fantlab ru

Яна Вагнер «Вонгозеро»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
321
Моя оценка:
-

подробнее

Вонгозеро

Роман, год; цикл «Вонгозеро»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды вирус гриппа оказывается смертельным. Сначала закрывают на карантин крупные города, а потом весь мир оказывается во власти тяжелого заболевания. По зимним, заснеженным трассам нашей необъятной родины бегут, спасаясь не столько от болезни, сколько от охватившего весь мир хаоса, обычные люди, которые хотят выжить любой ценой и спасти своих близких и детей. В центре повествования молодая женщина, её страхи и переживания, ведь вместе с любимым мужем и сыном-подростком от первого брака, в одной компании оказываются и бывшая жена мужа с его родным сыном, пожилой папа, соседи, с которыми ничего общего, друзья мужа, которые так и не приняли её...

Входит в:

— цикл «Вонгозеро»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 325

Активный словарный запас: крайне низкий (2215 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 164 знака — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший дебют

номинант
Серебряная стрела, 2013 // Апокалипсис века

Похожие произведения:

 

 


Вонгозеро
2011 г.
Вонгозеро. Эпидемия
2019 г.
Вонгозеро
2020 г.
Вонгозеро
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Vongozero
2014 г.
(французский)
Pandemia
2015 г.
(польский)
Vongozero
2016 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И тогда, закрыв наконец эту книгу, я облегчённо вздохнул и подумал — как хорошо, что я наконец продрался сквозь все эти диковинные громоздкие предложения а-ля Донна Таррррррт, сквозь все эти местами рельефные, а местами перемешавшиеся между собой, бессвязные образы, через помесь бродилки на фоне романа-катастрофы, перемешанной с потоком женского сознания, через попытку натянуть обстоятельства такого романа-катастрофы на российские реалии, через кучу мелких и не всегда нужных подробностей, наподобие рекламного щита на выезде из города с надписью «Удачи!», сделанной... а как, кстати, сделанной, да кто там, Б-же, будет делать такие надписи на щитах, на через все эти леса и буреломы, местами встречая вещи, мало правдоподобные — как, например, старика, ночью, в одиночестве, пускающего к себе двенадцать незнакомых, чужих ему человек, а местами выглядящие вполне ничего себе, охота за лекарством и доктором, но иногда и снова рояли в кустах, как вовремя встретившийся грузовик с соляркой, почему-то пустой, я закурил, но ведь я не курю, поэтому мне пришлось с удивлением обнаружить у себя в руках чашку кофе, о тепло которого ещё можно было согреться в мире этой зимней, холодной, неприютной книги — ту самую чашку, мою, которую я с такой цепкостью заметил на развалистом складе старъёвщины, на выцветшем ковре, заваленном хламом — так вот, обхватил я чашку кофе ладонями, и задумался, а что же дальше, и тогда в моём воображении нарисовался почему-то тёмный силуэт человека с ружьём на фоне белого снега, но вместо того, чтобы выстрелить. он наклонился к моему уху и вкрадчиво прошептал, а хочешь продолжения, детка, и я вспомнил, как на одном из тренингов некая барышня умудрилась ответить цитатой из Джойса, и да, она сказала да, она хочет, да, но, я, про, себя, подумал, нет, пожалуй, я, этого, не, хочу, я твёрдо сказал себе, нет, пожалуй, не хочу, хватит.

Оценка: 2
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, совершенно случайно (если случайности бывают) накануне коронавирусной истерии извлекается на свет божий это творение, и по нему снимается сериал. Сериалы не люблю, поэтому решил прочесть книгу. Отзыв можно было бы написать одним предложением — «ехали мы, ехали и наконец приехали». Тягостное, нудное повествование, состоящее из восьмиэтажных предложений, к концу которых забываешь, с чего же они начинались. Мир описан странно. Вроде бы современность, но не покидает ощущение средневековья. Медицина беспомощна, коммуникации почти отсутствуют, правительств нет. И да, зато есть эти ужасные безликие военные! Как же без них! Они берут города в оцепления, они же главные мародёры и безжалостные уничтожители огнём заражённых городков. В общем, как это принято в либеральной тусовке — все беды от них. По матчасти. Страшная инфекция косит всех подряд, герои боятся с кем-либо контактировать, но при этом спокойно забирают в машину доктора, вырвавшегося из окружения больных в активной стадии людей. На нём куча инфекции. По сути — после этого жеста все гг — трупы, но нет, зараза не берёт их. Ведь нам предстоит ещё прочесть треть книги))) В общем, не советую.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как актуальная тема может превратить роман в бестселлер!

Это как раз про Вонгозеро. На волне коронавируса и пандемии только ленивый не почитал или не написал что-то на эту тему. Мне жанр постапокалипсиса нравился уже давно, поэтому знакомство с нашумевшей Яной Вагнер был вопросом времени.

Обычно сначала смотрю экранизацию, а потом читаю книгу, углубляя детали, но тут решила провести эксперимент одновременного ознакомления… Эксперимент не удался.

Если сериал я хоть и с огромным скрипом, но досмотрела, то книгу, простите, бросила на середине. Что это вообще было?!

Это даже не постапокалипсис и не роуд-стори, а какая-то попытка выдать за них драму. Психологизм я люблю, но при наличии какого-то сюжета с интересными героями.

Казалось бы, группа знакомых отправляется из зараженной Москвы на озеро в Карелию, по пути выживая, как получается. Что можно испортить в этом классическом и избитом сюжете?

Но тут главная героиня начала бесить буквально с самого начала. Хотелось бы сказать, что бесили абсолютно все, но остальные скорее глухо раздражали и присутствовали в основном для галочки, не вызывая особых эмоций. Мне неинтересно было читать ни про олигархов с женой-приспособленкой, ни про бестолковых подростков, ни тем более про главную пару с третьей лишней – бывшей женой. И ни один не вызывает сочувствия!

Если бы они все перемерли от гриппа в самом начале, я бы, наверное, только обрадовалась. Мне же уже ко второй главе надоело слушать мысленные излияния Анны, постоянные обиды, ревность, истерики и т.д. Видимо, депрессняк – это главная фишка русской литературы, за которую я так не люблю классику. А еще напрочь отсутствует динамика, которая могла бы скрасить повествование.

Я читаю постапок ради философских и морально-этических вопросов. Тут их полностью перебила мелодрама и санта-барбара. Жести нагнали, да, но где смысл-то в них?

Видела отзывы, что очень реалистичная героиня… Ну, мне страшно за людей, кому вот такая анна кажется реалистичной… Зато могу точно посоветовать тем, кого так же как меня бесили рояли в кустах и поведение главной героини, почитать Год первый Норы Робертс. Ну или посмотреть Ходячих мертвецов. Динамично, с душой и смыслом!

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения не оставляет ощущение, что авторша так и не определилась до конца с жанром произведения. То, что роман писался серией постов, очень уж бросается в глаза. Во время длинного заснеженного пути к озеру атмосферный и гнетущий роман-катастрофа превращается чуть-ли не в гимн человеческой солидарности, абсолютно противоречащий окружающей действительности. Для себя книгу поделил на две части: неплохую — до и во время событий в дачном поселке около Череповца и абсурдную, в свете сложившейся ситуации — после.

Не знаю, стала ли прототипом главной героини сама писательница, но при ознакомлении с романом изредка приходила мысль — не является ли произведение чисто личным? Своеобразное посвящение любимому человеку — единственному, кто может разукрасить унылый пейзаж, наполненный социофобскими размышлениями и пессимизмом. Вот только, если постоянные невесёлые раздумья Ани можно простить, ведь роман все же писала женщина, то закрыть глаза на вторую половину книги, с полностью испарившимся напряжением, никак нельзя.

Очень похоже, что Яна Вагнер хотела обзавестись более широким кругом читателей. Безусловно, это у её получилось, но скорее всего произведение так и останется серым середняком, в жанровой нише литературы «конца света» так уж точно.

А как же все «хорошо» начиналось. Невидимая, но вполне осязаемая угроза, давящая неизвестность и серость за окном... Серость, в которую, к сожалению, превратился роман ближе к концовке.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинально, женская проза про апокалипсис. Временами это прилично раздражает, но некоторые страницы можно читать по диагонали. Зато очень интересно отслеживать путь по карте. Места там очень интересные. Но вообще это какой то очень уж лайт вариант апокалипсиса, имею ввиду поведение людей. Мародер Аль Атоми думаю намного правдоподобнее в этом плане будет.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нашел книгу после просмотра сериала «Эпидемия» — просто с целью побыстрей перейти ко второй части, чтобы получить ответ на вопрос «а что же там дальше?», ибо финал сериала оборвался на серьезном таком клифф-хэнгере. Это было ошибкой. Посему отзыв для тех, кто мотивирован к чтению тем же, что и я — сериалом.

Тексты книги и сценария сериала настолько различны во всем, что уже через 20-25% мозг отказался визуализировать героев книги образами актеров из «Эпидемии». Они уступили место каким-то другим людям с замыленными лицами, имена которых, в общем-то, не имели никакого особого значения. Людей этих можно менять местами как-угодно — именно так их видит героиня, от имени которой написан текст. Книга неинтересна, сюжет вяленький, да и рассмотреть его сквозь поток сознания «автора» достаточно нелегко.

До середины я пробежал по инерции, ожидая драйва, подобного сериальному. Далее ощутил, что драйва не будет, но решил добить побыстрее, чтобы перейти ко второй части. Параллельно решил использовать шанс лучше понять «женскую психологию» (почитал несколько отрывков коллегам на работе — девушки сказали, что подобные мысли «имеют место быть иногда» — и мне стало интересно). Но, к сожалению, состояние пациента (повествователя, то бишь), начало стремительно ухудшаться. Кроме ставшей уже привычной ненависти почти ко всем гуманоидам вокруг, а в особенности к коллегам по путешествию, она все чаще отправлялась в затяжные походы бредогенерации по поводу и без. И вот когда я решился бросить все это, оставить тетю наедине в созданном ею в своей голове аду, книга закончилась...

В общем, рад, что дочитал, продолжение теперь ни-ни, дождусь лучше второго сезона :) Роман-катастрофа в полном смысле этого слова.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

? ֍ ДОРОГА НАДЕЖДЫ, или РЕАЛЬНО, КАК САМА ЖИЗНЬ ֍ ?

ЦИТАТА:

«Вы не подумайте чего, они люди неплохие. Ну, как — неплохие. Люди как люди».

(Яна Вагнер. «Вонгозеро». 2011)

ЧИТАЛА РАНЕЕ

О! Как же, оказывается, это было давно, когда я познакомилась с творчеством Яны Вагнер и её дебютным романом «Вонгозеро». Роман 2011 года. В это время я его и читала. Помню, как он меня тогда затронул …

Выходит, что роману уже 10 лет. «Юбилей». По его мотивам создана экранизация: сериал «Эпидемия». Книга переведена на французский и польский. Дважды номинант «Серебряной стрелы» 2012 и 2013 года. Заметили …

А меня «Вонгозеро» до сих пор не отпускает. Есть книги, с которыми тебе уютно и интересно, но до тех пор, пока ты их читаешь. По завершении чтения скажешь: «Да. Это было хорошо. Неплохо. Интересно. Надо будет ещё почитать этого автора». И всё. Но бывают такие, о которых ты помнишь и расстаёшься с ними неохотно: жаль, что кончилась. Для меня «Вонгозеро» стало такой книгой.

Тогда казалось, сюжет – ничего особенного: постапокалипсис на фоне вирусной инфекции. Какая-то неизвестная разновидность гриппа, косящая людей ещё хуже, чем чума. Фантастика – выдумки автора. И вот уже два года «гуляет» по планете вирусная инфекция, которая мало чем отличается от описанной в романе Яны Вагнер. Прозорливо…

Ситуация с пандемией, захлестнувшей мир, в романе – гротесковая, но, что поразительно, не выглядит такой уж абсурдной. Более того, ощущение реальности происходящего, на мой взгляд, которое удалось воссоздать Яне на страницах книги – главная черта этого произведения. Дорога надежды, по которой выбираются главные герои романа, кажется бесконечной. Этот опасный, длинный, зимний путь усиливает, как ничто иное, ощущение реальности происходящего.

Наиболее удачной обложкой, как мне кажется, была первая – к изданию 2011 года.

Тревожное небо цвета крови, придавившее смертельной тяжестью уходящую вдаль дорогу зимнего тракта в окружении хвойных сибирских лесов, и зелёный росток, пробившийся сквозь промёрзшее, заледенелое покрытие, – символ надежды.

Если бы мне довелось читать книгу сейчас: в период пандемии «короны», боюсь, что впечатление было бы гнетущим, невыносимым…

***

В основе сюжета – неизвестная смертельная инфекция и растерянность, неготовность властей справиться с ужасом и паникой, охватившими Москву и Подмосковье. Превентивная мера по недопущению распространения инфекции – карантин: не выпускать никого из очага возникновения чего-то, похожего на грипп.

Маски. Самоизоляция. Всё, как и сейчас, только размах катастрофы значительно зримее, страшнее. Люди очень быстро понимают, что СМИ не шутят и угроза жизни висит буквально над каждым.

В условиях бездействия властей единственным спасением для людей кажется бегство из карантинной зоны.

Основными персонажами, решившими выбираться из зоны бедствия, являются люди среднего возраста – Анна и Сергей, проживавшие в Подмосковье. Сергею удаётся вывезти с собой бывшую жену с сыном. Их путь лежит на далёкое Вонгозеро, в Карелию, где ещё не должно быть эпидемии и место представляется безопасным.

Повествование ведётся от первого лица – Анны.

В ходе продвижения к намеченной цели появляются попутчики и «обоз» беженцев увеличивается: отец Сергея и другие люди. Во время пути состав группы меняется, и путешественники терпят нужду, сопряжённую с опасными и не очень приключениями. Возникает аллюзия к «Дороге» Кормака Маккарти.

Основная идея романа: чтобы выжить люди должны оставаться людьми. А чтобы донести эту идею до читателя Яна Вагнера показывает разное поведение разных людей в условиях постапокалипсиса.

Психология человеческих поступков, мотивы их поведения – самое интересное, на мой взгляд, в романе.

Достоверность происходящего обеспечивается деталями. Без деталей не может быть хорошего романа. Я. Вагнер это знает и органично использует их в своём тексте.

Примечательно, что в романе нет ни одного лишнего персонажа. Каждый воспринимается, как личность и за каждым наблюдать интересно.

Люди… Что во внутреннем «багаже» каждого из нас, скрытого до поры до времени, пока не грянет гром?..

Говорят, друзья познаются в беде. Я думаю, что в беде познаются не только друзья…

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вонгозеро» – первая книга одноименного цикла. По жанру её можно отнести к постапокалипсису и «Road Story».

В мире бушует эпидемия смертельного вируса гриппа, и человечество стремительно вымирает. В центре истории не гибель цивилизации, а судьба горстки простых людей. В первую очередь роман привлёк, конечно же, именно тематикой эпидемии, ведь сейчас во всём мире тысячи людей погибают от опасного вируса. Думаю, многие писатели пофантазировали на тему «А что может быть дальше?». В большинстве случаев ситуация неутешительная. Власти в романе ведут себя неразумно, а порой и с бессмысленной жестокостью. Люди быстро сбрасывают налёт цивилизованности и превращаются в жестоких зверей, убивающих и грабящих ради выживания. Это еще раз доказывает, что многих людей от преступления удерживает лишь угроза наказания. В полном хаосе же правит беззакония. Даже изначально хорошие, добрые, милые люди готовы пойти на ужасные поступки ради выживания близких.

Всё это хорошо описано на примере главных героев. Повествование ведется от лица главной героини – Анны. У неё есть муж Сергей и 16-летний сын Михаил. Однажды ночью к Ане с Сергеем приходит его отец Борис Андреевич и призывает срочно бежать из города. К тому моменту Москва закрыта, и все въезды блокированы военными. Герои живут в коттеджном поселке рядом с Москвой, и когда рухнут кордоны, толпы зараженных быстро доберутся до ближайших населённых пунктов. Начинаются поспешные сборы и к компании присоединяются соседи – олигарх Лёня со своей женой Мариной и маленькой дочкой Дашей. В Москве у Сергея остался сын от первого брака Антон и бывшая жена Ира. Уехать без них он не может, поэтому совершает отчаянный рывок в город. Сергей несмотря на все опасности сумел вывести Иру и Антона из обреченной Москвы, так как по сути большая часть военных уже разбежалась. План спасения довольно прост: нужно добраться до местечка Вонгозеро в Карелии, где на много километров вокруг нет людей, зато есть небольшой охотничий домик на острове.

Большая часть книги посвящена именно дороге к пункту назначения. Сам путь описан очень увлекательно. Глазами Анны мы можем видеть, что же творится в стране. Увиденное очень реалистично, в него веришь, и от этого становится жутко. Всё это и правда происходило бы подобным образом. События, происходящие в пути, постепенно меняют героев, делая их осторожными, а порой и жестокими. В мире, поражённом эпидемией, никому нельзя доверять, а каждый встречный может убить, ограбить или заразить.

Большое внимание уделено психологии персонажей. Главный конфликт происходит между жёнами Сергея – Аней и Ирой. Нет, громких скандалов мы не увидим, но напряжение ощущается очень остро. В редких же открытых противостояниях робкая Аня явно проигрывает властной и решительной Ире. Плюсом к этому бывшая жена постоянно добивается внимания Сергея через общего ребенка. Возможен ли мир и дружба между ними? Маловероятно. Ещё есть конфликт Сергея с отцом из-за алкоголизма Бориса Андреевича, который когда-то разрушил их семью. Интересно было читать, как исконно городские и мирные люди будут выживать в новом жестоком мире. На мой взгляд, это и есть основная изюминка романа – мы видим гибель мира не глазами спецназовца в отставке, бравого выживальщика или просто сурового брутального мужика, а глазами простой домашней женщины Ани, которую жизнь явно не готовила к таким поворотам. Однако, когда на кону жизнь, и робкая женщина способна на многое.

Стоит сказать, что не все встреченные на пути люди были плохими, хотя на первых порах именно этого и ждёшь. Лично мне понравился сюжетный ход с трактористом Михалычем, который запросто приютил и накормил совершенно незнакомых людей. Не менее примечателен доктор Павел Сергеевич, готовый рисковать собственной жизнью. Он стремится к своим пациентам в родном городе, зная, что ничем не может им помочь. Замечательных персонажей было довольно много, а их взаимоотношения хорошо проработаны.

После прочтения я посмотрел экранизацию. Сразу скажу, с первоисточником общего не особо много. Стремясь сделать кино для всех, создатели переборщили с экшеном, растеряв всю ту тонкую психологию и атмосферу безысходности, которые меня и зацепили в романе.

Итог: Отличная книга на злободневную тему. Читать её непросто из-за давящий и гнетущей атмосферы. Однако, если вас это не пугает, прочитать её явно стоит. Лично я получил много удовольствия, сумев проникнуться романом.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина произведения прекрасна.

Зримое, пробивающее ощущение надвигающейся катастрофы. Достоверные детали, отлично прописанные образы, все одиннадцать героев, включая детей, тщательно прорисованы. Отличный образ главной героини, она очень живая, ей сопереживаешь, на мир смотришь её глазами и соглашаешься — да, так оно и могло бы быть. Замечательная сюжетная находка — свести вместе двух жён основной боевой единицы — бывшую и настоящую. Напряжение нарастает, с каждой страницей, и к кульминационной точке ощущение обрушившейся на героев опасности достигает максимума.

К сожалению, в кульминационной точке роман и «сломался». В той самой, где роялем из кустов (чуть ни в буквальном смысле) выплыл грузовик с горючкой — в том самом месте, где спасти героев могло лишь чудо, оно и произошло. Само по себе это не критично, если бы чудо было всего одно. Но они стали сыпаться будто из рога изобилия — одно за другим. Грейдер на дороге в том самом месте, где надо — это чересчур. Цистерна с соляркой — ну бросьте. И если до появления грузовика достоверность держалась за счёт того, что я закрывал глаза на логические нестыковки, после чуда номер один они стали явными и попёрли из всех щелей.

В этом мире мародёры должны сидеть на дорогах — это попросту непременно и неминуемо. Жратва, топливо, одежда, техника должны иметь баснословную ценность, а человеческая жизнь — близкую к нулевой. Трое вояк с автоматами весь этот кортеж угрохали бы за пару минут, забрали бы пожитки, героев пустили в расход. И таких солдатиков на тысячекилометровой трассе должно быть не раз два и обчёлся, а до дури. У них выбора не было бы — либо мародёрствовать, либо помирать. Достаточно перегородить дорогу бревном, присыпать его снегом и засесть в придорожных кустах или укрыться за стволами деревьев.

Автор тщательно избегает боевых сцен, а те, что прописывает, проигрывают всему остальному тексту — и оттого, что нулевая динамика, и оттого, что действия героев недостоверны. Что ни стычка — наблюдаем ставших вдруг марионетками персонажей.

Вместе с этим падает и язык — развесистые, плохо читаемые фразы начинают заполнять до того стройный изящный текст. Рефлексия главной героини, в начале естественная и уместная, перетягивает на себя одеяло, довлеет над сюжетом, превращает триллер в женскую прозу. Не до конца — но существенно.

Дочитывал уже с трудом — наискось пробегая абзацы, где героиня упорно продолжает рефлексировать и истерить.

Ну и наконец последнее чудо — рояль в кустах под названием турбаза и три десятка её обитателей, не соблазнившихся техникой и прочими жизненными ценностями, которые сами приплыли в руки. Ни с того ни с сего пригревшие чужаков и позволившие им уйти вместе с добром, и это в мире, где цена жизни ноль.

В результате я не знаю, как оценить этот роман. За первую половину смело выставил бы высший балл. За вторую — разве что половину. Усредняю, округляю в бОльшую сторону.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оскотинились

***

«Вонгозеро» — очень любопытный роман, по которому снят первый сезон «Эпидемии» — сериала, который нашумел не только в РФ, но и на западе. Его отметил даже Стивен Кинг, похвала которого – отличный бонус. Сам роман брал начало в постах ЖЖ, за что многие критикуют роман (действительно, можно было бы переделать и сделать текст более гладким – хорошая критика, но уместная ли?). В итоге за 10 лет роман имеет целых 4 издания, что довольно-таки хорошо. Правда 3 из них – результат хайпа вокруг сериала. Но давайте о книге.

Роман поражает с первых страниц. Рваный стиль повествования (нет глав, нет пролога и эпилога, длинные абзацы текста в несколько страниц сменяются короткими частями текста в 3-4 строки) придает роману особую харизму. Он выглядит так, будто главная героиня Анна находила крохи времени, чтобы успеть записать то, что с ней происходит. Буквально сразу же понимаешь, что «Вонгозеро» — субьективная роуд стори глазами женщины, самой обычной женщины, которая не претендует на вселенское знание. Редко удается найти в фантастике что-то такое, чтобы протагонист не был практически богом. От этого в события книги веришь еще больше. Откуда возникла эпидемия (на самом деле пандемия) – неизвестно. Каковы точная симптомы, как протекает заболевание, почему кто-то выживает – неизвестно. Но всё это и неважно. Мы ведь читаем не роман Крайтона «Штамм Андромеда». Мы читаем евангелие от простой русской женщины. И это подкупает. Подобно тому, как критикуют Цормудяна и его «ВШНБ» за истеричность главгероев, так и здесь – роман выглядит слегка эмоциональным, герои не сдерживают эмоций. Ну, конечно, это же вам не холенный Марвел.

Сюжет «Вонгозера» — это роуд-стори, герои отправляются в своеобразный квест – им нужно выжить, нужно найти место, где их не достанут. Они не думают о далеком будущем. У них есть проблема, которую нужно решить здесь и сейчас. В итоге роман абсолютно не буксует по сюжету, события сменяются очень быстро. Да, есть остановки, где герои пережидают ночь или затаиваются от врагов. Но куда без этого-то? Радует, что в романе нет как такового антагониста. Книга не сводится к противостоянию конкретным людям. Только к тем, кто чудом выжил и…оскотинился. Пожалуй, это и есть центральный посыл книги, взятый прямиком у Оруэлла из «Скотного двора». Люди, которые выжили во время эпидемии – почти все твари и уроды. Но даже среди них есть те, кто удивляет добротой. Павел, Михалыч. Даже люди у Вонгозера.

По части критики. Порой сложновато читать прямую речь, написанную сплошным блоком. Герои выглядят весьма шаблонными. Марина – типичная инстасамка, Лёня – олигарх, но вот зато ребенок у них – та еще беда. Миша – серое пятно, Борис – эдакий Сталлоне-старичок. Вот Ира, Анна и Сергей – уже интереснее. Андрей и Наташа присоединяются к группе примерно в середине романа, но так и остаются неопознанными. Павел – светлое пятно. Наивняк, но такой нужный для сложных здешних красок.

Заключение: «Вонгозеро» — роман с открытым финалом. Это глоток свежего воздуха в серой и беспросветной массе романов-постапокалипсисов (хотя тут еще и роман-катастрофа). Здесь хватает психологизма, при этом сюжет движется быстро и красочно. Читается книга легко, интерес не пропадает. Такой роман определенно не затеряется еще пару десятков лет.

10 субъективных эпидемий из 10.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел роман Вагнер пару лет назад, в год выхода по-русски в чем-то похожей «Станции Одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел. Оба романа – апокалиптика из мэйнстрима, без Брюса Уиллиса, который всех спасет.

«Станция Одиннадцать» – пронзительное лироэпическое полотно, в сравнении с которым «Вонгозеро» сильно проигрывает (хотя оба романа – про мир глазами «маленького человека»). Но Вагнер удался совершенно невероятный финт – «камерный апокалипсис» (эта камерность заострится во втором романе дилогии – «Живые люди»): большая жизнь, большая катастрофа и, возможно, большая борьба происходят где-то за кадром. А Яна Вагнер во всем этом антураже делает очень женский роман про отношения, обремененные стрессом. И это, нужно сказать, великое искусство – написать то, что умеешь, а то, что не умеешь – не писать. И очень достоверно получилась собственно «роуд-фикшн», которую интересно читать, так как здесь апокалиптический сценарий сделан в российских реалиях.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Модель эпидемии

- А что такое модель эпидемии?

— Если коротко, то все зависит от болезни — как именно она передается, насколько заразна, длинный ли у нее инкубационный период и каков процент смертности. А еще очень важно, как именно власти с этой болезнью борются.

Дело даже не в том, что это очень хорошо написано. А написано так, что цепляет с первых строк не отпускает и до самого конца. Не в том, что это история, рассказанная женщиной от лица женщины, что не вполне привычно — жанр постапокалиптики достаточно жестко гендерно привязан и привычно воспринимается как мужской.

Не в том, что камерная история бегства одной отдельно взятой семьи от эпидемии обрастает по ходу действия персонажами по типу сказки о семи Семионах, с той разницей, что здешние волшебные помощники большей частью не обладают полезными умениями и чаще становятся обузой.

Не в том что события, увиденные сквозь призму взгляда с ограниченным ракурсом насмерть перепуганной, нездоровой, терзаемой одновременно ревностью с подспудным чувством вины, и переносящей немыслимые для себя прежней нагрузки, героини, обретают масштабность, складываясь в цельную картину.

Все это было в лучших образцах жанровой прозы: от минималистской «Дороги» Кормака Маккарти до эпохального «Противостояния» Стивена Кинга, в отношении которых «Вонгозеро» занимает нишу посередине — не слишком много фигур, но и не то, чтобы совсем мало.

Как было и то, что изначальный статус центрального героя (героини в данном случае) не принадлежит к числу безусловно социально одобренных, хотя здесь уж как-то чересчур: разлучница, увела мужика из семьи, осиротила ребенка — несмотря на это, симпатии читателя полностью на ее стороне.

Но вот мотивации в романе Яны Вагнер — это нечто уникальное и заслуживают отдельного разговора. Да, ты ненавидишь бывшую жену своего мужа и абсолютно не питаешь нежности к ее (их!) мальчику. Да, ты терпеть не можешь свою трофейную жену соседку и ее недалекого муженька толстосума. И да, ты бы бросила ее на произвол судьбы, окажись ситуация по-настоящему угрожающей. плевать, что вы едете вместе одним караваном.

Да, ты откажешь в еде умирающим с голоду людям, хотя у тебя есть продукты, потому что впереди долгая зима и полная неопределенность, и отданная сегодня банка консервов сможет спасти завтра твоих ближних. Да, украдешь солярку у того, кто бескорыстно помог тебе, да считай — спас на дороге. Много вы такого встречали в книгах? Я — нет. А самое удивительное. что при том ты, читатель, остаешься целиком на стороне героини.

Дело даже не в высочайшей степени безжалостной к себе внутренней правдивости, не позволяющей солгать в мотивациях и за то дарующей немыслимую, какую-то пронзительную точность в бытовых деталях — узнаваемость, где узнавать не можешь по определению.

Дело именно в моделировании ситуации. В том, что книги, подобные этой, лучшие образцы жанровой прозы (знаю. что шлака в постапе много, теперь не о нем), должным образом подготовили восприятие социума к возможности подобного, Исподволь внушили властям предержащим, что обычная тактика замалчивания, информационной блокады и преуменьшения возможных последствий ведет к катастрофе.

Потому, когда это случилось, слава Богу, на сей раз нас провели по малому кругу, все происходило совершенно иначе. Да, с перегибами в карантинных мерах и гипердиагнозом, за который мировые правительства не пнул только безногий, однако в некоторых случаях лучше перебдеть, а предупрежден — значит вооружен.

Смешно признаться, но отчего-то думала, что это будет про зомби. Очень хорошая книга и я была удивлена, что написана она десять лет назад. Казалось, не позже две тысячи семнадцатого, когда о «Вонгозере» заговорили из каждого утюга. Хотя, чего удивляться. Потихоньку, исподволь делала свое доброе дело, моделируя эпидемию возможно более бескровным способом.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня такой грешок — люблю постап про всякие эпидемии и зомби. Но сколько ни читала книг в этом жанре, написаны они откровенно плохо. Я уже и смирилась — ну, низкий жанр, что с него взять. И тут — о чудо! Первая книга, написанная действительно хорошо, с живыми героями, яркими деталями. Решила взглянуть одним глазком, а в результате не могла оторваться, пока не дочитала.

Сюжет незатейлив — в разгар эпидемии группа знакомых, но в общем-то чужих друг другу людей бежит от нее в глушь, в карельские леса, подальше от больших городов, чтобы там выжить. По пути им встречаются разные люди, хорошие и совсем наоборот, попутно они выясняют отношения между собой и учатся жить в новых условиях.

Практически тот же сюжет можно встретить, к примеру, у Круза, но если там картонные герои и Ваню от Мани не отличить, то тут у всех свои тараканы, а окружающая действительность описана настолько ярко, что мурашки по коже.

Ложка дегтя. Раздражала героиня, местами сильно. Ее эгоизм, беспомощность, какая-то прилипчивая привязанность к мужу. Ну, в конце концов, в 21 веке живем, сколько можно писать о прынцессах, которых нужно спасти, сами не выживут? Тем более, в таком жанре хотелось бы более сильную и разумную героиню. Как первая жена ее мужа, например :)

Да, и книга категорически не рекомендуется любителям боевиков, неспособным воспринимать предложения длиннее пяти слов. А я бегу читать продолжение.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бред сивой кобылы! Не советую к чтению, какая-то помесь мыслей восьмиклассницы и стервы с маниями и комплексами

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читается роман легко, понравился подход, когда описываются эмоции и переживания, а не просто похождения героя-выживальщика/спецназовца/суперсолдата. Но есть пара здоровенных недостатков: во-первых это рояли в кустах, тут они прям бросаются в глаза (в самый последний момент все складывается само, никто не погибает, план начальный не меняется), во-вторых ужасная ГГ, я понимаю желание описать апокалипсис со стороны женщины, но женщины а не ТП! Конец света, все в спешке — пойти обниматься с березой, почему нет. Кругом опасность — уйти полежать в снегу потому что на тебя давят люди, дайте два. Вместо выживания переживать о бывшей своего супруга — маст хев. В общем, не рекомендую.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх