fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Рыцари Сорока Островов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
6038
Моя оценка:
-

подробнее

Рыцари Сорока Островов

Роман, год; цикл «Рыцари Сорока Островов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 228
Аннотация:

Жесткая и увлекательная история приключений мальчишек и девчонок, «выброшенных» из нашего мира — и заброшенных в мир Сорока Островов. В мир, где им придется сражаться друг с другом. До победы — или до гибели.

Игра? Почти игра.

Только умирают проигравшие — по-настоящему!..

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 184

Активный словарный запас: низкий (2601 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Мечи, 1995 // Меч Руматы

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2010 // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1993 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Рыцари Сорока Островов
1992 г.
Лорд с планеты Земля
1994 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма
2000 г.
Рыцари сорока Островов. Мальчик и тьма
2000 г.
Рыцари Сорока Островов
2004 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма. Лорд с планеты Земля
2004 г.
Рыцари Сорока Островов
2007 г.
Рыцари Сорока Островов
2007 г.
Рыцари Сорока Островов
2009 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма
2011 г.
Книга гор
2015 г.
Рыцари Сорока Островов
2020 г.
Наша старая добрая фантастика. Иное небо
2020 г.
Книга гор: Рыцари сорока островов. Лорд с планеты Земля. Мальчик и тьма
2021 г.

Аудиокниги:

Рыцари Сорока Островов
2007 г.
Die Ritter der vierzig Inseln
2009 г.
(немецкий)

Издания на иностранных языках:

Kavaliroj de Kvardek Insuloj
2009 г.
(эсперанто)
Die Ritter der vierzig Inseln
2009 г.
(немецкий)
Die Ritter der vierzig Inseln
2011 г.
(немецкий)
Rytíři Čtyřiceti ostrovů
2012 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хотела чего-то максимально простого, короткого и легкого для восприятия — вот это и получила. Это не просто фэнтезятина средней руки — это еще и фэнтезятина средней руки для детей и подростков. Во-первых, потому что она *про детей и подростков*, во-вторых, потому что она про хороших, в большинстве своем, мальчиков и девочек, которые стремятся к свободе от инопланетного гнета, верят в Дружбу и Любовь и все такое. «Онижедети», короче. Взрослые-то люди прекрасно знают, что если собрать группу подростков, выдать им оружие и пообещать не просто безнаказанность, а еще и какие-то плюшки, получится режим Пола Пота, а вовсе не платоновское государство.

Вкратце:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
группу мальчиков и девочек крадут таинственные инопланетяне, размещают их на 40 островах и подталкивают к войне друг с другом, а сами при этом за ними наблюдают. В итоге, конечно, бобро побеждает зло, детишки объединяются и костыляют инопланетянам, но это очень краткий и какой-то очень неловкий финал.
Увы, искусственный «экспериментальный полигон» инопланетян, как и все искусственные миры, выглядит не особо достоверно. Тупость детей можно объяснить разве что тем, что они дети, хотя вообще я бы сказала, что нежелание исследовать местность и проверять ее на прочность подходит скорее более старшим людям, чем более молодым.

Читается, как и все у Лукьяненко, легко, но при этом как-то не захватывает ни на секунду. Большая часть романа — растянутое описание того, как дети пытаются пойти по инопланетянскому пути и таки покорить все 40 островов. Развязка наступает неожиданно, и с сюжетной точки зрения ее особо ничего не предвещает, складывается впечатление, что автору надоело. Читателю, правда, тоже уже изрядно все это надоедает, так что все радуются. Обоснуй насчет птецеобразных инопланетян и их экспериментов устроит разве что шестилетних, как и все остальные обоснуи.

В общем, если бы мне было лет на 20 меньше, чем есть, возможно, мне бы и понравилось, а так — слишком много недоработанных моментов, и вообще не могу сказать, что в этом романе доработано так, чтобы к нему нельзя было придраться. Пробелы в логике и сюжете, видимо, должно заполнять читательское бурное воображение. Кого-то, может быть, смутит упоминание секса и даже сексуального насилия применительно к тому, что я называю детской книгой — ну так извините, «Бедная Лиза», которую то ли в 8, то ли в 9 классе проходят, тоже должна смущать тогда. Зато в отличие от остальных романов Лукьяненко для детей и про детей этот, пожалуй, наименее слащавый (хотя не могу сказать, чтобы вообще не). А в остальном — он как все остальные книги автора, жвачка определенного рода, хорошо подходит на небольшой перерыв между сложными и серьезными вещами.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рыцари Сорока Островов» – первый роман известного российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, написанный в 1992 году. Проблемы, описанные в нем, актуальны и по сей день. Подростковая жестокость – это то, о чем мы слышим сейчас очень часто. Героями романа являются подростки, поэтому многие ошибочно относят «Рыцарей» к модному сейчас жанру «young adult», что, на мой взгляд, ошибочно. Идеи, заложенные автором, будут более понятными взрослой аудитории.

Немного о сюжете. Неизвестные пришельцы похищают подростков 10-18 лет и помещают их на архипелаг, состоящий из 40 островов. Острова соединены между собой мостами. Дети должны следовать правилам Игры, которые довольно просты: нельзя воевать после заката, смотреть на небо во время заката и восхода солнца и не играть в поддавки. Для победы нужно захватить все 40 островов. Победители смогут вернуться домой. Так как каждый хочет попасть домой к родным и близким, ребятам приходится сражаться и убивать. Бои ведутся на деревянных мечах, которые в бою превращаются во вполне смертоносные стальные. Правда для того, чтобы меч стал боевым, нужно искреннее желание убивать. Перед ребятами встаёт непростой выбор: перешагнуть через свои принципы и убивать, либо самим быть убитыми. Да, это жестоко, но другого, третьего, варианта попросту не существует. Естественный отбор в действии. Эта жестокость резко контрастирует с местом, где они оказались – райские тропические острова. Подобная локация располагает скорее к отдыху. Это создаёт ещё больший контраст с происходящими здесь кровавыми событиями.

Главный герой, Дима, прогуливаясь по городу, встречает странного фотографа, который предлагает ему сфотографироваться для детского журнала. После фотовспышки Дима оказывается на 36-ом острове, где почти сразу же оказывается втянут в происходящие события. Он быстро постигает правила Игры, и мечтает выбраться с островов. На соседнем вражеском острове он встречает школьную подругу Ингу, с которой ему очень сложно сражаться. Вскоре Дима приходит к мысли, что для победы необязательно убивать всех противников. Таким образом 36-ой остров начинает создавать коалицию с целью выжить и сообща найти способ противостоять пришельцам.

Автор очень точно и легко показывает иерархические взаимоотношения, которые рано или поздно формируются в любом коллективе. Отлично раскрыты чувства ребят, оказавшихся далеко от дома, внутренний рост и физическое взросление перед лицом суровых испытаний. Различные сложные моменты, вроде смерти, любви, секса и даже наркотиков, с которыми приходится сталкиваться подросткам, Лукьяненко показывает откровенно, но аккуратно и без пошлости. Думаю, многие согласятся со мной, что эта задача довольно сложна.

Сильной стороной романа для меня стали персонажи. Автор смог раскрыть характеры своих героев. Парни и девушки в романе показаны полноценными глубокими личностями, каждый из которых обладает собственным характером и особенностями. Несмотря на примерно одинаковый возраст, их сложно перепутать.

Как всегда у Лукьяненко, в динамичный сюжет умело вплетены философские размышления. Далеко не все из них лежат на поверхности. Лично мне попытка создания коалиции ради общей победы напомнила создание СССР. И точно так же все оборачивается провалом из-за личных амбиций и предательства вчерашних союзников. Далёкий 4-й остров, по моему мнению, является аллюзией на Кубу. Особенно сильно этот социалистический подтекст раскрывается в эпизоде с найденной часовней-склепом. Не стоит забывать и про год, когда был написан роман.

К концу повествования герои уже совсем не те подростки, которыми они были в начале. Жестокие испытания закалили их, превратив в молодых волков в человеческой шкуре. В цивилизованном обществе они уже смотрелись бы инородно. Очень сильный момент мы видим в самом финале, когда герои Дима и Инга осознают, что обычный мир не менее жесток, чем Сорок Островов. Зато более непредсказуем. Подростки с разных городских районов также ведут кровопролитную войну, но к этому их не принуждают загадочные пришельцы. Это их собственный выбор, цена за который неимоверно высока.

Итог: «Рыцари Сорока Островов» – замечательный роман о взрослении и подростковой жестокости. Сергей Лукьяненко ярко дебютировал, что во многом задало курс его карьере, как писателя. Роман с самого начала приковывает внимание читателя и не отпускает до последних страниц. Небольшой объем и бешеная динамика позволяет проглотить роман за пару вечеров. Огорчает лишь то, что продолжение так и не было написано, а некоторые вопросы так и остались без ответов.

Оценка: 9
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, есть книги, которые нужно прочесть до 16 лет или не читать никогда.

«Рыцарей» я прочел в 25 и не жалею о времени потраченном на чтение, но все-таки, как жаль, что я не прочел Рыцарей сорока островов лет 10 назад! Какой восторг для 15-летнего мальчишки: наши в чужом мире, враждебном и опасном, битвы на мечах, опасные приключения, дружба и любовь, ненависть и предательство.

Причем любовь робкая и нерешительная, но нежная и искренняя, даже не подростковая. а детская какая-то. И дружба и ненависть такие же детско-юношеские: максималистские в и своем благородстве, и жестокости.

Даже сейчас, с багажом прочитанных книг, просмотренных фильмов про «попаданцев», с лучшим сюжетом, более закрученной и логичной интригой, я читал «рыцарей» с искренним удовольствием. Да, сюжет местами прост и наивен, но главная загадка заставляет подумать над решением, приключения и терзания подростков живы и чувственны — ведь автор и сам был молод во время написания романа и хорошо помнил то время, когда тебе 14, а еще у молодого Лукьяненко есть удивительная манера писать — теплая и живая, в смысле, близкая читателю, за которую и прощаешь некоторые ляпы сюжете и откровенные подгонки под ответ.

И очень сильная последняя глава — двое подростков, вернувшихся с войны, встретились с напонтованными сверстниками, которые в войну играют(нередкое в 90-е годы явление), каким был главный герой в первой главе.

В послесловии Лукьяненко благодарит тех, кто понял книгу, хотя буквально в предыдущем предложении всё просто разжевал и в рот положил: дворы(а порой классы в школе) — как те острова, дворовые компании — как рыцари этих островов: воюют за иллюзорные цели, а порой и вовсе без цели. Ради чего? Зачем?

Да, возражение Крапивину на тезис, что дети не воюют ни в одном мире, ведь в отличае от взрослых они не сошли с ума, удался на славу. Жестко и четко.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рыцари Сорока Островов» — это «Повелитель мух» Голдинга, но в фантастическом антураже. Дебютная вещь Лукьяненко в центр повествования ставит детей, но этому не особо веришь. Почему? Да потому, что если собрать вместе несколько детей, предоставить полную свободу, да еще и раздать оружие, мы получим более страшный вариант «Повелителя мух» или «Чучела», но никак не квест с путешествием по островам и бунт против инопланетян. Но Лукьяненко верит в разумное доброе, вечное. Ок.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то слишком наигранно и ... по детски. Не ожидал такого от этого автора. Не веришь в мотивацию поступков, в отношения между детьми. Кровь и смерть как то происходят между делом, как обыденность... Научиться владеть мечом , да не просто так и с применением движений типа «мельницы» за 2-3 недели , и применять в бою... Да за это время человек научится только тому, чтобы меч не ронять не вовремя, и самого себя не покалечить ненароком. А тут...Как человек, занимавшийся историческим фехтованием, скажу что это очевидная сказка по голливудски. А уж драка с японцами на острове, где все поголовно прыгающие каратисты и ниндзя.. это уже отдает видеосалоном из 90х. И явным непрофессионализмом автора в этом вопросе. Сначала сомневался , может все таки «зайдет», но прыгающие из кустов каратисты напрочь отбили желание продолжать чтение. Жаль...

Резюме — для детей пойдет, для юношества, не заморачивающегося на деталях может быть тоже.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне допускаю, что на момент написания эта повесть выглядела чем-то новым или необычным. На мой взгляд, «Рыцари Сорока Островов» безнадежно устарели и не несут никакой новизны, даже для начинающего читателя. Я сомневаюсь, что сейчас есть люди незнакомые с «Голодными играми» или «Бегущим человеком», а там как раз очень точно показаны варианты взаимодействия между молодыми людьми в критических условиях.

Многие отмечают, что Лукьяненко написал жестокую историю о подростках. Опять же, не соглашусь. Я думаю, что в реальной жизни гораздо больше примеров неоправданной и немотивированной жестокости, как раз в исполнении подрастающего поколения. А в истории о островах для этого созданы все условия. Никакого контроля, замкнутое общество состоящее только лишь из подростков, но есть и те, кому скоро исполнится восемнадцать. То есть, вполне возможны самые неожиданные социальные построения, даже невозможные в реальной жизни. А что мы видим? Варианты коммун, где девочки готовят еду и стирают, а мальчики «играют в войну» и пытаются отстоять или захватить остров. Все мирно собираются вечером ужинать и обсуждают происшедшее, тех кто погиб или был ранен. Даже вынужденная жестокость по отношению к шпиону или предателю выглядит как-то натянуто, хотя реакция должна быть гораздо эмоциональнее.

Линия с пришельцами, которые захватили этих детей, выглядит настолько наивно и нелогично, что вызывает только смех. Вообще, все что касается фантастической части самое худшее в повести и только портит описание всей истории.

Многие пишут, что хотели бы продолжения цикла. Я отнесу себя к тем, кто вполне ограничивается данной повестью. Что еще там можно придумать? Как объединенные отряды злых подростков едут громить планеты пришельцев? В принципе, что-то подобное мы итак смогли увидеть, но только в локальных условиях. Если бы что-то подобное было бы написано сейчас, то оценки были бы гораздо ниже, так как эта повесть на данный момент полностью устарела. Но вполне соглашусь, что как первое знакомство с жанром, ностальгия за детством, воспоминания о собственных отношениях со сверстниками, эта книга имеет право на жизнь.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет очень напоминает сюжет от Игорь Пресняков Адский рейд или Генри Престон, Пятнадцать отважных (повесть), публикованных в Серии « Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа», том «Четвертые Звездные войны». И все были написаны в 1992 году!!!! Совпадение?

Но интересно! Интересны вот такие сюжеты -когда собирают людей властители Космоса на показательные сражения и наблюдают. Здесь есть, где авторам развернуться. Лукьяненко развернулся. Очень интересная книга. Попалась мне под руки случайно — на даче -когда предыдущую прочитал, а новую не взял с собой. В итоге захватывающая история. Пишут, что первое произведение автора. Ну неплохо для начинания. Повеяло романтикой , давно позабытой.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все хорошо знают, что самые лучшие идеи приходят к человеку в молодости, когда знаний и опыта еще маловато, зато фантазия бьет ключом. Со временем знания и опыт вытесняют фантазию, и человек из романтика и фантазера становится скучным прагматиком. Увы, таково человеческое естество...

Не хочу сказать, что один из первых романов Лукьяненко стал самым лучшим. Дело в другом. Та фантазия, на которой основан замысел романа, сильно отличается от того, о чем автор писал в дальнейшем. Последующие произведения были разумнее, научно-обоснованнее, даже логичнее, чем первое. НО. У них уже не было той свободы мышления и естественности, какая присуща «Рыцарям...» Это даже не фантастика, хотя в тексте четко говорится об инопланетном эксперименте, а именно фантазия. Размышления о людях и их поступках в необычных декорациях. Нечто похожее я встречал только у Брэдбери в Гринтаунском цикле и у Крапивина в мире Кристалла. Вроде фантастика, а какая-то нефантастичная, правдивая. Так и у Лукьяненко: детский роман, в который встроена вполне серьезная идея. Дети, может, и не поймут основной сути, но зато насладятся захватывающей фабулой и полюбят кого-то из персонажей. Все равно неплохо. Станут взрослыми — еще раз перечитают и найдут другой смысл. Так сказать, двухуровневое чтение: каждый находит свой интерес.

Все хорошо, только вот я лично не нашел авторской оценки самого эксперимента: хорошо это или плохо, этично или нет, ради чего заданы такие жесткие рамки — захватить все 40 островов. Смысл этого жестокого действа так и остался нераскрыт. У меня фантазия, конечно, дорисовала картину, но это ведь уже моя картина...

Оценка: максимум не поставлю, скорее можно записать так — 10-1=9 (идея, смысл, фабула, мир, персонажи — разъяснения = отличный роман для всех возрастов, кроме привередливых критиков).

-----

P.S. Вспомнил еще один похожий по стилю сюжет — фильм «Бегущий в лабиринте». Интересно, читали ли сценаристы фильма книгу Лукьяненко или просто протелепали идею?

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный детско-юношеский роман взросления, хотя обладающий и недостатками этого жанра. Из плюсов — хорошо прописанные персонажи- дети и подростки, отличный мир — вселенная сорока островов, неплохая интрига — действия пришельцев по «добыванию» детей и подростков — и неплохая же развязка — зачем им все это понадобилось. Наконец отличный игровой сюжет — приключения и драма с риском для жизни и жёсткими конфликтами.

Что касается типичных минусов романов для молодежи: упрощённый вариант победы над врагами — поскольку во-первых, сложное решение детей утомит и не убедит, во-вторых, детям нужен прототип, с которым они могут отождествить себя для лучшего восприятия романа, следовательно сложные решения вопросов не соответствуют детскому типажу. Поэтому надо учитывать, что это идеальная книга для подростков, а для взрослых уже явно слишком простая. Тем не менее читать книгу интересно и взрослым и детям.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала в подростковом возрасте, самый идеальное время для этой книги. Прекрасным книгам возраст, конечно, не помеха, но «Рыцари» и не стремятся к тому, чтобы казаться шедевром. Книга сейчас вызывает приступ ностальгии по детству.

Как классно и весело играть в рыцарей, и как тяжело быть рыцарем в реальном мире. Персонажи не самые глубокие, слишком короткий роман, чтобы проникнуться всеми. Но в то же время и понимаешь, что все дети там разные, со своим характером. Кто-то смелый и ответственный, кто-то мгновенно воспринимается как лидер, а другой труслив и наивен. Есть тут немного про любовь, все больше детская с легким намеком на взрослую.

Я бы рекомендовала взрослым подсовывать эту книгу своим детям, этими приключениями легко увлечься. Может стать первой ступенькой в любви к чтению.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, сознательно не хотел браться за «Рыцарей». Находился во власти предубеждения и боялся разочароваться. Думал, что в столь раннем произведении будет целый букет из вторичности, сюжетных провисаний и обрывов. Тем более, что написанный гораздо позже «Лорд с планеты Земля» на мой взгляд довольно простоват и вторичен.

Рад разочароваться, книгу прочёл за один день. Да, были отдельные нелогичные моменты, не нашедшие объяснения. Но в целом, плотное, полное разнообразных эмоций действие с достаточно изящной развязкой и мощным воспитательным посылом удерживало интерес на протяжении всего повествования.

Действительно, подростки сами по себе склонны сбиваться в агрессивные стайки, а уж если это их стремление как-то простимулировать, чётко разделив «своих» и «чужих», то хорошо, если всё обойдётся малой кровью. Это не взрослые заставляют детей воевать, хотя именно они и могут эти войны предотвратить.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть хоть и не блещет новизной (даже в момент публикации, не говоря уже о дне сегодняшнем), нодоставляет удовольствие. Мне понравилось, и, скорее всего, когда-либо перечитаю ещё раз. Не из-за сюжета или невероятного мира, а за дуновения фантастики тех времён.

Советую. Тем более повесть не большая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
История с «кораблем» мне кажется слита. Там можно было ой как развернуться. Хотя тоже не плохо.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рыцари сорока островов» – это, если я не ошибаюсь, дебютное произведение Лукьяненко. Есть авторы, у которых первый же роман оказывается одним из наиболее ярких в творчестве; боюсь, «Рыцари…» – не тот случай. Проблема тут даже не в том, что задумке не достаёт оригинальности (первая же аналогия, которая напрашивается – «Повелитель мух», и сравнение с ним будет явно не в пользу «Рыцарей…»). Проблема – в реализации. В романе нет интересных персонажей, даже главным героям не уделяется много времени. У них нет характеров, нет «лиц». Книга не удивляет, не держит в напряжении, не заставляет ломать голову над тем, что же происходит с героями. Ведь все понятно и так – практически с первых страниц. Концовка – ожидаемая и банальная. Не чувствуется даже, что главный герой прошел через какой-то путь развития, изменился, приобрёл опыт – обо всём этом, скорее, сообщается читателю, чем действительно показывается.

Бесспорно, в книге есть любопытные моменты и неплохие идеи; также повествование весьма динамично. Однако читать я бы порекомендовал лишь поклонникам Лукьяненко, у которого есть куда более сильные работы.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукьяненко, как всегда Лукьяненко. Сильно, интересно, динамично, и... максимально цинично.

Дети буднично убивают друг друга, убивают сами себя, насилуют и т.д. Обычно в произведениях такого плана убийство детей идет как трагический финал — здесь как ежедневная рутина. Из-за этого сама идея показать, что люди как вид склонны к жестокости, что борьба с себе подобными в нашей природе — как мне кажется не приобрела остроты и яркости.

Тем не менее, Лукьяненко был и остаются одним из лучших фантастов постсоветской эпохи.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жесткая полемика с Крапивиным. Хочется, чтобы был прав Крапивин, а не Лукъяненко. Вечный вопрос: дети — это ангелы или зверушки, которых нужно превращать в человека?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх