Термин Дом

Дом

«В широком смысле, я всегда смотрел на дом как на устройство, защищающее от дождя».

Р. Хайнлайн. «Дом, который построил Тил»


Рисунок Я. Йерки «Домик в прерии»

Инстинктивная потребность всего живого — укрытие от стихий и посторонних глаз. Природа научила насекомых строить ульи и муравейники, животных — рыть норы и занимать подходящие дупла и ямки. Гнёзда птиц и хатки бобров порою поражают своим совершенством. Но человек, будучи существом разумным, превзошёл всех в этой сфере деятельности. Он желает видеть свой дом не только прочным и тёплым, но и комфортабельным, уютным, красивым. Человек строит своё жилище по определённым архитектурным канонам, а также в соответствии с климатическими условиями и культурными традициями той народности, к которой он принадлежит. Особый случай здесь, пожалуй, жилища хоббитов. Это, скорее всего, землянки, эволюционировавшие из норок.

Рассмотрим фантастические идеи о домах. За одну из крайних точек низкого комфорта жилья возьмём бочку древнего философа Диогена, ибо кто проверит истинность этой байки? Теперь начнём смещаться в сторону увеличения комфортабельности и роскоши. На роль современного преемника Диогена претендует Чебурашка, которому первоначально в качестве жилища была отведена телефонная будка (Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»). Домик Тыквы с его нарочито малыми размерами явно рассчитан на пребывание в нём типичного «овоща» (Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»).

Далее упомянем пришельца с Земли, добровольно готового жить на чужой планете в более просторном, но всё же походно-аскетическом жилище, создаваемом по его же проекту. «Если принять мой рост за единицу, мне нужна вот такая постройка: полтора в длину, один с четвертью в вышину. Узкие просветы отдушины на уровне глаз, по одной на каждом конце, по две на боковых стенах, затянутые сеткой от насекомых… Вот здесь крюк, чтобы вешать одежду. Здесь кровать — плоская, жёсткая, с твёрдой подстилкой не толще моей ладони. Один и одна восьмая в длину. Под кроватью наглухо закрытый ларь… Здесь полка размером треть на четверть на половину единицы над полом, чтобы сидя возле неё можно было есть… Если сумеете, проведите туда воду. А всё остальное… это ведь жилище, а не дворец развлечений», — инструктировал аборигенов антигерой рассказа Т. Старджона «Искусники планеты Ксанаду». Впрочем, землянин сильно лукавил, ибо его специальный костюм был до предела набит разными миниатюрными электронными штучками.


Дом Изабеллы в Орландо, США

Пародией на роскошное жильё мог бы стать дворец космических пиратов, вход в который представляет собой дуло гигантского артиллерийского орудия. Внутренний интерьер отличает музыкальный (точнее, барабанный) салон для проведения джем-сейшн, а также парадная «туалетная зала» с чугунными умывальниками и кабинками для вполне понятного назначения (К. Булычев. «Война с лилипутами»).

Понятно, что иметь индивидуальное жилище при прочих равных условиях предпочтительнее, чем проживать в многоквартирном доме. Принцип: «Мир — дворцам, война — хижинам!» может осуществляться двояко: через превращение дворцов в заурядные общежития либо через предоставление отдельного дворца каждому отдельному пользователю. Последний способ жёстко ограничивается демографическим фактором. В романе Г. Мартынова «Каллистяне» хроники запечатлели родную планету пришельцев, сплошь застроенную дворцами. Автор сделал упор на жаркий климат чужой планеты, но важнее всего здесь уровень космической экспансии и социальных отношений.

Лозунг: «Фантастическому зданию – фантастически огромные размеры!» реализовался во многих произведениях рассматриваемой совокупности жанров (Я. Вайсс. «Дом в тысячу этажей»; Г. Фаст. «Муравейник Хеллстрома»; И. Стальнов. «Последний госпитальер» и другие). Однако необъятная величина здания прекрасно сочетается с крохотными комнатушками внутри него. Это следствие всё той же перенаселённости, которую мы наблюдаем, например, в кинофильме Люка Бессона «Пятый элемент». Подобная ситуация подробно раскрывается в романе Ф. Дика «Голова на блюде»: «В семь часов утра Аллан Парселл, молодой перспективный директор самого нового и наиболее творческого из всех творческих агентств, лишился спальни. Впрочем, взамен он приобрёл кухню. Процесс осуществлялся автоматически под воздействием пропитанной окисью железа плёнки, замурованной в стене. Преобразование произошло помимо воли Алана, но он счёл его приемлемым, поскольку уже проснулся и собирался вставать.

Он прищурился, зевнул, поднялся на ноги и принялся шарить рукой, отыскивая кнопку, чтобы выдвинуть плиту, которая, как всегда, чуть выступала из стены. Нужно только хорошенько нажать. Так Аллан и сделал: плита захрипела и выехала наружу.

Он — король в своих владениях, в этой однокомнатной квартире… Приобретение квартиры стоило немалых трудов. Она досталась ему в наследство по завещанию родных, которые на протяжении более сорока лет отстаивали право на аренду. Бесценная коробочка из тонких отштукатуренных плит, кусочек свободного пространства, которое дороже всяких денег.

Если как следует выдвинуть плиту, она разложится ещё на столик, раковину и буфет. Из-под буфета можно извлечь два стула, укреплённые на шарнирах, под пищевыми припасами размещается посуда. Большая часть комнаты уже исчезла, но ещё осталось достаточно места, чтобы одеться».


Дом хоббита в Роторуа, Новая Зеландия

Итак, преуспевающий директор находится едва ли не на вершине счастья, прозябая в тесной однокомнатной квартире-трансформере. Как же тогда складывается судьба рядовых людей в данном социуме? Дом представляет собой огромный жилой комплекс с магазинами, детскими садами и прочими заведениями для лиц, проживающими здесь и только здесь. Но можно отчасти решить проблему тесноты, обобществив некоторые блага — в первую очередь, бытовую технику. В доме-коммуне каждый знает своего соседа. Люди часто собираются, чтобы сообща решать свои проблемы. А для посторонних лиц вход в общее жилище закрыт.

Американскому фантасту не без иронии вторил С. Лем в романе «Футурологический конгресс»: «Японец Хаякава сообщил о разработанной его соотечественниками модели жилого здания в восемьсот этажей — с родильными клиниками, яслями, школами, магазинами, музеями, зоопарками, театрами, кинозалами и крематориями; предусматривались подземные помещения для погребальных урн, телевидение на сорок каналов, опохмелители и вытрезвители, залы на манер гимнастических для занятий групповым сексом (свидетельство передовых убеждений проектировщиков), а также катакомбы для субкультурных групп нонконформистского толка. Любопытным новшеством было намеченное в проекте ежедневное переселение каждой семьи в другую квартиру — ходом либо пешки, либо коня — во избежание скуки и стрессов. Вдобавок это здание в 17 кубокилометров, стоящее на дне океана, а крышей достигающее стратосферы, намечалось снабдить матримониальным компьютером садомазохистского образца… Другой японский делегат, Хакаява, продемонстрировал макет такого дома в масштабе 1:10000 с собственными резервами кислорода, но без резервов продовольствия и воды, то есть с частично замкнутым циклом жизнеобеспечения. Все выделения, не исключая предсмертного пота, подлежали регенерации. Третий японец, Якахава, зачитал список деликатесов, синтезируемых из выделений жильцов… Первоначальный план, согласно которому дом-гигант снабжался пропеллерами (на случай коллективных воздушных экскурсий), — был отвергнут. Во-первых, потому, что таких домов для начала предполагалось изготовить 900 миллионов; во-вторых, подобные путешествия всё равно не имели бы смысла. Даже если бы жильцы выходили на экскурсию из тысячи дверей сразу, они всё равно никогда бы не вышли: прежде чем последний покинет здание, успеют подрасти родившиеся за это время младенцы».

В общем, фантасты много иронизировали по поводу противоречия между развитием коллективных начал в искусственно созданном социуме и принципом: «Мой дом — моя крепость». Рассмотрение вопросов об особых технологиях строительства жилья порой отходило на задний план.


Рисунок Я. Йерки «Эпитафия»

Первое необходимое условие для любого жилищного строительства — наличие свободного пространства без каких-либо ограничений по жизненно важным факторам. В бесконечных пределах его можно заполучить не в тесных космических поселениях посреди вакуума, а в мирах пригодных для обитания. При этом важнейшим условием служит освоение человеком четвёртого или даже всех последующих измерений. Идею четырёхмерного дома выдвинул Р. Хайнлайн («Дом, который построил Тил»). Его персонаж только экспериментирует, но уже столкнулся с опасностью, шагнув за дверь ванной комнаты, Велика радость оказаться в компании изголодавшихся монстров.

Однако принцип проектирования в целом настолько привлекателен, что в романе Д. Симмонса «Гиперион» он реализуется с размахом и на высоком уровне.

«В моём доме тридцать восемь комнат, и расположены они на тридцати шести планетах. Дверей нет: просто арки, они же — нуль-порталы; некоторые занавешены, приличий ради, шторками, остальные совершенно открыты, и ничто не мешает заглянуть или войти. В каждой комнате множество окон и, по крайней мере, в двух стенах — порталы. Большая столовая находится в Возрождении Вектор, и из её окон видны бронзовые небеса и позеленевшие от времени медные крыши Надежды-и-Опоры, что стоит у подножья моего персонального вулкана, а примыкающий к ней зал приёмов, устланный гигантским белым ковром, выходит прямо на берег моря Эдгара Аллана, волны которого разбиваются о скалы мыса Просперо. Это уже Невермор. Окна библиотеки смотрят на ледники и зелёные небеса Нордхольма, а небольшая, в десять ступенек. Лестница ведёт оттуда вниз, в мой рабочий кабинет — уютную комнатку без стен, расположенную на самом верху башни и накрытую куполом из поляризующего стекла, за которым открывается панорама высочайших вершин хребта Кушпат-Каракорум, что лежит у восточных границ республики Джамму на Денебе-3, в двух тысячах километров у ближайшего поселения.

Огромная спальня плавно покачивается на ветвях трёхсотметрового Древа Мира, растущего в Роще Богов — планете тамплиеров, гранича при этом с солярием, затерявшимся среди солончаков Хеврона. Но отнюдь не за каждым окном девственная природа: конференц-зал с примыкающей к нему площадкой для скиммеров находится на сто тридцать восьмом этаже экобашни ТК-Центра, а патио — на террасе, выходящей на шумный рынок в старой части постоянно бурлящего Нового Иерусалима».


Дом на острове Ванкувер, Канада

Изюминкой рассказа Дм. Биленкина «Гениальный дом» служит не только идея выращивания домов из специальных эмбрионов. Такое жильё — почти живое существо, способное эволюционировать. Оно и его обитатель-человек представляют собой систему, а стало быть, необходимо найти гармоничные связи между её элементами. Эта же проблема предстаёт перед персонажем рассказа Б. Штерна «Дом». Разница заключается лишь в том, что Дом (с большой буквы!), по версии Штерна, — это одно из разумных галактических существ.

Стоит вкратце упомянуть и об инопланетных жилищах. Они порой мало подходят для комфортного обитания землян. Вряд ли кому из них захочется поселиться внутри кактуса (Х. Пирс, Д. Александер. «Посредник»). И даже жилища гуманоидов-марсиан не устраивают их ближайших соседей по Солнечной системе. Марсианские дома поворачиваются вслед за проходящим по небу светилом, но внутри них идёт милый аборигенам дождь (Р. Брэдбери. «Марсианские хроники»).

Впрочем, дом — это ещё и философское понятие, которое означает не только здание для жилья, но и родной универсум, близких людей, с детства понятный язык; вспомните слова песни: «А я в Россию, домой хочу…». Для россиянина Россия — дом, такой же, как например, Земля, ставшая подлинным домом для девочки, родившейся на космическом корабле и никогда не видевшей родную планету (В. Колупаев. «Самый большой дом»).


© Р.Ю. Масленников, Н.В. Маркалова

Синонимы:
Жилище; Коттедж



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Дом в тысячу этажей / Dům o 1000 patrech  [= Dům o tisíci patrech] (1929) [небоскрёб размером в тысячу этажей, построенный из фантастического материала солиума, в который переселилось большинство живущих в мире людей, представляет собой отдельное государство] // Автор: Ян Вайсс  
8.04 (539)
-
35 отз.
  •   Марсианские хроники / The Martian Chronicles  [= The Silver Locusts] [роман-сборник] (1950) [марсианские дома поворачиваются вслед за проходящим по небу светилом, но внутри них идёт милый аборигенам дождь] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.62 (5070)
-
139 отз.
7.39 (252)
-
9 отз.
  •   Человек, который умел шутить / The Man Who Japed  [= Тот, кто пошутил; Голова на блюде; Человек, который высмеивал] (1956) [преуспевающий директор находится едва ли не на вершине счастья, прозябая в тесной однокомнатной квартире-трансформере] // Автор: Филип Дик  
7.56 (341)
-
9 отз.
  •   Каллистяне [2-я кн. романа “Каллисто”] (1960) [на планете Каллисто в системе Сириуса все живут во дворцах] // Автор: Георгий Мартынов  
7.48 (269)
-
7 отз.
  •   Принцип оборотня / The Werewolf Principle (1967) [дом-робот, питается от собственной солнечной электростанции, при помощи антигравитационного приспособления перелетает между фундаментами, наделен искусственным интеллектом] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.17 (1395)
-
42 отз.
8.67 (2039)
-
62 отз.
  •   Выбор богов / A Choice of Gods (1972) [на Земле далёкого будущего роботы строят огромное робото-здание, похожее на цветочный бутон] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.68 (397)
-
19 отз.
  •   Высотка / High-Rise (1975) [«дом будущего» на 40 этажей с 2000 жильцами, обеспеченными всеми достижениями своего времени] // Автор: Дж. Г. Баллард  
7.10 (213)
-
19 отз.
  •   Пришельцы / The Visitors  [= Посетители] (1979) [пришельцы из космоса производят дома для людей] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.40 (310)
-
17 отз.
  •   Гиперион / Hyperion (1989) [дом, в котором каждая из комнат находится на другой планете] // Автор: Дэн Симмонс  
8.69 (8819)
-
298 отз.
7.34 (168)
-
6 отз.
  •   Дом с характером / House of Many Ways  [= Дом ста дорог] (2008) [дом-лабиринт, единственная дверь которого ведет куда угодно — и в спальни, и в кухню, и в горные пещеры, и в прошлое, и в королевскую библиотеку] // Автор: Диана Уинн Джонс  
8.15 (291)
-
8 отз.

Повести

8.67 (212)
-
3 отз.
  •   Война с лилипутами (1992) [дворец космических пиратов, вход в который представляет собой дуло гигантского артиллерийского орудия] // Автор: Кир Булычев  
7.94 (570)
-
10 отз.
  •   Посредник / Finder’s Fee (1997) [инопланетное жилище внутри кактуса] // Авторы: Дэвид Александер, Хейфорд Пирс  
6.31 (13)
-
1 отз.

Рассказы

  •   …И построил он себе скрюченный домишко / —And He Built a Crooked House  [= Дом, который построил Тил; Дом четырёх измерений; И построил он дом…; В скрюченном домишке] (1941) [дом в форме тессеракта — из восьми кубов, при этом каждый из кубов является отдельным помещением] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.25 (1072)
-
34 отз.
7.34 (200)
-
6 отз.
  •   Детский сад / Kindergarten (1953) [инопланетная машина возводит здание на площади в 100 акров и высотой в 1000 этажей] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.20 (573)
-
21 отз.
  •   Реквием / Requiem (1962) [на умирающей планете Земля остался последний дом] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.62 (136)
-
6 отз.
7.36 (74)
-
3 отз.
  •   Дом обновлённых / New Folk’s Home (1963) [инопланетяне используют дом в качестве ловушки за профессора юриспруденции с Земли] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.07 (1006)
-
47 отз.
7.55 (20)
-
2 отз.
  •   Самый большой дом (1974) [планета Земля стала подлинным домом для девочки, родившейся на космическом корабле] // Автор: Виктор Колупаев  
7.57 (219)
-
12 отз.
  •   Гениальный дом (1976) [из кристалла за 17 минут вырос дом, предназначенный для полного жизнеобеспечения человека] // Автор: Дмитрий Биленкин  
7.39 (83)
-
4 отз.
  •   Дом  [= Дом и домовой] (1980) [дом обладает разумом и всячески препятствует стремлению хозяев провести ремонт] // Автор: Олег Корабельников  
6.68 (53)
-
3 отз.
  •   Дом (1980) [старый Дом, выйдя на пенсию, спустился с небес и отправился доживать свои дни в приморский городок] // Автор: Борис Штерн  
8.10 (164)
-
11 отз.
7.39 (507)
-
12 отз.
  •   Двое на карусели (2002) [умный дом отращивает гусеницы и начинает самостоятельно передвигаться] // Автор: Александр Громов  
7.54 (120)
-
4 отз.
  •   Гориллы (сетевая публикация) (2019) [в конце своего сюрреалистического приключения главный герой попадает в странный дом, который «состоял» из обрывков воспоминаний и моментов жизни самого главного героя] // Автор: Владимир Дорошев  
-

Антологии

  •   House Shudders (1987) [рассказы в жанре мистики и ужаса о домах, населённых призраками] // Редакторы-составители: Мартин Гринберг, Чарльз Во  
-
  •   5-я стена [29 фантастических рассказов о жилище будущего] (2002) [фантастика о жилище будущего — «умном доме»] // Редактор-составитель: Андрей Щербак-Жуков  
7.20 (5)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   День, когда время закончилось / The Day Time Ended (США, 1979) [американская семья переезжает в новый дом, который становится объектом высадки пришельцев. После необычного визита дом проваливается во временную дыру, и семейство оказывается на чужой планете] // Режиссёр: Джон ’Бад’ Кардос  
  •   Дом / House (США, 1986) [писатель вселяется в старинный особняк, населённый монстрами и призраками] // Режиссёр: Стив Майнер  
  •   Пятый элемент / The Fifth Element (Франция, 1997) [жилище будущего — малометражное модульное жильё, квартиры похожи на контейнеры и изготовляются по типовому образцу: полки, холодильник, кабина автодуша и видеогаджеты встроены в стены] // Режиссёр: Люк Бессон  
  •   Умный дом / Smart House (США, 1999) [компьютеризованный дом будущего, роль хозяйки в котором выполняет горничная-андроид] // Режиссёр: Ле Вар Бёртон  
  •   Высотка / High-Rise (Великобритания, 2015) [здание превращается в замкнутый мир, живущий по законам джунглей, где перестают работать нормы морали и нравственности] // Режиссёр: Бен Уитли  

Анимационные

  •   Дом-монстр / Monster House (США, 2006) [дом-монстр питается детьми и одержим душой покойной жены своего владельца] // Режиссёр: Гил Кинан  
⇑ Наверх