Борис Акунин «Пиковый валет»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Возраст читателя: Любой
«Пиковый валет» — пятая книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина».
В Москве орудует шайка мошенников «Пиковый Валет». Они нахальны, изобретательны и уверены в своей безнаказанности. Они проворачивают чрезвычайно дерзкие аферы и бесследно исчезают с места преступления. Но за дело берется разоблачитель заговоров, мастер по тайным расследованиям, кавалер Орденов Хризантем, специалист по ведению деликатных и тайных дел Эраст Петрович Фандорин.
Время действия — 1886 год. Эрасту Фандорину — 30 лет.
Входит в:
— цикл «Приключения Эраста Фандорина» > сборник «Особые поручения», 1999 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 120
Активный словарный запас: невероятно высокий (3566 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (17), английский (2), немецкий (1)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (7)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AshenLight, 14 февраля 2022 г.
Как уже отмечалось не раз, истинных дедуктивных приёмов в сочинениях, повествующих о приключениях Фандорина, найти трудно, мягко говоря. Супер-героев немного, жестокость тут не зашкаливает. Знаменитый сыщик оказывается ещё и отличным актёром (кстати, он в будущем ещё и пьесу сочинит, не удивлюсь, если он умеет крестиком вышивать и ночами вырезает шкатулки). Эх, Момус, зачем ты разбудил зверя? Или даже двух. Но, как оказалось, авантюристов жизнь балует больше чем конокрадов. Будем знать.
Изящество авторского стиля изложения заслуживает внимания. Красиво изложено, плавно, гладко, остроумно. Стоит потраченного времени. А раздражение всё копится. Сколько можно сказками кормить?!
asakuro, 2 февраля 2019 г.
Господин Чхартишвили вызывает у меня противоречивые чувства. Обладая неплохим писательским талантом, он совершенно не умеет придумывать истории. Поэтому просто использует идеи и сюжеты других авторов (или реальные истории), называя это в интервью «оммажем».
Идея повести «Пиковый валет» (как и описание многих мест Москвы) взята из сборника великого дореволюционного журналиста Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Там описан реальный случай, как глава шайки бандитов «Червоные валеты» Шпейер «продал» особняк князя Долгорукова английскому лорду. Эта история с незначительными изменениями стала завязкой повести. Окончание повести — история в суде — также имеется у Гиляровского.
Теперь о главном «злодее» — Момусе. В повести настоящее имя его — корнет Дмитрий Саввин. И, как оказывается, действительно был такой корнет, только Николай Савин, который в начале 20 века прославился своими авантюрами.
Идея «человека без лица» — это тот самый оммаж в сторону французских детективов начала 20 века. В первую очередь про Арсена Люпена, во-вторую — про Фантомаса и про Ларсана. Описанные аферы встречаются у Марка Твена, О'Генри (у него даже рассказ есть — «Заложники Момуса»), Эдгара По и даже в японской манге «Игра Лжецов». Тоже абсолютно ничего оригинального.
Что мы имеем в итоге? Увлекательную, но совершенно не оригинальную повесть, которую даже можно считать плагиатом.
К сожалению, Акунин не дает ссылку на использованные материалы Гиляровского. Поэтому я сделаю это вместо него и порекомендую: прочитайте книгу «Москва и москвичи», она этого заслуживает!
Wolf94, 3 ноября 2020 г.
«„Пиковый валет“ превзошел сам себя!» – вот как написали бы завтра все газеты, если б в России была настоящая гласность и свобода слова.
Ох уж эти странные горки с творчеством Акунина. Его серия про Эраста Фандорина на столько отшлифована, что после прочтения ничего не остается в памяти. Понятно, что это лично моя проблема, но вот слушая повесть, понимаю — да, интересно, но забываю, а возвращаться не хочу.
Пиковый валет — повесть о мошенничестве. Человек с ловкостью Остапа Бендера проворачивает сногсшибательные махинации, обворовывая и присвоившая капитал высоких господ. Но все усложняется, когда к расследованию приглашают Фандорина.
За событиями повести, читатель наблюдает от лица Анисия Тюльпанова. Молодой человек в прошлом опростоволосился и теперь понижен в чине, работая в Жандармском управлении простым рассыльным, перебиваясь с хлеба на воду.
Повесть-то хорошая. И юмор и детектив — всего в меру. Конечно же больше всех мне нравится Маса. Замечательный персонаж) Но пока что склоняюсь к мысли, чтобы читать только романы, а не так, как расположена хронология.
lammik, 12 марта 2019 г.
Тяжела и безрадостна жизнь служащего Жандармского управления Анисия Тюльпанова. Служит он рассыльным, содержит старшую сестру-инвалида, денег вечно не хватает, перспектив никаких. Но однажды судьба Анисия делает неожиданное ускорение. Банда «Пиковых валетов» провернула афёру с продажей особняка генерал-губернатора Москвы Долгорукого и вот уже Анисий Тюльпанов становится ассистентом Эраста Петровича Фандорина. Теперь «валетам» не уйти.
Повесть стоит особняком о всём Фандоринском цикле. Здесь никого не убивают, не плетут сети заговоров, здесь даже Э.П. Фандорин не похож на себя, эпатажно проживая с чужой женой и не то чтобы душа в душу. Ловкий и дерзкий Момус Фандорину откровенно симпатичен. Он даже делится с мошенником каплей своего везения, вовремя появившись при весьма щекочущих нервы обстоятельствах.
Нельзя не отметить, что именно в «Пиковом валете» Борис Акунин впервые намекнул широкой публике на свою реальную личность.
К сожалению, ничего подобного в «Приключениях Фандорина» больше не встречалось да и в «Особых поручениях» «Пиковый валет» выглядит необходимым лишь для пущего контраста с «Декоратором».
AlisterOrm, 16 января 2019 г.
Итак, после почти шести лет перерыва я решил снова вернуться к Фандорина, а его, считай, и не застал. Почти как в «Левиафане», правда, на этот раз сведя знакомство с субтильным и не слишком удачливым парнягой из сыска по имени Анисий Тюльпанов. Парень забавный, не спорю, ещё забавнее, что судьба привела его прямо таки в объятья к нашему дорогому другу, подозрительно похожему на молодого Олега Меньшикова...
Вполне забавная и авантюрная история про ловкого мошенника и его противника-сыщика, главный смысл противостояния которых: кто же кого разведёт? Незамысловато, и нет надрыва, характерного для схватки с Ахимасом, но неплохо, да и классический трикстер в фандоринскую историю вписывается на ура. Тем более, что мы имеем также вполне классический поворот, когда главный соперник становится спасителем — не вечно же трикстеру дёргать Бога за бороду... Мир не так прост, как кажется.
В общем, классическая повесть «раннего Акунина», пока ещё не пытающегося трепать границы своего дарования...
IvanAnatolevich, 22 августа 2019 г.
Наиболее скучная и посредственная из всех предыдущих частей. Интрига исчезает практически с самого начала. Сам Фандорин получился бледноватым и не примечательным на фоне антагониста. ГГ перестал походить на себя и перестал раскрываться дальше читателю.
Орион, 27 августа 2012 г.
Не прошло и 10 лет с той поры, когда медиапространство гремело фамилией «Акунин», а приключения г-на Фандорина разлетались с полок книжных магазинов словно горячие пирожки, и вот наконец у меня дошли руки ознакомится с серией. На самом деле, когда цикл пребывал на пике популярности, мысль о прочтении возникала не раз. Подвели, как обычно, многочисленные рецензенты, склонные в погоне за красочностью раздувать из нормальных книжек бог знает что. Вот и из писателя Чхартишвили (о личности которого, впрочем, в тот момент еще мало кто догадывался) СМИ настойчиво малевали то «человека, возродившего язык Тургенева», то «продолжателя дела Достоевского». В общем, приписывали ему подражание, скажем так, совсем не тем авторам, на которых имеет смысл ровняться современному беллетристу. Я и поверил, поглубже спрятав недоуменную мысль о том, почему это подражание классике имеет на порядок больший коммерческий успех, чем предполагаемые источники вдохновения. Теперь понимаю, что поверил и спрятал совершенно зря.
Никакой высоколобости Акунинский стиль не несет и в помине, читается влет. Пресловутая изящная словесность изящного века оказывается на деле не более чем игривой стилизацией, необходимость которой диктуется самим антуражем XIX столетия. Да и то, типичные элементы стиля начинают обильно сыпаться на читателя лишь эпизодически, автор быстро «срывается» на современный «нормальный» литературный русский язык.
Что касается конкретной повести, с которой, по совету знакомой, началось — и видимо так просто уже не закончится — мое знакомство с писателем Борисом Акуниным (с общественным деятелем Григорием Чхартишвили я, как и многие, познакомился минувшим декабрем), она исполнена на очень достойном уровне. Авантюры утонченны, декорации сочны, сюжет движется причудливыми витками. Основной минус: шаблонность используемых приемов, подменяющая игру ума в противостоянии главного героя и его соперника жонглированием стандартным набором трюков типа переодеваний с гримом и подкупа третьих лиц. Да и повествование разворачивается здесь линейно, не ставя перед читателем лишних загадок. Таким образом, повесть вряд ли придется по нраву любителям головоломок, она скорее ближе к авантюрным романам в духе «ограбление века». Так что людям, травмированным школьными уроками литературы, просьба не пугаться: несмотря на набор аттрибутов тяжелого чтения, это очень легкая повесть, абсолютно годная к употреблению ;)
mario1205, 23 июля 2015 г.
Б.Акунин
Пиковый валет
Жизнь мелкого служащего- Анисия Тюльпанова- тяжела и беспросветна. Ничтожная должность рассыльного, мизерный оклад, полоумная сестра на попечении и никакого просвета в унылом существовании. И тут судьба смилостивилась над несчастным маленьким человеком. Волею случая, Тюльпанов попадает на должность помощника чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Москва Эраста Петровича Фандорина. Вместе с ним и его слугой-японцем Масой, Анисий включается в поимку банды мошенников-«Пиковые валеты».
Замечательная повесть, просто отличная. Здесь нет убийств, заговоров, тайных организаций и психопатов. Фандорину противостоит ловкий и талантливый мошенник, лицедей и авантюрист по прозвищу Момус и его спутница Мимочка. Ловкий Момус использует множество оригинальных способов отъёма денег у доверчевых обывателей-закладывает несуществующие векселя, красит лошадей и продаёт по баснословным ценам, как благородных рысаков, организовывает беспроигрышную лотерею и т.д. На месте своих художеств, Момус всегда оставляет личный знак-карту «Пиковый валет».
Проворачивая аферу с особняком градоначальника Москвы Долгоруким, мошеник не подозревал, что его московская деятельность окажется под угрозой-за расследование махинаций Пикового валета принимается Эраст Фандорин-умный и проницательный соперник.
Повествование «Пикового валета», как и большинство произведений Акунина, ведётся параллельно-глазами Анисия Тюльпанова (линия Фандорина) и Момуса (линия Пикового валета).
Несмотря на эпатажность и дерзость, к Момусу почему-то проникаешся симпатией-он не убийца и не насильник (вообще к насилию Момус относится с отвращением и неприязнью), а хитрый и предприимчивый человечек, который уверен, что люди сами отдадут с радостью ему свои деньги, необходимо только создать соответствующую обстановку. Мимочка под стать своему кавалеру-красивая и дерзкая, но в тоже время хрупкая и ранимая. Подходящая пара друг к другу. Линия Момуса читается весело и легко, его аферы оригинальны, просты и остроумны.
Линия Фандорина не менее занимательна. Акунин вводит в «Фандориаду» нового персонажа, этакого Ватсона при русском Холмсе-Фандорине. Анисий относится к своему Шефу (так велел называть себя Эраст Петрович) с восхищением и трепетом, поэтому Фандорин здесь выглядит как человек без недостатков-умный, рассудительный, благородный. Даже к эпизоду сожительства с замужней дамой Адди, вполне непристойному по нравам Российской империи XIX века, Тюльпанов находит оправдание обожаемому начальнику.
Самый смешной эпизод в повести-когда Момус, не без помощи Анисия и Масы, обворовывает дом Фандорина и последующая за ним сцена-скандал с Адди, попытка Масы сделать себе харакири хлебным ножом и уговоры Эраста Петровича не делать этого.
В повести Акунин неплохо прописал быт и личную жизнь Фандорина, в других романах ограничиваясь лишь общими словами. Более ярко и подробно, по сравнению с «Ахиллесом» изображён Маса («ондзин и друг своего господина»). Эпизоды с Ариадной ясно дают понять-не имеющий себе равных в дедукции и распутывании сложнейших головоломок, в отношении со слабым полом Фандорин противоречив и беспомощен. Всё-таки моральная травма произошедшая в 1876 году («Азазель») поставила крест на амурных делах сыщика.
Резюмирую-отличный образец авантюрного романа в духе «Рокамболя».
igor26997, 25 февраля 2015 г.
Пиковый валет — это повесть-бриллиант. Именно так. Здесь идеально все — безукоризненный язык автора, яркие и живые персонажи, крышесносные повороты сюжета и, на редкость для книг Акунина, теплая атмосфера.
Главный злодей, не смотря на свою преступную деятельность, вызывает уважением и симпатию. Да, он мошенник, да, он нарушает закон, да он покусился на честь самого Эраста Петровича. Но взамен он дал читателю повод хорошо подумать над своей жизнью — так ли она тускла, как нам порой кажется, наслаждаемся ли мы ей в полной мере? Перечитывал эту повесть около 4 раз и каждый раз улыбаюсь, когда дохожу до этого места «Жизнь, девочкa, у человекa тaкaя, кaков он сaм. Если жестокий человек — онa жестокaя. Если боязливый — онa стрaшнaя. Если кислый — онa печaльнaя. А я человек веселый, жизнь у меня веселaя, и у тебя будет тaкaя же».
John_Snow, 6 апреля 2016 г.
Хорошая, легкая повесть. С хорошим юмором. Совершенно бескровная (особенно на фоне Декоратора).
Момус эдакий Робин Гуд и очень забавный персонаж как и его подруга.
Из Фандорина с Тюльпоновым неплохой тандем вышел.
Сюжет незамысловатый и приятный. И концовка хорошая (в отличии от того же Декоратора).
sergej210477, 3 сентября 2015 г.
Легкая, изящная повесть. Щеголяние талантами мошенника Момуса и Фандорина. Но больше чем Фандорин, действует его помощник Тюльпанов. Момус чем-то напоминает Остапа Бендера, такой-же комбинатор, остроумный , чтущий уголовный кодекс. Поэтому, когда с ним случается беда, то ему сопереживаешь. Герои тут не злобные, даже оставив друг -друга в дураках они не мстят , а просто соперничают между собой.Хорошая детективная история.
AlexNewmann, 4 августа 2017 г.
Фандорин №10. Легкое, непринужденное чтиво. Детектив об аферистах и о том, как можно обмануть обманщика. Спойлер: не так то и просто
vsvld, 24 июня 2010 г.
Этот по-моцартовски легчайший дивертисмент — поистине украшение цикла. Ни одной вымученной ноты и даже полуноты (такой, как водевиль «Особое поручение», который только раз мелькает в тексте, но насколько же удачно он там мелькает)... Удовольствие неподдельное!
Как ни странно, этот вроде бы развлекательный текст посвящен явно любимой Акуниным теме спасения мира. Как будто бы детективщик не дает основания считать себя серьезным писателем, но культурный багаж автора начинает работать независимо от его декларативных намерений, а, если продолжить музыкальные метафоры, то один из основателей европейского пианизма Доменико Скарлатти тоже говорил о своих экзерсисах как о несерьезных (но почитайте о нем статьи позднейших музыковедов — согласны ли они с его мнением?) В повести проблема спасения решается путем введения в христианскую реальность языческого персонажа (недаром подчеркивается, что пиковый валет — Момус — персонаж древнегреческий), стоящего по ту сторону морально-этических дефиниций добра и зла. Задумывая очередную аферу, корнет Саввин ни разу не удосуживается взвесить ее на весах морали (насколько же он в этой повести удачливее, легче, виртуознее Фандорина, мыслящего в категориях законга и справедливости). Но — и в этом противоположность данной повести «Сердцу Пармы» Ал. Иванова — мир далеко не такой легкий и веселый, как кажется Момусу, далеко не такой языческий. В нем есть христианский дьявол, прикидывающийся христианским же богом (и тем особенно опасный), с которым Момус сталкивается в лице купчины Еропкина, с которым связался... просто так, пожалуй — разнообразия ради, сам не поняв, почему. Вот тут-то и выясняется, что на одной античной легкости в этом мире не уедешь. И тогда в ответ на молитву прозревшего Момуса, уже постигшего различение добра и зла, появляется Фандорин и спасает его из тенет. Но Фандорин олицетворяет не универсально благое божество (оно и невозможно в этом мире, а вот почему так — см. концовку «Алмазной колесницы»), а всего лишь справедливость как более гуманную альтернативу закону. И в соответствии с манихейским устройством этого мира Момус вырывается из сетей, но в них остается его спутница... Так есть ли Бог? Да! конечно! Но этот бог — языческий, другого не дано, поэтому главное чудо, совершающееся в повести, совершает все-таки сам Момус — в конце ее.
И все же вывод автора пессимистичен: Момус унесся в пролетке, а вторая повесть цикла, где его нет, где о нем даже не вспоминают — мрак, ужас, кровь и буханье колоколов, под которые воскресает христианский Бог, а Фандорин, пытаясь все-таки исполнить даже в таком мире нравственный закон, карает убийцу, но сам лищается спасения любовью.
Yazewa, 24 ноября 2013 г.
Отличная история, не столько детектив, сколько дуэль двух мастеров перевоплощения. Аферы же, в романе продемонстрированные, вполне благополучно проворачиваются и поныне, на что есть и прямые отсылки. Выстроенная ГГ финансовая пирамида, к примеру.
Подозреваю, что всякий читатель волей-неволей начинает симпатизировать и главному негодяю — артистизм, что поделаешь!
Sergo2, 8 сентября 2011 г.
Вторая встреча Эраста Петровича с Момусом. Первая (в «Азазели») едва не закончилась его смертью, но оказалась испытанием на храбрость и честь. Вторая — испытанием на самообладание и самолюбие. Всегда люблю, когда господин Фандорин проявляет человеческие эмоции. И задетое самолюбие, злость и раздражение по этому поводу — прекрасные дополняющие к неповторимому образу. А здесь еще Эраст Петрович встретился со своим отражением в кривом зеркале. Фандорин холоден, Момус — импульсивен, один мизантроп, второй — озорник, Эраст равнодушен, Момус — азартен. Но и тот и другой обожают свое дело. И тот и другой относятся к нему со страстью.
Вобщем, столкнулись, испытали друг ко другу взаимное уважение и разошлись.
Не знаю, многие ли заметили эту приятную мелочь, но эпизод с «Момус, Мимочка и Мешочек» меня искренне порадовал: МММ!