fantlab ru

Бернард Корнуэлл «Саксонские Хроники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
190
Моя оценка:
-

подробнее

Саксонские Хроники

The Last Kingdom Series

Другие названия: The Warrior Chronicles; The Saxon Chronicles; The Saxon Tales; Le storie dei re sassoni; Uhtred Serie; 800-talets England

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21

Содержание цикла:

8.33 (380)
-
21 отз.
8.51 (304)
-
12 отз.
8.58 (263)
-
6 отз.
8.56 (222)
-
7 отз.
8.43 (197)
-
4 отз.
8.43 (168)
-
3 отз.
8.36 (147)
-
3 отз.
8.48 (137)
-
4 отз.
8.27 (122)
-
3 отз.
8.32 (108)
-
4 отз.
7.84 (77)
-
4 отз.
8.28 (61)
-
2 отз.
8.55 (51)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Экранизации:

«Последнее королевство» / «The Last Kingdom» 2015, Великобритания, реж: Энтони Бирн, Бен Чанан, Питер Хор, ...



Похожие произведения:

 

 


Последнее королевство
2007 г.
Бледный всадник
2011 г.
Властелин Севера
2011 г.
Горящая земля
2013 г.
Песнь небесного меча
2013 г.
Гибель королей
2015 г.
Последнее королевство. Бледный всадник
2016 г.
Властелин Севера. Песнь меча
2016 г.
Гибель королей
2017 г.
Горящая земля
2017 г.
Гибель королей
2018 г.
Языческий лорд
2018 г.
Пустой трон
2018 г.
Воины бури
2019 г.
Несущий огонь
2019 г.
Война волка
2020 г.
Меч королей
2021 г.
Повелитель войн
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Kingdom
2005 г.
(английский)
Death of Kings
2011 г.
(английский)
The Empty Throne
2014 г.
(английский)
The Empty Throne
2015 г.
(английский)
The Last Kingdom
2015 г.
(английский)
The Pale Horseman
2016 г.
(английский)
Warriors of the Storm
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Корнуэлл, наверное, хороший историк, но писатель, мягко говоря, никудышный (сбился со счета, сколько раз я уже встретил в тексте фразу «на несколько биений сердца»). С первых двух книг понятно, что все события будут описываться в стиле «он пошел туда,сделал то и это, тот ему сказал». Нет, читать все равно интересно, но мастерства владения словом у Корнуэлла нет. Плоские описания и линейное примитивное повествование дается тяжеловато после других мастеровитых авторов. Вроде бы читать легко, а вроде как временами это лишенная изящных изгибов плоскость порядком наскучивает.

Безусловно, есть объемные герои, есть хорошие декорации, есть сюжет и интересные повороты, добротные сражения, прекрасно прописана вражда религий. Просто, все эти плюсы фильтруются плоским текстом, оттого не всегда оцениваешь их по достоинству.

Сейчас дочитываю «Песнь меча», но не сомневаюсь, что дальше никаких изменений по тексту не будет. Сагу хочу осилить, но самый высокий балл поставить не могу. Корнуэлл просто неплохой ремесленник, который смог продать свое историко-приключенческое творение. Мне в том числе.

В общем и целом, неплохое, местами даже захватывающее чтиво, но, увы, лишенное яркого писательского таланта.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Слава! Это единственное, что нас переживет. Мужчины умирают, женщины умирают, все умирают, но слава живет...» («Война волка», Корнуэлл).

«Саксонские Хроники» — сага о длинной жизни и ратных подвигах блистательного саксонского воина, язычника, Утреда Беббанбургского из Нортумбрии. Бернард Корнуэлл рассказывает его историю, с детства до преклонного возраста, от первого боя до, может быть, последнего. Жизнь Утредерве (Утреда Нечестивого) складывается на фоне военных столкновений и глобальных перемен в судьбе Британии 9-10 вв.

Разрозненные государства англосаксов сталкиваются с чередой нашествий датчан и норманнов (викингов). Забывшая старых богов Британия, ставшая христианской, вновь наполняется язычниками, поклоняющимися Тору и Одину. Уэссекская династия, начиная с Альфреда Великого, стремится объединить Уэссекс, Восточную Англию, Мерсию и Нортумбрию в единое государство — Инглаланд (Англию) — государство для саксов, государство для христиан.

Основа «Саксонских Хроник» — военные приключения, но не только. Корнуэлл в границах цикла показывает изъяны людей, одержимых чем-либо, будь то религия, жажда власти, золота или земли.

Цикл по-хорошему грандиозный, без оговорок. Тут нет пошлости и излишнего концентрирования на жестокости. Нет и слащавого искажения реальности. Повествование соткано из множества интересных деталей, с вниманием к описываемой исторической эпохе. В финале каждого романа Корнуэлл рассказывает, где допустил художественный вымысел.

Подробнее всего можно присмотреться к язычникам, их отношению к мирной жизни и к войне. Показана и жизнь христиан — саксов, бриттов и скоттов. С уважением описываются остатки римской цивилизации — величественные строения и их руины: мосты, акведуки, крепости, валы, дороги — монументальность сооружений, архитектурных рельефов, мозаик и мастерство тех, кто давно покинул Британию.

Корнуэлл показывает разнообразные сцены каждодневного быта. Есть зарисовки языческих и христианских праздников, деятельности скальдов и бардов, служителей церкви.

Подробные описания техники боя: клином, стеной и в одиночном поединке. Когда клинок поет, а воином управляет свирепость или когда твоя жизнь зависит от плотно сомкнутых щитов и противники кричат гадости друг другу, чтобы найти смелость ринуться навстречу. В сюжетах есть не только сухопутные приключения, но и морские/речные походы на драккарах.

Шикарные описания боевого облачения — шлемов, щитов, мечей и кинжалов, топоров, копий, кольчуг и кожаной экипировки, знамен. Боевых трофеев, таких, как браслеты на руках, говорящие об отваге, опыте и богатстве воина и других атрибутов.

С любовью упоминаются корабли, цвета их корпуса и парусов, обводы, щиты и устрашающие головы чудовищ или кресты и религиозные названия. Интересно описаны боевые кони, приученные лягать и кусать противника.

Тут запросто можно встретить фразу, вроде «я улыбнулся ему, а тот отшатнулся, словно я облевал ему рясу» — религиозный фанатизм показан иронично, без смягчения. Нет особого пиетета и к королевской власти: «В прошлом мы выбирали лучшего человека, чтобы тот стал королем, а не того, кому довелось выпасть меж ног королевской жены».

Цикл яркий, динамичный, интересный. Много приключений. Боевые столкновения показаны мастерски. Отношение к навязыванию веры, единой религии для всех, у автора отрицательное — он за свободу вероисповедания. Написаны «Саксонские Хроники» атмосферно. Оставляют впечатление, что ты взглянул на Британию того времени. Прочитано с удовольствием, понравилось.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж очень велик соблазн сравнивать Саксонские Хроники с сагой Гаррисона «Молот и Крест», хотя произведения в принципе не сравнимые. Вольное трактование истории с легкими элементами фэнтэзи Гаррисона против почти исторического произведения Корнуэлла?

Совершенно разные вещи, но одинаково легко читаемые, по-своему захватывающие. Сказать кто из них лучше трудно. Читать однозначно обе саги. Хотя мне больше понравился Молот и Крест, наверное, динамичностью и масштабностью.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко, то очень достойный внимания цикл. Долго не хотел читать, из за сериала, который совсем не понравился, если мягко выражаться. Поэтому уважаемые, если сомневаетесь по этой причине, читать или нет — не сомневайтесь!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «Саксонские хроники» до «Пустого трона» и впечатления двоякие. С одной стороны повествование интересное, динамичное и относительно реалистичное. Главный герой харизматичен, умен (временами) и его приключения весьма увлекательны. Однако учитывая то что сюжет книг основан на реальной истории изрядно надоедает чрезмерная важность Утреда. Куда бы он не влез все сводится к очередному эпизоду его эпических свершений для истории англосаксов. Причем все это в ущерб реальным историческим личностям чьи достижения ворует этот выдуманный персонаж. Даже Альфреда Великого автор не постеснялся в некоторых книгах представить полным придурком и безвольным слабаком. Правда ему еще повезло ибо умные поступки у него также присутствуют, а вот у остальных нет.

Не знаю постарался переводчик или это вина автора, но постоянное упоминание кукурузы в Британии 9-10 веков режет глаз.

К последним книгам Корнуэлл начал забывать истории второстепенных персонажей и перевирать их. Финан например еще при первом появлении пояснил как попал в рабство к норвежцам. Его предал собственный господин отказавшийся платить выкуп за плененного воина. Причиной служила жена героя которую феодал жаждал заполучить себе. В нескольких книгах эта история пересказывалась Утредом. Однако потом оказалось что ирландец никогда не распространялся про причины по которым оказался рабом. И далее последовали намеки на вину младшего брата Финана. Утред же страдает присвоением чужих подвигов, преувеличением собственных, маразмом (наверное).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например в 3 книге он неоднократно заявлял что убил Свенна Белую Лошадь хотя это Стеапа снес ему голову. Наш бравый язычник только ранил лошадь вождя данов и поспособствовал его смерти. А уж утверждение что Утред прикончил Кьяртана Жестокого из разряда маразма писателя ибо его одолел в поединке Рагнар.
Еще в одной книге главгерой говорит что монахи и священники бояться его и не приходят в Беббанбург. А в другой рассказывает про то что к нему наоборот заваливают клирики чуть ли не толпами расспросить про Альфреда, Этельреда и прочих великих людей чьим современником он был. В первых двух книгах Утред четко осознает что среди данов он всегда будет унтерменшем. Даже если отвоюет родовой замок скандинавы всегда будут считать его ниже себя. Однако позднее автор впихивает рассуждения что у данов любой иноземец может подняться в положении сугубо за счет личных качеств.

Действенная магия и предсказания язычников противопоставляются жадным и тупым христианским клирикам и иерархам церкви. Да есть положительные персонажи-священники вроде Беокки, Виллибальда, Пирлига, но они смотрятся лишь как исключения. Надо полагать сказался личный опыт автора проведшего детство и юность в секте. Иначе не объяснить как он мог представить объединяющую силу саксов кучей тупых дегенератов из-за которых Уэссекс неоднократно едва не погиб. И лишь чрезмерно нелепый позер-язычник Утред спасал христиан в самый последний момент от епископов и священников. Магическое излечение в 8 книге путем удара мечом в гноящуюся рану вообще полный бред.

Прочитать эту серию меня сподвиг сериал «Последнее королевство». Несмотря на вышеперечисленное я остался доволен прочтенными книгами. Особенно радовали подробные описания битв и поединков с чем у многих авторов дела обстоят очень плачевно.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и для меня подошёл к концу цикл Корнуэлла под названием «Саксонские хроники» . Конечно, в скором времени Бернард обещает продолжение (в ближайшие 1-2 месяца), но на данный момент больше книг не издано (даже на английском языке). На каждую книгу я оставил свой отзыв, теперь хочется рассказать о цикле в целом, благо есть что рассказать.

В «Саксонских хрониках» есть ряд отличительных моментов:

1) Время и место действия. Корнуэлл выбрал территорию Британии, IX-X века, когда Британия представляла собой несколько разрозненных королевств, неспособных единой силой противостоять единому противнику. Для многих подобный выбор времени и места действия (а так же темы) – уже плюс. Как и для меня.

2) Необычный главный герой. Утред – явно не образец для поведения. Он открыто совершает убийства, преступления, идёт на предательство и хитрость, нарушает клятвы. Его отнюдь нельзя назвать антигероем. Всё-таки такое было время… Лично у меня Утред не вызвал восхищения, но вот уважение он точно заслужил.

3) Столкновение двух религий – язычества и христианства – ещё один отличительный момент. Ортодоксальным христианам подобный цикл может прийтись не по душе. Здесь постоянно убивают христианство, а протагонист и вовсе открытый язычник.

4) Боевые сцены. Еще по Саге о короле Артуре Корнуэлл убедил меня, что он способен выписывать интересные сцены сражений. В данном цикле Бернард нисколько не разуверил меня в сложенном мной образе.

5) Цикл – это действительно становление\взросление героя. Утред в начале около 10 лет, под конец – уже все 50-60 (а в флэшфорвардах под 80). Мало где найдешь подобное (камень в огород той же Роулинг с годовым интервалом, ага).

6) Быт. Он хорошо прописан, как и религиозные составляющие. Без лишнего уклона, но и не эрзацем.

7) Читать действительно интересно, но к середине цикла начинаешь понимать, что «Саксонские хроники» — это что-то довольно однообразное. Считанные романы можно выделить из общей канвы (за детективную линию, за ранения героев или их смерти и так далее).

8) Экранизация. Её я посмотрел до того, как начал читать. Нисколько не пожалел, но всё же советую сперва начать читать (хотя бы 1 и 2 книги), а уж потом смотреть.

9) Умеренная кровавость. Утред действительно много и кровожадно убивает. К тому же Корнуэлл не щадит своих героев, словно брал уроки у Мартина. Только вот Джордж убивает действительно главных героев, а у Корнуэлла их, по сути, всего лишь три – Утред, Альфред и Этельфлед.

Что хочется сказать в заключении? В своем сегменте (историческая проза) «Саксонские хроники» — нечто достаточно заманчивое и даже знаковое (учитывая экранизацию). Как по мне, даже сильнее «Проклятых королей» Дрюона. Но вот в плане разнообразия «Хроники» всё-таки прихрамывают. Возможно, на долгой дистанции (всё-таки 9 книг!) Корнуэллу тяжеловато, ведь Сага о короле Артуре в этом плане была еще лучше. Тем не менее советую читать «Саксонские хроники» всем тем, кому интересна тема становления Англии, быт викингов и саксов, а так же столкновение христианства и язычества. Жду, когда опубликуют 10ую книгу цикла, а затем и переведут. Всё же интересно, чем закончился столь длинный сказ об Утреде Беббанбургском.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Быстрая реконкиста

Героика эпического размаха и твёрдого исторического основания.

Автор берет переломную эпоху, описывает героя, стоящего одной ногой на земле, а другой на викинговском драккаре, наполовину сакса-язычника и отличного варвара, который волею судьбы бьется за короля и свой родной замок.

Время — от нижней точки нашествия викингов на Англию, от почти безнадежного надира — до уверенного торжества христианства, вытеснения викингов, огосударствления, если так можно сказать, почти потерянных территорий. Десять книг — от детства и юности до старости протагониста.

Герой — Утред Беббанбургский — это хороший воин (полководец и дипломат) смутного времени.

Что же делает его хорошим?

Он обманывает, он слишком самонадеянный подданный и авантюрист, каких мало. Он стяжатель, хотя монеты плохо прилипают к его рукам. Чтобы выжить рядом с ним — требуется недюжинный запас удачи, хотя бы потому, что он слишком легко убивает людей.

Его достоинство в том, что сражается он на правильной стороне. По большей части.

Какая же сторона правильная?

Собственно удача цикла романов — это демонстрация в лицах, семьях и обычаях — того, как медленно менялась Англия за половину столетия.

Начало — это распад и бегство. Это новые и новые сотни викингов, десятки драккаров — которые всё плывут и плывут через море и кажется никогда не кончатся.

Сдерживать их почти нет сил.

Но викинги не могут найти мир в самих себе. Граница между государством и бандой — у них слишком тонкая. Любой может попытать удачи в бою, а удача — это награбленные сокровища. Потому им всегда мало, с ними невозможно заключить прочный мир.

Воспроизводство знати, как только лучших воинов и захватчиков — делает их разбойниками. Это в Норвегии, в Дании, где структура старой, родовой аристократии по большому счету сохраняется — там у них прочное и надежное государство. В Британии каждый дергает удачу за косу. И либо надо идти за новой добычей, либо отбирать её у таких же викингов.

Из-за дележа и обид — герой, практически уже «оданившейся» — возвращается к саксам.

Саксонская знать — поначалу слишком малочисленна и привычна к своим мелким войнам, чтобы дать отпор этой волне. Но воспроизводиться по образцу викингов — о, этого боятся больше всего и король Альфред, и церковь. Потому герой, какие бы подвиги не совершил — будет награжден мало и недостаточно. А есть еще претензии полусметенных, практически сокрушенных викингами королевств- старой гептархии саксов.

Потому проект короля — это создание нового государства, в котором не просто есть каменные крепости с гарнизонами, но есть еще единая аристократия, прошитая родственными связями. Церковь — да, она важна и дополняет структуру, но сама по себе не решит задачу.

Эту организованность и чувствует главный герой.

Она будто вырастает у него за спиной, прорастает сквозь него. Все больше людей могут прийти на помощь случайному замку.

Все с большей легкостью удается отбивать морских разбойников. Все быстрее терпят крах явные авантюры — в том числе и его собственные.

Из среды викингов выдвигаются новые и новые фигуры — соперники Утреда в коварстве и доблести. Но у них в запасе, по сути, лишь удача и нахрап, лишь манёвренность и редкие подкрепления.... Надо просто разбить очередного вожака и выжить. Вырастет новый каменный бург, и будет сделан еще шаг вперёд.

Очень хорошо получился процесс смешения религий, обычаев и крови.

Государство, церковь, семья — эти силы далеко не всегда могут что-то сделать.

Одновременно идёт война Марса, Афины и Аполлона.

Герой показан как лучший воин своего времени — в делах Марса он первый.

Там где надо пойти вперед, и рискуя жизнью, добыть победу — он идёт и добывает. Где надо обмануть противника — обманывает. Где требуется стоять из последних буквально сил, не слишком надеясь на подмогу — стоит. Где надо решить судьбу таких же как он воинов на десятки лет вперёд — Утред прозорлив, как никто.

Но вот в войне Афины — он остро ощущает, что лишь вторичная фигура. Сокровища, поля, рабы... — слишком многое проходит как бы мимо него. Далёкая мечта — родной замок — вроде путеводной звезды, но там он не окажется раньше старости. К зрелому возрасту он учится не противоречить Афине, он понимает, что имущество накапливается и земли распахиваются по своим законам.

Для война Аполлона — он жертва. Язычник, который делает всё, что в человеческих силах, чтобы выставить с Британских островов людей, которые только и могут утвердить язычество. Религия буквально разбивает его семью. Первая любовь становится фанатичной язычницей. Старший сын принимает сан — отец проклинает его (и там всё очень печально). Дочь — выходит замуж и уплывает с викингами. Лишь второй сын продолжает дело. И есть ещё пасынок — взятый от убитого викинга — он да, такой же язычник...

Но это не испанская реконкиста. Не семьсот лет. Три-четыре поколения — и викинги становятся очень опасными морскими разбойниками, которые уже не могут зацепиться за побережье. Герой от детства до старости — проходит почти все этапы, и в своём замке, как язычник, говорит, что богов забывают и когда забудут — начнется Рагнарёк.

При том каждый роман — это предельно закрученная пружина интриги, высокий темп, короткие реплики, череда взаимных обманов, подвигов, удач и глупостей. Даже если герой оказывается подневольным гребцом. По отдельности они читаются быстро и легко. Общие черты цикла — проступают орнаментом на втором плане, хотя в прологах и эпилогах довольно много написано открытым текстом. Элементы фантастики есть — герой видит магию, хотя читатель волен сам решать, была ли она на самом деле или это просто удачные фокусы...

Автор «Стрелка Шарпа» держит марку.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличные историко-приключенческие романы о становлении Британии как государства. Главный Герой, по сути, один — Утред. Все романы последовательно рассказывают о его жизненном пути, при этом ненавязчиво повествуя о людях, обычаях, культуре того времени. Аналогов такого интересного цикла я до сих пор не читал. Яркие образы, красочные описания, великолепный язык автора. Все атмосферно и кажется реальным из за множества интересных деталей. Корнуэлл — МОЛОДЧИНА!!!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный цикл про викингов в Англии и их завоевания саксонских королевств. Повествование идет от лица Утреда, который ребенком попал в плен к викингам и вырос в датской семье, как свой. В книгах органично переплетены приключения Утреда и его друзей, любовные линии, месть, интриги, хорошо описанная боевка, показаны исторические персонажи. Утред — отчаянный парень, любящий войну и женщин, а ведет его мечта вернуть достояние предков — замок Беббанбург. При этом датское воспитание делает его натуру двойственной, Утред все время терзается тем обстоятельством, что ему нравятся завоеватели его родины — датчане, но в то же время он урожденный сакс и ему часто приходится делать нелегкий выбор. Из недостатков цикла можно отметить разве что нескрываемую неприязнь автора к христианству, проявляющуюся даже в описании священников с их физическими недостатками, злыми лицами, лицемерием и жадностью. Лишь про одну монашку Корнуэлл написал, что она красавица, и тут же отдал ее на групповое изнасилование язычникам датчанам. Хотя может это и не недостаток цикла, а фича.

Перевод книг вполне хорош, когда читаешь, взгляд не спотыкается о корявые фразы. Единственное, что покоробило — название третьей книги цикла «Властелин Севера», в то время как в оригинале «The Lords of the North», да и по сюжету книги в повествовании речь идет о лордах северных земель. С нетерпением жду издания на русском языке четвертой книги, скрестил пальцы:)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх