FantLab ru

Бернард Корнуэлл «Последнее королевство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
362
Моя оценка:
-

подробнее

Последнее королевство

The Last Kingdom

Роман, год; цикл «Саксонские Хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Юный сын олдермена Нортумбрии — одного из англо-саксонских королевств, существовавших в Англии в конце IX века — Утред Беббанбургский попадает в плен к датчанам и воспитывается в семье ярла Рагнара.

Утреду нравится новая жизнь, он учится у датчан воинскому искусству, а Рагнар воспринимает своего пленника как члена семьи. Из-за несправедливого обвинения Утред вынужден бежать на юг и поступить на службу к королю Уэссекса, чтобы спасти свою жизнь и отомстить врагам.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Последнее королевство
2007 г.
Последнее королевство. Бледный всадник
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Kingdom
2005 г.
(английский)
The Last Kingdom
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь всякую фэнтезю вроде Аберкромби кажется ничего так))) читаешь настоящую историческую прозу вроде Корнуэлла, Маккалоу, Сенкевича понимаешь, что такое перо мастера. Корнуэлл пишет как мастер, не перегружая текст фигней и дешевыми эффектами, но с кинематографической точностью передает в воображение читателя эпоху викингов, их быт, события тех лет, менталитет и психологию людей 9-го века, их чувства, переживания, что для них было главным...

P.S.: очень качественная историческая проза с полным погружением в мир суровых северных парней)))

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший исторический роман с приключениями (ну, или приключенческий с историей). Герой уже в зрелом возрасте вспоминает себя молодого и рассказывает нам свою жизнь. Он вспоминает ее без пафоса и сожалений, с легкой насмешкой над самим собой в пятнадцать лет.

IX век. Норманны вторгаются в Англию и захватывают англосаксонские королевства одно за другим. Герой, представитель знатного англосаксонского рода, попадает в плен к датчанам и воспитывается среди них как датчанин. Дальше судьба кидает его из стороны в сторону, от короля Альфреда Уэссекского обратно к датским ярлам. События описаны правдоподобно, автор не делает из своего героя ни английского патриота, ни ярого сторонника датчан. Он смотрит на жизнь отстраненно, датчане нравятся ему даже больше, чем англосаксы, но родина его предков — Нортумбрия, поэтому он волей-неволей поддерживает короля Альфреда.

В общем, спокойная такая книга, перемежающаяся короткими и резкими смертельными схватками

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня с детства привлекало Средневековье. Сначала это были книги о доблестных рыцарях, которые в боях зарабатывают шрамы, на которые падки прекрасные дамы. Потом оказалось, что романтика рыцарства — это не совсем настоящее Средневековье, и от этого мне стало еще более интересно, ведь эпоха засияла новыми красками.

Цикл «Саксонские хроники» посвящен становлению Англии, которая сдерживала натиск датских завоевателей. Повествование идет от имени Утреда, сына Утреда, которому в детстве пришлось попасть в плен датчанам, где он обучался искусству войны и где закалялся в языческих верованиях. В «Последнем королевстве» рассказывается как раз о том детско-подростковом периоде жизни Утреда.

Я боялся, что исторический роман от автора, с которым я не был знаком, может оказаться скучным. Но, как оказалось, боязнь моя была напрасной. Роман прекрасный! В нем довольно много действий, экшена, диалогов, что не даст читателю заскучать. Также очень мало описаний быта, что может быть кому-то плюсом, а кому-то минусом. Очень бодрое начало, много жестокости (это же настоящее Ранее Средневековье а не легкий роман о прекрасных девах и благородных мужах в кольчугах), интриги, неожиданные предательства... В общем, все, как я люблю.

Прекрасное начало цикла!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

»...где-то глубоко под землей, где страшный змей гложет корни Иггдрасиля, древа жизни, сидят три пряхи, которые и прядут нити нашей судьбы. Хотя людям кажется, будто они сами принимают решения, однако на самом деле все наши жизни в руках этих трех женщин. Они прядут нити наших судеб, а судьба правит всем. Датчане это знали, и даже христиане знали это. Рок не остановить...» (Корнуэлл, «Бледный всадник»)

С удовольствием окунулась в мир Утреда Рагнарсона Беббанбургского. «Последнее королевство» (цикл «Саксонские Хроники») — яркий приключенческий роман, базирующийся на интересной исторической основе. Корнуэлл рассказывает о противостоянии англосаксов и датчан, начиная с 866-го года.

Датчане, пришедшие в англосакские земли, строго говоря, завоеватели территорий, и только когда грабят побережья, перемещаясь на драккарах, считаются викингами. Но в нашем привычном понимании — это самые что ни на есть викинги.

События происходят на территории Британии, в тот момент разрозненной. В поле зрения попадают Нортумбрия, с которой началось отвоевывание территорий датчанами, Мерсия, Восточная Англия и Уэссекс — территории, где исповедуется христианство. В Беббанбурге (Нортумбрия — Северная Англия), с которого начинается повествование, ранее поклонялись северным богам (германское язычество, сходное со скандинавским) и старые верования еще не полностью забыты. Род главного героя, Утреда, по словам его отца, олдермена Беббанбургского, ведет начало от Вотана — древнего саксонского бога войны (Вотан — в германском язычестве, он же — Один у скандинавов). И хотя Утред, 10-летний мальчик, воспитывается в христианской вере, ему не чужды старые боги. Они ему более интересны и понятны. Христианство 10-летний главный герой ассоциирует с фанатичным поклонением мачехи и потворством ее желаниям, холодного с детьми, отца. Северные боги (старые саксонские боги) ассоциируются у мальчика со сказаниями кузнеца, относящегося к нему с теплотой, с семейным знаменем, с происхождением. Так обстоят дела в начале романа, повествующего о взрослении Утреда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Неудивительно, что когда Утред попадает к датчанам, относящимся к нему хорошо, он чувствует себя своим и принимает их языческие верования в Одина (того же Вотана), Тора и Вальгаллу. Он взрослеет среди датчан, искренне впитывает их отношение к жизни, становится Рагнарсоном.

Я не могу назвать его мотивацию меркантильной и вероломной. Это всего лишь желание выжить и благодарность за сохраненную жизнь, доброту, любовь, внимание, каких не было даже у него дома. Формированием личности Утреда занимался Рагнар, сделавший его приемным сыном, неудивительно, что Утред мыслит, как он. И в то же время, в Утреде есть основа, заложенная в Беббанбурге, есть гордость собственным англосакским родом и желание вернуть дом детства, принадлежащий ему по праву наследования. Такое сочетание несочетаемого вполне объясняет поступки и жизненные принципы Утреда, которые кому-то могут показаться умышленно беспринципными.

Мне понравились простые но верные мысли, в множестве заложенные в повествование, вроде «в сражении выигрывает тот, кто меньше пьян», «храбрые идут первыми» или «знаки лучше читать умному человеку». Понравилось здравое отношение автора к различным верованиям, к заблуждениям, насаждаемым религией. Интересны зарисовки уклада жизни свободолюбивых датчан и богобоязненных англосаксов. Отлично получились описания военных действий и интриг. Все перечисленное делает роман продуманным и увлекательным. Хорошее начало цикла. Однозначно, буду дальше читать про Утреда.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Утред Беббамбургский рассказывает неизвестному (по факту — читателю) историю своей жизни. А все началось с датчан...

Так уж произошло, что старшего брата, а чуть позже — отца Утреда убили датчане, в самом начале своего похода с целью захватить Англию. Сам Утред попал в плен к убийце своего брата, его дядя захватил его законные земли и послал за Утредом убийцу, Англия истекает кровью, а датчане, не зная страха, ведут свою войну. Утред растет и крепнет, датчане приняли его в семью, как родного, но все еще лелеет мечты о мести и возвращении родового замка.

Как рассказчик, Утред очень хорош — тут подкинет несколько фраз о будущем, тут опишет, что происходит на другом конце страны, а вот здесь посмеется над молодым собой — молодость, горячая пора. Слушателю (читателю) остается только следить за всеми событиями в жизни парня и верить рассказчику на слово. Жестокость тех времен — стычка с валлийцами, или битва в клине, или казнь монарха, описаны реалистично и без особого красования, как средство, а не как цель.

Таким не сложным способом автор, как сам признается в послесловии, показывает процесс формирования Англии, как государства, описывает поистине огромный вклад Альфреда и его наследников в историю старой доброй Англии. Утред служит больше средством этот вклад показать с точки зрения современника, очевидца. Да, автор ускоряет некоторые события, а некоторые переносит географически в чуть другие локации, но история (книга) от этого даже выигрывает.

Роман интересный и динамичный, а еще это только начало, ведь, судя по всему, Утер прожил очень насыщенную жизнь.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Первый опыт знакомства с автором — до Шарпов и Шона Бина не добрался. Пилот серии кажется хорошим балансом между развлекательностью и содержательностью. Роман почти без восклицательных знаков. Повествователь в старости вспоминает молодые годы и ретроспекция позволяет выбрать нужный тон. В меру иронии и натурализма тоже. Хроники ведь, поэтому немало перечислений бытовизмов: пожгли, порезали и дальше двинулись. Жизнь такова , некогда рефлексировать. Очень понравилась оптика для написания образа Альфреда Великого: сочетание иронии с уважением. Ни намека на смакование секса. Очень добротно, основательно, сильный контраст с ( допустим) недавно читанным Аберкромби, у которого как раз восклицаний и палпа много. Буду читать дальше.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начав знакомство с творчеством Корнуэлла я был немного расстроен, это был роман «Азенкур». Настолько он показался мне сухим, что я пожалел о нескольких, купленных ранее, книгах автора. В «Последнем королевстве» я увидел нечто другое. Оказывается, автор умеет писать, и, делает это очень даже хорошо. Под определением «хорошо» я понимаю интересную историю с «живыми» персонажами.

Некоторым читателям не нравятся истории «взросления». Мне же историю мелкого Утреда показалась забавной. Сколько всё же общего в детских забавах разных эпох. Это – игры, союзы друзей и конфронтации с недругами, банальное катание на коньках, пусть даже роль коньков играют привязанные к башмакам кости. А как вам загадка: «Мой отец и моя мать бросили меня на погибель, но одна добрая родственница пригрела и защитила меня, а я убил всех ее детей, но она все равно любила меня и кормила, пока я не взмыл над домами людей и не бросил ее». Я как ребёнок радовался, что отгадал, а вот датчане, в отличие от Бриды, не смогли. В чём проблема? Я не знаю, но возможно лукавый автор не упустил возможности кольнуть супостатов, дав им понять, что в Англии они не могут тягаться даже с девчонками, в играх разума, конечно.

Многим не нравится чуть «странное» отношение автора к религии. А как по мне, Корнуэлл лучше других показал, что может думать о ней среднестатистический ребёнок. Для маленького Утреда христианство хоть и родная религия, зато скучна она до предела. Тогда как, вера в скандинавских богов-суперменов кажется ему романтичной, побуждающей к полной подвигов и приключений жизни. Что тут скажешь, если даже после смерти эти боги не дают скучать истинным героям. Выбор Утреда очевиден!

Кому-то не хватило в произведении психологической составляющей. Ну как же так? Героя обвиняют в отсутствии душевных терзаний за предательство Родины. Но ведь здесь налицо частный случай синдрома, получившего своё название в честь тех же «викингов» (правда шведских) – «Стокгольмский». Человек, убивший брата, способен полюбить Утреда больше чем собственный отец, человек, который мог убить и его самого. Но, как очкарик издалека видит очкарика, так и «новый» отец Утреда безошибочно находит родственную душу. Так повелось в миру – добро всегда к добру, а сила к силе. Так и становятся бывшие враги лучшими друзьями (безусловно, не всегда).

Поначалу, могут раздражать постоянные перебежки героя с одной стороны на другую. Но, задумавшись, становятся понятными его мотивы. Главной, а точнее, единственной целью Утреда становится возврат украденного у него Беббанбурга. И совершенно не важно, кто в этом ему поможет – Рагнар или Альфред. «Не герой!». Скажете вы. И будете правы. Но постойте, не вы ли недавно говорили, что устали от белоснежно светлых борцов за справедливость?

И всё же, если вы не разберётесь с психологией главного героя, то уж точно не пропустите его психическую атаку на последнего сына Рагнара Лотброка – Уббу (вот такой каламбур). Замечательное использование слабостей врага – большой плюс повествованию.

Отрадно было встретить в романе качественный, на мой взгляд, юмор.

Например,

«– Она сирота, – сказал я, – ей лет шестнадцать-семнадцать.

– Ого! Такая старая? Должно быть, уродливая корова!» (и не нужно знатокам сообщать мне, что в те времена выходили замуж в 13, всё равно будет смешно);

Или вот,

«– Воистину, славен Господь, – ответила Милдрит за меня.

Она и впрямь была очень религиозна, но у кого нет недостатков?».

А где же «Главный» герой? Спросите вы. Как же я мог упомянуть Альфреда Великого лишь вскользь. А что говорить? Складывается впечатление, что с этой персоны списано немало фэнтезийных героев. Вот, Глокта, чем не вариант? (только не ругайте меня за отсутствие зеркального сходства).

Единственным непонятным мне нюансом произведения осталось лояльное отношение к перебежчику обеих противоборствующих сторон. Я был уверен, что перебежчиков не любит никто.

Подытоживая скажу, что первый роман цикла стал замечательным экскурсом в историю Англии 9 века, проведённым не плохим и не хорошим экскурсоводом – Утредом, обладающим, однако, замечательным языком рассказчика.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу десять лет назад, сейчас в преддверии выхода в октябре экранизации и девятой книги, решил перечитать и заново пережить.

Персонаж Утреда получился вполне реальным, год за годом показана трансформация его от ребёнка-сакса (или, скорее, англа, учитывая его происхождение) к подростку-дану и возвращение «к истокам». Тогда (как и много веков спустя), после пяти лет ребёнок начинал взрослеть, сорокалетний считался стариком, так что всё правдоподобно. Связь с настоящей семьёй у Утреда была довольно слабой, во всяком случае к десяти годам, потому и всего через несколько лет он уже считал своей семьёй данов, почти не вспоминая, что воспитавший его Рагнар убил его брата. К тому же, дикая жизнь данов была для него хорошей альтернативой обучению у монахов. В книге нет полностью положительных или отрицательных героев, всегда подчёркивается, что образ скандинавов как «лишённых разума богомерзких созданий» культивировался главным образом церковниками (после христианизации историю писали именно они), для которых они были в первую очередь язычниками. Можно вспомнить, что датчане завоевавшие всю Англию в начале одиннадцатого, и норманны, в конце того же века, уже не предавались анафеме столь безоговорочно. Потому вполне естественно, что противники власти церковников и «ностальгирующие по старому режиму», могли переходить на сторону данов не совсем по принуждению. Автор упоминает, что в армии данов были и англы (или англичане севера, центра и востока). Герой частро задаёт себе вопрос, кто он, дан или англичанин и не находит чёткого ответа, вплоть до того как рвётся основная связь связывающая его с данами. В конце концов, с годами, по мере взросления и в силу обстоятельств, он почти окончательно возвращается к своей английской идентичности, хоть и не питает ненавистью к данам.

Отношение к христианству продолжает линию «Артуровской саги», это не карикатура, это крайне реалистичное изображение того, как эта религия (или, точнее, институт церкви) пожирала целые народы, уничтожая сложившийся быт, культуру, историческую память. Собственно, викингов победило именно христианство — если не можешь одолеть врага, сделай его своим и подчини своим законам. Великолепно описана смерть «святого» Эдмунда в духе «как это было» и пусть это всего лишь видение автора, ему гораздо больше веришь, чем истории написанной монахами.

Говоря об «отсутствии психологии и духовных терзаний», не стоит забывать, что рассказ идёт от имени жителя той эпохи, так что мы видим всё его глазами. Ярких персонажей хватает, это Рагнар, Равн, Беока, Леофрик и, разумеется, Альфред. Альфред здесь не похож на народный образ «победителя викингов», это не богатырь воплощённый в статуе в Винчестере, это с одной стороны слабый и болезненный человек, но с другой хитрый и дальновидный политик, играющий роль святоши.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Персонажи плоские, диалоги не интересные. Повествование от первого лица написано уныло. Сюжет скучный. В общем книга не понравилась. Некоторые пишут что это второй Морис Дрюон. Корнуэллу до Дрюона как до Луны.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, кто-то начнёт читать эту книгу, услышав, что в ней, дескать, одним из центральных персонажей является тот самый Рагнар Лодброк — отважный герой викингов, так ярко показанный в одноименно сериале.

Так вот, тут его нет. Ну серьёзно, вообще нет. Совсем. Да, имеется персонаж, которого зовут Рагнар, но это совсем другой Рагнар! К тому моменту, как начались действия «Последних королевств», Рагнар Лодброк уже умер (ну, предположительно — мы вообще не очень много о нём знаем). Тут действуют только сыновья Лодброка — Убба, Ивар и другие, и то, примерно к середине повествования их становится очень мало. Желающим узнать подробнее о знаменитом викинге лучше поискать что-нибудь другое.

Но книга очень крутая. Она полна сражений, жестокого викингского юмора и всего такого. Описаний быта минимум, много войн и политики. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ярл Рагнар Лодброк... Культовая сегодня фигура. Только прозвучит «викинги», и уже представляешь голубоглазого мужа с насмешливо-безумным взглядом, беспощадного и коварного в отношении врагов, настоящего берсерка в бою, постоянно жаждущего нового, далекого и необъяснимого и такого преданного до полного самоотречения по отношению к близким и друзьям.

Можно сказать, ярл получил второе рождение в знаменитом сериале, хотя и первоначальная история хороша. Та, где на ярла и его викингов мы смотрим без розовой дымки романтики и современных мифов о гордых-бесстрашных-благородных воинах-язычниках-завоевателях или о противостоящих им не менее гордых-бесстрашных-благородных христианских рыцарях-спасителях.

На самом деле все было наверняка не так, как в кино, и не так, как в книге. Но в последней, по крайней мере, никого не провозглашают ни святым, ни чудовищем. Просто люди, живущие по законам своего пространства и времени.

И это пространство- еще разделенная на отдельные королевства Англия. И это время- самый разгар нашествия отрядов викингов на английские королевства. И воспринимаем мы эту историю глазами одного человека- Утреда Беббамбургского.

История «Последнего королевства» — эта история жизни юного Утреда, который оказался лишен своего наследства в результате интриг, попавшего в плен банды викингов ярла Лодброка, воспитанного ими, вернувшегося в свой христианский мир и вынужденного служить королю Альфреду- владыке последнего оплота саксов, которые постепенно сдают свои позиции перед грозным противником.

История подкупает своей обыденностью и полным отсутствием пафоса. В ней очень много бытовых подробностей- что едят, с кем спят, в кого верят и как глубоко простирается эта вера, что заботит в повседневной жизни — дом, семья, достаток, о чем мечтают и что считают добродетелью, что радует, что считают злом и что страшит и не дает покоя душе. Все это глазами маленького сакса, которого приняли в семью ярла Лондброка и постигающего мир- довольно жестокий для маленьких людей в не зависимости от их пола, вероисповедания или племенной принадлежности. Юный Утред растет сначала как все дети- не слишком задумываясь о проблемах и опасностях, а затем, взрослея, оказывается перед выбором: на чью сторону встать- воспитавших его захватчиков-варваров или своих соплеменников.

И выбор этот нелегкий. Глазами Утреда мы видим, что люди- и язычники-викинги и христиане-саксы- не слишком то отличаются друг от друга. Среди тех и других есть честные и по-своему благородные и милосердные, есть смелые, преданные, а есть подлые, алчные и трусливые. Есть искренне верующие в волю богов, как бы их не называли, а есть те, кто верит только в силу и удачу, и есть те, чей бог-золото и серебро. Есть разные. И выбранная Утредом сторона определяется только личной выгодой.

Корнуэлл умеет развенчивать мифы. В этом романе сильно достается мифу о Великом короле Альфреде, спасшем Англию от орд варваров-язычников, о герое- святом, которого избрал сам Господь для спасения христианского мира. Перед нами физически слабый, трусливый человек, главным талантом которого является способность выискивать слабости окружающих и мастерски манипулировать с их помощью людьми. У нашего юного Утреда такой слабостью является его утерянное наследство, что делает его достаточно легкой добычей. Легкой, несмотря на все наклонности юного героя-беспринципность, веру в силу, а не в божественное проведение, на его восхищение ярлом Рагнаром, удачей и воинским мастерством викингов, на его критический взгляд на саксонскую знать и лживую алчность церкви.

В этом плане мне роман показался достаточно честным. Без пафоса или откровенного восхваления одной из противоборствующих сторон, с вполне понятными людскими мотивациями- жажда власти, богатства, безопасности, покоя — и знакомыми способами их достижения в виде предательств, обманов, сделок с совестью и прочими вещами.

Роман получился и как пилот сериала под названием «Саксонские хроники», и как отдельная история противостояния варваров- викингов и последнего свободного королевства христиан в Англии. Добро пожаловать в мир Утреда Беббамбургского, короля Альфреда и ярла Рагнара. Куда же сегодня без него?

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я давно хотел прочесть с 2011 года, но в магазинах она к тому моменту не встречалась. К счастью, по случаю выхода сериала появилось переиздание.

События романа разворачиваются во времена, когда датчане начали завоёвывать остров Британия, а государства Англия ещё не существовало. Натиск их был столь силён, что за относительно короткий промежуток времени ими были покорены почти все государства саксов на острове кроме Уэссекса, которым правил Альфред — единственный английский монарх удостоенный титула «Великий».

Главный герой романа нортумбирийский олдермен Утред в детстве попадает в плен к датчанам и воспитывается ярлом Рагнаром. Утред считает, что ему повезло датчане избавили его от нравоучений отца Беоки и привили языческую веру юному христианину. Однако, дают знать о себе дела давно минувших дней и Утред вынужден бежать в Уэссекс.

Вообще Утред персонаж не однозначный. Жизнь его нельзя назвать лёгкой, но мотивация поступков такая, что у иного человека глаза на лоб полезут.

Главный герой добрую половину книги ведёт себя как беспринципная свинья, которая живёт согласно знаменитому крылатому выражению — цель оправдывает средства. Утред помешан на идее вернуть свой родовой замок и не важно какие клятвы придётся принять и нарушить, какие заключить союзы и кого потребуется принести в жертву этой цели. В ряде случаев Утред выступает в качестве антигероя в повествовании.

Противоположностью ему стал король Альфред. Хотя в главном — готовности пойти на всё во имя достижения цели — он похож на Утреда. цели короля совершенно иные. В первую очередь Альфред озабочен защитой своей страны от датчан и перспективой объединения англо-саксонских королевств в единое государство.

В плане исторической достоверности книга получилось весьма неплохой. Корнуэлл очень многое разъяснил читателю устами Утреда, от имени которого и ведётся повествование, а отступления от исторической правды он оговорил в конце книги. Только есть один ньюанс — все эти многочисленные пояснения не могли быть сделаны человеком, жившем в IX веке. Для людей того времени описание повседневности было нонсенсом.

В целом, получился не идеальный, но очень хороший исторический и приключенческий роман.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Причиной прочитать роман Бернарда Корнуэлла «Последнее королевство» стал анонс одноименного сериала. Да, это не очень интеллектуально, однако я исходил из принципа, что сериальные воротилы снимать по откровенно слабому первоисточнику ничего не будут. А тут ещё давненько не попадалось ничего в жанре исторического романа, что бы прямо увлекло не на шутку.

Итак, «Последнее королевство». 9 век, Европа. Утред, девятилетний сын английского олдермена Утреда, сына Утреда, попадает в плен к датчанам (они же во время набегов – «викинги»). Восхитившись его безрассудной смелостью во время битвы, мальчика «берёт под крыло» один из ярлов датчан и воспитывает его как своего сына. Тот мужает и настойчиво нарывается на приключения. Казалось бы, у романа есть все компоненты для хорошего сюжета: становление героя, месть, возвращение утраченного дома, подвиги и всё-такое. Но, увы, саму книгу хорошей я назвать не могу. И тому несколько причин.

Во-первых: главный герой. Ему совершенно не хочется сопереживать. Может быть, это такое отображение подросткового характера, но совсем не понятно к чему этот самый Утред стремится. В детские годы ещё очевидно — не учиться и давать выход своему озорству. Но потом вся мотивация вязнет в бесконечных рассуждениях с кем остаться – с англичанами или датчанами. Причём самому Утреду всё равно кого убивать. Более того, создаётся впечатление, что и его окружению безразлично кого он убивал и собирается убивать. Во всём остальном Утред просто пресный.

Во-вторых: общая структура сюжета. Стоит признать, что этот пункт сугубо субъективен – я не большой любитель именно военного историзма. Сюжетная линия с Утредом является скорее второстепенной, так как 90% романа он таскается то с одной армией, то с другой. Главный же конфликт – это противостояние английских королевств и датчан. И получается, что на протяжении всего романа работает одна и та же схема: армия стоит – армия собирается в большое войско – случается битва – армии расползаются обратно и торжествуют/залечивают раны. В этих событиях замешаны города с труднопроизносимыми названиями и люди с похожими именами. Должно отметить, что исторические факты, не касающиеся войны, географии и генеалогии пришлись к месту. Очень жаль, что таковых, на самом деле, не очень много. Создаётся впечатление, что читаешь среднюю книгу из серии Вархаммер 40000 – бесконечные битвы и минимум внимания всему остальному.

В третьих: манера повествования автора. Как я писал, у этого романа есть все компоненты хорошей истории, но вот её подача ужасна. Все события, начиная от детских игр и заканчивая битвами армий, подаются в манере пономаря на церковной службе. То есть, монотонно и безэмоционально. Временами кажется, что читать учебник истории более увлекательно, чем это произведение

Как итог: по моему мнению, «Последнее королевство» очень скучный и не увлекательный роман, который подойдёт разве только ярым любителям военной истории.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что вначале я посмотрел сериал, а потом уже узнал, что снят он по мотивам Саксонских хроник. Подробно на сюжете не будем заострять внимания, а разберем отличия сериала и книг. Первое, что бросается в глаза, что в сериале Утреда выставляют в более положительном свете. В книгах он в юности убивал и грабил саксов наравне с датчанами. Да и впринципе он описан, как обычный представитель своего времени. Просто немного более удачливый и знатный. 2. В книгах намного больше время уделено церковникам. В сериале тоже такое есть, но в книгах они реально раздражают. Хоть автор и высмеивает их постоянно, но иногда все таки тяжело читать весь этот религиозный бред. Если брать персонажей, то их характеры в большинстве своем совпадают, что в книгах, что в сериале. Единственное отец Беока в книге косоглазый полу инвалид, который иногда и вызывает намек на симпатию, но бывает это не часто. В сериале же у него нет никаких увечий, да и производит впечатление он хоть религиозного, но все таки мудрого человека. В целом хороши по своему и книга и сериал. Я думаю стоит ознакомится и с тем и с тем.

Пс. Самый важный крик души! Научите пожалуйста кто-нибудь автора не спойлерить свои книги в самом начале. Кто вообще так делает??? Ну ладно понятно, что повествование ведет пожилой утред (что опять таки спойлер, потому что зачем переживать за него, раз он нам все и рассказывает) но ведь он делает такие эпические сливы чуть ли не в каждой книге в самом начале. Ну для примера если бы в игре престолов повествование шло от лица Джона сноу и он бы в начале первой книге заявил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я сейчас стар, но тогда я был молод и не знал, что Джофри отравят на свадьбе, Дейнерис вырастит драконов и всех завоюет, а в итоге я ее убью.
Короче это прям какое то издевательсво

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут говорят, что Утред-ребёнок неправдоподобен. Не соглашусь: дети в Средневековье взрослели рано и интересовались совершенно другими вещами, нежели наши современники! Понятия «индустрия детства» вообще не существовало — никто толком не думал, что малышей надо развлекать, покупать им игрушки и т.д. Ребёнок был просто НЕДОвзрослым — более слабым, глупым и неопытным. От него требовалось поскорее созреть и взяться за дело...

Тем не менее, меня тоже смущает отсутствие развития у персонажа. Нет, не ребёнок нереалистичен — нереалистичен (или возмутителен) Утред-взрослый с его полным отсутствием душевных терзаний по поводу своего двурушничества! Он вечно всем доволен, вечно шутит... при этом убивая людей, которые ещё недавно были ему товарищами. Это нормально?!? Похоже, читатели слишком привыкли к романам о воинах-наёмниках, но ГГ «Последнего королевства» даже не наёмник!

Вообще, с психологией в книге слабовато. Не знаю, кто тут увидел ярких персонажей — я ни одного не заметила, здесь все портреты набросаны наспех, одной-двумя чертами! Я уж не говорю про любовную линию и женские образы: что на самом деле было на уме у «ведьмы» Бриды и жены Утреда — остаётся только гадать. Христиане, в основном, изображены карикатурно — автор явно атеист, хотя и отдаёт должное королю Альфреду (единственному из всех).

Ставьте минусы, как у вас принято за отрицательные отзывы... Правда, оценку я ставлю не самую низкую — я признаю, что юмор в романе местами неплох, да и сюжет довольно увлекателен, пусть и состоит из сплошных боёв. Человек, не сведущий в истории, может и открыть для себя что-то новое. А в плане кровавости... ну, тут Гаррисон даст сто очков вперёд!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх