Уолтер Йон Уильямс «Флаги на ветру»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Буддизм ) | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Далёкое будущее. Буддизм — религия огромной империи людей: «не убий» — одна из главнейших заповедей. Живая реинкарнация будды властвует над империей. Санги, воинственно настроенные инопланетяне, угрожают империи войной. И в этот сложный момент реинкарнация умирает...
Входит в:
— антологию «When the Music's Over», 1991 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Ninth Annual Collection», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Frankensteins and Foreign Devils», 1998 г.
— антологию «Божье око: Старая добрая фантастика. Новые имена», 1999 г.
— сборник «The Best of Walter Jon Williams», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1992 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (8)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Корчагин (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 29 января 2022 г.
Если вы ничего не смыслите в буддизме, лучше не беритесь за чтение данной повести. Ибо будете спотыкаться через слово о разные специфические термины, самым расходным из которых будет «(ре)инкарнация». Автор, конечно, поднаторел в теме, но своему читателю вовсе не собирается что-то подробно разъяснять. Но вопрос в произведении поднят весьма актуальный и злободневный: что делать с той властью, которая, с одной стороны, постулирована как священная и непререкаемая, а с другой — ведет себя весьма аморально и неадекватно? Особенно, если эта власть основывается на такой восточной религии, как буддизм. Строго говоря, буддизм — это не религия, а образ жизни. Сам Будда (принц Сиддхартха Гаутама) считал себя Просветленным, а не богом. После 49 дней медитации в тени фикуса он понял суть всех вещей и нашел путь к просветлению разума. Для этого прежде всего нужно установить гармонию между телом и духом. Это можно сделать двумя путями — либо специальными физическими упражнениями (асанами), либо максимальным развитием своих мыслительных способностей (мукти). Искусство оздоровления тела получило название «хатха-йога», а развития духа — раджа-йога. Первым, как правило, занимались монахи и простолюдины, вторым — князья и правители. Главным было то, что в итоге все оказывались в нирване на равных правах, независимо от того, каким путем они туда попали. Тем самым буддизм был единственным на планете верованием, в котором не было деления на бедных и богатых — ее постулаты одинаково подходили и тем, и другим. Наверное, за такую демократичность буддизма его и выбрал для своей истории такой «прожженный» американец, как Уолтер Йон Уильямс. И, как настоящий американец, показал все слабости этого верования: незыблемая убежденность в постоянном перерождении (реинкарнации) духа и слепая вера в его улучшение (очищение) с каждой последующей инкарнацией. В итоге догматы буддизма стали причиной правительственного кризиса, который поставил под вопрос само существование Алмазного королевства. Правда, и здесь не обошлось без небольшой диверсии, но это лишний раз подтверждает известную восточную мудрость: «Излишнее усердие часто бывает хуже целенаправленного злодеяния».
--------------
РЕЗЮМЕ: критический взгляд на буддизм эпохи космических империй. Данное произведение заставляет читателя усомниться во вседозволенности власти и легитимности ее правителей.
Sergio Blanc, 18 августа 2021 г.
Противоречивые чувства возникли во мне после прочтения повести.
С одной стороны — оригинальный мир, который прям «цепляет». Хрустальная планета Ваджра, столица людской галактической империи, на которой находится гигантская библиотека — резиденция «Гьялпо Ринпоче — коротышка с костлявой грудью и хилыми плечами, сорок первое воплощение бодисатвы Боба Миллера, великого Библиотекаря, эманации Авалокитешвары.» Принципы буддизма, заложенные в основы человеческой цивилизации, применены к описанию политики и социума очень оригинально. Четвероногии кентавры санги, имеющие двуногих рабов, как конкуренты человечества в колонизации космоса тоже выписаны достаточно живо. Интриги, предательства, казни соблазны и разврат присутствуют в полной мере как неотъемлемая «тёмная» сторона человечества. И это преподнесено автором в тексте органично и в целом довольно естественно.
Но...С другой стороны сюжетный разворот, приведший к финалу, на мой взгляд не совсем логичен, как впрочем и вся идея построить будущее опираясь на религиозные постулаты буддизма. Много авторов пытались делать такие «религиозные» допущения. Вспомним Мартина, Герберта и других. Но буддизм! На мой непросвещённый взгляд — это самая неподходящая идеология для строительства сильного государственного образования, особенно в формате межгалактической империи. Прощальные слова, погибающей в огне Всеведущей инкарнации о том, что вооружаться надо, готовиться к войне необходимо, но если она начнётся нужно капитулировать! Ну как вы себе это допущение представляете в ситуации реал — политик? Смешно, несуразно.
И вообще вторая часть повести, где описываются безумства и непотребства очередной Инкарнации, мне очень напомнило пьесу А. Камю «Калигула». Там в финале тоже оказалось, что у действий развратного императора мотивация была очень непростой, скажем так.
Мне повесть Уильямса представляется образцом оригинальной и внутренне непоследовательной космооперы. Все признаки жанра налицо. Только вот в космос выбраться герои не успели. Сюжет закончился.
За антураж и идеи плюс. За воплощение и налёт гомосексуализма минус.
Прочитать стоит, ибо я думаю, что в данном случае разбег мнений может быть очень серьёзным. Думайте сами, читайте сами.
vam-1970, 29 ноября 2016 г.
Высокую оценку заслужил за одно только: новый реинкарнация (по нашему Далай -Лама) увидев , какой из него получается чудовище по отношению к подданным, отказался от безграничной власти и уничтожил себя. Вот такое бы нашим властителям некоторым. Рассказ -назидание.
Anthony_W, 12 июля 2012 г.
На протяжении всего повествования возникает много вопросов. В первую очередь по художественной композиции и способу передачи сюжета, после по смыслу. иногда хочется так и сказать: «Что здесь происходит?» Но когда очень грамотно автор подводит нас к финалу и раскрывает всю причинно следственную связь, то многие моменты отпадают на второй план. Главное ведь не всегда ответ на вопрос, важнее как мы приходим к ответу.
seregaS, 23 января 2009 г.
Конечно достаточно редко встречающийся в западной фантастике антураж буддизма играет заметную роль в рассказе, придает ему некоторою уникальность и живость. Но главное для меня в рассказе, что даже в мире практически достигшем вершины духовного развития все равно главную роль играют интриги, обман и предательство. В начале рассказа мир, придуманный автором, выглядит просто идеалом развития цивилизации, но финал все ставит на свои места.
В итоге достаточно интересный рассказ и интересный, живой мир.
KiLLaRMy, 25 декабря 2007 г.
Сама по себе основа рассказа какая то наивная, всем человеческим космосом правит буддизм :lol: ну а так рассказ интерестный, хотя уже к середине понятно всё то, что писатель так и старался скрыть до финала,(я о последнем воплощении будды и о роли полковника во всём этом)
Viktorrr, 15 октября 2007 г.
Увлекательный, интересный рассказ, настолько понравился, что не пожалел 10 баллов. Оригинальный мир, талантливо прописанные, харизматичные персонажи, вкусное, ненапрягное повествование. В общем одни восторги. Спасибо автору за то, что напомнил, каким увлекательным может быть чтение.
olvegg, 28 сентября 2007 г.
Не приходилось еще читать о галактических империях на основе буддизма. Своеобразно...