FantLab ru

Генри Лайон Олди «Внук Персея»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
440
Моя оценка:
-

подробнее

Внук Персея

Роман, год; цикл «Древняя Греция»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Новый роман Г. Л. Олди — третий роман «Ахейского цикла», к которому авторы шли десять лет — повествует о событиях, предшествующих книгам «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта». Древняя Греция богов и героев, царей и чудовищ встает перед нами — прекрасная незнакомка, чей взгляд может обратить тебя в камень.

В произведение входит:

8.29 (326)
-
15 отз.
8.32 (243)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 227

Активный словарный запас: высокий (3128 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

лауреат
Демократическая Национальная премия Украины по фантастике, 2013 // Произведения на русском языке - Крупная форма (романы) (роман в 2-х томах)

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2013 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Внук Персея. Книга 1. Мой дедушка — Истребитель
2011 г.
Внук Персея. Книга 2. Сын хромого Алкея
2012 г.
Внук Персея
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2012 г.

Как становятся героями? По-разному. В Древней Греции свой, отточенный рецепт. Во-первых, необходимо быть родственником богов. Что, учитывая крайнюю любвеобильность обитателей Олимпа, и благодаря им же появившейся возможности то затягивать, то ослаблять петлю времени, после чего ты можешь быть кому-то и племянником (двоюродным) и дедом одновременно, довольно легко.

Во-вторых, надо убить родственника. Близкого. Отцов на всех не хватает, поэтому подходят деды, братья, сестры и т. д. любой степени родства (жены, жены!), но, ясен пень, чем ближе, тем лучше.

И, последнее. Необходимо выполнить клятву. Желательно, чем неразумнее, тем лучше.

Все. Герой готов…

Наконец-то дочитал роман. (Для меня это никак не дилогия!). Первое произведение Олди (а прочитаны все), которое я регулярно откладывал для того, чтобы взять в руки что-то другое. (Причем очень часто исключительно чтивообразное). Почему? Не знаю. Вроде, от «Героя», с которого начался цикл, я в восторге, «Одиссея», пусть и менее оценил, но проглотил не чинясь… Да и здесь: язык — пальчики оближешь. Слог – захотят Олди рассмешить, ржу едва ли не в голос, захотят заставить подумать – перечитываю, а то и дважды. Сюжет – идеальная криптомифология, неинтересной быть не может по определению.

И все-таки, роман для меня вытащили всего три вещи. Снобизм Персея; лучший во всей SFF , минимум за последний год, герой второго плана Тритон; и мощнейшая, слабопрогнозируемая развязка.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2014 г.

Еще раз и снова удивительное погружение в античный мир, мир, где тесно переплетаются миф и реальность, история и легенда, где боги и люди живут бок о бок, где бог может стать смертным, а герой — богом. Пространство Эллады в произведениях Олди настолько реалистично, что ты наяву чувствуешь кусачее южное солнце, жар от прогретой земли под подошвами, кристаллы морской соли на коже, нежный аромат оливкового масла и тягучий сладкий запах винограда. Невозможно читать это произведение и не жить там, подглядывая за героями и самому на чуточку, на какой-то миг становясь немножко героем.

Язык произведения настолько хорош, что не возникает ни малейшего сомнения: именно так и говорили в Древней Элладе, именно так шутили, спорили, клялись и гневались.

Сюжет способен увлечь даже того, кому античка чужда и незнакома. Тем же, кому близки Софокл, Эсхил и Еврипид, а также Гесиод и немного Аристофан, ахейский цикл должен прийтись по нраву. Дилогия «Внук Персея» точно.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2012 г.

Не знаю, как для кого, а для меня творчество Олди, при всём его многообразии, прежде всего вызывает ассоциации с вольной переработкой античных мифов. Возможно, потому, что первыми прочтёнными книгами у них для меня были «Герой» и «Одиссей». Потом было много других книг, конечно же, но ассоциация осталась прочная: говорим «Олди» — подразумеваем «Древняя Греция». И наоборот. Поэтому появление нового романа в двух книгах, связанного с упомянутыми выше и в немалой мере служащего для них предысторией, стало по-настоящему приятным сюрпризом.

Главный герой романа – Амфитрион. Внук Персея, сын Алкея, но прежде всего – отец самого Геракла. Казалось бы, промежуточный персонаж, не был никогда Амфитрион знаменит и прославлен, все заслуги его – это родственная связь между двумя известнейшими, величайшими героями Эллады. Казалось бы… но на деле всё оказывается не совсем так. Или даже совсем не так.

При том, что авторы по обыкновению позиционируют «Внука Персея» как единый роман, на две части он делится очень чётко, даже если б и выходил под одной обложкой. В первой половине романа Амфитрион ещё мальчик, волей судьбы втянутый в жестокую войну, которую его героический дед ведёт против своего божественного сводного брата по отцу-Зевсу, против обращающего своих последователей, вольных или невольных, в истинных безумцев Диониса. Во второй книге, уже повзрослевший и потерявший деда, он идёт своим собственным путём, выковывая собственную судьбу, совершая собственные подвиги и не желая зависеть ни от богов, ни от предков. Насколько это, конечно, возможно в его мире. Кстати, о мире — Олди здесь вновь поразили мастерством воссоздания обыденности чудес; их Древняя Греция наполнена проявлениями божественной воли, невероятными, нереальными с точки зрения обычного человека вещами, здесь нимфы, дриады, кентавры и прочие существа жили и продолжают жить бок о бок с людьми – и воспринимается всё это просто удивительно нормально. Просто становится невозможно представить себе, что реальность даже теоретически могла быть какой-либо иной, кроме той, что описана в романе.

Всё же, если сравнивать этот роман с предыдущими частями Ахейского цикла, то он показался более локальным, ограниченным судьбой самого Амфитриона, самое большее с несколькими близкими ему людьми, в отличие от куда более эпических «Героя» и «Одиссея». Хотя и отцу Геракла в какой-то момент приходится взять на себя ответственность за целые народы – картина мира всё ещё неустойчива, и усилия одного-единственного человека вполне способны её изменить если не до неузнаваемости, то всё-таки очень и очень сильно.

Другие «греческие» книги Олди я не перечитывал уже давно, многое, конечно, подзабылось, и, возможно, какие-то важные отсылки к ним я мог и пропустить. Но зато тем больше будет поводов их перечитать. Главное же то, что авторы продолжают держаться на привычном для них высочайшем уровне… Хорошо, что они у нас есть.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2015 г.

Спустя десять лет после «Я вернулся», Олди не выдержали и написали приквел. Амфитрион — личность абсолютно безвестная в сравнении со своими великими родственниками. Если имена Персея и Геракла известны каждому, кто брал в руки книжку Куна, смотрел советские мультики или сериал «Удивительные странствия Геракла», то их внук и отец в массмедиа никогда сильно не светился. Амфитрион? Не каждый историк сумеет вспомнить имя отца Геракла и внука Персея.

Всю историю эта героическая личность была затемнена своими родичами. Олди же не побоялись разработать этого персонажа. Что характерно, и в «Герой должен быть один», и в «Одиссее, сыне Лаэрта», авторы описывают именно малоизвестные события из жизни героев, сознательно игнорируя и лишь вскользь упоминая известные подвиги. А Амфитрион? Его известнейшие подвиги описываются в полной мере, ибо и так никто не слышал ни про избиение телебоев, ни про поимку Тевмейской лисицы, ни про убийство какого-то неуязвимого пирата... Да и выглядят эти подвиги как-то мелковато. То ли дело Горгона! Пегас! Двенадцать подвигов!

Олди в полной мере удалось изобразить тени Персея и Геракла, в которых жил всегда Амфитрион. Всю книгу он оглядывается на Персея, но пытается стать если и не великим героем, то хотя бы просто счастливым человеком. С одной стороны, ему это удаётся — обрёл дом, жену, скоро будут дети... Но называть это хеппиэндом может лишь совсем поверхностный читатель. Факты — может и хеппи. Настроение и состояние героя на момент финала — совсем печаль. И помня последующие части цикла понимаешь, что злоключения Амфитриона здесь только начинаются. Дед называл его сыном Хромого Алкея, но герою удалось подняться лишь на ступень выше. Амфитрион, все подвиги которого блекнут в сравнении с титулом «Внук Персея».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2011 г.

Роман оставляет если не проблему, то некую лакуну в представлении о созданном мире.

В «Герой должен быть один» я увидел начало кризиса эпохи, которое было подробно показано позже, в истории уже Одиссея.

В разговоре Гермеса и Аида, когда давались исторические сведения чуть не от зарождения мира из хаоса, но подробно война богов и титанов, появление героев — и все. Остальной роман повествовал о постепенно накапливающихся противоречиях между землей и небом.

В продолжении, которое «приквел», я ожидал увидеть становление эпохи героев. Ведь Персей — почти идеален с точки зрения Олимпа («почти» понятие растяжимое, но, думаю, мысль ясна). Он сравнительно добросовестно, в меру своих возможностей и компетенций решает проблемы. Он «заботится о братьях». Истинная «рабочая лошадка» своего времени. Возникает вопрос даже не о воспитании героя, но о принятии решения на открытие эпохи героев. И дело не только в капризе/воле Зевса, нет. Что изменилось в людях и в мире, чтобы герои стали возможны? Как смертные смогли «вклиниться» в извечную «карьерную лестницу», в рождение богов, которое в романе демонстрирует Дионис, и то превращение чуда в чудовище, которого избег молодой бог (и не избегли другие)?

Геракл-Алкид — был неудачным первым вариантом действий титанов. Гиганты стали их почти совершенным оружием.

Но Алкид — уже далеко не первое поколение героев. Я не ожидаю буквального повторения сюжета и наличия около Персея «недогероя», человека с плохо вложенной божественной искрой :smile:. Однако где проблемы, стоящие перед богами и их решение?

Из-за этого создается впечатление «неподвижности» исторического времени. Перед нами возникновение новой эпохи, однако время не воспринимается, как «эпоха перемен».

В остальном — вполне привычный уровень произведения, с характерной стилистикой, яркими героями и т.п. Читать было интересно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2012 г.

Больше всего я ценю у Олди романы воспитания. (собственно, кажется, ни один роман без вопроса, как растут дети, у них не обходится). И в «Герой должен быть один» для меня главным героем стал Амфитрион, воспитатель героев.

«Внук Персея» — воспитание воспитателя. Что сказать? только: «Хорошо, но мало!»

Собственно, эта книга показалась мне проще (в психологии), чем «Герой» и «Одиссей». Слишком снаружи нарисован Персей, а очень хотелось бы изнутри увидеть данную только намеками историю брака с Медузой-Андромедой. И Алкея хотелось больше, больше, больше. Да, додумывать. проникаться — читатель должен сам, но от этих авторов мне очень хочется открытых уроков. наставлений. Хочется рядом с ними побыть ребенком, которому растолкуют и расскажут.

Тем не менее, спасибо им, и буду перечитывать обязательно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2012 г.

Грустный роман. С одной стороны очень маленький мир (так кажется — но, в принципе так и было), с другой стороны вечные вопросы — например, продолжения рода, продолжения царской династии, когда оказывается, что количество детей равняется количеству могил, а самые хитрые заговорщики оказываются беспомощными перед судьбой, да и судьба главного героя, в принципе, понятна и не очень радостна... Все что не делается все к худшему, этого никто не осознает, но это прям-таки витает во время чтения. Герои хотят как лучше, получается по Черномырдину, божественные артефакты не приносят счастья, в крайнем случае ко всеобщему счастью выводятся из игры самими богами... Зачем этому миру Олимпийцы? Ему и без них тошно, а с богами вообще труба. Слово Ихор вроде как не особо произносится — да и зачем нам боги-родственники, с просто родственниками разобраться бы... Очень локальный роман — и по эмоциональному фону — такой Безысходности у Олдей со времен Бездны, по мне, так и не было.

Книга хорошая, но, наверное она «под настроение». Для Олдей это не шаг вперед и не шаг назад, не успех и не провал, наверное это попытка отойти немного в сторону и посмотреть, что из этого может получиться. Получилось по-другому, но чтобы это понять — надо знать и любить этого автора.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2012 г.

Олди и создали себе имя и армию поклонников на артистичной перелицовке мифов, в ранний( лучший период) творчества создав достйные романы на материале Греции, Индии. «Герой должен быть один» , безусловно, из лучших романов, свободные вариации на тему мира которого были уже похуже («Одиссей»). Новый роман — уж точно написан как осознанный приквел, поскольку повествует о молодости Амфитриона — «теневого» героя первой книги. Как и в случае с «Одиссеем», первая книга получше второй. Опять описания взросления мальчишки, вместо культа мертвых — культ Вакха. К достоинствам я бы отнес образ Персея-правителя: отмороженный, не чуждый справедливости, однако радикальный в прошлом убийца у меня вызвал аассоциации со столь любовно и вкусно выписанными Латыниной в ее кавказском цикле полевыми командирами навроде Джамалуддина Керимова. Во второй книге много суеты, мельтешения и мало чего-то эмоционаально содержательного. Если уж сравнивать с первой книгой( а куда без этого), то ничего, сравнимого по эмоциональной силе воздействия с темой отца Амфитриона, битве богов с гигантами, участи аргонавов во «Внуке Персея» нет. Книга как книга. Олди отошли от своей магистрали в сторону синтеза всевозможных направлений — от космооперы до фэнтези — возврат к истокам скорее не удался. Справедливости ради надо отметить неплохой язык.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2012 г.

Еще одно возвращение в мир Древней Греции. Биография Амфитриона, земного отца Геракла. Не самый известный древнегреческий герой, можно сказать, типичный. У него великий дед (Персей), великий сын (Геракл). Сам он как бы затерялся, нет у него в биографии великих подвигов. Обычгый, если можно так сказать, древнегреческий герой, с судьбой, которая постоянно висит над ним, но перед которой Амфитрион не склоняется.

Атмосфера такая, что кажется, авторы писали роман с натуры. Практически эффект присутствия.

Органичная часть Ахейского цикла

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2017 г.

К чему это? Все было сказано уже в «Герое», в «Одиссее», ну наконец в «Диомеде». Вернуться в старое доброе? А смысл. Нового ничего уже не привнести. Даже ладно. Может и можно показать становление человека богом и как это закрепилось в умах людей, тем паче в конце «героя» вопрос что первично (люди или боги) поднимался. Но как-то много красивых слов, а сути мало. С моей точки зрения (ИМХО разумеется) можно было все вложить в одну книгу с не слишком большим количеством страниц, а не растягивать на «внука» и «сына», хотя если положить руку на сердце, можно вообще было и обойтись без этого романа.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2012 г.

Было приятно окунуться в атмосферу того-самого-мира еще раз, но...

Ничего концептуально нового. Ничего, что не было бы сказано в «Герое» и «Сыне Лаэрта».

Или я туплю. Или авторы это очень сильно закамуфлировали.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2011 г.

Как всегда авторы поразаили до глубины души своим новым произведением. На мой взгляд, интерпретации греческих мифов входят в список лучших из лучших их произведений и «Внук Персея» не стал исключением.Опять встреча с любимыми персонажами, практически полное древо великих героев Древней Греции. А история об обожествлении Диониса заслуживает всяческих похвал. Надеюсь в следующей книге будет чуть больше про богов. Эти многоликие персонажи получаются у генри олди лучше всего!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх