fantlab ru

Мервин Пик «Одиночество Титуса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
199
Моя оценка:
-

подробнее

Одиночество Титуса

Titus Alone

Другие названия: Титус один

Роман, год; цикл «Горменгаст»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Наследник древнего и некогда могучего рода бредет по чужим, незнакомым землям, потерянный и одинокий. Страшным ударом стало для него понимание, что мир огромен, но никто в нем никогда не слыхал о Горменгасте. И постепенно в душу юноши закрадываются сомнения: а в самом ли деле существует дом его предков?

Но, куда бы Титус не пришел, атмосфера замка преследует его и во внешнем мире: он обретет друзей, чтобы потерять их, он попадет в коварные сети врагов, ему снова придется взглянуть в лицо безумию и смерти. И чтобы навсегда освободиться от проклятия, он должен вернуться домой. Найти Горменгаст.

Примечание:

В 1959 году роман вышел в сокращении. Полный вариант восстановлен по рукописи в 1970 г. Л. Джоунсом.



В произведение входит:


7.91 (11)
-
7.37 (19)
-
7.39 (18)
-
7.31 (16)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Мраморный фавн, 2004 // Переводная книга


Издания: ВСЕ (7)

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
2004 г.
Титус один
2014 г.
Титус один
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Titus Alone
1959 г.
(английский)
The Gormenghast Trilogy
2007 г.
(английский)
Titus Alone
2008 г.
(английский)
The Illustrated Gormenghast Trilogy
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман, словно монстр Франкенштейна, сшит из разных кусков, нитью блужданий главного героя. Куски эти, либо не используют свой потенциал, либо не имеют его, да ещё и плохо работают как декорации воздействия на персонажа. Скорбь Титуса по Дому и Ритуалу передана отлично и виртуозно приправлена сомнениями в реальности воспоминаний и вообще своего прошлого. Но, откуда эта скорбь, почему возникли такие серьезные сомнения? Ответам на эти вопросы времени уделено мало, и будто вскользь, хотя они должны быть стержнем сюжета. Это почти свершившийся факт с самого начала, герою требуется камушек из Горменгаста в кармане, как связь и доказательство существования его мира. Самые интересные метаморфозы 77 графа остались за кадром. Будь бы роман не частью трилогии, а самостоятельным произведением, история читалась бы притчей, аллюзией на поиск. Поиск себя и своего места в мире, от того хаотичный, что направление неизвестно и дух рвется из стороны в сторону. Но первые романы воспринимаются скорее готическими приключениями, со строгим ходом событий и четкими мотивами героев, будь то Стирпайк, Флэй или Гертруда.

«Одиночество Титуса» много интригует, рисуя странный мир, далекий от земель Горменгаста, но интрига эта впустую. Новые персонажи чересчур контурны и воспринимаются лишь как функции.

Форма по прежнему хороша и неподражаема, а вот юмора на много меньше.

Все же, не стоит роман пропускать, он не плох сам по себе, но слаб как завершение шедевральной трилогии. В истории есть отличные зарисовки, столь необычные для читателя и Титуса, но они соседствуют с откровенно скучными или попусту лишними.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не прониклась и не оценила. Стройный, плотный и образный текст превратился в чехарду лиц, образов, предметов. Последняя книга развеяла восхитительное, шепчущее, волнующее и загадочное ощущение, возникшее после прочтения предыдущих двух, сколько в них было страсти, очарования, паутины, страданий, надежд и тишины.

Если бы знала заранее, никогда не взялась бы читать «Одиночество Титуса».

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий и заключительный роман трилогии Мервина Пика построен на разительном контрасте с предыдущими двумя. Вместо угрюмой твердыни нависающего над всем и вся замка — холодные открытые пространства, по которым Титус скитается в попытках отыскать самого себя, вместо единого цельного, сочащегося красками полотна повествования — лоскутное одеяло, сшитое из множества маленьких историй, напоминающих по форме своей притчи: вот нищий, наедающийся монетами, вот странный старик, навещающий обитателей тюремных камер, вот писатель, возлежащий на груде нераспроданных книг. Возможно, Пика что-то снедало изнутри, раз он снова решил возвратиться к своему знаковому персонажу и написать грустную историю, философии в которой вдруг оказалось больше, нежели в остальных книгах цикла. Хотя, по сути, ничего особенного автор не сделал — просто переместил Титуса в реальный мир — фантастический, безусловно, но такой до боли современный.

Титус Гроан пытался бежать участи сделаться одним из символов своего замка — или Замка — однако вместо этого сделался одним из символов нового мира. Он притягивает внимание всех и каждого. Одни считают его помешанным, другие присягают на верность, и женщины безоговорочно влюбляются в него — зюскиндовскому Греную такого даже и не снилось! — но Титусу ничего не надо. Он чужд и этому новому миру, до отказа набитому полицейскими, учеными и судьями всех мастей.

В конечном итоге оказывается, что «Одиночество Титуса» — книга о всеобщем человеческом стремлении к чуду, о бегстве от действительности и о том, что случается со сказкой, когда она сталкивается с реалиями окружающего мира. Грустно. Больно. И особенно жаль, что для самого Титуса в этой истории места так и не нашлось. Едва только возвратившись к его герою, повествование внезапно заканчивается — и заканчивается попросту ничем; кажется, то ли автор внезапно выдохся на полуслове, то ли не знал, чем завершить историю, то ли дала о себе знать прогрессировавшая болезнь.

Грустно.

Некоторые вещи просто требуют своего завершения, и, мне кажется, одна из таковых — это «Горменгаст».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман трилогии — роман скитаний. Лорд Титус бродит вдалеке от замка, в землях таких, где замок не то что миф, там о нем вообще никто не слышал. Тем не менее замок настолько пропитал кровь Титуса, настолько въелся в его кости, что освободиться от влияния замка не помогает даже огромное расстояние. Титус постоянно живет замком, постоянно о нем вспоминает и не находит себе места во внешних землях. Замка хоть и нет в книге физически, ментально он присутствует постоянно

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия «Горменгаст» похожа на куклу со сломанной шеей: юный Титус Гроан на протяжении двух романов пытается вырваться из родового замка, в третьем, наконец, оказывается за его пределами – и теряет себя. Ничего, кроме источенных червями стен Горменгаста, кроме его странных обитателей, он не знает. Мир, где рассекают воздух шары-соглядатаи, где одни люди строят фабрики из металла и стекла, а другие ютятся в подземельях, мечтая об эвтаназии, ему непонятен. Лишь ступив под прожекторы «дивного нового мира», герой осознает: тьма веков, стоящая за традициями, способна не только пожирать души, но и питать их. И с готической мощью в сердце Титус отправляется в путь, которому из-за ранней смерти Пика завершиться не суждено…

В отличие от первых двух книг, насыщенных и продуманных до мелочей, эта кажется почти схематичной. В недуге Пика ли дело, или автор, наравне со своим героем, чувствует себя неуютно вне замковых стен, но изощренной — как прежде — детализации вы здесь не увидите... События следуют друг за другом очень быстро и без очевидной логики; действиями персонажей руководит не столько их характер и безумие создавшего их мира, сколько сам автор. Сочувствия — пусть даже извращенного, как в случае тетушек-близняшек из первых книг — они не вызывают.

В целом, читать этот роман необязательно... но если вы полюбили Горменгаст так же сильно, как я, от чтения вас все равно уже ничто не удержит.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В финале второй книги Пик сделал ход, логично вытекающий из всего, что ему предшествовало, но от того, как ни странно, не менее неожиданный — он вывел своего героя, Титуса, за пределы замка Горменгаст и отправил его на поиски иной судьбы. К сожалению, нельзя сказать, что эксперимент этот завершился успехом.

Покинув родной дом, Титус оказывается в некоем безымянном городе, совершенно не похожем на его замок, встречает там новых друзей и новых врагов, пытается забыть прошлое, но в то же время не желает смириться с тем, что здесь, похоже, вообще никто и никогда даже не слышал о Горменгасте. Стиль автора практически не меняется — гротеск и карикатура чувствуются чуть ли не в каждом мазке, но вот мазки эти объединить не получается. В первых двух книгах таким объединяющим началом был замок Горменгаст; здесь же его присутствие ощущается только в виде чудовищного фарса, организованного мстительной Гепарой, и, конечно, прежней роли играть не может. В результате книга распадается на череду сюрреалистических эпизодов, безусловно талантливых, но в единую картину, увы, не складывающихся. К несчастью, нередко чувствуется и то, что книга написана уже на закате жизненного пути автора, когда разум его начал погружаться в темноту (умер Пик от болезни Паркинсона). Грустно, очень грустно. Но даже при всем при этом заключительная часть трилогии о Горменгасте, бесспорно, заслуживает прочтения, как и первые две, хотя бы для того, чтоб проследить за внутренними изменениями и исканиями Титуса и поразиться безудержному воображению Пика.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нестандартная фантастика, близкая к современному «стимпанку». Взять хотя бы машины, которые приязывали к дереву...:) Самая оригинальная часть трилогии, более гротескная, чем ранние.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх