Джон Кристофер «Хранители»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Становление/взросление героя | Революция | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Этот мир поделён на два лагеря. Есть перенаселённые Урбансы, в которых живут миллионы урбитов, и есть огромные территории Графства, где в праздности проводят свои дни джентри. Обе социальные группы относятся друг к другу с большой неприязнью, хотя по сути, ничего друг о друге не знают.
Награды и премии:
|
лауреат |
Премия Гардиан / Guardian Award, 1971 // Лучшая детская книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 11 октября 2025 г.
Тем временем, выясняется, что подростковые антиутопии -это не изобретение последнего десятилетия. И это не нынешние тинейджеры приуныли от того, что будущее рисуется им отнюдь не в светлых тонах...
Когда мистер Йоуд под своим любимым псевдонимом Джон Кристофер издал «Хранителей», до моего появления на свет было еще целых девять лет. Джон Леннон был жив, Брежнев еще такой весь из себя был подвижный и деловитый, и оба что-то такое позитивное сулили в грядущей перспективе...
А тут в «Хранителях» этих вещали о том, что Герберт Уэллс был прав. Что скоро грядет обещанное им разделение человечества на элоев и морлоков. Предки морлоков будут жить в мегаполисах, вкалывать как проклятые, по вечерам прилипать к экрану, лицезрея всякие жестокие шоу. Предки элоев получат в свое распоряжение миленькие викторианские особнячки в сельских графствах, с прислугой, с вечерними приемами, с охотой на лис. Ну а если что кому не по нраву, то есть незаметные и тактичные Хранители, свято верящие в эффективность успокаивающей лоботомии...
Показан сей мир глазами подростка, который сбегает из мегаполиса на сельские просторы, ожидая обрести там райские кущи, но обнаруживает все тот же вольер для людей, только лишь с позолоченными прутьями решетки...
Narizhna, 3 февраля 2009 г.
Помню, в подростковые годы меня этот роман очень впечатлил. Будучи сводолюбивой юной особой, я с одинаковой враждебностью отнеслась и к бездумно-зомбированному миру урбитов, и к сытой чопрности джентри, под которой скрывается все то же зомбирование. Не знаю, что вкладывал в свое детище автор, но лично я тогда вынесла из этого произведения мысль, от которой не отступаю и сегодня: каким бы не было общество, как бы оно не выглядело, его основная цель — лишить человека индивидуальности. И слава Богу, что в каждом обществе находятся молодые и решительные, которые готовы бороться за свое Я и тем самым немного сдерживать неуемные аппетиты социальной мясорубки.
Мой вердикт: очень и очень хорошое чтиво для подростков, которое ставит много вопросов, и ставит их правильно. Взрослый человек со сформированными взглядами извлечет из этого чтения не так много, но оно может и для него оказаться приятным и интересным.
ip5, 28 мая 2015 г.
Интересная антиутопия, демонстрирующая принципы «разделяй и властвуй» и «третья правда», единственная претензия, что основа — вторична, уж слишком много параллелей с построением общества по-Оруэллу (два класса которые полностью контролируются третьим, бесконечная война «где-то далеко» куда отправляют негодных, «методы перевоспитания» и т.д.) Язык не сложный, читается легко, события развиваются быстро, без провисаний, откровенной жестокости как в «Смерти травы» — нет. Роман написан скорей всего для подростков, что-то вроде смягченной версии «1984». Книга понравилась, но не вызвала особого восторга.
Неизвестный Ч., 26 декабря 2021 г.
»...Да они презирают урбитов!
— А урбиты презирают их за добровольное рабство.
— Рабство! — Майк усмехнулся. — Слышал бы Годион, наш дворецкий! А тебе не приходило в голову, что даже если это правда, обе стороны устраивает их положение? Они довольны своей жизнью и презирают тех, кто живет иначе. Все гармонично».
Олдисс в «Триллионе лет» замечает: «Проблема утопий в том, что они слишком упорядочены. Они исключают иррациональное в человеке, а иррациональное начало — это великое открытие последних ста лет. Они могут быть фантазией, но они отвергают фантазию как часть человека...»
Герой «Хранителей» заявляет:
»...Впервые за всю историю человечества мы добились мира, спокойствия и счастья для огромного числа людей. Присущие человеческой природе, а потому — неизбежные, агрессивность и жажда насилия тщательно направляются в определенное русло: в Урбансах — это Игры и редкие, скоро гаснущие бунты; в Графстве — атлетические состязания, охота и прочее, и прочее… Для тех случаев, когда эти меры не дают желаемого результата, есть Китайская война».
Итак, недалекое уже будущее, 2052-й год, Англия, всё по-взрослому, никаких тебе дурацких полётов в космос, но десятки миллионов живут сыто и, пожалуй, счастливо (скорее — не несчастливо). Большинство, попроще — в Урбансах, переполненных городах (питаются эрзацем, смотрят головизор, обожают грубые шоу), утончённое меньшинство, джентри — в Графстве (зелёная трава, лошади, особняки, лисьи охоты всякие...). (Ни те, ни другие книг не читают, но это не повод к нашему высокомерию.) Утопия по принципу — каждому своё и в достат. кол. И даже презирать есть кого. Все гармонично.
Мальчик Роб из Урбанса
Ank, 25 июля 2007 г.
Начало было залихватское, потом начался уклон в политику и действие потеряло темп. В конце романа автор предпринял еще и попытку всё усложнить, и на пользу роману это не пошло.