Владимир Михайлов «Глубокий минус»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Запасные энергоблоки всегда хранятся в левой верхней секции багажника. Но их не оказалось в хронокаре, и экспедиция в минус-время, в глубокое прошлое Земли, оказалась на грани срыва. Хронофизиков, зоолога, палеоботаника, всех отделяли от дома миллионы лет, а от живых динозавров – несколько сотен метров. Они могли остаться на уровне мезозоя навсегда, в одной из шахт времени. И их не спасут товарищи, работающие в силлуре и архее. Колин дал сигнал общего сбора группы...
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1966. Выпуск 2», 1966 г.
— сборник «Глибокий мінус», 1969 г.
— сборник «Viņi atvēra durvis», 1971 г.
— сборник «Ручей на Япете», 1971 г.
— антологию «Серебряное время», 2006 г.
- /языки:
- русский (8), латышский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Данилейко (1), И. Лившиц (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 23 марта 2018 г.
Перевернув последнюю страницу рассказа, чувствуешь себя немного обманутым: отличный замысел, хорошо написанный, увлекательный текст и какой-то бездарный, слащаво-расплывчатый финал. Конечно мысль о том, что в безнадежных ситуациях чаще всего помогает нетрадиционный взгляд на проблему, хороша и правильна, но зачем же было вкладывать подсказку о спасительном выходе в уста какого-то непонятного левого потомка — сборщика сосновых шишек, появляющегося как Дед Мороз в самом финале лишь для того, чтобы наговорить кучу высокопарно-туманных фраз ни о чем. Не проще и не логичнее было бы, если бы решающая все проблемы финишная догадка просто пришла в голову главному герою произведения Колину.
Ну да бог с ним, с неудачным, но, похоже, идейно правильным финалом. Зато оставшиеся (то есть, наоборот — первые) 9/10 рассказа хороши: авария в глубоком минусе (прошлом), угроза гибели всех членов экспедиции, полный напряжения и надежд смертельно опасный рейс на неисправной машине времени в своё настоящее.... И все это написанное не абы как, а как-то очень здорово, просто и обыденно-реалистично.
CharlieSmith, 18 сентября 2011 г.
Динамичная, некосмическая повесть. Путешествия во времени, точнее в «глубокий минус». Один (молодой виновник), руководствуясь хорошими намерениями, оставил остальных без жизненно важных запчастей, другие не успев услышать предупреждение, явно поторопились в прошлое. Теперь последним грозит гибель, как и тем, кто отправится на их спасение...Уж очень велик риск... И опять психология, разговоры, нравственный выбор. Самопожертвование молодого виновника...и почти в какой-то степени главного героя, но на промежуточной вынужденной остановке в неизвестном времени его ждет неожиданная встреча... Да пусть «хэппи энд». Ведь это не мешает нам читать такие книги и смотреть фильмы. Да пусть некоторая пафосность. Но фантазия автора, как всегда, очень хороша. Читается хорошо. Как говорится, твердая «четверка».
Yazewa, 4 ноября 2008 г.
В этой истории есть редкое для для «технической» фантастики качество: абсолютная реалистичность. Когда и теория, и аппаратура, и разные технические термины воспринимаются с какой-то буквально бытовой достоверностью, очень органично вплетены в канву рассказа. Плюс традиционно для Михайлова живые герои с живой речью и эмоциями.
Пересечение с потомками действительно показалось несколько наигранным, но общего впечатления не испортило. Хорошо уже и то, что финал получился-таки не совсем ожидаемым (с героическим финишем «на одном крыле и крепком слове»).
god54, 18 февраля 2015 г.
Еще один рассказ из сборника на классическую тему катастрофы и поиска пути спасения. На этот раз при осуществлении путешествия во времени. Поражает первое и главное, длина, вернее объем рассказа, количество страниц будет точнее. Разве это рассказ? Но не в этом суть, основа в том, что на таком количестве страниц нужно поместить текст. Вот и гоняет автор героя из угла в угол, занимая его длинными монологами и диалогами и созерцанием окрестностей, по ходу изрекая странные философские изречения, претендующие на поучения и даже афоризмы. Слишком это длинно, нудно, малореалистично и далее в таком же духе.
Alex_Zim, 17 сентября 2012 г.
«Странный» рассказ...
С одной стороны, абсолютно не проработанный механизм взаимодействия прошлого с настоящим и будущим. Нет никакой авторской «теории времени». Технологически все находится на уровне — «рест перегрелся, значит надо замедлять движение».
Но...
И вот это — НО — сразу после прочтения приводит к пониманию, что здесь есть «настоящие михайловские» размышления о бытие, о философском понимании взаимоотношений поколений во времени, а также еще одно, что не вполне характерно для этого автора.
Если отбросить фантастический антураж, то рассказ получается, истинно российским, и никак по другому. Вначале (присущая, как считается, нам) полная безалаберность: защита на минимальном уровне, системы дублирования отсутствуют, что и приводит к проблемам, а затем (уже точно присущие нам) героические усилия по поиску и нахождению выхода из абсолютно бесперспективной ситуации.
Так что получается, Михайлов сквозь время, как и в рассказе, пронзает эпоху до настоящего (прошлого-будущего) и указывает — ищите выход в любой ситуации и все получится...
Линдабрида, 18 июня 2011 г.
Все действительно предельно реалистично. Начало рассказа поражает виртуозно созданным впечатлением обыденности путешествий во времени. Вся экзотика прошлого безжалостно отодвинута на второй план и присутствует в виде беглых упоминаний типа «Колин автоматически отметил, что в зарослях у воды появились гадрозавры — здоровенные и лишенные привлекательности ящеры».
И все было бы хорошо, если бы не концовка в стиле «deus ex machina». В конце-то концов, мудрый потомок не сообщил Колину ничего такого, чего тот не мог бы сообразить и сам. Протагонист в результате выглядит довольно недалеким параноиком.
ArtTrapeza, 15 февраля 2023 г.
Прочитанная мной впервые с дюжину лет назад короткая повесть запомнилась мне именно финалом, который кому-то кажется слащавым или пафосным. Я же считаю его вдохновляющим. Именно о нём я вспоминал годами, прежде чем перечитать сегодня. Да, эффект неожиданности пропал, но неизменной осталась атмосфера преемственности. Ассоциации есть с рассказом Михаила Пухова «Костры строителей» и пьесой Маяковского «Баня».
P. S. Текст в доступных мне изданиях 1966 и 2012 годов немного отличается.
gafiator, 15 февраля 2008 г.
Рассказ начинается как чисто научная задача по спасению экспедиции во времени и в таком духе ему и продолжиться бы,но появляется ненужный пафос,судьбоносные встречи с далекими потомками и.т.д.