Владимир Михайлов «Глубокий минус»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Запасные энергоблоки всегда хранятся в левой верхней секции багажника. Но их не оказалось в хронокаре, и экспедиция в минус-время, в глубокое прошлое Земли, оказалась на грани срыва. Хронофизиков, зоолога, палеоботаника, всех отделяли от дома миллионы лет, а от живых динозавров – несколько сотен метров. Они могли остаться на уровне мезозоя навсегда, в одной из шахт времени. И их не спасут товарищи, работающие в силлуре и архее. Колин дал сигнал общего сбора группы...
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1966. Выпуск 2», 1966 г.
— сборник «Глибокий мінус», 1969 г.
— сборник «Viņi atvēra durvis», 1971 г.
— сборник «Ручей на Япете», 1971 г.
— антологию «Серебряное время», 2006 г.
- /языки:
- русский (8), латышский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Данилейко (1), И. Лившиц (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ArtTrapeza, 15 февраля 2023 г.
Прочитанная мной впервые с дюжину лет назад короткая повесть запомнилась мне именно финалом, который кому-то кажется слащавым или пафосным. Я же считаю его вдохновляющим. Именно о нём я вспоминал годами, прежде чем перечитать сегодня. Да, эффект неожиданности пропал, но неизменной осталась атмосфера преемственности. Ассоциации есть с рассказом Михаила Пухова «Костры строителей» и пьесой Маяковского «Баня».
P. S. Текст в доступных мне изданиях 1966 и 2012 годов немного отличается.
amak2508, 23 марта 2018 г.
Перевернув последнюю страницу рассказа, чувствуешь себя немного обманутым: отличный замысел, хорошо написанный, увлекательный текст и какой-то бездарный, слащаво-расплывчатый финал. Конечно мысль о том, что в безнадежных ситуациях чаще всего помогает нетрадиционный взгляд на проблему, хороша и правильна, но зачем же было вкладывать подсказку о спасительном выходе в уста какого-то непонятного левого потомка — сборщика сосновых шишек, появляющегося как Дед Мороз в самом финале лишь для того, чтобы наговорить кучу высокопарно-туманных фраз ни о чем. Не проще и не логичнее было бы, если бы решающая все проблемы финишная догадка просто пришла в голову главному герою произведения Колину.
Ну да бог с ним, с неудачным, но, похоже, идейно правильным финалом. Зато оставшиеся (то есть, наоборот — первые) 9/10 рассказа хороши: авария в глубоком минусе (прошлом), угроза гибели всех членов экспедиции, полный напряжения и надежд смертельно опасный рейс на неисправной машине времени в своё настоящее.... И все это написанное не абы как, а как-то очень здорово, просто и обыденно-реалистично.
god54, 18 февраля 2015 г.
Еще один рассказ из сборника на классическую тему катастрофы и поиска пути спасения. На этот раз при осуществлении путешествия во времени. Поражает первое и главное, длина, вернее объем рассказа, количество страниц будет точнее. Разве это рассказ? Но не в этом суть, основа в том, что на таком количестве страниц нужно поместить текст. Вот и гоняет автор героя из угла в угол, занимая его длинными монологами и диалогами и созерцанием окрестностей, по ходу изрекая странные философские изречения, претендующие на поучения и даже афоризмы. Слишком это длинно, нудно, малореалистично и далее в таком же духе.
Alex_Zim, 17 сентября 2012 г.
«Странный» рассказ...
С одной стороны, абсолютно не проработанный механизм взаимодействия прошлого с настоящим и будущим. Нет никакой авторской «теории времени». Технологически все находится на уровне — «рест перегрелся, значит надо замедлять движение».
Но...
И вот это — НО — сразу после прочтения приводит к пониманию, что здесь есть «настоящие михайловские» размышления о бытие, о философском понимании взаимоотношений поколений во времени, а также еще одно, что не вполне характерно для этого автора.
Если отбросить фантастический антураж, то рассказ получается, истинно российским, и никак по другому. Вначале (присущая, как считается, нам) полная безалаберность: защита на минимальном уровне, системы дублирования отсутствуют, что и приводит к проблемам, а затем (уже точно присущие нам) героические усилия по поиску и нахождению выхода из абсолютно бесперспективной ситуации.
Так что получается, Михайлов сквозь время, как и в рассказе, пронзает эпоху до настоящего (прошлого-будущего) и указывает — ищите выход в любой ситуации и все получится...
CharlieSmith, 18 сентября 2011 г.
Динамичная, некосмическая повесть. Путешествия во времени, точнее в «глубокий минус». Один (молодой виновник), руководствуясь хорошими намерениями, оставил остальных без жизненно важных запчастей, другие не успев услышать предупреждение, явно поторопились в прошлое. Теперь последним грозит гибель, как и тем, кто отправится на их спасение...Уж очень велик риск... И опять психология, разговоры, нравственный выбор. Самопожертвование молодого виновника...и почти в какой-то степени главного героя, но на промежуточной вынужденной остановке в неизвестном времени его ждет неожиданная встреча... Да пусть «хэппи энд». Ведь это не мешает нам читать такие книги и смотреть фильмы. Да пусть некоторая пафосность. Но фантазия автора, как всегда, очень хороша. Читается хорошо. Как говорится, твердая «четверка».
Линдабрида, 18 июня 2011 г.
Все действительно предельно реалистично. Начало рассказа поражает виртуозно созданным впечатлением обыденности путешествий во времени. Вся экзотика прошлого безжалостно отодвинута на второй план и присутствует в виде беглых упоминаний типа «Колин автоматически отметил, что в зарослях у воды появились гадрозавры — здоровенные и лишенные привлекательности ящеры».
И все было бы хорошо, если бы не концовка в стиле «deus ex machina». В конце-то концов, мудрый потомок не сообщил Колину ничего такого, чего тот не мог бы сообразить и сам. Протагонист в результате выглядит довольно недалеким параноиком.
Yazewa, 4 ноября 2008 г.
В этой истории есть редкое для для «технической» фантастики качество: абсолютная реалистичность. Когда и теория, и аппаратура, и разные технические термины воспринимаются с какой-то буквально бытовой достоверностью, очень органично вплетены в канву рассказа. Плюс традиционно для Михайлова живые герои с живой речью и эмоциями.
Пересечение с потомками действительно показалось несколько наигранным, но общего впечатления не испортило. Хорошо уже и то, что финал получился-таки не совсем ожидаемым (с героическим финишем «на одном крыле и крепком слове»).
gafiator, 15 февраля 2008 г.
Рассказ начинается как чисто научная задача по спасению экспедиции во времени и в таком духе ему и продолжиться бы,но появляется ненужный пафос,судьбоносные встречи с далекими потомками и.т.д.