fantlab ru

Александр Петрович Казанцев «Фаэты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
789
Моя оценка:
-

подробнее

Фаэты

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Планета Фаэтон разлетается на куски из-за применения ядерного оружия в вооруженном конфликте двух ее материков. Фаэты, которые находились во время взрыва в космосе обосновываются на Земле и на Марсе. Потомки первых фаэтов Марса узнают о скором столкновении Земли с Луной и решают с помощью ядерных взрывов изменить направление движения блуждающего спутника. В далеком будущем люди узнают о спасении Земли и решают вернуть Долг Разума своим братьям по разуму (а возможно и по крови).

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая часть «Гибель Фаэны» была в «Искателях» № 3 и 4 за 1971 год.



В произведение входит:


7.52 (23)
-
1 отз.
  • Сыны Солнца
  • Долг (1972), написано в 1968  
8.00 (1)
-
  • Братья

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Морской флот 1971'9», 1971 г.

— журнал «Искатель 1972'4», 1972 г.

— журнал «Искатель 1972'5», 1972 г.

— журнал «Морской флот 1972'10», 1972 г.

— журнал «Морской флот 1972'11», 1972 г.

— журнал «Морской флот 1972'12», 1972 г.

— журнал «Искатель 1973'2», 1973 г.

— журнал «Искатель 1973'3», 1973 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 451

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2656 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Фаэты
1974 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1978 г.
Фаэты. Рассказы о необыкновенном
1984 г.
Александр Казанцев. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1989 г.
Фаэты
1997 г.
Сочинения в 3 томах. Том 3. Фаэты
2001 г.
Фаэты
2010 г.
Фаэты
2015 г.
Фаэты
2018 г.

Периодика:

Морской флот 1971'9
1971 г.
Морской флот 1972'10
1972 г.
Морской флот 1972'11
1972 г.
Морской флот 1972'12
1972 г.
Искатель № 4 1972
1972 г.
Искатель № 5 1972
1972 г.
Искатель № 2 1973
1973 г.
Искатель № 3 1973
1973 г.

Издания на иностранных языках:

Fajetai
1980 г.
(литовский)
Zánik Faeny
1986 г.
(чешский)
Phaéna, l'effondrement d'un monde
1987 г.
(французский)
The Destruction of Faena
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика и конспирология

Роман прочел в детстве. Был в восторге. Перечитал в студенческой юности, когда Великая империя на всех парах мчалась к краху, подгоняемая своей гнилой элиткой и населением, жаждавшим побыстрее продать все достижения отцов за джинсы и 20 видов колбасы в магазине. Мнение не поменял. Разумеется, это никакая не подростковая литература, а великолепный образчик классической советской фантастики, где приключенческий сюжет сочетается с глубокими политическими и научными прозрениями.

Теперь, когда нашему широкому читателю оказался доступен весь пласт переводов классической западной НФ того времени, можно смело утверждать, что Фаэты не уступают лучшим произведениям Гамильтона, Уильямсона или Нортон, а в чем-то и превосходят. Что касается идеологич. составляющей, то и у западных авторов ее было не меньше, а справедливое коммунистич. будущее Казанцева лично мне намного симпатичнее аналогов у его западных коллег.

Попытки сравнения Казанцева с Ефремовым считаю некорректными. Это все равно, что сравнивать Гамильтона с Олдисом или Биром. Разные жанры, разные задачи, и — да, заведомо разный уровень писательской мощи. Но в своей нише Казанцев — классик, без всяких скидок.

А чтобы слегка заинтриговать читателей, в заключение отмечу факт, мимо которого прошли прочие рецензенты. Я имею ввиду описание начала ядерной войны на Фаэтоне. По сути, это сценарий срабатывания в СССР сверхсекретной на тот момент системы Периметр, более известной на Западе в кодировке НАТО, как Мертвая рука. Система создавалась, на тот случай, если некому будет отдать приказ о запуске ядерных ракет. Датчики регистрировали смертельное повышение радиации в стране, после чего система автоматически давала команду на запуск. На момент написания романа эта система только разрабатывалась.

Что это? Гениальное прозрение автора? Или он, благодаря своим связям в руководстве страны, знал чуть больше обычных ее граждан? Тогда кто позволил ему раскрыть эту информацию?..

Да, фантастику ближнего прицела Казанцева, типа «Арктического моста», мы уже забыли, и правильно — даже в детстве с трудом осилил это занудство )). А вот Фаэты останутся с нами надолго, как вершина творчества писателя.

Оценка: 7
– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

В период моей ранней юности для меня, пожалуй, не было более любимой и более ценной книги чем «Фаэты» Казанцева. После неё был и тяжеловесный «Пылающий остров» и крайне сухой «Арктический мост» и многие другие романы и повести, но лишь «Фаэтам», из всего творчества Казанцева, было суждено остаться в моём сердце.

Моё знакомство с этой книгой, как и у большинства читателей, произошло благодаря стараниям умудрённой библиотекарши (о сколько книг-миров для нас открыли эти чудесные люди и как незаслуженно забыт их труд сейчас), которая подсунула мне увесистый томик «Фаэтов». Взяв его первый раз в руки, я несколько стушевался перед его объёмом, мрачной чёрной обложкой (как позже выяснилось эта книга, в виду своей зачитанности, была заново переплетена и на месте узнаваемой «рамочной» обложки бордового цвета появилось угольно-чёрное нечто) и незнакомым автором. Но в этом издании было то, что сразу заставило меня отринуть все страхи и взяться за чтение сего романа. Этим поворотным моментом для меня оказались поразительные иллюстрации Макарова: взрыв планеты и руины городов, космическая станция и джунгли девственной Земли, египетские фараоны и ацтекские жрецы. Все влекло и интриговало сочетанием известных образов в необычном сочетании. Ещё до начала чтения книги, жутко захотелось узнать, каким образом связаны между собой эти иллюстрации. Я надеюсь, что читатель простить меня за это лирическое отступление, ну а теперь вернёмся к нашим «баранам».

А «бараны» у Казанцева ой как хороши, просто на загляденье. Итак, в данном романе мы являемся свидетелями необычного синтеза различных поджанров в мире фантастики. Здесь есть и очевидный палеоконтакт, и весьма удачное использование различных мифов и легенд, и элементы постапокалипсиса и космической «робинзониады», контакт землян с обитателями иных планет и многое-многое другое. Некоторые могут обвинить автора в наивности и в идеологической услужливости властям, но кто этим не грешил в советской фантастике?!? Разве этого не было в ранних романах братьев Стругацких или у того же Ефремова?!? Было, но в их адрес подобных нападок почему-то гораздо меньше? А что касаемо простоты характеров главных героев, отсутствия острого социально-психологического конфликта и наивности сюжета, то здесь позволю себе провести следующую аналогию между «Фаэтами» и частью современной фантастической прозы: выбирая между ГАЗ-21 и Ладой Калиной, я скорее выберу ненавороченную и тихоходную «Волгу», нежели пропиаренную «Клюкву». Более того, данное произведение предназначено для определённого читателя, пребывающего в возрасте 12-14 лет, а уж в этом возрасте, я думаю с этим многие согласятся, не всякий подросток будет искать в приключенческом романе многосложный метафизический подтекст или пятислойную смысловую нагрузку-начинку.

И последнее, так сказать постскриптум на минорной ноте. Всё вышеизложенной есть не что иное, как впечатления моей далёкой юности, поток эмоций и воспоминаний (это, к слову сказать, ещё один плюс «Фаэтам», не всякий современный роман оставит столь тёплые и приятные воспоминания). Дочитав тогда этот роман, я распрощался с трагической и интересной историей фаэтов. Читая же этот роман сейчас, я ловлю себя на мысли о том, что все неоспоримые достоинства «Фаэтов» каким-то непостижимым образом скукоживаются, уходят в тень и затравленно озираются на вдруг вымахавшие недостатки романа. Все минусы Казанцева кажутся жирнее; сюжетные промахи – абсурднее, образы героев – примитивнее и т.д. и т.п. Произошло что-то странное и необратимое, и очень жаль, что нельзя вновь пережить то упоение чтением переплетённого и зачитанного романа с необычными иллюстрациями. Очень жаль, что распрощавшись с фаэтами, у меня не получилось встретить их вновь.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я творчеством Александра Петровича Казанцева неподдельно восхищаюсь, пусть и не всё еще прочитал. Так, что никаких отрицательных эмоций у меня роман «Фаэты» не вызвал. Но и к просто хвалебным отзывам я присоединиться не могу. Навевают на меня КОСМИЧЕСКИЕ романы Казанцева какую-то мрачную грусть. Они заставляют думать. И для меня это, не в последнюю очередь, связанно с тем, что впервые с творчеством Александра Казанцева я познакомился не через его книги, а через отзывы о нем. Есть в открытом доступе достаточное количество рассуждений по поводу советской фантастики, где Казанцева именуют: и отсталым, и ретроградом, и совком, карьеристом, конъюктурщиком, даже вором, — самые обоснованные доказательства, естественно, приводятся на «великом и могучем». Но, прочитав «Фаэтов», даже через призму всех этих мнений, я увидел большого писателя — конкретно, эпического жанра (хотя я до сих пор уверен в том, что эпос — дело далеко не индивидуальное). Язык «Фаэтов», как единственного произведения Александра Петровича, которое я тогда читал, не произвел на меня большого впечатления. Но яркие события и образы врезались в память. И для меня сюжет романа представлялся своеобразной новогодней гирляндой, сверкающий огоньками и, по огромной спирали времени, уходящей куда-то вверх — к сияющей звезде. Сейчас я перечитал «Фаэтов» уже в третий раз. И таких ассоциаций у меня больше нет. Наоборот, весь сюжет для меня — неостановимый маховик истории, вращением создающий монолитность, манящий к себе, но пугающий знанием о том, что прикосновение к нему сотрет тебя в порошок.

Самое большое разочарование у меня вызывало описание Фаэны. С приключениями на Земле всё было понятно: джунгли, экзотика, палеоконтакт. Представители технологически развитой цивилизации, столкнувшиеся с миром первобытных людоедов и поиском дальнейшего развития. Кровожадные аборигены джунглей и строители будущей Империи Инков. Космические путешествия и планетарная катастрофа. Это не может не вызвать интереса своими красочными деталями. Ну и, классическое советское будущее, в изображении которого авторы гигантские размахи строительства чередуют с великолепными описаниями природы. На этом фоне рассказ о Фаэне выглядел как-то блекло и схематично: с типичным кризисом капиталистической системы, необъясненностью многих, интересующих больше всего читателя, аспектов и наигранностью всего происходящего. Таким мое мнение было тогда. Но теперь я понял, что изображение кризиса — это и есть суть планеты Фаэна. Блекло не её описание, а сама планета. Удаленная от светила, Фаэна — мир вечных сумерек. Не даром же мариане так легко приспособились к жизни в пещерах и глаза их становились все больше. Мир, где смена дня и ночи отмечается только появлением звезд на черном небе, мир утренних туманов и замков-небоскребов с узкими окнами-бойницами. Прекраснейшее место для проявление великих чувств двух влюбленных. Но и, как литературное описание, это тоже близко своему времени. Без победы Социалистической Революции Фаэна пришла к закономерному исходу: формирование фашисткой диктатуры, защищающейся от не менее тоталитарной монополии рыночной экономики. Параллели? Аве поражает Маду своим виртуозным владением доской на волнах, чего дочь диктатора никогда в жизни не видела. А чем еще «свободный американец» может удивить чопорную, консервативную публику другого континента? Только серфингом и Кока-Колой — последней нет. Вообще, если облечь происходящее в популярный киберпанк, получится завораживающее зрелище. По примеру рассказа Азимова «Приход ночи», разве тысячи ракет в тусклом небе, зарева ядерных взрывов не сведут фаэтов с ума окончательно. Но это всё, фантазии.

Каким бы не было моё восхищение романом, читатель легко может заметить, что Казанцев допускает некоторые, портящие цельную картину, вольности. Цивилизация, существующая миллион лет без изменений, с обычным для космической оперы открытием исправных древних технологий. Неизвестно откуда взявшийся звездолет гигантов — как намек на межгалактические перелеты. Александр Петрович редактировал свои произведения, подгоняя их именно под подростковую аудиторию. А такого читателя нужно сильно заинтересовать. Но, всё же, «Фаэты» далеко не детский роман. Мысли в нем огромных масштабов, важности и противоречий. Что уж говорить, если в первоначальном варианте Яр Юпи был аналогом Адольфа Гитлера, а Ум Сат — Альберта Эйнштейна. Ум Сат раскрыл тайну распада вещества обеим сторонам, надеясь заставить их бояться последствий. А ведь, американские физики поступали так же, передовая свои разработки СССР. И теперь Ум Сат лишь постоянно ошибающийся Старец. Может ли Человек изменить Историю? В романе Казанцева «Сильнее времени», например, ответ не ясен. Тот роман основан на идеях философии космизма, где человек — лишь часть целого. Герои могут увидеть результат развития, но предотвратить процесс они не в силах. Общественная эволюция, даже суммируя результаты чужого опыта, будет совершать свои непоправимые ошибки. «Фаэты» дают на этот вопрос другой ответ. На что способен разумный человек: на всё, хоть удержать Луну от падения. Главное в этом романе — Миссия Разума. А вот, трудна ли эта Миссия?

Разум должен нести идеи Справедливости. И, согласно этим идеям, разве важно от кого произошли Братья по Разуму? Ведь, Аве не учил полинезийцев кататься на досках по волнам — их тогда не было. Тем более, он не учил инков строить мол-волнорез. Эра Луа собрала сани, хотя не знала, что это — так было разумно. Гиго Гант никогда не видел ни корабля, ни паруса, но создал их из необходимости. Важно ли? Конечно, важно! Не важными эти споры станут только после наступления всеобщей Справедливости, когда Люди будут равны. А пока, сколько людей — столько и мнений. Люди созданы равными и различаются лишь средой воспитания. Не стоит высказывать мнения о неправдоподобии общения развитых пришельцев с дикарями. Они их воспринимают, как равных. Чичкалан разочаровывает мариан, но Тиу Хаунака они считают опорой в своем деле. Знаток Знания инков — гений, ушедший дальше в науках, но не поднявшийся выше законов своего общества. Змея Людей, верховный жрец Толлы: читающий по звездам, не верящий в богов и возвращения после смерти, планирующий политические акты на поколение вперед — разве он не такой же гений для своей среды. И Тиу Хаунак точно так же примитивно рассуждает о сути Людей и необходимости сохранения чистоты крови. Весь роман строится на всё глубже уходящих столкновениях мнений. Яр Юпи и Добр Мар безумны в своей вражде, но тот же расовый конфликт разгорается и на Земе. Гор Зем не желает подчинятся новому диктатору, просто по тому, что Аве «культурный», а он сам — «высший». Через почти миллион лет эта вражда давно забыта, но друзья Инко Тихий и Нот Кри никогда не сходятся во мнении. А в наше время спор продолжают уже Галактион и Даль Петровы — родные братья. Люди продолжают делится на две противоборствующие стороны. Только культурная среда, в которой живет человек, способна на него так влиять. Люди не откажутся — до поры, до времени — от условий, гарантирующих им выживание и комфорт. Яр Юпи и Добр Мар не ничтожны — они слепы. В отрыве от общественного диктата, это обычные люди, не старающиеся быть плохими. Это не обеление диктатуры. Просто, зачем бояться обычного человека, который, вероятно, не умнее Вас. Главное, чтобы Вы были разумнее в своих суждениях. Ведь, Нот Кри высказывает идеи вполне подходящие под Учение Ненависти Яра Юпи, и к его мнению можно было прислушаться. Но вторая сторона вечного столкновения — это Люди, несущие Разум. Готовые жертвовать собой, совершая неправильные поступки ради изменений в будущем, зная, что их они никогда не увидят. Это называется подвигом. И это невозможно как-то описать — подвиг должен быть и всё. Гор Зем и Аве Мар, в отличии от «отцов-основателей», враждуют из-за своего предназначения и долга перед цивилизацией. Не тот, ни другой в Истории Земли остаться не надеются. Ива Тихая и Гиго Гант остаются, потому что это нужно народу инков — а инки имеют свои представления о жизни. Главное — это работа, которая будет продолжена марианами. В конце концов разум должен восторжествовать. Это займет огромное количество времени. Но в будущем Мы видим вражду родных братьев. Мона Тихая, Нот Кри, Ум Сат — не люди Подвига. У них есть определенные цели, но трусами или лицемерами их никто назвать не сможет. А на Галактиона Петрова, со всеми его теориями, обрушивается невероятная правда жизни. Никто его не собирается оправдывать. Хотя знак спирали, который и Инко, и Даль считают древним символом Галактики — эмблема государства Властьмания. Сын Аве и Мады получил имя Змей. А Толтекоатль, Мишкоатль, Кетсалькоатль стали кровожадными змеями-правителями Толлы. Пробелы в своей версии они закрывают общими местами. Где силы убеждения и примирения, которыми должны руководствоваться в утопиях? Повествование выходит на уровень реальности. Личностный конфликт не будет разрешен никогда. И, чего бы Инко Тихий не добился в своей жизни, само человеческое счастье останется фантазией.

Но что такое фантастика, пусть и научная, без фантазии. Картины, нарисованные в романе «Фаэты» не очень многих своих бывших поклонников впечатляют. Рассказы старика о своих бывших подвигах мало кому интересны, даже если когда-то этого старика именовали богом. Нет того ощущения вечной сказки, как например от эпопеи о Дюне. Но это Миссия Разума, таков подвиг Инко ради Человечества. Не его вина, что Люди добились большего, чем он мог мечтать — это его скромный вклад. Сделать его Инко Тихого побудил именно Долг перед Разумом. В конце у него не осталось ни любви, ни счастья. Но счастье и любовь окружают других в будущем. И у этого будущего должен быть крепкий фундамент. Хоть сами мечты никуда не денутся. В романе, на самом деле, многое объяснено и одновременно навсегда скрыто тайной времен. Ведь, Инко лишь рассказывает стройную историю из собранных им же марианских легенд. Лишь его личное участие в некоторых событиях является претензией на правдоподобность. А эпос может и драку в деревне описать, как битву Богов и Титанов. Марианские исследователи о жизни землян ничего не знают и принимают их поведение, как должное. Без четкой фиксации всех конкретных деталей. Есть здесь, где разгуляться воображению! Можете говорить, что сейчас я буду оправдывать все огрехи автора. Но дело в том, насколько доказательство будет глупее утверждения. На мой субъективный взгляд, как раз, всё логично.

О Фаэне Мы ничего точно не знаем. Фактически, перед нами любовный роман, где герои иногда переходят на, прямо, шекспировские диалоги. Но те же диалоги Мы наблюдаем и в общении Моны Тихой — Инко в это время был на Земе и их не слышал. Может и с историей заселения Мара не всё так однозначно. Власту Сирус земные ученые определили, как человека. А Нот Кри постоянно напоминает, будто бы мариане и земляне разные виды. Мариане — «носолобые». Цивилизация на Маре существует миллион лет. За это время фаэтообразные Земы естественно развились в людей. И, если Совет Матерей уверен, что бег без дыхания позволит будущим поколениям мариан дышать в атмосфере Марса, то что еще они могли сделать с биологией мариан. Миллион лет — не шутка. И исправные механизмы древних фаэтов в брошенном городе Жизни выглядят довольно странно. Но зачем марианам, вообще, покидать свою древнюю столицу? Судя по легенде о Томе-Мео и Эне-Эте, они либо забыли свою историю, либо переписали. Не потому ли, что нарушения Запретов Старца и естественные научные открытия происходили постоянно. По крайней мере, вырождение миллион летней цивилизации за десять тысяч лет выглядит странно. И недовольные были, да еще и космические корабли строили? Странно. А, ведь, Нот Кри тоже говорит странные вещи. Например, о удалении памяти поколений. И ему никто не возражает, будто бы это обыденный факт, а не только что возникшая идея. Узнаем ли Мы, вообще, что-то точное из легенд Мара? А Инко Тихий в своих кошмарах точно ли видел Землю? Может увиденное позже наложилось на его рассказ? А может, это и есть память предков. Как в романе «Сильнее времени». Может от туда прилетел и звездолет гигантов? Ведь земляне заселявшие Гею были гигантами. И важно им было переселится на планету, где нет местной разумной жизни — другие развитые животные там были, значит и эволюция шла. Мона Тихая врать не могла при свидетелях. И слово её на Маре стоит не мало. Земляне на месте древних кратеров, оставленных кораблями фаэтов, находят следы ядерных взрывов — как раз, перед городом Долга. А, ведь, эти кратеры-оазисы обрабатывали неисчислимые поколения мариан. Может Галактион Александрович Петров был прав в своих теориях переселения древних землян. Парадоксально, но он не дожил до того момента, когда, хотя бы иронически, мог заметить, что фаэты действительно хоронили умерших в космосе. Может не стоит обвинять его в упорствовании?

В 1962 году вышла в свет повесть Александра Петровича Казанцева «Планета бурь». А в 1975 году, в связи с новыми научными открытиями, он её переписал. Не стало больше в нашей солнечной системе доисторических джунглей Венеры и синих растений Марса. Но осталась надежда и очень большая мечта. Старая теория о атомарной структуре планетарных систем заиграла новыми возможностями. Атом вещества неизменно участвует в одних и тех же процессах. Так может и в одинаковых системах планет история будет идти чуть-чуть одинаково. Лично для меня теперь книги:«Фаэты»,«Сильнее времени» и «Планета бурь» — одна огромная Вселенная Мечты. Настолько многовариантная, что какие-то претензии к ней звучат глупо. Но, как фаэты, мариане и земляне постоянно строят звездолеты «Поиск», так и эта Вселенная не имеет смысла без поиска. Люди должны стремиться к знаниям. Опыта никогда не будет достаточно. И это главное занятие для Человека. Аве Мар прожил жизнь, как сумел. Даже уход детей, возможная смерть, на него никак не повлияли — один человек по-прежнему ничего изменить не может. Но стремиться оставить предупреждение он обязан: пускай от бессилия, но ради других. Инко Тихий увидел результаты своих стараний. Но это не дало ему счастья. Все счастливые семьи счастливы одинаково. А история Ромео и Джульеты — всегда будет трагедией. В череде нескончаемых веков запоминаются только они. Но, всё равно, повторяются постоянно. Потому, что люди всегда будут одинаковыми.

«Так разве не лучше ли было хоть сто лет подряд слать с Земли в космос ракеты Жизни вместо того, чтобы за сто минут погубить ракетами Смерти жизнь на Земле или даже уничтожить всю планету, как случилось с Фаэной?»

Мудрые слова повидавшего многое человека. Только вопрос: а о ком Инко Тихий говорил?

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что присутствуют негативные отзывы.. хотя нет, наверное уже неудивительно. Современный читатель имеет иное мировоззрение, доступ к «современной качественной фантастике» (к слову сказать качественная там разумеется присутствует,и не то чтобы мало, но очень нужно постараться ещё, чтобы её найти в запредельной величины горах шлака и мусора). Современный читатель(среднестатистический) давно уже не понимает Достоевского , Тургенева, Толстого, с большим трудом осиливает Чехова и Гоголя. Ну и для современного фэнтези-потребителя Казанцев — тот же Достоевский, т.е. далёк, скучен, спецэффектов нет, драйва мало. Ну да. Слушателю Тимати не близок менуэт Боккерини. Что ж, кому — арбуз, кому — свиной хрящ. Для меня Казанцев — классик, «Фаэты» — одна из книг, на которых я вырос, и ни Лукьяненко, ни Панову (при всём уважении, я их читаю с удовольствием) в моём личном рейтинге и близко к нему не встать.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал, дополнять ли свой и без того огромный отзыв. И жаль, что повод появился. Я люблю советскую фантастику. Для меня это новый, до сих пор, никому не известный мир, изучая который можно делать новые открытия. И я устал злится на людей с их личным мнением по любому поводу. Но перестать злиться не могу. Поэтому я каждому категорически не советую ходить в школу лет до 12-13, да и потом тоже. На своем личном примере могу точно сказать, что лишь сейчас понимаю каким наивным дурачком я был лет в пятнадцать. Взрослый человек, читающий сказки выглядит глупо. Действительно, зачем нам Крылов, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Шекспир, Гёте, Гомер — только лишние имена запоминать. Хотя, и при таком развитии событий, имена запоминать, всё равно, придется. Потому, что в нашем мире есть сказки, вера в которые настолько велика, что в споре с их поклонниками можно потерять здоровье. Я, лично, за русские народные в трактовке Владимира Яковлевича Проппа.

Клише, клише, клише. Мы научились видеть все клише. Мы поняли, что их настолько много, что уже не важно, как они работают. А, на самом деле, клише настолько мало, что весь интерес, именно, в том, как они работают или не работают. Но, если Вас не интересует, как авторы заставляют работать клише, то как Вы догадались, что это советские идеологические клише? Неужто по тому, что это лежит на поверхности?! Как сказал один умный Человек:«Не мечите бисер перед свиньями.» И не надо обвинять меня в оскорблениях незнакомых людей, всем известно, что эти слова уже две тысячи лет работают, как часы. Тем более, что в романе этот вывод представлен, принципиально, иначе. Книга рассчитана на подростков: она увлекательна и познавательна; она дает толчок к дальнейшему развитию. И вот, Вы развились, и оказывается в книге ничего и нет. Так не бывает. Просвещение заставит Вас увидеть что-то новое. Но смогли Вы увидеть только советскую идеологию. Вы не любите советскую идеологию. Вы страдаете от одного упоминания советской идеологии. А где теперь эта ваша советская идеология? Там же, где и в романе. Вместо неё осталось лишь личное мнение. Мнение большого ученого Ума Сата, который так и не узнал людей. Который решил, что должен исправить лишь свои ошибки, чтобы никто не совершал такие же. Допустив, что чего-то быть не должно, что в чем-то разбираться не нужно, Ум Сат перестал быть великим учеными и превратился в каменного идола имени самого себя. Он дал людям Завет, который, по прошествии тысячелетий, работать перестал. И точно такую же ошибку, вольно или не вольно, совершил и Инко Тихий, принеся людям свое видение их прошлого. Фактически, роман «Фаэты» — это новая Библия. Более короткая и понятная. Более наукоемкая и экзотическая, потому более интересная. А написал её, от начала и до конца, советский писатель, Александр Петрович Казанцев. Но Вы стали уже слишком взрослыми, чтобы верить в эти сказки. Что ж, спасибо! Теперь я точно знаю, что надо только подождать. Правда еще не решил: миллион лет или тринадцать тысяч.

И всё это время люди будут совершать одни и те же ошибки. И над их ошибками будут всё так же смеяться те, кто знает, что всё это повторяется не в первый раз. Пора бы придумать что-то новое, а то от однообразия жизни устаешь. Пускай такие книжки читают дети — может быть чему-нибудь научатся. А взрослые уже всё и так знают. Наметанный глаз сразу определяет картонность и шаблонность героев, уверенный в том, что объяснений эти выводы не требуют для умеющих читать. Для этого же Мы книги и читаем? Зачем еще и задумываться: для чего они пишутся? А картонный персонаж, всё же, по определению, объемней бумажного листа. Я, лично, считаю, что упрощенность характеров в романе «Фаэты» — специальный ход для создания эффекта псевдоисторического, эпико-героического текста. Но ко мне можно и не прислушиваться. В конце концов, Толкиена я не прочитал, потому что два раза заснул. Значит, вернемся к очевидному. Казанцев поставил своих героев на уровень поведения и мышления подростков — кем некоторые из них, по сути, и являются. Но даже подростки, никогда не видевшие катастроф, понимают, что люди спасать будут самое ценное — своих детей, а не как учат на уроках ОБЖ. Они — ГЕРОИ. Потому, что оторваны от логики выживания и ставят себя выше нее. И разве это действительно — не глупо? Общечеловеческие, в полном смысле, гуманистические идеалы лежат за пределами общественных рамок. Герою выживать не свойственно. А общество довлеет над личностью и всегда будет довлеть — это единственный верный способ человеческого выживания. Яр Юпи, Добр Мар, Куций Мерк и не должны вызывать у Вас никаких чувств сопереживания. Это лишь фигуры на шахматной доске. Вы должны увидеть что и как они делают. По какому праву Куций Мерк судит Яра Юпи? По какой причине Мы считаем это справедливым? Потому, что в «Ромео и Джульете» Меркуцио — единственный персонаж, говорящий правду героям в глаза. Так он это говорит в последние мгновения жизни, когда терять больше точно нечего. А в романе «Фаэты» — всей планете терять больше нечего. Это агония последнего безумства. Куций Мерк и Яр Юпи боролись за одно и то же, они прошли почти одинаковый жизненный путь — они, как люди, ничем не отличаются, кроме своих знамен. Они всю жизнь играли роли, и в конце у них не остается выбора. Куций Мерк — пешка, становящаяся ферзем. Он не может отказаться от этой логики потому, что ему незачем отказываться от этой логики. Вот принципы общественного выживания: всё четко, как по учебнику. И не очень интересно. Мы же Живые Люди — с нами такого не случится. У Нас вся жизнь не промелькнет перед глазами только в конце. Но Жизнь — штука сложная. И разные мнения остаются и спустя тысячелетия. В новую эпоху появляются новые персонажи, сталкивающие свое личное с общественным. Мона Тихая и Нот Кри — это, почти, ницшеанские сверхчеловеки. В них непримиримо сталкиваются Мораль и Долг. Я признаюсь, что наблюдать за ними, как за главными действующими лицами, было бы куда интереснее. И нет сомнения, что под их руководством миссия Разума спокойно шла бы столетия. Столетия необходимых жертв и череды поколений, непонимающих друг друга. Но такого не должно быть и не может. И Мона Тихая, и Нот Кри порождены своим Обществом. Они поражены своим Обществом. Они считают, что видят Общество потому, что верят в рамки своего Общества. У них не будет никакого конфликта между Моралью и Долгом. Будет только объективный Выбор, который нужно понять, оправдать и принять — ну, знаете, — чисто по-человечески. Какой толк от этих прогрессоров? Чего они добьются, особенно если решат ничего не делать? И, да. Я намекаю именно на то, о чем все подумали. Пускай мнения побурлят. А то, Александра Петровича Казанцева привыкли обвинять в идеологической непреклонности, будто это что-то бесполезное. Но объяснить ничего не могут, ведь «глупых книжек» не читают.

«Фаэты» раз за разом показывают Нам одно и то же. Постоянное повторение выводов, которые человек может сделать за свою жизнь, и такая же постоянность сменяемости общественных формаций — один из интересных вопросов философии космизма, например у Циолковского. Эта материалистическая философия рассматривает возможность множества взаимосвязей. Таких, как параллель между эволюцией биологических организмов и эволюцией общественной — одна из проблем романа «Сильнее Времени». Глобальность рассматриваемых проблем и четкая связь с наукой, дают возможность космизму постоянно развиваться. Но, рассматривая общечеловеческие проблемы, он очень похож на религию. Прежде всего тем, что принципиально антирелигиозен, но признает религиозные символы понятными — созданными Человеческим Разумом. Это Мы видим и в романе «Фаэты». Надеюсь, никому не надо объяснять, кого изображают Аве и Мада. Они привлекают внимание читателя. Заставляют видеть красоту и неоднозначность задумки. А главное, дают поверить в реальность сказки. Но сказка всегда остается сказкой. Отвлекать внимание — её задача. От Нас скрывают образ Гора Зема, прикрывая его маской трагической предопределенности. А Гор Зем — это главный двигатель общественного прогресса. Он — обезумевший инженер. Но парадокс в том, что Разум ему не особо нужен среди фаэтообразных. Он делает то, что в его силах. Это его миссия Разума. Гор Зем, в прямом смысле, становится инженером человеческих душ. Как бы красиво это не звучало, но людей, по этой логике, он видит, как сырьевую базу. Гор Зем понимает, какие всходы даст эта почва. Но сеять разумное, доброе, вечное — это его задача. Потому, что, так же парадоксально, но он часть своего Нового Общества. Один человек не может ничего изменить, но, именно, жертвующий собой Человек меняет Общество. И, когда люди решают, что имеют право жертвовать кем-то, чтобы нести благо другим — это всегда ужасно. Но без идеологии, действительно, не так страшно. Настолько не страшно, что осознание масштабов своей беспомощности заставило Аве долбить скалу, чтобы оставить в память о последних настоящих Людях хоть что-то. Проходят эпохи и Мы уже можем увидеть за образами сказочных персонажей трагедию Человечества на пути к Человеку. Это сделать легко, ведь в конце романа Нас окружают только Люди, со своими уже не столь кажется большими проблемами. Наступает, кажется, время Утопии. Но это лишь образ Утопии. Он растает, как только Вы зададите себе вопрос: как это работает? Как только Вы решите, что кто-то прав, а кто-то — нет. Как только Вы поверите в то, что есть нечто более сложное и важное, чем простая человеческая Жизнь. И на такое способен — только Человек. Как говорится, Мы живем в SOCIETY. И в Ваших руках будущее. Кто, на этот раз, будет для Вас Героем?

Я пишу длинные отзывы потому, что бывает разница между тем, для чего автор пишет книгу и тем, что Мы хотим там увидеть. Заполнять пробелы — интересно! Если я могу это сделать, то я хочу о этом рассказать. Если не могу, то удивляюсь некоторым отзывам. Хочется сказать что-нибудь весомое. И я пишу, прекрасно понимая, что и этот отзыв, и весь этот сайт может просто исчезнуть в один момент. Но с надеждой, что этого никогда не случится. Ведь у меня раз за разом складывается болезненная уверенность в том, что о некоторых вещах никто никогда и ничего за меня не скажет. А Вы для чего так авторитетно излагаете свое авторитетное мнение, о книгах, прочитанных эн-ное количество десятилетий назад? Как взрослый человек, до сих пор ведущий себя, как ребенок, я могу сказать только одно:«ОБИДНО, СЛУШАЙ. ЧЕСТНОЕ СЛОВО, ОБИДНО. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛ! ПРОСТО ЗАШЕЛ!»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, категорически не рекомендую читать эту книгу взрослым. Сама прочла ее лет в 15, и уже тогда она показалась мне довольно примитивной (я была начитанной девушкой). Хотя в том возрасте, конечно, увлекало обилие научных теорий. И про пояс астероидов, и про Америку. Разумеется, идея происхождения людей от инопланетян всегда будоражила умы. Только подано все это довольно топорно. Герои картонные, и ужасно раздражают советские клише про злых капиталистов и великодушных советских инженеров. В целом, занимательная книга для подростков 12-13 лет, трамплин к увлечению наукой, хотя в наше время можно найти и поинтереснее.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-эпопея, хорошо известный каждому читателю советских времен, представляет собой литературную интерпретацию двух весьма сомнительных гипотез. Первая связана с гипотетичной планетой Фаэтон (точнее, ее гибелью), а вторая — с возникновением древних цивилизаций Месоамерики. Поскольку рассматриваемые вопросы очень глобальны по своей сути, объем произведения также вышел глобальным — три книги (правда, их всегда печатали вместе, в рамках одного издания). Первая книга рассказывает о том, как и почему погиб Фаэтон, на месте которого сегодня располагается обширный Пояс астероидов. Вторая книга повествует о спасательной миссии фаэтов на Землю, которой угрожает столкновением сорвавшаяся со своей орбиты луна Фаэтона. Ну а третья книга переносит читателя в наше время (и близкое будущее), чтобы показать, как люди смогли отблагодарить фаэтов за их благородный поступок.

Поскольку трилогия писалась несколько лет, стили всех книг немного отличаются друг от друга. Наиболее «безумной», естественно, является первая. И не только потому, что она описывает «безумную» гипотезу о связи астероидного пояса нашей планетной системы с разрушением десятой планеты с поэтическим именем Фаэтон. Безумен сам литературный стиль произведения — напыщенный, экзальтированный, полный патетических изречений и поступков действующих лиц. Впрочем, 40 лет назад он не казался мне безумным, ибо я тогда был молод и жаждал романтики «дальних дорог». А это как раз то, чего в произведении было в избытке. Отсюда ясна его ориентированность именно на молодое поколение, еще не выбравшее свой жизненный путь. Взрослым дядькам и тётькам читать его нужно только затем, чтобы вспомнить, какими наивными глупцами они были в юношеские годы. Читая же произведение в зрелости, видишь в нем богатую коллекцию ошибок, натяжек и прочих нестыковок. Чего стоит, к примеру, возрождение фаэнской цивилизации из маленькой группы переживших ядерную войну! Биологи четко высказались по этому поводу: для полноценного восстановления генофонда нации нужно несколько десятков тысяч особей, а у фаэтов в наличии было менее 20 человек! Да они уже в третьем поколении выродились бы, ибо должны были бы жениться на своих же дочерях! Примером тому являются те же инки (которые являлись царским сословием, а не народом) и египетские фараоны. Ни одного представителя этой нации сегодня уже нет в живых — их гены стали просто нефункциональны. Так что до заселения фаэтами Марса дело бы точно не дошло. Точно так же фантастична и утопична гипотеза автора о прогрессорской миссии фаэтов. Мало того, что она зависит фактически от одного лица — Инко Тихого, так вдобавок еще и имеет одни и те же корни: ацтеки и майя называли героя-прогрессора Кетцаль-коатлем (Пернатым Змеем), а инки — Кон-Тики (богом Коном). То, что это были разные люди, говорят временные рамки — разница составляет почти 1000 лет! Но автор пытается убедить нас в том, что это был один и тот же человек (точнее, инопланетянин). Роднит же оба этих персонажа только то, что у обоих была белая кожа и борода. А еще то, что они учили отсталые народы уму-разуму (например, как сеять маис и строить жилища). Не соответствует истине и близость указанных в произведении культур: мало того, что ацтеки и майя были очень воинственны, а инки — прагматичны и потому миролюбивы (из-за чего не смогли разбить маленький отряд конкистадоров из 180 человек), так вдобавок между их территориями был нешуточный промежуток в 3000 км! Ну а рассказ о резком поднятии Андской платформы и Всемирном Потопе и вовсе выглядит как сказка, имеющая целью впечатлить юного читателя.

Словом, это не фантастика, а типичная сказка «просвещенных времен», соединяющая в себе элементы псевдонаучной гипотезы и ничем не ограниченной фантазии. Детям она определенно будет полезна, ибо пробудит в них дух изыскательства и будет стимулировать интерес к изучению наук. А вот взрослые люди будут только смеяться над ней, указывая на разного рода «косяки». Третья книга, правда, получилась более философской, нежели сказочной. В ней говорится о роли личности в истории и важной функции знания для построения высокотехнологичной цивилизации, а также о необходимости терраформирования чужих планет. Неподготовленному читателю она покажется сухой и скучной. Для осознания замысла писателя, следует не только прочитать его предисловие к книге, но и послесловие, которое автор записал в виде звукового послания (его можно найти в аудиокниге у чтеца под ником Румаги). Ну а я ставлю трилогии «семерку» только в качестве благодарности за то, что, благодаря ей, я начал интересоваться историей и астрономией.

-----------

РЕЗЮМЕ: масштабное произведение о прогрессорской миссии жителей планеты Фаэтон на Земле. Воспринимайте ее как не вполне корректную попытку связать воедино несколько неясных исторических фактов

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фаэты А.Казанцева читал первый раз в детстве книга просто поразила. Изобилие теорий рассматриваемых в Фаэтоне вполне компенсировало простой способ изложения данного произведения. Многие теории актуальны и в настоящий момент. Роман побудил интерес к не только к научной фантастике но и к истории и археологии, можно сказать даже в больших масштабах. Использование различных мифов и легенд, новых на тот момент научных теорий и элементы постапокалипсиса и космической одиссеи, контакт землян с обитателями Марса, Фаэтона и многое-многое другое делает произведение ШЕДЕВРОМ, без преувеличения. Соглашусь со многими роман незаслуженно забыт.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего хочется отметить историческую ценность данного романа. Ведь как писал в предисловии Александр Казанцев «Фантазия оторванная от действительности, пренебрегающая правдоподобностью и достоверностью, пуста, она не оставит в сердце следа». В этом романе он полностью следует своим словам. Здесь автор объясняет происхождение богов индейцев майя, инков, объясняет почему у древнеиндийской богини Шивы было несколько пар рук, почему затонула Атлантида и саму причину Библейского Всемирного Потопа, рассказывает о достоверных археологических находках древности, объясняет, что стало причиной покорения индейцев испанскими конкистадорами, рассказывает о неопознанном объекте «Черный принц», который движется в противоположную от вращения Земли сторону. Все эти факты кажутся настолько правдоподобными, с научной точки зрения, а не мифическими, как привыкли мы их себе представлять, что читая этот роман, лично я верил, что все могло происходить именно так на самом деле. Большой плюс этого романа в том, что читатель может узнать достоверные факты из истории нашей планеты, которых он, возможно, до этого не знал.

Хочется так же отметить богатый запас слов автора, хорошо составленный научно обоснованный текст романа, который приятно читать, в котором не вязнешь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение Казанцева безусловно несёт все огрехи своего времени, но по прошествии полувека через налёт советской пропаганды проступают черты футурологии: подробно и масштабно нарисована и фрагментарная миллионолетняя история будущего человекообразных жителей Фаэтона, и механизм тотальной ядерной войны их уничтожившей(причём все подаётся пугающе подробно и технически достоверно), и сама история показана как некий транспланетный процесс с переселениями, планетарной инженерией, прогрессорством и т.п. Мне совершенно очевидно, что источником вдохновения прослужил роман Олафа Стэплдона «Последние и первые люди» : помимо некоторых мелких легко узнаваемых сюжетных ходов вроде переклички цивилизаций посланиями через эоны лет, гигантских искусственных баз в космосе и т.п. имеем — взрыв целой планеты (цепная реакция в океанах — у Стэплдона была такая же в земной коре) как следствие применения ядерных технологий или тема с падением/изменением орбиты Луны ,например (сам Стэплдон взял ее из повести Холдэйна, кстати). Любопытен также мотив спасшихся от ядерной катастрофы случайных членов космической миссии на Землю , на которых возложено бремя возрождения цивилизации — в «Последних и первых людях» есть точно такой же эпизод с экспедицией на северный полюс прямо перед окончательным крахом человечества. Отдельно замечу , что Казанцев несколько раньше Дорис Лессинг («Шикаста») распахал делянку «палеоуфологии» с богами-нлонавтами, и в чем-то повторил аналогичную историю будущего — роман Моисея Маркова «Ошибка физиолога Ню», написанный ещё в 30е годы (издан в середине 80х). Наверное это редчайший случай в советской фантастике, когда ценность футурологических пророчеств (особенно про ядерную войну) перевешивает издержки политической самоцензуры. Это только у безответственного фантазёра Ефремова коммунизм-ленинизм восторжествовал после эпохи ядерных войн. Более честный Казанцев многократно поднимает в романе тему апокалиптических последствий такой войны и ратует за ограничение ядерных технологий.

Книга явно недооценена критиками жанра и заслуживает если не переиздания, то глубокого беспристрастного критического анализа (или экранизации в виде комикса). Пугающие пророчества ее в 2022/2023 году смотрятся едва ли не актуальнее, чем в момент написания. Действительно, не влезая в исследования эволюции духа , которые любили АБС, Александр Петрович бесхитростно предсказал технические подробности и политические события, предшествующие ядерному апокалипсису. Не замахиваясь на большую философию, автор , как уже заметили ранее некоторые фантлабовские рецензенты, попал буквально в самую точку темы с диктаторами («Гитлер» с атомной бомбой) ,ядерными кнопками, ошибками систем слежения за пусками и оружием судного дня в стиле «мы сразу в рай, а они просто сдохнут». Снимаю шляпу перед ушлым советским футурологом.

p.s. Любопытная подробность, что именно Казанцев впервые ещё в 60е годы упомянул в советской критике роман «Последние и первые люди» Стэплдона, обозвав его «Алафом Стеббельдогом».

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что мне повезло. Я прочитал эту книгу именно когда надо её прочитать — младшим подростком.

Товарищ дал мне один из номеров «Искателя» со второй частью романа кажется, № 4 за 1974 год. И всё! В смысле — только один номер мне дал (у него больше не было)! Это как перед носом украинца куском сала поводить!

Разумеется, на следующий день я мчался в библиотеку. И там с ужасом узнал, что на книгу эту — кошмар! — очередь... Но зато у меня в тот год были самые лучшие зимние каникулы.

Разумеется, «Фаэты» — это роман-эпопея. В 458 страниц уместились двенадцать тысячелетий.

Разумеется, «Фаэты» — это роман-гипотеза, заставляющая искать новые знания.

Разумеется, «Фаэты» — неровная книга.

Вторая часть «Сыны Солнца» читается на одном дыхании. Здесь есть головокружительный сюжет — герои перемещаются с планеты на планету и с материка на материк, здесь есть динамика и темп — изложение не застревает на стрелках и не въезжает в тупики. Так гладко Казанцев укладывает в единую линию мифы разных народов и предположения различных учёных.

Первая часть «Гибель Фаэны» более дидактична и моралистична. Всё-таки планета гибнет в путах империалистического тупика. Казанцев специально оговаривает, что здешняя, фаэтонская «советская власть» продержалась всего 80 дней — как земная Парижская Коммуна, и сейчас на Фаэне противостоят друг другу два империалистических хищника — Властьмания и Даджабаб. Вроде бы как ничего не пересекается с с нашей Землёй. Но оглянемся вокруг. Видно кого-нибудь кроме империалистических хищников и капиталистических травоядных? Выпутаемся ли?

Третья часть — собираются камни и развязываются узлы. Находятся инопланетянские спутники («Черный принц» дисциплинированно ждал одиннадцать тысяч лет на орбите, пока его откроют), расшифровываются фаэтонские языки («проверка на вшивость», то есть дикость: транслятор надо было нагревать; по видимому, марсиане считали, что после космического полёта земные космонавты по привычке рассядутся у костра), летают наши космические корабли (и не падают, подобно «Фобос-Грунту»), начинается долгожданный контакт с иной цивилизацией. Всё очень гладко, всё очень по накатанной. И на этом фоне Казанцев решает разлучить главных героев — Инко Тихого и Эру. Причем особо изощренным способом. Неверное для того, чтобы читателям жизнь мёдом не казалась.

При прочтении (еще тогда) улыбнуло определение «фаэтообразные» по отношению к землянам. И еще потряс эпизод, когда Эра в разбитом вездеходе плачет перед рацией, а Даль Петров и анонимный радист её слышат и всё понимают. Это действительно «посильнее Фауста Гёте» (с)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав уже в зрелом возрасте полного разочарования не испытал, книга «заиграла» по другому, а с учетом геополитических реалий 2022 года тоже есть о чем задуматься. Разочаровало то что не малая часть книги и действия связана с древними народами южной Америки, которые читателю НФ совсем не в тему даже (или тем более) с добавлением примитивной темы прогрессорства и «пришельцев» богов.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо же сколько лесных отзывов. Не могу не вмешаться. Как и многие рецензенты, я читала Фаэтов в детстве. Классе эдак 5-6. Читала долго. Почти год. И знаете, когда я сказала в своем КЛФ (кто знает, тот поймет), что я «домучила Фаэтов», все рассмеялись и кто-то спросил «или они тебя». И я тогда уже прекрасно понимала в чём шутка юмора. И это в начале 80х, когда фантастика была не так популярна как сегодня. Когда достать книгу «Незнайка на луне» было большой удачей. Мне не понравилось. Всё! Убогий язык, скучнейшее повествование, абсурдные теории (совковой пятикласснице, ДЕВОЧКЕ!!! было смешно), плоские и предсказуемые персонажи. Предсказуемые не потому, что стереотипные, а потому что штампованные. Я и дочитала то потому, что мы тогда дорожили любым мало-мальски фантастическим чтивом. Послушайте, ну как можно ставить Фаэтов в один ряд с Туманностью Андромеды??? Тоже, кста, не шедевр, но добротная литература. Или, полным дерзких фантазий и драматизма, Человеком-амфибией? Мне тогда нравился Булычев, которого сегодня я не стану перечитывать сама, но посоветую племяннице, Крапивин, которого я и сегодня с удовольствием перечитаю. Но это целенаправленно детская литература, Казанцев же претендовал на зрелого читателя. Так вот Фаэтов не под каким соусом я перечитывать не стану. Я не оценила это чтиво ниже среднего только потому, что советский режим накладывал некий отпечаток на любое творчество. Даже дон Румата был коммунаром.

ЗЫ Прототипом величайшего демагога всех времен и народов профессора Амвросия Амбруазовича Выбегалло был Александр Петрович Казанцев.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая свое знакомство с классикой советской фантастики, я не мог пройти мимо легендарных «Фаэтов», тем более что роман Казанцева «Сильнее времени» (вместе с «Войной миров» Уэллса) когда-то перевернул мое детское сознание и навсегда обратил к этому жанру! Перечитывая роман уже в студенческие годы, я по прежнему находил в нем свою неповторимую прелесть... Однако с «Фаэтами» все получилось несколько иначе — их я не читал «тогда», а сделал это только сейчас. Видимо поэтому впечатление получилось неоднозначным. С одной стороны — невероятная масштабность и эпичность, множество отсылок к древним мифам и историческим событиям, насыщенность яркими идеями, красивыми образами... С другой — неоднородность и скомканость отдельных частей повествования с устойчивым ощущением «нагромождения» действия. Местами наоборот — явные просадки в динамике и выдержанности определенных линий...

А теперь — по порядку:

Первая часть романа — «Гибель Фаэны» — на мой взгляд, получилась у автора наиболее яркой и цельной. Здесь переплелись и сказка, и трагедия. Это практически «Ромео и Джульетта» от фантастики, только уже в космических масштабах! Сам Казанцев всячески подчеркивает эту аналогию, приводя эпиграфы из Шекспира, создавая причудливые и одновременно узнаваемые анаграммы имён действующих лиц (напр. Куций Мерк — «зашифрованный» Меркуцио, друг Ромео). Те же противоборствующие стороны общества... Только вместо Монтекки и Капулетти — Властьмания («высшие») и Даньджаб («культурные»). И та же великая любовь и великая ненависть... Только силы и возможности совсем другие — невероятное по своей разрушительной мощи оружие распада вещества... И вот в эту простую и понятную, и, одновременно, вечную и нестареющую «рамку» вплетено красивое, насыщенное динамикой и страстями действие. Здесь есть и глубокие нравственные вопросы. Автор, как бы между строк, касается многих аспектов жизни — война, власть, любовь, общественное устройство. Помимо прочего, эта часть романа содержит очень сильный с драматической точки зрения эпизод (глава «Суд»), за убедительность которого я готов «простить» все огрехи, встречающиеся в книге. Также настоящим украшением повествования стало придуманное автором техническое «ноу хау» — запирающие механизмы фаэтов, реагирующие на биотоки мозга. Чтобы открыть «закодированную» дверь, необходимо посмотреть в центр колец спирального орнамента (также не случайный символ!) и особым усилием воли приказать ей открыться... Эти механизмы не раз встретятся читателю в романе, играя, подчас, ключевую роль.

Вторая часть — «Сыны Солнца» — является центральной и представляет собой невероятный калейдоскоп событий! Здесь есть все — и теория палеоконтакта (статуэтки «догу», миф о Кетцалькоатле), и Великий Потоп, и зарождение первых высоких культур на Земле (инки, шумеры)... Количество известных гипотез, вписанных автором в сюжет — завораживает и поражает... Но именно в этой части возникает ощущение перенасыщенности и какой-то схематичности. «Марсианская» линия пестрит скачками по эпохам, многие персонажи появляются лишь однажды, чтобы как-то связать цепь событий. Какие-то эпизоды вызывают искреннее восхищение своим драматизмом и проработкой, а где-то возникает желание отложить книгу (что случается со мной крайне редко)... Хотя безусловно, сам сюжет, его размах, антураж и нравственная составляющая — на высшем уровне.

Третья часть — «Братья» — представляет собой логическое завершение повествования спустя тысячелетия после описанных событий. Здесь уже все совсем просто и кратко: захотели-полетели-нашли. Однако же и эта часть имеет свои «жемчужины» (во внутреннем монологе Инко Тихого сформулированы главные мысли книги)... Но самое главное, что именно здесь все в итоге сошлось и замкнулось в единое кольцо, создав фантастическое ощущение целой жизни, пронесшейся перед глазами.

Великолепный финал! Так что неподдельная искренность автора, благородство идей, вера в торжество разума и романтическая заряженность произведения всё-таки перекрыли для меня имеющиеся недостатки. А какие у Казанцева женщины! Если присмотреться внимательнее — они «правят бал» во всех переломных моментах романа, своей проницательностью и решительностью меняя ход истории!

Подводя итоги понимаю, что дать оценку этому произведению будет невероятно сложно. С литературной точки зрения оно неидеально. Но в нем есть необъяснимое и неуловимое «что-то»... И я уверен — это «что-то» в скором времени заставит меня ещё не раз к нему вернуться!

Оценка: нет
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правильно подмечено —

1. «Фаэты» — моя первая по-настоящему эпическая фантастика

2. «Фаэты» — фантастика, заставляющая искать знания

3. «Фаэты» — книга до 13-14 лет, поскольку взрослым стиль изложения уже скушен и наивен.

4. Читал «Фаэтов» в отрочестве — помнишь до седин.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх