Михаил Пухов «Контратака»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Экологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда люди истребили почти всех хищных китов, стало резко расти число морских катастроф. Оказывается, киты противостояли неведомым доселе глубоководным морским чудовищам, которые теперь поднимаются на поверхность моря, топят корабли и истребляют людей.
Входит в:
— сборник «Картинная Галерея», 1977 г.
— антологию «Ház kísértettel», 1988 г.
— антологию «Tower of Birds», 1989 г.
— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (3)
- /перевод:
- Х. Смит (1), А. Фодор (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 20 марта 2024 г.
Если не задумываться, то рассказ хорош — модная тема о нарушенном экологическом равновесии, загадочные и ужасные монстры глубин, страшная заключительная фраза. Всё это надолго врезается в память читателя.
Но если отнестись к произведению всерьёз, задумываясь над тем, что написано, то очень скоро выясняется, что перед читателем всего лишь очередная развесистая клюква. Всё в этом рассказе от начала до конца неправда. Начиная от глубоководных монстров, которые из-за перепада давления просто не смогут подняться, а тем более существовать у поверхности воды, и их супергипнотических способностей, которые, как сказал сам автор, на морских обитателей не действуют и развиваться им у этих монстров просто не было ни какой необходимости. И кончая идеями о том, что глубоководные монстры смогут нормально существовать на мелководье, в пресной речной воде, а выпущенных из аквариумов и зоопарков кашалотов хватит для сохранения их популяции.
Как итог — читать сию вещицу вполне можно, тем более, что и написана она очень легко. Но вот задумываться над написанным категорически не рекомендуется — это отнюдь не Стругацкие, у которых к написанному и по мелочам-то придраться не получается :).
lammik, 20 января 2022 г.
Нечто из глубин убивает людей по всему миру, не щадя ни пилотов на авианосце, ни мирных отдыхающих на пляже. И только кашалоты с касатками способны остановить внезапно появившегося врага.
Рассказ, призывающий хранить хрупкое экологическое равновесие до того, как станет слишком поздно. Отличается подчёркнуто пессимистическим подходом, прямо-таки не характерным для советских писателей доперестроечного периода. Нет в нём веры в разум. Человек не принимает вызов из глубин, а снимает видео и записывает аудио, чтобы посильнее ужаснуться. Но финал действительно ударен, этого не отнять.
god54, 4 декабря 2017 г.
Экологический рассказ предупреждение, написанный в советские времена, что было так не характерно для неё. Человек является тем орудием, которое создала природа для собственного уничтожения? Если согласиться с этой теорией, тогда пропадает логичность самого понятия природа, в которой все увязано и сбалансировано. Тогда получается, что человек не является продуктом земной природы и есть вредный микроб, который разрушает природу, но она предпринимает защитные и уничтожительные меры по отношению к своему врагу. Отсюда рассказ актуален, интересен, сюжет драматичен, а рассказ заслуживает прочтения.
Гидраэр, 21 мая 2014 г.
Не советский)) какой то рассказ. Не оптимистический. А последняя фраза
Кто вы сеньор Пухов?
zarya, 31 января 2008 г.
Рассказ интересен не только тем, что был одним из первых и одновременно наиболее радикальных произведений об экологии в советской фантастике, но ещё и тем, что в качестве эпиграфа к нему стояло классическое четверостишие из неопубликованной тогда на русском языке «Охоты на Снарка», сыгравшее заметную роль в моём нынешнем увлечении Кэрролом (впоследствии Пухов перевёл всю поэму, и его перевод не из худших).
asb, 8 ноября 2006 г.
Рассказ про конец света в исполнении Пухова. Вся соль — в последней реплике.