Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ) | Европа )
- Время действия: 20 век | 21 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Вторая мировая, Харбин, легендарный отряд 731, где людей заражают чумой и газовой гангреной, высушивают и замораживают. Современная благополучная Москва. Космическая станция высокотехнологичного XXVII века. Разные времена, люди и судьбы. Но вопросы остаются одними и теми же. Может ли убийство быть оправдано высокой целью? Убийство ради научного прорыва? Убийство на благо общества? Убийство… из милосердия? Это не философский трактат — это художественное произведение. Это не реализм — это научная фантастика высшей пробы.
Миром правит ненависть — или всё же миром правит любовь?
Прочтите и узнаете.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 336
Активный словарный запас: низкий (2621 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман | |
лауреат |
Странник, 2012 // Образ Будущего | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2012 // Лучший женский образ образ: Майя | |
лауреат |
Премия «Бегущая по волнам», 2012 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Майя |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
Портал, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drugndrug, 3 апреля 2020 г.
Ознакомился с романом Тима Скоренко «Закон прикладной эвтаназии». Меня соблазнила положительная рецензия Бориса Стругацкого, цитирую: «Давно и с интересом слежу за этим писателем, и ни разу пока он меня не разочаровал. Более того, неоднократно он демонстрировал завидную самобытность, оригинальность, умение показать знакомый вроде бы мир с совершенно неожиданной точки зрения, способность произвести впечатление, «царапнуть душу», заставить задуматься. Так, например, роман его «Сад Иеронима Босха» отличается не только оригинальностью подхода к одному из самых древних мировых трагических сюжетов, – он написан увлекательно и дарит читателю материал для сопереживания настолько шокирующий, что ты ходишь под впечатлением прочитанного не день и не два. Это – работа состоявшегося мастера».
Не знаю, наверное, стоит прочесть «Сад Иеронима Босха», и мне самому удастся оценить автора. Прочитав четверть «Законы прикладной эвтаназии», дальше я просто стал листать страницы и читать небольшими отрывками. Мне это хватило, чтобы полностью усвоить сюжет и авторскую стилистику. Тема занятная: что правит миром? Ненависть или любовь…? Жаль только вот, что интересно эта книга написана, на мой взгляд, в начале. Дальше – середина и конец – может оставить читателя равнодушным. И даже – разочарованным.
kadim, 29 сентября 2012 г.
Бездарный автор, бездарный роман…
Вроде все инградиенты подобраны замечательно – здесь и биологические эксперименты отряда 731, и нейрохирург – «безликий ангел эвтаназии», и путешествия во времени, и мир будущего … но смешано это все бездарно, с претензией на глубокую мораль, которую автор не «вытянул».
Язык примитивный, сюжет предсказуем, а персонажи… просто плачь — главная героиня настолько «ненастоящая», как кукла Барби без головы, поступки персонажей не логичны, характеров и образов просто нет. Все герои настолько бесцветные и не интересные, как фотографии на передовице газеты «Красный колхозник» 1947 года издания…
А сколько занудных повторов…
Не могу понять, за что этот роман хвалят, и еще даже на какие-то премии номинируют…
Не советую читать… пустая трата времени…
Buzuka, 21 января 2018 г.
Понравилось, как решительно автор поднимает сложноскользские темы, как лупит в них светом прожекторов, вертит, разбирает, обосновывает. Не понравилось – как роняет на голову рояли и морализаторствует «в лоб». Есть персонажи совершенно живые, а есть странногротескные, в которых не веришь. Одни эпизоды забрасывают в текст рывком, надолго, без надежды вынырнуть, и читатель, забывая дышать, поедает буковки поедом – а другие эпизоды едва ли не вышывривают из истории. Чтобы читатель вдохнул наконец, видимо.
Я не могу понять, «благодаря» или «вопреки» этот роман так цепляет. Наверное, дело в том, что история и проблематика — про живое, насущное, которое каждый день незримо ворочается и вздыхает под боком у всех человеков, и с чем любой из нас может столкнуться да хоть прямо завтра.
И я думаю, что этот роман имеет смысл прочитать... тут должно быть «каждому, кто...», но все мои формулировки оказываются недостаточно ёмкими. Просто — его имеет смысл прочитать.
Shemsu, 12 февраля 2018 г.
После Сада Иеронима Босха эта книга кажется послабее. Завязка очень интересна. Главная слабость книги – пожалуй, то, что еще с середины становится понятно, чем разрешится основной конфликт, остается лишь вопрос, как именно разрешится. Во всяком случае, стало понятно мне.
Некоторый скепсис вызывает «общество хранителей времени»: ничего о нем рассказывать не буду, вам оно встретится в тексте. При чтении очень большие сомнения вызывает их мотивация.
В остальном же… напишу без спойлеров, очень обтекаемо. Основная идея того, что в прекрасном обществе будущего люди, сами о том не подозревая, попробуют воскресить самые отвратительные практики фашизма (разумеется, ради благой цели) – это очень крутая идея. Она действительно интересна. Она пугает: это противоречие между размеренной жизнью, в которой уже победили все болезни, где технические средства дали самым широким слоям населения жить припеваючи — и того, как они, сами не зная, что творят, пытаются воскресить дьявола, ведь они давным-давно забыли, что это дьявол. Это пугает.
Но, к сожалению, и эта идея «недожата», ее можно было бы показать лучше и фактурнее.
В целом, это хорошая книга. И пара пролог-эпилог – черт возьми, она по-настоящему трогает. Видно, что Тим Скоренко – большой умелец играть на струнах эмоций, но в сюжете – увы, недожал, недодавил.
По 5-бальной шкале я поставил бы крепкую четверку. По 10-бальной – скорее 7.
Цефтриаксон, 12 декабря 2011 г.
Уже второй роман Скоренко я читаю запоем от первой и до последней страницы. Но после прочтения остаётся ощущение обмана.
Будто вместо леденца съел кусок ароматного мыла. к
Затронув и без того кровоточащие вопросы, автор зачем-то раз за разом разжёвывает доводы приводя их к абсурду. Вводит сонм сущностей в текст — превращая его в балаган на фоне трупов раздувающихся от гангрены.
Иначе говоря — переигрывает. И искренность превращается в экзальтацию провинциального актёра впервые получившего Гамлета в роль.
Так как я не люблю вкус мыла — 4 балла. Но чёрт возьми, этого автора я буду читать дальше. Вдруг проснётся чувство меры.
PS: в качестве домашнего чтения http://militera.lib.ru/memo/other/akiyama_h/index.html
Отдельное и огромное спасибо издательству «Снежный Ком», за распродажу.
ash1975, 14 декабря 2011 г.
Книга написана совершенно неряшливо. Эпизодов, где последующие события противоречат предыдущим под десяток. Приведу пример: Накамура впервые на принятии «брёвен» — из машин выходят люди с завязанными глазами. И далее он описывает глаза одной из пленниц. При этом не указывается, что повязки были сняты. Ладно бы это был единичный случай... В эпизоде, когда Варшавский приезжает к дочери после покушения вообще два варианта одного диалога следуют друг за другом. После прочтения возникает мысль, что в набор по ошибке попал черновик текста. Но это уже вина редактуры. Так что «Снежный ком» — 2.
По содержанию. Описания исторических реалий(Харбин и отряд 731, современность) ещё интересны. Но 27-й век совершенно неубедителен. Он ничем не отличается от сегодня, кроме орбитальных лифтов и колоний на других планетах. Так к чему было огород городить?
Ещё в книге есть Идея. Именно с большой буквы) И на её алтарь брошено всё. И достоверность характеров и логика событий. Не состыковки рубились мечом направо и налево. Могущественный покровитель нужен — Общество Хранителей Времени тут как тут, антиматерийная бонба — как раз килограммчик антивещества завалялся на верхней полке. Ну и куда же без ментального поля — читатель не поймёт... А уж как люди за час превращаются из разгильдяев в революционеров-террористов — отдельная песня.
Посему мой вердикт — 5.
burzum13, 16 февраля 2012 г.
Плохо (хотя и лучше чем «Сад»). Сюжет даже не белыми нитками сшит, а белыми канатами. Куча неправдоподобных нелепостей. Нелепое Общество Хранителей, основанное военным преступником — и как интересно его не раскрыли за послевоенные десятилетия — в стране где если и были тайные организации, то только под крылышком у Конторы Глубокого Бурения? Японец из отряда 731 снимает эксперименты на ВИДЕОкамеру; не КИНО, а именно ВИДЕО в 45-ом году (она случайно не FullHD?). Десятки других ляпов. Скомканный и неправдоподобный образ Будущего. Неестественные диалоги. Персонажи словно вырезанные из дрянного упаковочного картона.
Скоренко берется за две сложнейшие темы(эвтаназия и смертельные опыты над людьми), темы за которые далеко не каждый классик осмелится взяться, мешает эти две отдельные темы в одну кучу, а затем пытается решить поставленные вопросы с изяществом пьяного отряда медвежьей кавалерии в лавке фарфоровой посуды. Отдельно стоит упомянуть, что автор не удержался и вставил таки себя любимого в роман. Причем не в крошечном эпизоде (как Хичкок) — не-е-ет тут полновесный персонаж второго плана, смысл появления которого в романе остается для меня загадкой (хотя какая тут загадка: сам своё ЧСВ не потешишь — никто тебе его не потешит).
Можно хвалить роман на конвентах и в интернетах, вручать премии, и в гроб сходя благословлять — сути это не изменит. Былинный Отказ.
luxett, 8 июля 2012 г.
сразу скажу, что в общем-то книга мне понравилась. прежде всего, прочел что-то новое, а не стандартную штамповку. но книга сырая — очень сырая. слишком много ляпов как стилистических, так и чисто логических (предыдущие комментаторы неоднократно это уже отмечали). признаться очень удивлен весьма некачественной редактурой со стороны СКомма. и не стоит восхищаться тем, что действительно плохо — предположения, что автор якобы специально придерживается «простоватого» стиля в данном случае совершенно несостоятельны. автор явно еще неопытен и не менее явно не особенно утрудил себя правкой и стыковкой уже написанного текста, за это ему большущий минус. «атмосферность» очень низка, описание мест и времен блеклые, герои довольно усредненные. вот к примеру, я так и не смог представить себе, как выглядела главная героиня (хотя очень пытался) — девушка с иллюстраций действительно весьма симпатична, только с описанием в тексте она ничего общего не имеет. не могу представить «очень красивую» девушку с «орлиным с горбинкой носом, жесткими торчащими во все стороны волосами и черными кругами под глазами». как-то не стыкуются понятия автора о красоте с общепринятыми.
теперь по содержанию. идея интересна и относительно оригинальна. но вот подача ее хромает на обе ноги. не увидел я доказательств правоты автора (равно как и главной героини). и это повторение — так же было и с Садом Босха: создавалось впечатление, что автор и сам никак не может определиться: «за красных он или за белых».
мне показались крайне излишними подробнейшие и заковыристейшие описания узкоспециальных моментов — понятно, это попытка придать произведению «научности». но реально в книге много редких медицинских терминов (есть и иные, просто я к медицине самое непосредственное отношение имею и мне это очень видно), которые и врачи-то без справочника не объяснят, но вот особенности больничного быта, работы и психологии врачей поданы совершенно нереалистично. скажу вам честно, в больницах все несколько хуже, чем представляет себе Тим.
и ощущение обмана у меня тоже осталось — слишком много восторженных разговоров в сети (инициированных преимущественно редакторами СКомма) о довольно заурядном произведении. не соответствуют ожидания результату. такое несоответствие всегда субъективно результат ухудшает.
короче — книга неплоха, но больше походит на черновик, над которым уже работали, чем на законченную книгу. Но читать Скоренко еще однозначно буду.
ibn_valid, 2 апреля 2012 г.
А странное ощущение остаётся после прочтения. Нет, не так. Странным было и чувство ПРИ чтении. Вот вроде простой текст, незамысловатый. Почти хроника, да ещё в настоящем времени. И сюжет без изысков, по рецептам приключенческой литературы. Морализаторство тоже — незатейливое. Плохо — хорошо...
Не будем больше словесами сыпать: «Эвтаназия» — совершенно классический подростковый роман. Роман, написанный хорошим человеком, не переболевшим ещё инфантилизмом и самолюбованием.
Перечитывать не стану, я уже не в том возрасте. Но с другими вещами Скоренко познакомлюсь непременно.
cadawr, 23 июня 2013 г.
Прочитал запоем и с удовольствием! Импонирует стиль — жестко, безжалостно, честно. Слова и мысли, которые в нашем политкорректном обществе почему-то непринято обсуждать вслух. Кровяку со страниц лить почему-то можно, но вот идейно ее обосновать (ДОСТОЙНО! обосновать) почему-то нельзя. Какой-то внутренний барьер не позволяет. Почему-т стыдно (ой! а что обо мне подумают?!) Тем и ценна книга, в которой автор смело говорит о пограничном. В частности поэтому, несмотря на ряд сюжетных огрехов (о которых уже все сказано), я считаю книгу выдающейся.
Лично мне не хватало экшена. Как-то все очень легко получалось у главных героев, а намечающиеся интриги раскрывались пару страниц спустя, но это ненамного омрачило для меня удовольствие от чтения. Ибо происходящее — лишь фон. Да, обычно иначе: есть Идея, которая образует среду, в которой развивается действо. Здесь же действо — лишь обрамление Идеи. Спасибо автору за честность в аргументации: по полочкам разложены и за и против. И пусть автор финалом обозначает свою точку зрения
но читатель получает полноценную картину для формирования собственной точки зрения на проблему.
Таким образом, перед нами не просто развлекательный текст, как его, к моему удивлению, рассматривают многие. НЕт, это — Литература.
Buhrun, 13 марта 2012 г.
Глупая книга, детская книга, дерзкая книга, важная книга.
Дуализм — конек Тима Скоренко.
Писательский его талант велик, но никак не усидит в одном стакане.
Так и хочется разразиться отзывом в зеркальном духе на «Сад Иеронима Босха», но не люблю повторяться.
Автор вырос в моих глазах.
Окреп текстом. Еще более расцвел слогом. Стиль обнажен и сияет.
Очень впечатлила проблематика, харАктерность персонажей, выпуклые, болящие, дерзновенные.
По-прежнему удручает навязчивое морализаторство и рояли-в-кустах.
Крайне восхищает эрудиция автора и острые, кинематографичные повороты сюжета.
Бесит самолюбование главной героини.
Печалит скомканный финал.
Импонирует фигура доктора Морозова.
Хороший текст.
Есть, за что любить и ненавидеть.
За вас, автор!
Под обложкой не «бревно».
dimon1979, 10 декабря 2011 г.
Книги издательства «Снежный ком» до последнего времени проходили мимо меня. Книга Скоренко случайно попала ко мне в руки в одном из книжных магазинов, пролистав и прочитав несколько абзацов, я заинтересовался и решил ее приобрести, чтобы подробнее познакомиться с романом «Законы прикладной эвтаназии».
Книга поделена на три временных периода, весна и лето 1945 года в Харбине, 2010 год Москва и 2617 год планета Земля. Автор хорошо подготовился по теме и подробно знает историю создания и чем занимался известный японский отряд 731, именно военные Поднебесной проводили опыты на живых людях и изучали воздействие смертельных болезней на человека, также ставились эксперименты по обморожению, обезвоживанию, воздействию низкого давления и других экстремальных для человека состояниях. В наше время автор поднимает проблему эвтаназии и на примере одного врача показывает какие моральные препоны стоят на пути тотального применения укола «милосердия». Мир далекого будущего показан ни чем не лучше нашего времени, побеждены многие болезни, человек освоил космос и увеличил продолжительность жизни, но борьба за власть и положение в обществе все еще остаются главными желаниями «сильных мира сего», также льется кровь и убиваются конкуренты и лишние свидетели.
Мне понравилось, как Скоренко строит сюжет своей книги, не забегает вперед и оставляет читателю возможность определить свое отношение к проблемам, которые он затронул в своем романе.
Я планирую продолжить знакомство с книгами этого автора и обязательно прочитаю роман «Сад Иеронима Босха», потому что дискуссия вокруг этой книги меня очень заинтересовала.
Книги этого издательства, также буду отслеживать и обязательно куплю еще несколько уже вышедших произведений.
polukot, 6 ноября 2011 г.
Действие происходит в трёх эпохах: Харбин 1945, Москва 2010 и Земля 27-го века. Харбин — легендарный отряд 731 проводит чудовищные опыты на людях; Москва — профессор медицины подвергает эвтаназии безнадёжно больных; 27-й век — ради борьбы с мировой пандемией министр пробует провести законопроект, разрешающий эвтаназию и опыты на людях.
Можно ли избавлять от мучений безнадёжных, можно ли убивать одних во благо других? И наконец, существует ли зло во благо и необходимое зло? Автор показывает проблемы и... самоустраняется, не давая окончательного ответа.
Написано хорошо. Очень порадовал аспект, связанный с перемещением во времени и анабиозом (нестандартный подход), текст наполнен занимательными и поучительными историями о исторических личностях
И в то же время мир 27-го века совершенное неестественен. Герои говорят о учёных 20-го века, цитируют классику и произведения 21 века, говорят о фильмах и законах... тех же веков... и при этом промежуток между 21 и 27 веком будто вырезан. Ничего там не происходило, никаких учёных не появилось, никаких хороших книг не написали и фильмов не сняли. Разве что солнечную систему колонизировали да анабиозис построили. Непонятно кто. «Не верю!».
И очень мне не нравится приём, когда автор в одном из героев изображает себя. Есть такое и в «Законах прикладной эвтаназии» (и почему-то писатели любят себя убивать в своих же романах ). Я не могу сформулировать, чем именно этот момент мне не по душе, но бесит.
Концовка — отличная. Весь финал хочется другую концовку, а эту совсем не ждешь... но когда она случается, понимаешь, что именно так и должно быть. И никак иначе.
Lartis, 22 августа 2011 г.
Тим Скоренко «Законах прикладной эвтаназии» облёк в форму научно-фантастического романа свои размышления сразу же на несколько «скользких» тем. Гуманно ли помочь уйти из жизни мучающемуся от нестерпимой боли пациенту онкологической клиники? В нашей стране закон это сделать не позволяет. Таким образом, ответ однозначен – это не помощь, это — преступление, это — убийство. Но насколько гуманен такой ответ по отношению к корчащемуся в муках безнадёжному раковому больному?.. Ведь в мире есть страны с разрешённой эвтаназией… А оправданы ли опасные опыты над людьми, проводимые пусть даже с самыми благими намерениями? Например, с целью изобретения лекарства против рака или СПИДа? Всем известно, что при создании любых лекарственных препаратов проверка их действия на людях необходима. А до какой степени можно рисковать, осуществляя эксперименты по изучению пределов физических возможностей человека? В СССР были случаи гибели лётчиков-испытателей из отряда космонавтов, но ведь подготовку космонавтов никто не остановил… А можно ли насильно уложить человека в анабиоз? Последний вопрос для нас не актуален, гибернаторы пока не разработаны, но автор книги думает и об этом.
Действие романа «Законы прикладной эвтаназии» развивается в трёх временных слоях: в последние дни Второй мировой войны в оккупированной японцами Маньчжурии, в современной России и в Москве далёкого будущего (2618 год). Все три слоя времени связывает девушка из грядущего – Майя. Рассказывая её удивительную историю, автор ставит перед читателем целый ряд этических дилемм. При этом Скоренко отталкивается от страшных событий конца тридцатых — первой половины сороковых годов, подробно описанных японским писателем Сэйити Моримурой в документальной книге «Кухня дьявола». «Кухня дьявола» — это секретное подразделение Квантунской армии («отряд 731»), дислоцировавшееся примерно в 20 км от тогдашнего Харбина (теперь Харбин разросся, в наши дни на месте «кухни дьявола» – городские кварталы). Сотрудники «отряда 731» работали над созданием бактериологического оружия, которое предполагалось обрушить в первую очередь на советскую Сибирь, а, кроме того, проводили изуверские опыты над людьми. В ходе медицинских экспериментов было, по разным оценкам, уничтожено от трёх до десяти тысяч человек. В качестве подопытных использовали военнопленных, это были китайцы, русские, монголы, корейцы, иногда — просто похищенные окрестные крестьяне. Им давали трёхзначные номера и за людей больше не считали, называя «брёвнами»… Им прививали чуму, холеру, тиф, заражали сифилисом, газовой гангреной, вводили различные химические вещества, подвергали обморожению… Летом 1945 года, незадолго до атомной бомбардировки Японии, упомянутой мною выше, и освобождения Маньчжурии Советской Армией, Майя попадает в оккупированный Харбин, а затем – и в «отряд 731». Прежде, чем вернуться в родное 26-е столетие, ей придётся пройти немало испытаний. И во всех временах Майя обязательно оказывается в центре трагических событий, связанных с непростым морально-этическим выбором, который должны сделать герои романа. От этого выбора зависят судьбы очень многих людей, а, может быть, и всего человечества. Поначалу Майя — лишь пассивная участница событий, увлекаемая их потоком, но, преодолев нелёгкий путь, героиня делает свой главный выбор и отстаивает его, вмешиваясь в происходящее и кардинально его изменяя.
sergmon, 5 сентября 2011 г.
Темы в романе подняты необычные, действия происходят в разном времени и в разных обществах. Не касаясь глобальных вопросов, затрагивающихся автором, и ответы на которые можно выбрать индивидуально и на свой вкус, отмечу некоторую небрежность автора. Эпизод в самом начале книги когда идет 1945 г. и «входит человек с видеокамерой», видимо для съемки опытов, изрядно портит складывающееся впечатление. Маленький ляп рождает большое недоверие к остальным деталям. Далее в 1945 г. Майя думает об одном персонаже: «ты умрешь в 1959 г.», а я недоумеваю: «А откуда она это узнала?» По тексту совершенно понятно, что она специально не готовилась к заброске в 45 г. и в отряд 731. Ответ на этот вопрос мы получаем в нашем времени: Майя узнает судьбу персонажей по Интернету... Забавное расхождение текста и иллюстрации — Майя гуляет с тяжелым, большим четырехугольным зонтиком — см. иллюстрации.
На мой взгляд слишком много совпадений для течения романа, например, одна и та же научная группа разрабатывает анабиоз и машину времени, которая вообще непонятно зачем нужна, общество хранителей времени, нахождение Майи в Китае и т.п. Кто-то скажет и так бывает, но для меня это выглядит роялем в кустах.
Так и не понял это просто роман, литературный эпатаж, или может что-то большее? Хотя там есть несколько очень хороших моментов...