fantlab ru

Жан-Кристоф Гранже «Пассажир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
274
Моя оценка:
-

подробнее

Пассажир

Le Passager

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Жан-Кристоф Гранже объездил весь мир в качестве международного репортера, сотрудничая с такими журналами, как «Пари матч» и «Санди таймс», был награжден престижнейшими премиями Reuter и World Press, а потом завоевал феноменальную известность как автор триллеров. Удостоен Гран-при RTL-Livres, Choix des libraires, читательской премией Livre de poche. Книги Гранже переведены более чем на 35 языков и издаются миллионными тиражами, по всем его триллерам сняты или снимаются фильмы. Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он — серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы. Да он и сам не уверен в своей невиновности… Как ему выбраться из этого лабиринта? Быть может, лейтенант полиции Анаис Шатле, для которой он — главный подозреваемый, дарует ему путеводную нить?

Похожие произведения:

 

 


Пассажир
2012 г.
Пассажир
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Пасажир
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу кажется, что перед нами очередное более или менее оригинальное полицейское расследование... Но не тут-то было... Структура романа довольно сложна и чрезвычайно оригинальна. Чуть только автор, казалось бы, немного завязает в очередном сеттинге и читатель решает, что дальше все пойдет примерно в том же предсказуемом духе, как карточный домик декораций безо всякого сожаления уверенной рукой разрушается, и вот герой уже мчится дальше, не оглядываясь и не испытывая ровно никакой рефлексии по оставленным позади местам и ситуациям.

То, чего другому автору хватило бы на целый роман, Гранже эксплуатирует в течение всего нескольких глав.

Повествование в этой длинной книге относится к тому типу, когда в деталях автор стремится не слишком сгущать краски неправдоподобия, и потому на выходе до поры до времени получается этакая довольно похожая на реалистичную проза. В то же самое время даже в каких-то совершенно рутинных описаниях многие фразы Гранже изысканны и отточены до торжественности.

Автор использует богатейшую палитру выразительных средств не для того, чтобы продемонстрировать какие-то свои навыки и умения, щегольнуть эрудицией в области психиатрии, мифологии, живописи, моды или кинематографа — нет, он делает все это исключительно мимоходом — «одной левой» — в рамках стремления к раскрытию основной идеи романа.

Гранже проводит нас по разным городам Франции и разным слоям общества — нам удается даже мельком понаблюдать за традиционным февральским карнавалом в Ницце — и не «пасует» перед описанием жестких схваток и перестрелок.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мифология, нейролептики, матрешка

Кто я?

Для героя книги Жана Кристофа Гранже вопрос не праздный, не риторический и даже не экзистенциальный, а самый, что ни есть, насущный. Когда в клинику, где он работает, поступает этот странный пациент, доктор ещё не склонен задумываться о природе своего неизбывного одиночества и о, в сущности, малой логичности переезда из Парижа в Бордо.

То есть, он помнит, почему здесь оказался: не сумел противостоять деструктивной страсти к пациентке, столь же сексуально притягательной, сколь извращено порочной, пробирался в ее палату под покровом ночи. и однажды, когда уснул после соития, женщина повесилась на его ремне. Он тогда сбежал с места происшествия, следствие позже не связало суицида с его именем, но от греха подальше и в потребности зализать душевные раны, перевелся в винную провинцию, где живёт анахоретом.

Когда бы не этот беспамятный бродяга, вспоминающий под гипнозом множество подробностей о себе, которые не имеют с реальностью ничего общего, вплоть до деревни, где он, якобы родился и вырос, не существующей в природе. В то время, как одна из санитарок узнает в здоровяке односельчанина. Проблема в том, что он искренне не помнит ни ее, ни родного села.

Когда бы не появление в клинике девушки, приводящей на память кэрроллову Алису, но в чине капитана полиции, которая желает получить консультацию по поводу жуткого преступления, совершенного там и тогда, где и когда найден был потерявший память пациент, врач не задумался бы о природе собственной личности и не поставил бы себе диагноза «пассажир без багажа», психического расстройства, связанного со множественностью личностей и характеризуемого наличием ложных воспоминаний о той личности, какая в текущий момент доминирует.

Как все сложно, но в этом то вся и прелесть, как говорила Алиса в мультике. Кто другой, пожалуй, и сам увяз бы в подробностях, запутался в хитросплетениях. Не Гранже, который ещё со времени «Багровых рек» дал понять, кто во французской литературе главный по триллеру. И да, он справится превосходно, на протяжении семи сотен страниц проводя читателя через бесчисленные коллизии во множестве локаций, в реальности не пересекающихся, и обрушивая на его мозги немыслимое количество сведений: от устройства жизни в ночлежке для бомжей до богемного быта неудачливого художника. Это не считая психиатрии, фармакологии, пренатальной медицины, чилийской хунты, дагерротипов, виноделия и античной мифологии.

А ещё «Пассажир» невероятно динамичное, наполненное погонями, схватками, смертельно опасными моментами и чудовищными преступлениями история, которая хороша и сама по себе, но аудиокнигой в исполнении Игоря Князева много выигрывает.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

֍ НЕЗАКОНЧЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, или ДИССОЦИАТИВНОЕ БЕГСТВО КАК СПАСЕНИЕ ֍

ЦИТАТЫ:

«Диссоциативное бегство. Обман и самообман».

(Жан-Кристоф Гранже. «Пассажир».2011)

«Он — человек-матрешка. Путешественник без багажа. Пассажир тумана…»

(Жан-Кристоф Гранже. «Пассажир».2011)

«И теперь пришло время платить по счетам. От судьбы не уйдешь. Все как в греческих мифах».

(Жан-Кристоф Гранже. «Пассажир».2011)

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!

(Самуил Маршак. «Шалтай-Болтай»)

***

Однажды, ещё в детстве, я услышала: «Ты думаешь, так легко сойти с ума? Это не так-то уж и просто». Запомнилось и держало в полной уверенности, что с ума просто так – запросто не сходят. После прочтения романа Жан-Кристофа Гранже «Пассажир» (Le Passager, 2011) моя детская уверенность не только окрепла, но и пришло новое понимание …

… Если последнюю фразу в стихотворении Маршака перефразировать на «Шалтая-Болтая поймать!», то получится, в общем-то, фабула романа Гранже «Пассажир».

Никто в здравом уме и твёрдой памяти на стену спать не полезет. Только сумасшедший без памяти. А свалившись со стены и натворив кучу бед, наш Шалтай-Болтай (Humpty Dumpty), т.е. главный герой романа – Матиас Фрер пускается в бега.

Но. Но он должен, как пишет Маршак, собрать себя – свою личность, рассыпавшуюся на целый ряд других личностей. А «Вся королевская конница, Вся королевская рать» пытается беглеца поймать.

За ним кто только не гонится! Вся полиция Парижа, какие-то киллеры-наёмники … Но главный женский персонаж – 29-летняя капитан полиции Анаис Шатле, дочь Жан-Клода Шатле, чилийского палача, обвиняемого в убийстве более двух сотен политических заключенных, как никто иной понимает пациента психиатрической клиники и быстрее всех приближается к его разгадке. Не потому ли, что и она сама, потерявшая мать в восьмилетнем возрасте, была пациенткой психушки?

Безумно интересный роман про безумие! И не только. Я прочитала почти всего Гранже. На мой взгляд, это один из лучших и наиболее зрелых его романов. Но понятен и интересен он будет читателю подготовленному: хотя бы с минимальным багажом разносторонних знаний.

Сам по себе никакой роман ничему научить не может: он только расширяет границы имеющегося кругозора и играет роль обогатителя внутреннего мира каждого из нас, если мы хотим и готовы принимать его дары.

Ясно, что речь идёт о хорошем художественном произведении. Я считаю, что «Пассажир» – не просто развлекает читателя, но освещает проблемы, актуальные для человечества в современном мире, несмотря на то, что написан он в 2011 году. Не так уж и давно.

Обращение автора к античному миру Древней Греции, а именно к Древнегреческой мифологии вызывает аллюзию к «Тайной истории» Донны Тартт, написанной гораздо раньше: в 1992 году. Это история о студентах колледжа, свихнувшихся на античности. Они теряют связь с реальностью и становятся не совсем адекватными и оторванными от реального мира.

Но ведь верно говорится, что с ума каждый сходит по-своему. Вот и Жан-Кристоф рисует совсем иные грани умопомешательства, совершенно невероятные истоки ненависти и вседозволенности незаурядного убийцы, одержимого греческой мифологией. Мифы об Эдипе, Ясоне, Одиссее…

«Зарезанный Минотавр. Обгоревший Икар. Оскопленный Уран. Кто следующий?»

***

На самом деле всё гораздо глубже. Проблема контроля над разумом человека. Вот так: ни много, ни мало! И если поначалу возникают аллюзии к роману Д. Киза «Множественные умы Билли Милигана» о расщеплении личности на целый ряд отдельных личностей (кстати, роман основан на реальных событиях в США: преступнику удалось избежать электрического стула, благодаря диссоциативному расстройству психики), то Ж-К. Гранже смотрит на проблему диссоциативного расстройства гораздо шире и под другим ракурсом, называя его разновидность – диссоциативное бегство.

… Интересно, что по мнению Гранже (встречается и у других авторов) отдельные личности, присущие одному человеку, ничего друг о друге не знают и существуют вне зависимости друг от друга. Главный герой «Пассажира» – «пассажир тумана» – Франсуа Кубела (Арно Шаплен, Нарцисс, Виктор Януш, Матиас Фрер) натыкается на каждую из своих ипостасей в ходе тщательного расследования. Тогда как у Дэниела Киза множественные личности прекрасно знают о существовании других и даже иногда собираются вместе.

Глубинная проблема романа «Пассажир» – общечеловеческая. Гранже во всех своих произведениях затрагивает глобальные проблемы Мира и Войны: проблемы выживания человечества и связанных с ними преступлений против человечности.

Неужели человечество – саморазрушающаяся система? Если взглянуть на Мировую историю, то невольно задумываешься об этом. Борьба за разум – умы людей не прекращается. Это война. На определённом этапе она тайная – не видимая, но потом приходит время оружия. Когда видишь, как рвутся бомбы и снаряды, тогда включается «задний ум»: начинаешь соображать, что привело к тому, что видишь … А раньше не хотелось замечать: иллюзия мира такая тёплая, авось обойдётся.

Гранже напоминает всем нам, живущим на Земле, что «Не бывает мирных периодов. Война идет постоянно. Пусть и неявно».

Каждая религия, основанная на понятиях Добра и Зла, учит, что дьявол не дремлет. Автор уверяет:

«Мир – не лик Божий, но дьявольский обман».

Месть в общечеловеческих масштабах за одержанную когда-то Победу Добра над Злом только ждёт своего часа и готовится – копит силы, чтобы нанести удар.

Но есть эмоция пострашнее мести. Людям со здоровой психикой, как мне кажется, она не ведома. Я говорю о нездоровых чувствах превосходства, безграничной власти и вседозволенности, позволяющим играть жизнью и смертью людей, ставить над ними бесчеловечные эксперименты. Это уже грани социопатии …

Всё это увидит и почувствует вдумчивый читатель, размышляя над романом Гранже «Пассажир».

С развлекательной точки зрения автор сделал всё, чтобы читатель не заскучал. Есть и, так любимый нами, лихо закрученный сюжет (простите за штамп), и динамика повествования, и неожиданная развязка по типу «из огня да в полымя», а концовка и вовсе оглушительная: «Всё, как в лучших домах Парижа и Лондóна»!

С литературной стороны я бы ни в чём не упрекнула автора. Стиль Гранже узнаваем. Язык (спасибо переводчику!) лёгкий, стройный, ритмичный. И очень образный! Красота.

И, конечно же, в духе Гранже показывать читателю что-то интересное из серии «А знаете ли вы?» Дагерротипы. Из истории фотографии. Органичное включение в канву романа. А для особо любознательных …

«Она попятилась к выходу. Историк замахал руками:

— Но мы же не закончили! Я непременно хочу рассказать вам о техниках, применявшихся до дагеротипии, о гелиохромии, диораме».

… пусть узнают сами: благо Интернет под рукой!

***

Роман «Пассажир» – незаконченный, несмотря на его многостраничность. Хотя кажется всё понятно. Но. Но так и хочется сказать: «Продолжение следует». Точка-то не поставлена. И что там будет дальше?

«Наконец он понял. И с извиняющейся улыбкой прошептал:

— Понятия не имею».

P.S.

Описание чудовищной постановки злобного гения – сцены из «Орфея и Эвридики» просто потрясающее. Воспринимается, как оммаж (преклонение, дань уважения) знаменитому тандему французских писателей-детективщиков Буало-Нарсежак: роман «Из царства мёртвых» (1954 г).

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз главный герой психиатр Матиас Фрер, страдающий от собственных ложных личностей и девушка полицейский Анаис Шатле.

Всё начинается с загадочного убийства, которое перерастает в серию с неизвестным маньяком. Герои оказываются по разные стороны баррикад. Матиас — главный подозреваемый, а Анаис — следователь идущий по пятам.

Книга получилась затянутой во много из-за трюка с циклическим открыванием у Фрера новых личностей. Отдельно бросается в глаза невероятная и ничем не подкрепленная крутость персонажа, которому все удаётся. Любовная линия служит единственным объяснением благосклонных действий Анаис. Но стиль автора во многом искупает все огрехи.

Убийства пропитанные древнегреческими мифами, ложные личности, серийный маньяк следующий за Матиасам, правительственные заговоры, грязный мир эскорт услуг и сумасшедших домов, семейные тайны. Другим бы авторам хватило бы тем на 3-4 книги. А здесь собрано все и сразу.

Instagram: @detective.book

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, месье Гранже! Вам бы фэнтези или христианскую литературу писать! Это там все нестыковки и нелогичности можно объяснить влиянием магии или вмешательством высших сил. Надо, чтоб слабый победил сильного — пожалуйте: заставим его прочитать заклинаньице и всё путём. Необходимо воскресить давно умершего персонажа — без проблем: клирики с молитвами на сцену и наш герой живёхонький...

А вот с реализмом труднее. Тут действия должны иметь причину и логические последствия. В «Пассажире» же... Ну мне давно не встречалось произведение с таким гигантским количеством «роялей в кустах«! То слабый хлипкий персонаж постоянно натягивает нос профессиональным киллерам, а если уж они его доконали — не беда: сразу с воздуха возникнет обстоятельство, что его спасёт. А финал — вообще «великолепно»: высосали из пальца новый персонаж, не встречающийся ранее нигде, который и поставил жирнющую точку во всей истории!

Так что автор на протяжении всего повествования здравый смысл приносит в жертву увлекательности сюжета. Действительно, сюжет очень интересен, на каждой странице что-то новое и оторваться трудно. Я даже хотел работу прогулять, чтоб побыстрее узнать что дальше. Персонажей много, но в них не путаешься.

Итак, вывод: литературно безграмотное увлекательнейшее произведение для одноразового чтения. Может оценку и завысил, но по сравнении с остальной массой пластиково-одноразового чтива, Гранже постарался хотя бы нашпиговать его интересными событиями и поворотами, что позволило избежать явления сюжетного топтания на месте.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/843588.html

Книгу прослушал в начитке Игоря Князева. Первоначально она была скачана для занятий в спортзале, но сюжет захватил себе еще и дорогу между работой и домом. Побороть «Улисса» с точки зрения увлекательности — дело бесхитростное. Почти как семечки супротив супа-пюре.

Жан Кристоф Гранже — это автор книг, по которым сняты неплохие французские детективы «Багровые реки», «Империя волков» и «Братство камня». Насколько я знаю, есть еще несколько экранизаций, в том числе и по «Пассажиру». Этот француз умеет создавать запутанные кровавые истории, которые хорошо ложатся в киноформат.

В этот раз рассказ ведется через двух персонажей — психиатра, занимающегося пациентом с амнезией, и девушку-полицейского, расследующую убийство с мифологической атрибутикой. Их связывает тот факт, что пациента находят неподалеку от трупа-минотавра. Спустя несколько суток диспозиция меняется, когда психиатр обнаруживает, что он не так уж отличается от своего подопечного и вся его жизнь — сплошная выдумка. Теперь уже его подозревают в совершении преступления, а какие-то люди на черной ауди пытаются застрелить его без объяснения причин.

История построена на таком психиатрическом явлении, как диссоциативная фуга — версия амнезии, при которой больной сначала забывает свою личность, а потом «вспоминает», но уже новую. Эта штука является одной из версий при разборе фильма «Шоссе в никуда» Девида Линча. В данном случае сюжет представляет собой постепенное возвращение главного героя к своей первоначальной личности через промежуточные, каждая из которых является весьма специфической — со своим городом, профессией и кругом общения. Следуя за «психиатром», читатель проходит через нищенские ночлежки, сумасшедшие дома и пафосные отели Парижа.

Такие переходы на высокой скорости наполняют книгу яркими красками. У главного героя нет времени размышлять о причинах происходящего, но бомжи, психи, нелегалы,гламурные эскорт-девушки и столичные коллекционеры формируют своеобразную атмосферу романа. В свою очередь, полицейская, следующая по пятам за подозреваемым, рассматривает тех же персонажей с своего ракурса. Однако тематическое разнообразие привело и к одному из недостатков книги — она кажется затянутой. Драйв погони сохраняется практически на всем протяжении сюжета. Забыв про правдоподобную выносливость, Гранже изображает марафонский забег в режиме спринта. Логика и тело главных героев работают как автоматы, сжимая сотни событий в десяток дней (я не считал, но по моим впечатлениям примерно так).

Из калейдоскопа событий проистекает и моя вторая претензия — концовка вышла никакой. Это было похоже на столкновение на полном ходу с гигантской пуховой подушкой. Никакого взрыва эмоций. У меня до конца оставалась надежда, что Гранже в финале прыгнет выше головы. Не вышло. Хотя сам забег и был чертовски увлекательным.

На фоне событий с штатовским сексуальным скандалом читать эту книгу было забавно. Раз за разом у главной героини проскальзывает «желание мужика». Возможно, это все домыслы больного французского автора, но его героиня, находящаяся в конфликте со своим отцом, кажется ощупывает каждого встречного на тему возможного подката. А каждую встречную — на тему сексуального соперничества. Главный же герой с его тараканами в голове, может, и не прочь ввязаться в какую-нибудь интрижку, но с периодической стрельбой ему не до того.

Итого: Хороший, но затянутый, французский детектив. В меру социальный, в меру кровавый. Книга хорошо подходит как фон для рутины. Не стоит ждать от нее катарсиса. Здесь ценен только процесс, а не результат.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что не понравилось: Подробнейшие описания душевнобольных, бомжей и их быта.

Девушка полицейский-детектив с повадками истерички и расстройствами психики,

выглядит настолько гротескно и неуместно, на сколько это вообще возможно.

Что понравилось: иногда всё таки было интересно.

Лихие повороты сюжета присутствуют, но не так уж они лихи, как

грезится после прочтения многочисленных дифирамб в отзывах.

В целом само повествование показалось растянутым.

Вообще весь роман кажется написан кусками. Этот кусок для домохозяек,

этот для любителей острого сюжета и боевика, тут вот кусочек для поехавших и т.д.

Это можно объяснить тем, что книга писалась под «целевую аудиторию»,

которая собственно и оставила море возвышенных, лестных отзывов.

Было интересно, но ожидал большего во всех аспектах. Этакая детективная сказка для взрослых.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Превосходная книга! Возможно, кому-то первая часть покажется скучноватой, но не беспокойтесь,- с конца главы начинается просто водоворот событий, неожиданных, интересных! На всём пути переживаем вместе с героем, узнаём, удивляемся и ни за что не скучаем до самого конца!

Вот читал я книгу и думал (в перерывах от чтения): как же хорошо всё продумано от начала и до конца! Сюжет и все события разворачиваются вокруг главного героя + исторические факты, мифология, психология, видно автору пришлось немного погуглить (герой тоже «гуглил» :-) ).

В конце книги на всё получим ответы, хотя некоторые из них и заранее получены. На что-то подробно на что-то кратко, но книга от этого не хуже, мы получаем столько, сколько нужно, избегая нудных и затяжных подробностей, — доверьтесь гениальному автору книги ;-)

Немного спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как герой узнаёт своё новое имя, превосходно! В эти моменты просто переполняют эмоции.

Это третья книга прочитанная от этого автора, предыдущие («Полёт аистов», «Пурпурные реки»), тоже понравилась, но эта превзошла их! Кажется, чем больше он пишет, тем шикарнее его творчество!

P.S. жаль, что книгу прочитал быстро, надо было посмаковать подольше :)

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гранже раньше не читал, в конце чуть чуть напомнила индийский фильм, а в целом однозначно хорошая книжечка.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Минуту назад дочитал роман. Потираю глаза — устали. Как и всё моё существо. Да, пожалуй, именно такое слово я могу прикрепить к этой книжке. Усталость. Но не поймите превратно, мне вроде понравилось, только вот усталость тело не греет...

До Пассажира я прочитал мегасуперпуперневероятноофигительную «Переломы» Франка Тилье, после прочтения которой была эйфория на несколько часов, а воодушевление от авторской задумки на несколько дней. Автор поразил текстом, атмосферой, задумкой, сюжетом. Действительно качественный триллер. В свете этих слов возникает вопрос — а при чём здесь Гранже? Да при том, что Жан своровал многие моменты, играющие очень важную роль в «Переломах», но совершенно не нужные в Пассажире(Пассажир -2011/ Переломы — 2009). Тот же психиатр, та же история с деревней Утро, тот же отец не без греха, и много чего подобного. Фу...

Кроме этого, до 150 страницы я не понимал зачем читаю Пассажира. Да, есть какая-то интрига, но описания скучны, безжизненны, пресны. После определённого рубежа дело пошло быстрее, клубок сюжета упал с плоскости стола и покатился вниз под углом 90 градусов. Лихо. Закручено. Меня зацепило.

И вот, после недельного чтения, я делюсь своим мнением о книге.

Витиевато выстроенная суть книги — это единственный большой плюс. Ответы раскрываются постепенно, неожиданностей мало, но они есть и радуют. Но с логикой героев беда. Особенно у главного персонажа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно когда он решил стать бомжём. Почему бы не позвонить по карточке, которую он получил в поезде сразу?!

Но самое гадкое в романе это описания. Природы почти нет, в основном помещения, здания. Под конец просто пробегал глазами абзацы, пропуская эти моменты.

От прочтения у меня осталась только усталость. Да, узнал что было на самом деле. Да, было интересно. Да, всё закончилось. Странный вкус у этой книги. Вроде бы и сладко, но как-то не по душе. Вода с сахаром.

Не взирая на все мои слова книга не плоха — скуку отбивает напрочь.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История про потерю личности, маньяка и полицию которая не верит ГГ читать было увлекательно. Но как-то послевкусия оставшегося после «Багровых рек», «Полета аистов» или «Империи волков» тут нет. Слишком все статично и как-то ходульно. Вот он побежал, вот он нашел. Вот она что-то нашла. А вот уже и маньяк нарисовался.

В общем, все на месте, но как-то без искорки.

Читать для расслабления можно. Но подумать не над чем.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне ожидаемый для поклонников Гранже, чей роман так уж обвинен в самоповторах, что читатели как будто игнорируют очвеидный факт о особенностях музы автора и ограниченном круге его тем и изобразительных средств. Мне «Пассажир» на фоне иных творений представляется себе редкой для автора вещью, в которой он почти ( для себя) не перегнул палку и избежал очевидного трэша. Для Гранже это очень много само по себе. Рассказчик он превосходный, а в «Пассажире» — автора или толмачей заслуга — глаз почти не цеплялся на безыскусностях и косноязычных оборотах речи. Локальная история в пределах Франции, а Чили упомянуто ну так, для закваски. Добавим погружение в мир бомжей, незатертость темы смены психических образов одним персонажем, языческие мотивы и нормальный финал — за это точно можно простить чрезмерную везучесть бегуна, неизбежные провалы гонябщихся за ним суперпрофессионалов, лубочность куколки-полисмена с семейным проклятием и надуманную ее «Лубофф» к бегуну. Нормальное пляжное чтение, ожидаемый драйв. Повторы неибежны увы, но и находки есть. Предъявлять иные пртензии уж точно не след: то что осины не родят апельсины, очевидно , полагаю, даже для самых преданных поклонников француза, среди которых еестть вполне уважаемые и респектабельные соотечественники.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это история человека, который пытается найти убийцу с Олимпа и восстановить по кусочкам свою прежнюю жизнь.

Это история человека, который ищет свою тень.

Он — человек-матрешка. Путешественник без багажа. Пассажир тумана...

Очень и очень захватывающая идея, Гранже лихо закрутил сюжет с самого начала — жестокое убийство, вокруг которого ничего не помнящий мужчина, таинственная организация, психиатр и девушка-полицейский, у каждого из которых свои тараканы в голове. А дальше по нарастающей — погони, еще парочка убийств на основе древнегреческих мифов, опять погони, плохие парни, психи, бомжи и так на протяжении всей книги. Да и несчастный главный герой в какие передряги только не попадал. Автор определенно ставил на движуху, а не на правдоподобность.

И все же не могу сказать, что книга постоянно держала меня в напряжении. Где-то к середине я немного пресытилась постоянными метаниями Фрера и душевными терзаниями Анаис (как она в полицию-то со своим расстройством попала?) Хотя весь ее отдел — просто песня. Молоденький альфонс, укрывающийся от суда и бывшей жены инспектор, милейший дядя с улыбкой а-ля Джокер и наркоэксперт. Такую разномастную компанию я уж точно не ожидала увидеть на страже французов. Зато оригинально.

А вот финал хорош. Тут автор, конечно, опять залихватски все перевернул с ног на голову, представив нам каких-то жутких близнецов, сумасшедшую мамашу, не менее сумасшедшего доктора, и попытался всей этой вакханалией объяснить происходящее. И мне понравилось, даже несмотря на неоднозначный финал. Убийца с Олимпа найден, но облегчения это никому не принесло.

В общем и целом, какое-то неоднозначное представление об этой книге у меня сложилось. Странные вещи вы творите, monsieur Grangé.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень боялся, что это станет «идентификацией Борна».

Но Гранже прекрасен.

«Пассажир» написан с величайшим мастерством.

Первые страниц 150 традиционно разгоночные, а дальше — поворот за поворотом. Оторваться уже нельзя.

Из произведений Гранже, «Пассажира» я бы крепко определил на второе место после «Леса мертвецов»...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман неплох, содержит обязательные для романов Гранже элементы — жестокость, закрученную интригу, травмы детской психики, происки спецслужб, нападки на Пиночета (здесь они не так уж нужны — для сюжета большой роли не играют — просто служат обличению негодяйства чилийских спецслужб), эксперименты на людях.

Достаточно интересно, но как-то много допущений и цитирований самого себя — многое уже было раньше, и в определенный момент начинает приедаться.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх