Бернард Корнуэлл «Враг Божий»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Артуриана | Героическое фэнтези ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество ) | Язычество (Скандинавское )) | Военное | С множеством интриг | Приключенческое | С использованием мифологии (Кельтской | Европейского средневековья | Египетская )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Северная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Артур, полководец королевства Думнония и защитник короля-ребёнка Мордреда, успешно противостоит и мятежникам, и завоевателям-саксам. Мерлину осталось найти последние предметы из Тринадцати Сокровищ Британии, легендарного залога покровительства древних богов. Шаткое равновесие достигнуто. Неожиданно для всех христиане, готовясь ко Второму Пришествию, начинают смуту, пытаются сделать верховным королём Ланселота, а самого Артура объявляют Врагом Божьим. Гвиневера же, месяцами не видящая мужа, по слухам, проводит под покровом ночи странные ритуалы…
Входит в:
— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время» > Циклы произведений и отдельные романы > цикл «Сага о короле Артуре»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 7 августа 2023 г.
Дерфель продолжает рассказывать нам о своих молодых годах на службе у Артура. Честно говоря, немного странно, что в аннотации к книге акцент идет на Артура, а ведь он на самом деле в данном цикле второстепенный персонаж.
Роман поделен на несколько глав, каждая из которых — это отдельная история. Поиск Мерлином котла, атака на саксов, восхождение Мордреда на трон, конфликт с Ланселотом. Первая половина показалась немного скучноватой, даже как-то неприятно было осознавать, что возможно это самая слабая книга, которую я читал у Корнуэлла. Спокойное повествование, спокойно без эмоций сходили на котлом, неожиданно воскресили Мерлина (хотя все вокруг твердили, что чудес не бывает)... И лишь неожиданное событие с Тристаном и мракобесие с Мордредом показались мне волнительными и интересными. Так что можно сказать, что почти что в самом финале «Враг Божий» взлетел на нужную высоту.
«Враг Божий» имеет центральную тему противостояния старого язычества и нового христианства. Народ требует полного единения по мышлению и вероисповеданию, а старые боги не хотят поддаваться и все еще пока живут в душах людей. Воюют не только бритты с саксами, но и боги за право быть единственными на Земле. Даже Моргана сдалась...
Артур у Корнуэлла получился уж очень мягким и любвеобильным. В это совсем не верится. Артур хочет построить мир, основанный на любви и понимании, он призывает всех пожать руки и расцеловать в обе щеки. И это так странно смотрится, когда враги за круглым столом нехотя обнимаются, просто потому что так Артур сказал. И править он не хочет, и жену свою блудливую он понимает и прощает... Полное разочарование. Так просто не может быть.
Цикл все еще держит планку качества, Корнуэлл рассказывают свою версию артурианы с неожиданно плохим Ланселотом (что весьма кстати интересно, хоть и гиперболизированно). Самое интересное для меня будет в следующей книге, ведь там мы должны узнать, почему в итоге Дерфель оказался в монастыре на службе у своего врага. 8/10
ужик, 24 июня 2019 г.
Обещанного три года ждут — через 3 года прочла продолжение романа «Король зимы».
И что хочу сказать, герои первого тома вот совсем не забылись! Несомненный плюс в копилку автора.
Роман мне очень понравился. Именно таким я себе представляю идеальный исторический роман — яркие, амбициозные, живые герои, битвы, предательства, любовь, сложная мотивация поступков и далекоидущие последствия от принятых сегодня решений. Бонусом в трилогии об Артуре идет шикарное описание магии — Мерлин и Нимуэ вроде бы действительно наделены сверхъестественными силами, но скептик при желании легко спишет все на гипноз, отличное знание психологии, фармакологии и т.д.
В этом томе читателя ждет захватывающий и отчаянный поход за легендарным магическим артефактом с небольшой армией на хвосте отряда. Новые масштабные, кровопролитные битвы. Трогательная история любви и тихого семейного счастья. Душераздирающая история предательства.
В общем, все ингридиенты для классной истории смешаны в правильных пропорциях и поданы наилучшим образом.
Единственное что лично мне не понравилось, мне показалось, что автору не очень удался сам образ Артура, одного из центральных, но далеко не главного героя трилогии. Слишком уж простоват и наивен будущий император бриттов. То же касается Самых Плохих плохишей романа. Сенсам и Мордред, к сожалению, пока что плоские фигурки, строящие козни, но не несущие ответственность за собственные поступки. Может быть, эти образы в полной мере раскроются в заключительном романе... Посмотрим... )
panique, 31 марта 2018 г.
Когда автор укрепляет свои позиции на полке с любимыми писателями.
Это вторая книга Корнуэлла из цикла про на столько великого, на сколько вымышленного короля Артура.
В отзыве на книгу Дженнифер Макмахон «остров потерянных детей» я озвучил вслух мысль, что теперь буду добавлять в каждый свой обзор пометку о том, покупал ли я книгу или мне прислали её PR-менеджеры. Если раньше это считали за хвастовство, то сейчас таким образом определяется честность человека. Я считаю, что такую пометку делать не зазорно, пусть люди видят, что я не боюсь писать отрицательные отзывы на книги, которые не покупал, кстати, так было как раз с романом Макмахон, её детектив мне не понравился и оценил его на полтора балла, но хватит о нём.
Это книгу я купил сам, как и остальные романы Корнуэлла, они есть у меня всё, за исключением двух последних из цикла «саксонские хроники», их я закажу в библионочь. Прошло уже два месяца, как я не покупал книги, это прогресс, полки ломятся и без того. Но с этим автором я будто угадал. Не зря он у меня почему-то стал автопокупаемым, ведь на тот момент я ещё не прочёл ни одной его книги. Так. Хорошо, с этим разобрались, книга моя и купил на свои кровные, теперь давайте о самом романе.
Если писать начистоту, я ожидал событий, которыми Корнуэлл наполнил второй том трилогии. Они читались из финала первого тома и названия второго — враг божий. Всё верно, если вы не читали, то могли догадаться, что на этот раз главным врагом Думнонии — королевства, которое Артур поклялся защищать — стала религия. Если в первой книге религия проскальзывала только намёком по страницам, то во второй уверенно маршировала по главной улице. Сюжет был построен вокруг и около. В центре внимания — христианство и язычество. Ключевое событие — пришествие Христа, сына божьего на Землю в 500 году н.э. и чтобы тот остался доволен и не разочаровался детьми своими, христиане стали вести себя как варвары, убивая язычников, нападая среди ночи и днём на их дома и семьи. Вообще христианство представлено в романе явной пропагандой, собственно тем, чем его представляют некоторые фанатики. О да, да, оскорблений чувств верующих у Корнуэлла хватило бы на несколько сроков, но я не скажу, что мне было не приятно это читать, я как-то нейтрально отношусь... ко всему, что связано с верой, но сейчас не обо мне.
Как мы знаем по первой книге (хотя точно не уверен, ибо в первой части Артур то верил, то не верил) Артур не верил в богов и вот в этом как раз скрывается название продолжения — враг божий, он как новый хищник, который препятствует Артуру. Враг в лице религии, веры.
Я написал, что роман получился предсказуемым, потому что в первом томе автор раскрыл нам королевства Британии, столкнул героев с проблемой территориальной, из-за которой были войны. А раз в книге мельком проскальзывала религия, логично, что следующим этапом столкновение будет именно с ней.
Трилогия об Артуре читается легко, но в ней есть свои сложности повествования: не каждому понравится переменное отсутствие динамики. Если в первой книге моё чтение было подобно нахождению в каюте при сильном шторме — динамично/не динамично, то второй том может похвастаться постоянной резкостью намерений героев, динамичностью сцен, тут меньше сидели на пятых точках, больше действовали, а порою очень предсказуемо и наивно. Например, хэппи-энд второй книги я, как выяснилось, правильно определил ещё в финале первой, но создавалось впечатление, что Корнуэлл знал, знал, что меня не сможет удивить этим и вплетал моменты, которые я, как и любой нормальный читатель предугадать не смог бы никоим образом. Некоторые события были масштабными, которые влияли на судьбу героев, некоторые не стоили и того, чтобы заострять на них внимания, но всё равно, были так колко поданы, что внимание таки останавливалось. Бернард Корнуэлл классно пишет!
Конечно по традиции я читал отзывы перед тем, как набрать свои пару строк. По той же традиции, меня интересовали в основном отрицательные и снова повезло наткнуться на абсурд, книгу посчитали провальной, потому что некоторые герои выражались слишком современно для своего времени и у читателя этот нюанс напрочь отбил умение влиться в атмосферу самой истории. Да, такие фразочки там присутствовали, они бросаются в глаза, неужто вы думали, что мне не бросится? :) Я заметил сразу, но моё воображение не страдает «скудоумием» и позволило мне фантазировать и переноситься в те времена без каких-либо помех. Считаю это изъяном самого читателя, а не автора уж точно. Ну или можно списать все грехи на переводчика. Не устраивают современные словечки — читай в оригинале, ну а мне они не мешали. Я получил удовольствие.
Можно сказать, книгу прочёл за выходные, в отличии от первой части, прочлась на одном дыхании, но довольно часто у меня в обзорах встречается парадокс — книги, которые мне понравились меньше я оцениваю выше, почему же так получается?
Наверное дело в кропотливости, первая книга передавала неторопливые чувства повествования, а когда романы имеют меньше динамики, они кажутся мне более взрослым чтивом, что ли. Вторая пролетела будто на лошади пронёсся по полю, закончилась быстрее (возможно дело в количестве страниц, кстати), проще читалась, была не менее интересной, но не хватило именно «возраста». Не знаю, понимаете ли вы меня, буду надеяться, что понимаете.
Сейчас взял как и в первом случае, перерыв в одну книгу, после чего вернусь к циклу и прочту завершающий том трилогии про короля Артура, которая носит название «Экскалибур». А сейчас можно вполне порассуждать, что нас ждёт в продолжении.
Скорее всего, события продолжат разворачиваться возле веры в богов, но на этот раз речь будет не столько о христианстве, сколько про язычество, ведь друид Мерлин, который в течении первых двух частей шёл к своему, возможно стоит употребить слово, предназначению, так и не закончил начатое, а как мы знаем, экскалибур — это один из... Ну, если не читали, а я дал затравочку, то считайте это поводом взяться за эту трилогию ;) Ну а раз, это «один из...», то завершающая книга обязана провести читателя до конца пути ,по которому идёт друид, да и остальные британцы.
Я успел полюбить талант автора, писать атмосферно и никакие современные слова адекватному читателю не помешают погрузиться в ту атмосферу, которая имеет место быть на страницах книг Корнуэлла.
Также я оценил по достоинству, что автор не забывает о пасхалках: если он упомянул о чём-то так, что можно запросто не обратить на это внимание, то в дальнейшем к этому моменту обязательно вернётся. Я могу написать о каком моменте идёт речь, так как нечитавшие книги всё равно не поймут, а читатели смекнут, мол, да, такое было!
Речь о моменте, когда в первой книге Дерфель обмолвился, что когда-то Сэнсам целовал в прошлом его меч, а сейчас имеет власть над ним и строит козни. Ну а во второй книге Корнуэлл этот момент подробно описал. Из таких деталей и складывается мир, который создал писатель и талант к этому у Бернарда не отнять.
Читайте правильные книги! Ну а вам машу рукой до следующего обзора, который планирую сделать на работу Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома». Исповедь киллера мафии «Ирландца». Хорошего дня.
tapok, 15 декабря 2015 г.
«Враг божий» продолжает «Короля зимы» без особых перерывов во времени и героях повествования. Перед нами всё та же разрозненная Британия, которую Артур всеми правдами и неправдами пытается соединить воедино.
Трагедия Дерфеля выступает чуть ли не на первый план. Этот мужчина (теперь уже мужчина – по возрасту, статусу и так далее) по-настоящему и бесповоротно влюблен в ту, которую недостоин и никогда не получит. От этого ему ничего хорошего не светит. Хуже того – у Артура на Дерфеля и его женитьбу свои планы. Дальше – больше. Дерфель ставит перед собой вопрос – справедливость или Артур? Но и этим не заканчивается трагедия главного героя. Не вдаваясь в подробности: Дерфель раскроет важные вопросы, касательно его родственников. И это та ещё интрига.
Корнуэлл здорово обыграл легенду о Тристане и Изольде. Нашлось объяснения круглого стола. Мерлин сейчас действительно выглядит человеком, а не суперменом.
Особенно отмечу последний отрезок книги в 20% (она же последняя 1\5 романа). Корнуэл изрядно удивил тем, как вывернул пророчество Нимуэ (кто в него верил-то кроме самой Нимуэ?!). Такие извороты близки по духу к Мартину разве что.
Не понравился Мордред. Король ужасен, некомпетентен, прямо как Джоффри Баратеон. Если не хуже. Не понравились Ланселот и Сэнсам. Их образы всё хуже и хуже с каждой книгой. И не понравилось постоянное «о король», «о принц». Большой привет за это переводчикам.
Заключение: достойное продолжение. Если вам наскучила первая половина романа, то потерпите до финала – вам это точно придется по душе. Корнуэлл постарался на славу. Кто куда, а я – читать продолжение.
Iriya, 21 марта 2019 г.
«Любви не прикажешь, госпожа, она повинуется лишь красоте и чувственному влечению.»
*
«Только когда ты растерян и напуган, ты взываешь к богам, а они любят, чтобы к ним взывали. Тогда они чувствуют свою силу и потому-то хотят, чтобы мы жили в хаосе.»
*
«Все короли лгут. Ни одно королевство не устоит без лжи, ибо на ней держится наша слава. Мы платим бардам, чтобы они превратили мелкую стычку в великое сражение, и сами порою верим их лжи.»
*
Приближается зима, небо над монастырем темнеет и скоро пойдет снег. Однако старому монаху нет дела до того, что творится за стенами его последнего пристанища. вынужден влачить земное существование в то время, как друзья его пируют в Ином мире. Единственное, что у него осталось — вспоминать их. И, покуда он дышит, его сердце будет биться в унисон с этими воспоминаниями. Окунув перо в чернильницу, он продолжает нам рассказывать историю...Историю о глубокой любви и предательстве, вечной дружбе и борьбе, великом человеке и его роли в судьбе огромной страны. Историю о предводителе, любимом вожде, миротворце и друге — короле Артуре. Здесь вместе с главным героем нам придется пройти сложный путь в поисках магического артефакта, сразиться на поле боя под Лондоном и насладиться таким долгожданным миром, который завоевал мечом, поддерживал законами и скрепил Братством Британии король Артур.
*
Если стиль повествования первой книги мне казался сложным, то эта часть с самого начала читалась на одном дыхании. Сюжет ее являет собой прямое продолжение предыдущей и завораживает с первых страниц. После слов верховного друида «ты веришь в магию?», сказанных им в самом начале книги, мне казалось, что я сама попала под влияние волшебства. Писательский талант автора настолько сильный, что некоторые моменты воспринимались мной абсолютно реалистично. Были очень неожиданные, восхитительные и головокружительные эпизоды, которые вызывали восторг. На смену им приходили волнительные сцены сражений, разукрашенные разноцветными щитами и сопровождаемые оглушающими звуками битвы, воем боевых рогов, криками и воплями умирающих. Это было невероятно проникновенно!
*
Очень грамотно в основную канву повествования об Артуре, автор добавляет не менее известные истории, относящиеся к тому времени. Например, о Тристане. Как бы я не была морально готова к плачевному исходу событий, все равно они оказались пронзительными до слез. Автор смог буквально несколькими предложениями разбить мне сердце. До сих пор перед глазами образ молодой девушки, выбегающей из моря, белое платье, прилипшее к стройному телу, улыбка и руки, протянутые к возлюбленному. А в голове — голос Хелависы и слова из песни про Тристана: «Тугой металл в руках зазвучал, Видел и знал, поверить не мог, Она тебе лира или клинок?» И невольно терзают мысли о морали и судьбах. Пусть данная когда-то клятва была ошибочной. Но стоит ли ее исполнять ценой человеческих жизней? Вот, в чем вопрос...
*
Очень много внимания автор уделяет теме противоборства двух религиозных течений — язычества и христианства. Не буду мудрствовать, размышляя над тем, какая из них была для того времени предпочтительней. Глупо рассуждать на тему вероисповедания людей VI века с высоты XXI. Скажу только, что у Корнуэлла получилось очень ярко описать фанатиков обоих верований. Противно было читать про любые формы религиозного экстаза, лишающие людей разума и превращенные в заразное безумие. Шокирующие ритуалы язычников, доведенные до тошнотворного абсурда, для меня были ничуть не хуже сумасшедшего стремления христиан утопить землю в крови любого иноверца, ожидая второго пришествия Христа. Новая религия распространялась и с каждым днем священники все яростней обличали людей, приверженных к язычеству, Врагами Божьими. Они не желали знать, что именно один из таких Врагов Божьих подарил им мир и процветание. Да и, положа руку на сердце, можно ли всерьез предполагать, что у Всевышнего может быть враг?
*
Герои по-прежнему радуют и поражают одновременно. Если вы знаете эту историю в популярном классическом изложении, то вы так же, как и я, будете удивлены некоторыми персонажами. Скорее, не столько самими персонажами, сколько их мотивацией к совершению тех или иных поступков. Ну, а сейчас настало время поговорить о любовной линии. В этом романе их две. Одна любовная линия практически довела меня до состояния уныния. О ней не хотелось даже вспоминать, и со времен первой книги ее исход был очевиден. Просто есть такие женщины, которые требуют от мужчины непомерных жертв, и чем больше мужчина платит за ее любовь, тем выше ценит себя женщина. Автор утверждает, что любовь в единую секунду кидает нас от отчаяния к восторгу и наглядно иллюстрирует, что она, как и женщины, бывает разной. Поэтому, параллельно с вероломной любовной линией, автор рисует другую. Появившись тоненьким намеком в конце предыдущей книги, она глотком свежего воздуха, врывается на страницы этой части романа и создает душевное настроение, о котором я могла только мечтать. Когда человек смотрит в чьи-то глаза и внезапно осознает, что жизнь без них невозможна. Что лишь звук этого голоса может заставить сердце замереть и что просто быть рядом с этим человеком и есть счастье, а без него душа кажется пустой, потерянной и мертвой. Такая любовь вызывала в душе восторг!
*
Финальная часть разбила мое сердце и была пропитана болью, страданием от предательства. Я готовила себя к тому, что история Артура не будет всецело счастливой и была уверена в том, что сердце мое не дрогнет. Однако...ритуальный черный занавес... удушающий запах благовоний...хор молящихся...могучий воин с букетом васильков в руках и...пронзительный крик: «Зачем?» — все это вывернуло мою душу наизнанку. Всего пара слов, но таких, которые попадают прямо в сердце. Я плакала вместе с главным героем, причем плакала навзрыд. Браво, Корнуэлл! Это было по-настоящему метко! Финал книги по-прежнему открытый, ведь Думнония у ног Артура, его меч на королевском камне и его история еще не закончена. Восстановив сердечный ритм и собрав всю волю в кулак, спешу читать финальную книгу Саги под названием «Экскалибур». Продолжение следует...