Гарри Гаррисон, Леон Стоувер «Стоунхендж»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эта книга — результат совместного труда Гарри Гаррисона и знаменитого антрополога Леона Стоувера, является, несомненно, значительной вехой в развитии жанра альтернативной истории. Написанная с присущей знаменитому мастеру фантастики легкостью, увлекательностью и чувством юмора, она с потрясающей достоверностью раскрывает перед нами картину жизни древнего мира, предлагая заглянуть за покров тайны, скрывающий от нас загадки исчезнувших цивилизаций, такие, как гибель Атлантиды и появление Стоунхенджа.
У романа есть посвящение: «Нашим женам Джоан Мэрион Гаррисон и Такино Кован Стоувер, строившим Стоунхендж вместе с нами».
- /языки:
- русский (8), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (9)
- /перевод:
- Н. Миронова (1), Ю.Р. Соколов (6)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Александрович, 24 января 2016 г.
Смотрю на жанровый классификатор «Стоунхенджа» и тихонько офигеваю. Ну какая это «фантастика», а тем более «твёрдая НФ»? Да, Гарри Гаррисон известен как фантаст, но он писал в разных жанрах. К тому же этак книга написана в соавторстве с учётным и на её страницах нет инопланетян, путешественников во времени, космических полётов, бластеров, роботов и всего остального, что свойственно фантастике.
«Стоунхендж» очень хороший пример исторического романа. В книге нет ничего, что противоречило бы известным на тот сведениям об истории бронзового века в Европе. Олово, необходимое для создания бронзы, правда возили за тысячи километров от места добычи, было и чудовищное извержение вулкана на остове Тира, ставшее началом заката минойской цивилизации, которую многие исследователи считают прообразом Атлантиды. Можно придраться к тому, что названия племён и народов были выдуманы, но эти вольности допустимы в художественном произведении. Житель древних Микен называл жителей Британии фразой вроде «представитель культуры длинных домов».
Строго говоря, книге тесно в рамках исторического романа. Результатом совместной работы Гарри Гаррисона и Леона Стоувера стал труд, находящийся на стыке художественной и научно-популярной литературы. И это необходимо помнить при восприятии книги.
Главный герой книги очень похож на других персонажей Гаррисона. Микенский царевич Эсон, имя которого созвучно с именем главного героя «Неукротимой планеты» оказывается в месте, где может рассчитывать только на свои боевые навыки. Компанию ему составили египтянин с нетрадиционной сексуальной ориентацией и мастер кулачного боя.
Тем не менее образ Эсона получился достаточно необычным. Он не непонятый гений из захолустья, как главные герои «Мира смерти», или «Стальной крысы», а человек, одившийся с золотой ложкой во рту. Рождение в царской семье дало ему самые широкие возможности для развития и эта сторона, как и образ царевича в целом, подробно отражены в книге. Неплохо проработан и египтянин, а кулачный боец появляется лишь эпизодически и может возникнуть вопрос зачем он нужен. То же самое можно было бы спросить про ряд эпизодов — пиры, кораблекрушение у острова с захоронениями, многочисленные диалоги и сцены с описанием повседневной жизни — всё это пошло в ущерб сценам действия, которые традиционно хороши.
Если бы «Стоунхендж» был развлекательным чтивом, то такие претензии были бы уместны. В этом плане роман не самая сильная вещь Гаррисона. Однако, книга преследует совершенно иные цели. Её задача рассказать доступным языком широкому кругу читателей о жизни в Британии четыре с половиной тысячи лет назад. И с этой точки зения в книге нет ничего лишнего.
scafandr, 20 марта 2019 г.
Интересный эксперимент получился у Гаррисона (писатель) со Стоувером (историк). Роман переносит нас в Бронзовый век, а точнее в 1470-ые года до н.э. Я пока еще не читал никакой литературы, посвященной этому периоду, поэтому читал «Стоунхендж» с большим удовольствием.
По сюжету тут один принц из Средиземноморья попадает на Альбион, где пытается построить свое царство, объединив соседние племена. Чтобы возвеличить свою персону, начинается строительство того самого Стоунхенджа, который сохранился до наших времен. Авторы пытаются подать свою точку зрения на исторические события того времени, но оперируют они реальными археологическими фактами. Это ни в коем случае не НФ, и уж тем более не твердая. Да и как и не альтернативная история, потому что факты романа имели место быть. Конечно, названия племен вымышленные, имена героев тоже, но их поступки, мотивации и быт остались без изменения. Только-только было найдено олово, который помогает сделать бронзу, куются мечи, доспехи, меняется история.
Роман понравится больше любителям истории, чем приключенческой фантастики, к которой приучил нас Гаррисон
тессилуч, 22 ноября 2018 г.
Интересный роман по альтернативной истории. Интересная идея по причине строительства Стоунхенджа. Подробно описана эпоха войны Микенской и Минойской цивилизаций. Роман прочитал за два вечера-сказалось моё увлечение историей «Бронзового века».
Особенно порадовало послесловие профессора Леона Стоувера во многом разъяснившее действие романа с современной исторической стороны. Интересующимся историей Средиземноморья предлагаю прочитать.
Нескорений, 6 августа 2015 г.
Не скрою, меня, как и многих читателей, привлекает тема исчезнувших цивилизаций. Особенно интересно знакомиться с новыми гипотезами, пытаться сопоставлять новые факты и уже известную информацию, чтобы хоть на чуть-чуть приподнять завесу тайны, скрывающую секреты прошлого. Атлантида и Лемурия «всплывают» в героическом фэнтези Р.И. Говарда, становясь фоном приключений Кулла и Конана, Г.Ф. Лавкрафт прозревает толщу арктических льдов и глубины мирового океана, хранящие реликты расы Древних. Не менее интересна тайна Стоунхенджа — памятник ли это древних мастеров, астрономическая обсерватория или может быть своего рода маяк для пришельцев из Космоса — обилие гипотез не добавляет ясности в решении вопроса, по крайней мере пока.
Перед нами исторический роман, точнее, если пользоваться авторским определением, «роман об истории». Фантастический элемент, либо проявления магии здесь отсутствуют, к альтернативной истории роман тоже отнести сложновато — отсутствуют точки бифуркации, переводящие течение хода истории в иное русло. В центре повествования находится военное противостояние Микен и Атлантиды, главный ресурс, питающий пламя войны на данном историческом этапе — бронза, для выплавки которой необходимо олово.
Конечно, в романе нет особого эпического размаха, тем не менее авторы стараются максимально расширить сюжетную географию — большую часть времени нам предстоит провести на землях Британии, помимо этого нас ждут крепкостенные Микены и цитадель величия атлантов — остров Фера. К этому можно добавить морские приключения и даже небольшое подобие робинзонады на Острове Мёртвых.
Роль главного героя досталась микенскому царевичу Эсону в пару которому авторы придали египетского зодчего Интеба, получился своеобразный дуэт мускулов и мозга. Чуть позже к друзьям присоединятся освобожденный раб Эйас, мастер кулачного боя, и дочь вождя племени альбиев Найкери. Эйас мог бы стать любимцем читателей, но авторы не стали развивать его линию и потенциал оказался нереализованным, образ Найкери служит для описания роли женщин в обществе тех времен — никакой романтики и вздохов под луной — порой хочется назвать Эсона неблагодарной черствой скотиной, но он лишь достоверно отыгрывает роль.
Несмотря на внешнюю пестроту персонажи смотрятся безжизненными, мотивация их поступков недостоверна и крайне наивна. Весь роман строится на условностях, интересные сюжетные ходы развития не получают. Нетрадиционная ориентация Интеба не идет дальше платонических рамок, само ее наличие — лишь способ объяснить его участие в авантюре главного героя. Гибель Атлантиды, которая могла добавить в роман красок и трагедию масштабной катастрофы, авторы предпочли использовать в качестве «рояля». Робинзонада на Острове Мертвых на сюжет влияния не оказала, хотя здесь так и напрашивалось обретение героями древнего артефакта, который помог бы им в объединении британских племен.
Отдельно хотелось бы сказать о сценах сражений, которые пали жертвой исторической достоверности. Авторы стремились показать, что все битвы тех лет носили характер локальных стычек, армия размером в два десятка человек считалась довольно мощной, а наличие бронзового меча и легкого доспеха однозначно решали исход поединка в пользу их обладателя. По этой причине в большинстве эпизодов Эсон представляется неуязвимой машиной для убийств, способным в одиночку выкосить толпу вражеских воинов. От описания финальной битвы авторы вообще устранились сразу же перебросив нас к немногословному эпилогу.
Структурно произведение делится на четыре части — центральным событием первой становится гибель Атлантиды, вторая и третья посвящены умиротворению воинственных племен йерниев, а заключительная, четвертая, часть — постройке Стоунхенджа. На эпилоге роман не заканчивается, и нас ждет довольно пространное послесловие, которое само по себе состоит из десятка глав. В послесловии авторы доводят до нас суть своих исторических теорий, приводят ссылки на памятники литературы и иные источники, поясняют почему их теория происхождения Стоунхенджа является наиболее обоснованной и достоверной, по их мнению.
В процессе чтения не отпускает впечатление, что читаешь не художественное произведение, а слегка беллетризованную научную монографию. Л. Стоувер поработал на «пятерку» — исторические реалии, особенности быта, оружие, одежда, праздники, религиозные ритуалы — описаны с доскональностью профессионального этнографа. При этом литературно-художественный уровень романа довольно низок, язык суховат, описания не блещут живостью, а развлекательно-приключенческая компонента, за которую по идее должен был отвечать Г. Гаррисон, не выполняет свою функцию — герои не вызывают сочувствия, злодеи почти не выходят на сцену, битвы проходят без огонька, следить за их исходом неинтересно, а превращение романа в четвертой части из приключенческого в производственный вообще вызывает острое желание посмотреть сколько же еще там осталось страниц до финала.
В целом хотелось бы отметить основательный подход к делу Л. Стоувера и откровенную халтуру со стороны Г. Гаррисона, тем кто ценит этого автора за великолепные образцы динамичной приключенческой фантастики лучше обойти этот роман стороной. К произведению стоит присмотреться читателям, которые интересуются белыми пятнами в истории древних цивилизаций. Гибель Атлантиды, возведение Стоунхенджа, контакты эллинов с населением Британии, находящие подтверждение в археологических находках, протокельтские племена Альбиона и реальные друиды, без приставки «нео» — вот основные слагаемые романа «Стоунхендж», способные подвигнуть интересующуюся публику к его прочтению.
k2007, 20 декабря 2016 г.
Исторический роман о времени строительства Стоунхенджа. Роман достаточно жестокий и реалистичный, нет здесь непобедимых героев и варварских принцесс. Воин в доспехе может противостоять толпе с каменными топорами, но не долго. Случайное копье в горло — карьера героя закончена. Роман можно рассматривать как производственный о возведении Стоунхенджа и рассказ о том, что было на Британских островах три с половиной тысячи лет назад.
Nikotin, 26 октября 2014 г.
Мне понравился роман. Однако хорошо написано и характеры героев проработаны.
vladimir66, 15 мая 2012 г.
Читается,как абсолютно исторический роман, абсолютно веришь в реальность «такой» Атлантиды.Яркие персонажи,классный сюжет.Героям сопереживаешь до самой последней строчки-а это безусловный знак увлекательности романа.
Гриф Рифт, 31 августа 2009 г.
Вот уж не думал что роман написанный на историческую тему окажется таким интересным!!! Читается на одном дыхании и захватывает буквально с первых страниц!!! Гарри Гаррисон в этом романе для меня открылся наверно не только как автор авантрных романов, на пример знаменитая «Стальная крыса», но и доказал что может писать на темы истории со своим искромётным юмором, заставляющие заглянуть в глубь времени и пофантазировать, задуматься над таким филосоофским вопросом как это происходило в реальности...Полное погружение! Лично я в восторге, всем советую...10 баллов исключительно!:pray:
Jediart, 25 сентября 2008 г.
Прочитал произведение лёжа в больнице. Довольно занимательный рассказ, но намой взгляд слегка темный оттенок у написания. Конечно присутствуют баталии и захватывающий сюжет, даже Атлантида прекрасно вписалась в произведение. Да и главный герой обученный приёмам кулачного боя довольно яркий герой.
GakcaT, 20 марта 2008 г.
Прочитал совершенно случайно, и не разочаровался. Думал, что ничего интереснее чистой нф ничего нет, но оказалось, что ошибался. Удивительно подробное описание жизни той эпохи. Сюжет очень порадовал, прочитал роман на одном дыхании. Категорически советую к прочтению :)))