fantlab ru

Лестер дель Рей «Вечерняя молитва»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.94
Оценок:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Вечерняя молитва

Evensong

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Когда же он, из последних сил, наконец-то попал на поверхность планеты, то у него уже не осталось ни чувств, ни желаний. Он огляделся, и увидел, что оказался в райском саду, а еще через некоторое время за ним пришел человек.

И был восьмой день, и он был Бог...

© ceh

Входит в:

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— журнал «Fantastyka №1 1982», 1982 г.

— антологию «101 Science Fiction Stories», 1986 г.

— антологию «100 Astounding Little Alien Stories», 1996 г.


Звездная полиция
2001 г.
Опасные видения
2025 г.

Периодика:

Fantastyka №1 1982
1982 г.
(польский)

Самиздат и фэнзины:

Опасные видения
2018 г.

Аудиокниги:

Опасные видения
2025 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
101 Science Fiction Stories
1986 г.
(английский)
The Giant Book of Science Fiction Stories
1992 г.
(английский)
100 Astounding Little Alien Stories
1996 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)

страница всех изданий (11 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  10  ]

Ссылка на сообщение ,

Еще в предисловии к антологии Эллисона «Опасные видения» Дель Рей пишет, что рассказ имеет аллегорическое значение (при чем в весьма грубой форме, советуя критикам посмотреть значение этого слова в словаре).

Мне думается, в рассказе о «восьмом дне творения» автор заложил метафору прихода нового поколения фантастов, которые еще вчера казались «дикарями, ограниченными одним мирком, спаривались и шли на всех парах к заслуженному самоуничтожению, присущему всем подобным дикарям» — чем не описание битников глазами автора респектабельной научной фантастики золотого века. В аллегорическом герое, боге, которого преследуют собственные создания, легко найти отражение самого автора:

«Из этой-то жалости он и обучил кое-кого из них, повел к высотам. Даже тешил себя поэтическими фантазиями сделать себе из них спутников и равных, когда жизненный срок их солнца подойдет к концу. Он отвечал на их призывы о помощи и даровал какие-то малости, чтобы направить к покорению все новых и новых пространств и энергии.»

Дель Рей известен не только как автор и творец, но и как редактор и издатель, который направлял и обучал многих всемирно известных американских фантастов, включая и самого Эллисона.

«А в ответ они вознаградили только высокомерием и гордостью, не допускавшими и намека на благодарность.»

И не смотря на это Дель Рей так никогда и не стал фигурой первой величины, а его список премий до обидного скуден и никак не соответствует вкладу в жанр.

«Наконец он предоставил тех дикарей самим себе и удалился в другие миры ради более масштабных задач.»

На момент написания рассказа Дель Рей уже практически полностью ушел из фантастики и куда чаще писал эссеистику, рецензии и научно-популярные книги.

Но одно из его творений по прежнему преследует героя, подобно тому, как сам Эллисон больше года преследовал Дель Рея, чтобы тот, наконец, написал рассказ для антологии (игра слов Evensong / Ellison тут совсем неспроста). И в конце концов, творец подчинился своему творению, а мы получили рассказ, в котором за аллегорическом сюжете скрывается насмешка самого Дель Рея, который приветствует новое поколение, но в его словах отчетливо чувствуется горечь и сожаление.

Оценка: 8
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Философская миниатюра о Человеке, Боге и границах могущества. На нескольких страницах автор создает поэтичную притчу о будущем, где наступил восьмой день творения.

Оценка: 8
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Нет, ребята. Если это атеистически-богоборческая миниатюрка, то это очень плоско, хотя, возможно, для США в 1967 году и актуально. Если же это аллегория на смену поколений писателей-фантастов, как предполагает Алексей 121, то это междусобойчиковая вещь, которая, впрочем, вполне укладывается в концепцию «Опасных видений» — иногда возникает ощущение, что для Эллисона целевой аудиторией сборника были сами авторы. В любом случае, сейчас она интересна главным образом литературоведам, исследующим атеистический дискурс в американской литературе 60-х годов, ну или историю фантастики.

Оценка: 4
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Помнится когда я был совсем мелкий, лет 10-11, у нас с папой вышел разговор про книги. Я говорю: «В романах я больше люблю диалоги, а вот описания не очень люблю» На что папа мне ответил: «Значит ты больше любишь говорить, чем думать.» Меня это тогда сильно развеселило. А вспомнил я это потому, что в «Вечерней молитве» вообще нет диалогов. Идёт сплошное описание планеты устами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сбежавшего Бога
и лишь в самом конце будет пара реплик. Вот такие сюжеты про Человека, который развился до умопомрачительных высот, я уже читал. Сразу на ум приходит «Чудовище» ван Вогта и недавно читанный «Плащ Эсира» Кэмпбелла. С одной стороны хочется порадоваться за то что человечество так хорошо смогло продвинуться в глубины космоса. Но что-то мне думается, это всё «фантастика» и сидеть нам на планете Земля пока все ресурсы не кончатся, да Солнце не потухнет. Ибо между созиданием и разрушением человечество явно выбрало Разрушение.

Оценка: 6
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Некие Узурпаторы гоняют главного героя по Галактике. Наконец-то он сумел найти планету, где нет следов их присутствия, но не тут-то было...

У рассказа две проблемы. Первая — хоть рассказ и невелик, но о подоплёке происходящего успеваешь догадаться задолго до финала, а значит никакого озарения и прочего катарсиса не происходит. Вторая — рассказ отдаёт какой-то чудовищной дозой бахвальства, на этом фоне «Чудовище» Ван Вогта — образец смирения и скромности.

Богоборчество ради себя самого, ни смысла ни цели. Создаётся впечатление, что рассказ написан «на отвяжись», учитывая то, как долго Эллисон бегал за дель Рэем, чтобы заполучить его в «революционную» антологию.

Оценка: 7
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Если уж начинать речь о том, что «я раньше об этом читал», то мне сразу вспомнился Кириллов из «Бесов» Федора нашего Михалыча: Человек станет Богом, проявив свою высшую волю.

Вообще, идея человекобожества, мягко говоря, не нова, с этого фактически человеческая цивилизация начиналась — шумерские цари, египетские фараоны, римские императоры. Титаны Возрождения также поставили Человека в центр мироздания.

Рассказ дель Рея силен, потому что работает сразу на нескольких уровнях: аллегория есть — правда, но и историософия, и футурология.

А ведь сюжет прост, да нет его почти! И все работает — вот, что значит мастерство! В данном случае славословия Харлана Эллисона не пропадает в туне, подтверждается текстом.

И место в антологии для рассказа более чем удачно! Привет молодым бунтарям от мастера старшего поколения: вы, мол, молодцы, дерзайте, но помните, что без нас стариков вас бы попросту на свет не народилось бы!

Что, в общем, в своем предисловии Эллисон только подтверждает, справедливо называя Дель Рея своим учителем.

Оценка: 9
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Очень позитивисткий рассказ на популярную со времен Ренессанса и советского проекта тему богоборчества.

Есть что-то мичуринское в рассказе. «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача». И «Человек это звучит гордо».

Рассказ органично смотрелся бы продолжением дилогии рассказов Варшавского про Бога.

В чем «опасность» данного видения? Бог теперь не владыка Вселенной, а жалкая сущность, которой уготовано «своё место». Видимо в тюрьме или в зоопарке, как экзотической зверушке. Для богобоязненной, консервативной и нетерпимой тогда Америки это, безусловно, вызов.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».

Рассказ, открывающий сборник. Короткая зарисовка о будущем, Боге и «узурпаторах». Аллегория, если верить автору. В чем «опасность» и новаторство? Вероятно в самой идее о потерявшем власть Боге. Это даже не богоборчество — автор показывает будущее, где человечество сравнялось по силе с Богом, а потому он стал ему не нужен. Нет борьбы, пафоса и противостояния — есть усталость и страх существа, которое ранее не умело бояться и уставать. И настал восьмой день…

Определенно подобная идея должна была задеть консервативные религиозные чувства.

Сам же рассказ… Даже не знаю, за исключением аллегории ловить в нем особо нечего. Это не история, это высказывание. И если вы с ним в чем-то не согласны, вы почувствуете фальшь.

Но написано профессионально, в этом не откажешь.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Показалось слабовато. Прием, когда интерес поддерживается «загадкой», о ком идёт речь кажется устаревшим и надоели. Столько рассказов прочитано, где #вотэтоповорот и все не то, что кажется. Да и в бога такого не поверила. С чего бы ему так ослабевать? Узурпаторы забрали всю энергию? Так создай новую. Понятно, что это аллегория о росте мил, об изменениях, о том, что с определённого этапа бог не так уж и нужен, но всё же аллегория такие аллегории.

Оценка: 6
[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая вещь. Написано просто потрясающе, какой слог, фразы... Как передается в слове напряжение, страх, движение, мысль... А какова идея рассказа: человек и бог, конфликт... Да не уподобь себя богам... Кратко, но настолько емко и образно автор показал извечную проблему человека: стремление захватить, достичь, превзойти, победить... А в конце почему-то становится грустно, грустно за человека...

Оценка: 10
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая вещь, очень поэтичная и несколько кощунственная (с религиозной точки зрения).

На нескольких страницах автор буквально штрихами создает картину безмерного могущества человека будущего

Оценка: 9
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Прочитал и задумался....Талант автора грандиозен -3 листочка текста , а какая мощная философская вещь!Первое — обучишь учеников и они же тебя предают!Второе — Человек может стать Богом со временем в результате технической и биологической эволюций!Третье — ну дайте же ему Богу успокоение на любимой планете!Четвёртое -молитвы не помогают даже Богу.

И отдельно — как ненавистно для меня тупое исполнение преступных приказов, как можно оболванить человека, что он превращается в робота исполнений?И как человек позволяет это над собой сделать?Что мешало исполнителю оставить Бога в покое, просто не заметить его? Я давно убедился, что самые жестокие начальники -самые подлые трусы в другой обстановке.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх