Мервин Пик «Одиночество Титуса»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Наследник древнего и некогда могучего рода бредет по чужим, незнакомым землям, потерянный и одинокий. Страшным ударом стало для него понимание, что мир огромен, но никто в нем никогда не слыхал о Горменгасте. И постепенно в душу юноши закрадываются сомнения: а в самом ли деле существует дом его предков?
Но, куда бы Титус не пришел, атмосфера замка преследует его и во внешнем мире: он обретет друзей, чтобы потерять их, он попадет в коварные сети врагов, ему снова придется взглянуть в лицо безумию и смерти. И чтобы навсегда освободиться от проклятия, он должен вернуться домой. Найти Горменгаст.
В 1959 году роман вышел в сокращении. Полный вариант восстановлен по рукописи в 1970 г. Л. Джоунсом.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Горменгаст»
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2004 // Переводная книга |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lucie Morton, 31 мая 2024 г.
Наверное, так и выглядело бы «Возвращение блудного попугая», если бы сценарий к нему написал Александр Введенский. Если бы не сюжетные дыры, возврат Титуса к той же печке, от которой он и начал плясать (Титус его ещё «зрелостью» называл), и явная антипатия автора к техническому прогрессу, это была бы лучшая книга трилогии.
lomakos, 17 декабря 2018 г.
Третий роман, словно монстр Франкенштейна, сшит из разных кусков, нитью блужданий главного героя. Куски эти, либо не используют свой потенциал, либо не имеют его, да ещё и плохо работают как декорации воздействия на персонажа. Скорбь Титуса по Дому и Ритуалу передана отлично и виртуозно приправлена сомнениями в реальности воспоминаний и вообще своего прошлого. Но, откуда эта скорбь, почему возникли такие серьезные сомнения? Ответам на эти вопросы времени уделено мало, и будто вскользь, хотя они должны быть стержнем сюжета. Это почти свершившийся факт с самого начала, герою требуется камушек из Горменгаста в кармане, как связь и доказательство существования его мира. Самые интересные метаморфозы 77 графа остались за кадром. Будь бы роман не частью трилогии, а самостоятельным произведением, история читалась бы притчей, аллюзией на поиск. Поиск себя и своего места в мире, от того хаотичный, что направление неизвестно и дух рвется из стороны в сторону. Но первые романы воспринимаются скорее готическими приключениями, со строгим ходом событий и четкими мотивами героев, будь то Стирпайк, Флэй или Гертруда.
«Одиночество Титуса» много интригует, рисуя странный мир, далекий от земель Горменгаста, но интрига эта впустую. Новые персонажи чересчур контурны и воспринимаются лишь как функции.
Форма по прежнему хороша и неподражаема, а вот юмора на много меньше.
Все же, не стоит роман пропускать, он не плох сам по себе, но слаб как завершение шедевральной трилогии. В истории есть отличные зарисовки, столь необычные для читателя и Титуса, но они соседствуют с откровенно скучными или попусту лишними.
Astrall, 2 августа 2016 г.
Я не прониклась и не оценила. Стройный, плотный и образный текст превратился в чехарду лиц, образов, предметов. Последняя книга развеяла восхитительное, шепчущее, волнующее и загадочное ощущение, возникшее после прочтения предыдущих двух, сколько в них было страсти, очарования, паутины, страданий, надежд и тишины.
Если бы знала заранее, никогда не взялась бы читать «Одиночество Титуса».
Rheo-TU, 18 января 2014 г.
Третий и заключительный роман трилогии Мервина Пика построен на разительном контрасте с предыдущими двумя. Вместо угрюмой твердыни нависающего над всем и вся замка — холодные открытые пространства, по которым Титус скитается в попытках отыскать самого себя, вместо единого цельного, сочащегося красками полотна повествования — лоскутное одеяло, сшитое из множества маленьких историй, напоминающих по форме своей притчи: вот нищий, наедающийся монетами, вот странный старик, навещающий обитателей тюремных камер, вот писатель, возлежащий на груде нераспроданных книг. Возможно, Пика что-то снедало изнутри, раз он снова решил возвратиться к своему знаковому персонажу и написать грустную историю, философии в которой вдруг оказалось больше, нежели в остальных книгах цикла. Хотя, по сути, ничего особенного автор не сделал — просто переместил Титуса в реальный мир — фантастический, безусловно, но такой до боли современный.
Титус Гроан пытался бежать участи сделаться одним из символов своего замка — или Замка — однако вместо этого сделался одним из символов нового мира. Он притягивает внимание всех и каждого. Одни считают его помешанным, другие присягают на верность, и женщины безоговорочно влюбляются в него — зюскиндовскому Греную такого даже и не снилось! — но Титусу ничего не надо. Он чужд и этому новому миру, до отказа набитому полицейскими, учеными и судьями всех мастей.
В конечном итоге оказывается, что «Одиночество Титуса» — книга о всеобщем человеческом стремлении к чуду, о бегстве от действительности и о том, что случается со сказкой, когда она сталкивается с реалиями окружающего мира. Грустно. Больно. И особенно жаль, что для самого Титуса в этой истории места так и не нашлось. Едва только возвратившись к его герою, повествование внезапно заканчивается — и заканчивается попросту ничем; кажется, то ли автор внезапно выдохся на полуслове, то ли не знал, чем завершить историю, то ли дала о себе знать прогрессировавшая болезнь.
Грустно.
Некоторые вещи просто требуют своего завершения, и, мне кажется, одна из таковых — это «Горменгаст».
k2007, 20 ноября 2014 г.
Третий роман трилогии — роман скитаний. Лорд Титус бродит вдалеке от замка, в землях таких, где замок не то что миф, там о нем вообще никто не слышал. Тем не менее замок настолько пропитал кровь Титуса, настолько въелся в его кости, что освободиться от влияния замка не помогает даже огромное расстояние. Титус постоянно живет замком, постоянно о нем вспоминает и не находит себе места во внешних землях. Замка хоть и нет в книге физически, ментально он присутствует постоянно
Pickman, 8 мая 2009 г.
Трилогия «Горменгаст» похожа на куклу со сломанной шеей: юный Титус Гроан на протяжении двух романов пытается вырваться из родового замка, в третьем, наконец, оказывается за его пределами – и теряет себя. Ничего, кроме источенных червями стен Горменгаста, кроме его странных обитателей, он не знает. Мир, где рассекают воздух шары-соглядатаи, где одни люди строят фабрики из металла и стекла, а другие ютятся в подземельях, мечтая об эвтаназии, ему непонятен. Лишь ступив под прожекторы «дивного нового мира», герой осознает: тьма веков, стоящая за традициями, способна не только пожирать души, но и питать их. И с готической мощью в сердце Титус отправляется в путь, которому из-за ранней смерти Пика завершиться не суждено…
В отличие от первых двух книг, насыщенных и продуманных до мелочей, эта кажется почти схематичной. В недуге Пика ли дело, или автор, наравне со своим героем, чувствует себя неуютно вне замковых стен, но изощренной — как прежде — детализации вы здесь не увидите... События следуют друг за другом очень быстро и без очевидной логики; действиями персонажей руководит не столько их характер и безумие создавшего их мира, сколько сам автор. Сочувствия — пусть даже извращенного, как в случае тетушек-близняшек из первых книг — они не вызывают.
В целом, читать этот роман необязательно... но если вы полюбили Горменгаст так же сильно, как я, от чтения вас все равно уже ничто не удержит.
Nog, 15 декабря 2008 г.
В финале второй книги Пик сделал ход, логично вытекающий из всего, что ему предшествовало, но от того, как ни странно, не менее неожиданный — он вывел своего героя, Титуса, за пределы замка Горменгаст и отправил его на поиски иной судьбы. К сожалению, нельзя сказать, что эксперимент этот завершился успехом.
Покинув родной дом, Титус оказывается в некоем безымянном городе, совершенно не похожем на его замок, встречает там новых друзей и новых врагов, пытается забыть прошлое, но в то же время не желает смириться с тем, что здесь, похоже, вообще никто и никогда даже не слышал о Горменгасте. Стиль автора практически не меняется — гротеск и карикатура чувствуются чуть ли не в каждом мазке, но вот мазки эти объединить не получается. В первых двух книгах таким объединяющим началом был замок Горменгаст; здесь же его присутствие ощущается только в виде чудовищного фарса, организованного мстительной Гепарой, и, конечно, прежней роли играть не может. В результате книга распадается на череду сюрреалистических эпизодов, безусловно талантливых, но в единую картину, увы, не складывающихся. К несчастью, нередко чувствуется и то, что книга написана уже на закате жизненного пути автора, когда разум его начал погружаться в темноту (умер Пик от болезни Паркинсона). Грустно, очень грустно. Но даже при всем при этом заключительная часть трилогии о Горменгасте, бесспорно, заслуживает прочтения, как и первые две, хотя бы для того, чтоб проследить за внутренними изменениями и исканиями Титуса и поразиться безудержному воображению Пика.
subhuman, 25 июля 2009 г.
Нестандартная фантастика, близкая к современному «стимпанку». Взять хотя бы машины, которые приязывали к дереву...:) Самая оригинальная часть трилогии, более гротескная, чем ранние.