Крэг Клевенджер «Человек-змея»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Реализм | Постмодернизм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Интересная особенность — шесть пальцев на одной руке. Однако не это главное отличие от остальных людей. Умение быть другим человеком, самому написать себе жизнь — вот настоящее мастерство. Дэниел Флетчер шесть раз перебирал с дозой, однако ни разу по документам и записям врачей. Потому что он вовсе не Дэниел Флетчер. Опасная способность, которая может сыграть плохую шутку со своим владельцем...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
euphoriahel, 5 апреля 2024 г.
терзания разлагающейся личности, жаждущей обретения себя (крэг клевенджер «человек-змея»)
на одном дыхании я прочел дебютный роман клевенджера. в его библиографии остался еще один — «дермафория», за него я в скором времени примусь; очень уж меня впечатлили слог, манера повествования и сюжетные ходы первой работы.
книга целостная, довольно короткая и начисто лишенная каких-то провокаций, избыточности, нарочитости (всем вышеперечисленным зачастую славится контркультура; того же паланика возьмите).
я бы назвал «человека-змею» мрачным текстом. но не более того. crime alternative story. интересное повествование, здесь и элементы детектива, и громоздкая (но от этого не менее жаркая) лавстори, и ловкое жонглирование психопатологическими подтекстами. дедукция и болезнь. сомнительные дела и душевные изнуряющие перипетии (пришлось гуглить, как пишется это слово).
один в поле не воин? в чем заключается расплата за страх остаться наедине с собой?
детство как триллер или бегство как триггер?
euphoria helicopters
ArtemT, 22 июля 2011 г.
Сначала расскажу, как колебался: покупать эту книгу или нет. «За» был Чак Паланик, говорящий с обложки: «Бог свидетель, это — лучший дебютный роман, который я читал в жизни!». Похвала Паланика — серьезно. [кстати говоря, уже прочитав «Человека-змею», я нашел эту цитату: «I swear to god, this is the best book I have read in easily five years or easily maybe ten years». То есть одним росчерком пера издателепереводчиков пять или даже десять лет Чака превратились во всю его жизнь] «Против» агитировала аннотация с оборота: «Человек-змея». «Человек-хамелеон». Мальчишка из провинциального американского городка, страдающий уникальным психическим расстройством — отсутствием собственной личности. Однако проклятие становится даром — ведь отсутствие личности собственной идет у него рука об руку со способностью в совершенстве вживаться в личности чужие. Опасная способность. Способность, за которую в мире криминала платят большие деньги. Путь наверх «человека-змеи» начинается.» Вот совершенно я не хотел читать, как мальчишка с отсутствием собственной личности идет наверх в мире криминала, замещая собой то Колю Утюга, то Глобуса, то Корявого.
Прошло шесть лет [или может пара минут]. Добро, на стороне которого в тот вечер сражался Паланик, победило зло и аннотацию. Которая оказалась насквозь лживой. Во-первых, да, у парня, главного героя, много проблем в жизни, начиная с психологических, и заканчивая тем, что у него шесть пальцев на одной руке. Но у него нет «уникального психического расстройства — отсутствия собственной личности«! Даже близко ничего похожего нет! Он часто меняет все документы, будучи докой в этом деле, и скрывается то под одним, то под другим именем, по сравнению с ним Бэтмен со своей двойной жизнью супергероя/миллионера — просто расшалившийся дошкольник. Но на то у героя есть веские причины, и уж личность-то всегда остается своя, хоть и под разными личинами. И во-вторых, он не идет наверх в мире криминала. Однажды на свою голову он сделал поддельные документы для мафиози и потом полкниги от них бегал. Такой вот замечательный путь наверх.
Этот роман мне очень понравился. Крепкая, жесткая, остросюжетная проза. Еще не дочитав «Человека-змею», я пошел и купил другую книгу Клевенджера, «Дермафорию». Начинается все по-паланиковски захватывающе: герой передознулся таблетками, и теперь его будет допрашивать психиатр, не было ли у него замысла покончить с собой (такой, типа, у них там в Америке порядок). Если замысел обнаружится: привет, принудительное лечение. Герой классифицирует разные типы психатров, допрашивавших его раньше и дает советы: «Стот обмолвиться, что в бешенстве пинаешь торговый автомат, проглотивший десятицентовик, — мигом поставят эдипов комплекс, шизофрению или биполярное расстройство в обострённом состоянии. Лучше пожаловаться, что плохо спишь или никак не можешь забыть прежнюю любовь. Не стоит утверждать, что всё в порядке или что слышишь голоса. Гораздо предпочтительнее невинная ложь вроде «Босс — козёл. По вечерам никак не могу заснуть». Если особенно не мудрить, всё закончится хорошо».
Позднее мы узнаем и отчего случилась передозировка, и зачем он меняет имена, и в конце концов даже шестой палец «выстреливает». По тому, насколько все это интересно читать, Клевенджер практически на уровне Паланика, но он вовсе не его клон. Конечно, что-то общее есть: жесткость/жестокость, рубленый стиль, рваная композиция, но, с другой стороны, это ведь не признаки только лишь паланиковской прозы. Да и рубленый стиль Крэга все равно не копия рубленого стиль Чака.
В 2013 году обещают экранизацию. Но ее однажды уже обещали, мол, в 2011-м. Ну, «время покажет» (с) Игрожур
Dead_Anarchy, 28 октября 2011 г.
Прочитав Дермафорию, чертовски захотелось ознакомиться и с дебютным романом автора. Радости не было предела, когда я совершенно случайно узрел эту книгу на полке дешёвого магазина. Ходил счастливый весь вечер. Дочитав текущую на тот момент книгу, принялся читать Человеку-змею, хотя есть небольшое подозрение, что «The Contortionist's Handbook» переводится несколько иначе... Как и цитата Паланика, в общем-то.
Аннотация насквозь лживая ©. Этим АСТ уже не первый раз славится, чем дико раздражает. Никто не идёт наверх в мире криминала, да и личности присутствуют. В описании правда только о шестом пальце (в прямом смысле), ну и главный герой «меняет личности» (скрупулёзно подделывает документы).
Прочитав с десяток-другой страниц, уже стало ясно, почему Паланику понравилось. Книга не просто интересная, стиль и вправду напоминает Чака. К тому же криминала и передоза хоть отбавляй. По ходу произведения Крэг даёт много ценных советов по тому или иному поводу (помните «смешайте в равных пропорциях апельсиновый сок и бензин, и вы получите напалм»?), чем чертовски веселит, так как я такое дело люблю.
Хорошо проработаны диалоги и психологическая часть: как сказать, что сказать, что сделать, а что нет, чтобы получить необходимый результат, видно, что автор старался, а не стрелял наугад. От этого экспертиза для читателя становится намного интереснее.
С радостью прочитаю новый роман, когда он выйдет.
ANDRE111, 3 сентября 2012 г.
Жизнь в займы, даже в кредит, ведь если берешь себе кусочек чужой жизни, то рпно ил поздно придется его вернуть с процентами.
Жизнь в займы от передоза к передоза, снова и снова, с чистого листа, белоснежного, как кокаин.
Жизнь в займы, где нет места любви. Но все же любовь вспыхивает. На долго ли?
Человек-змея расскажет вам, как обмануть психиатра, покажет вам жизнь в займы, научит хитростям подделки документов.
Жаль только, что книга написана скудным языком, боюсь это издержки перевода.
nostradamvs, 27 июля 2012 г.
Никак не могу вспомнить, кто мне порекомендовал почитать Клеведжера. Ну что, почитал. Не то чтобы в восторге, но неплохо. Прекрасно показано, как человек обманывает психиатра, как он предсказывает каждый поступок психиатра, каждое его действие, и скармливает врачу то, что хочет — и так почти весь роман, хорошо укладывающийся в мою картину мироздания и мнение, что в психиатры в 99% случаев идут самомнительные девочки с чудовищными тараканами в голове (реже — такие же мальчики), и из них выходят не психиатры, а психи, естественно. Интересен и второй слой романа — подделка документов (куча интересных тонкостей описана, Клевенджер явно в теме). Но концовка откровенно слита, плюс раздражает глупость героя, постоянно страдающего от передозов.