fantlab ru

Исаак Бабель «Одесские рассказы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
85
Моя оценка:
-

подробнее

Одесские рассказы

Сборник, год

Аннотация:

Мозаика из эпизодов жизни и деятельности грабителей, убийц и контрабандистов с одесской Молаванки, действовавших в начале ХХ века. Беня Крик по прозвищу «Король», его друзья и враги стали не просто персонажами увлекательных криминальных историй, но и своего рода героями неомифологии, сложившейся в Одессе в первой половине ХХ века.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Избранное
1966 г.
Конармия
1989 г.
Конармия. Одесские рассказы
1990 г.
Как это делалось в Одессе
2005 г.
Том 1
2006 г.
Одесские рассказы. Конармия
2016 г.
Одесские рассказы. Конармия
2020 г.

Аудиокниги:

Одесские рассказы
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЧЕРНОРАБОЧИЙ ЛИТЕРАТУРЫ

“Продюсер” одесского диалекта Исаак Бабель отзывался о себе как о человеке без воображения. “После каждого рассказа я старею на несколько лет”, — говорил он. И вряд ли преувеличивал.

Если необходимо описать его творчество одной фразой, то сложно найти более подходящую: “Ясность и сила языка не в том, что к фразе уже нельзя ничего прибавить, а в том, что из нее уже нельзя ничего выбросить”. Таковы его “Одесские рассказы”. Точные, как стрела Робина Гуда. Хлесткие, как пощечина.

Чтобы создать на бумаге Одесский мир с его солнцем, биндюжниками, ворами, рыбаками, крикливыми женщинами, многим авторам понадобился бы толстый роман. Бабель сделал это несколькими короткими рассказами.

В них реальный бандит начала XX века Мишка Япончик предстает Беней Криком по прозвищу Король. По ходу сюжета автор иллюстрирует обоснованность его никнейма. Но главный вопрос “Одесских рассказов” не “О чем?”, а “Как?”.

Как писатель, самолично не выдумав ни истории, создал такую литую прозу? Как из рукописи в сто страниц выходил отшлифованный семистраничный бриллиант? Как человек с тоской в глазах и “осенью в душе”, плача от усталости, творил такой задорный текст?

Ответ таков: усердие важнее таланта, терпение сильнее фантазии. Работой каторжника Бабель сумел достучаться до читателя.

В молодости Бабель был благословлен Горьким, получив напутствие быть честным литератором. Таковым Исаак и остался до конца жизни.

После “Одесских рассказов” будет “Конармия”, в которой насилие воплотится уже не в ворах, а в красных кавалеристах. Новый сборник осудит Буденный, а самого Бабеля назовет “дегенератом от литературы”. За писателя вступится тот же Горький, но лишь на время отложит для опального автора гильотину цензуры. Спустя 16 лет, став заложником своего детища, Исаак Бабель будет расстрелян.

Но жемчужина его творчества, “Одесские рассказы”, надолго переживет своего создателя, по сей день сияя цветистостью языка и изящностью повествования.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все персонажи какие-то отвратительные, отталкивающие даже не люди, а гомункулы. Выродки и ничтожества считающие себя вершиной эволюции. Читать это и не испытывать омерзения совершенно невозможно. Давно мне не попадалась более гадкой книги. Я представил, что если мне пришлось бы жить в такой среде , в обществе этого биомусора — это была бы страшная пытка — самый настоящий круг ада.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Под вывеской «Одесских рассказов» может скрываться разный набор историй. Все зависит от издания. Наиболее полный набор есть в «Собрании сочинений» автора, а что касается меня, то мне больше всего пришлись по душе истории про налетчиков с Молдаванки. Обожаю то, что Жванецкий называл «сдвинутым одесским языком». Особенно цветастым этот язык становится в устах одесского криминального элемента. Автобиографические очерки в книге не так интересны.

У одного из любимых мною писателей была мысль о том, что эпоха, в которую героями считаются Беня Крик и Остап Бендер неминуемо породит Сталина. «Двенадцать стульев» я прочел не так давно. Теперь вот дочитал «Одесские рассказы». И я должен согласится с любимым писателем. У Ильфа и Петрова получилась книга где все крадут все у всех. У Бабеля — то же самое, с той разнице, что его герои поменьше «чтут уголовный кодекс». Так что все сходится. Какой порядок может быть в мире воров? Только сталинский. Все это очень грустно. Чем все это заканчивается?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Заканчивается все приходом советской власти, которая навела порядок наиболее простым способом. Уничтожив всю воровскую элиту с Молдаванки. «- Хозяин, — сказал вошедший, — кого ты бьешь?.. Ты бьешь орлов. С кем ты останешься, хозяин, со смитьем?..» Орлов уничтожили. Остался только человеческий мусор. Авторитетный бандит Фроим Грач был застрелен в ЧК просто по причине того, что в будущем, которое строится в стране советов, нет места таким людям. Просто какой-то эталон бессудной казни. И мне действительно было очень жалко его.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютный шедевр русского языка — редко когда литература звучит настолько музыкально.

Бабель всегда утверждал, что ориентировался на французскую литературу, например, на Мопассана. Но «Одесские рассказы» полностью оригинальны. Единственный «внешний» по отношению к «Одесским рассказам» элемент этой прозы — ехидное пародирование сверхпопулярного в то время еврейского писателя Шолом-Алейхема, великого гуманиста, склонного к сентиментальному многоречию. Но пародийные вставки у Бабеля встречаются не так уж часто. Чаще он как бы устремляется вослед стихии речи, создавая пассажи невероятной красоты и выразительности.

Эти рассказы прекрасны как образцы «южного» (не только еврейского) юмора, как издевательски переиначенные фрагменты уголовной хроники, как эталоны русской речи, обаятельной в своей антилитературной «неправильности», как эпизоды нового эпоса, как неомифологические фрагменты... Наконец, как высокая поэзия.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх