мундштука; это следствие взгляда на человека, как на мою принадлежность, как на вещь.

- Но, Рахметов, если не признавать ревности, из этого выходят страшные последствия.

- Для того, кто имеет её, они страшны, а для того, кто не имеет её, в них нет ничего не только страшного, даже важного.»

Не в половой страсти была дикость и мерзость отношений Позднышева с женой, а в его диком отношении к ней не как к человеку, а как к своему белью, которое периодически вдруг пытается возомнить себя чем-то иным. И в итоге достало его это белье в конец и изрезал он его на куски. И удивительное дело — суд оправдал убийство, ведь Позднышев честь свою защищал, и это при том, что даже факта измены не было установлено. Хотя что тут удивительного — общество тоже посмотрело на жену Позднышева как на белье и тоже забраковало.

И мне показалось, что мучается Позднышев своей ревностью до сих пор, хоть уже и ведет жизнь вроде как воздержанную, а только кроме ревности добавилось ему еще и жуткое чувство вины за отнятую жизнь человеческую.

В общем, к концу повести мне даже жаль стало этого Позднышева. Нет ему спасения, нет ему мира.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ни фраза, то афоризм (по памяти):

Барыня: А что же делать, коли жена мужа не любит?

Купец:Не любит? Небось полюбит!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брался читать повесть, что называется, «для общего образования», ничего хорошего в ней найти не ожидая. Видимо именно поэтому и нашел)

Александр Сергеевич в свое время уже объяснил нам, что вдохновленный поэт в моменты творчества себе не принадлежит, а лишь транслирует помимо своей воли некую высшую истину. Странным образом начало свое эта идея берет, насколько я понимаю, из традиционного ислама, озабоченного сохранением священных книг в неприкосновенности. То есть для защиты сакральных текстов был придуман вот такой трюк: дескать, не важно, что ты сегодня громко заявляешь во всеуслышание прямо противоположное, важно, что вчера, когда ты писал, тобой владел святой дух (тема также отлично обыграна «Книгой Г'Кара» в моем любимом «Вавилоне-5»). В таком виде мысль, само собой, выглядит довольно нелепо.

Но похоже, что именно это с Толстым и произошло, когда он писал «Крейцерову сонату». Повесть вышла, как бы сказать... художественно полноценной. Нет, я говорю в данном случае не о стилистических красотах – с родным языком Лев Николаич, как известно, был в весьма натянутых отношениях, находя физически трудным писать гладкие предложения длиной меньше двух страниц. Хотя даже фантлабовский алгоритм лингвистического анализа подтверждает: фразы в «Сонате» короче, чем в «Войне и мире», да и вообще «стиль Льва Толстого в этом произведении немного разнится со средним стилем автора». Но я о другой художественности. О внимании к деталям. О пусть и переполненной заблуждениями, но главное — очень подробной и въедливой саморефлексии героя. О том стиле построения художественной реальности, который как бы дает возможность просунуть голову за поверхность холста, нырнуть внутрь картины, изучить сцену изнутри – и не согласиться с автором, увидев то, что даже от него, создателя сцены, ускользнуло. Писатели с большой буквы создают эту неоднозначность осознанно; желание оживить свои миры вкупе с простой человеческой честностью побуждают их рассматривать явления со всех сторон, даже если это не способствует пропаганде их личных взглядов. Толстой, очевидно, к таким писателям не относится: в рамках произведения этические выкладки героя (или злодея?) не встречают достойного отпора, а в послесловии ЛНТ и сам сознается, что да, он разделяет большинство из этих позиций, что ради их продвижения он и взялся писать повесть. Зато дотошно-реалистический художественный метод создает эффект наподобие сеанса у хорошего психоаналитика: пациент сам вытаскивает из своего подсознания ту чистую незамутненную правду, о существовании которой и не подозревал.

Так что прочитать повесть все таки стоит, но только руководствуясь принципом «предупрежден – значит вооружен». То есть с позиции не восхищенного почитателя, принимающего за чистую монету каждое слово «великого русского классика», а скорее того самого врача-психолога, вычитывающего в рассказе пациента между строк больше, нежели тот сам пытается сказать.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивое впечатление. С одной стороны великолепно прописанные сюжетный драматизм и моральные терзания героя. С другой — отвратительная (по личному восприятию) нравственно-этическая концепция автора. Последняя оставила гнетущее впечатление и навеяла мысли о тяжести для близких от совместного пребывания рядом с Толстым на склоне его лет. Тем не менее, не вызывает сомнений, что это проза высочайшего художественного уровня. А то, что о содержании этого произведения хочется рассуждать и спорить до хрипоты, говорит только в его пользу. В общем, если оценивать по оставшемуся послевкусию — твердая «четверка» по пятибальной.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх