Себастьян Барри «Скрижали судьбы»
От классика современной прозы, которого называли «несравненным хроникером жизни, утраченной безвозвратно» (Irish Independent), — «шедевр литературы, триумф стиля, не чурающийся и приемов детективного жанра» (Sunday Business Post), роман, вошедший в шорт-лист Букеровской премии и получивший престижную премию Costa Award. «Невероятно красивым и живым языком, пульсирующим, подобно песне» (Th e New York Times) Барри рассказывает историю Розанны Макналти, в молодости — неотразимой красавицы, которая большую часть жизни провела в психиатрической клинике. Розанна сидела там так долго, что уже никто не помнит, почему она там оказалась. И вот судьбой загадочной пациентки заинтересовался новый главврач доктор Грен. Однажды он обнаруживает спрятанный дневник Розанны: в течение нескольких десятилетий она записывала свои воспоминания. В этих мемуарах — тайна ее заключения и рассказ о поразительной жизни и всепоглощающей любви, страстной, мучительной, трагической…
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка / James Tait Black Memorial Prize, 2008 // Художественная литература | |
лауреат |
Премия Коста / Costa Book Awards, 2008 // Премия Коста за Роман | |
лауреат |
Премия Коста / Costa Book Awards, 2008 // Премия Коста за Книгу года |
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2008 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 8 июля 2021 г.
Добротный роман, написанный ясным, ровным и прозрачным слогом. Очень теряет в пересказе — как, допустим, Брисбен Водолазкина, достоинства которого в языке и размеренном ритме. Роман Барри стилистически очень отличен от его американской дилогии и старомоден. Внятные традиционные этичные посылы, пара десятков персонажей. Автор оживляет нарратив недостоверностью рассказчицы и в финальной трети даже переусердствовал с мозаиками. Текст для премирования, манера письма — без завитушек, все благородно и содержательно.
Wolde, 25 ноября 2018 г.
Прочитал «Скрижали судьбы» вследствие возникшего к ирландской литературе интереса. По прочтении возникли следующие мысли.
В невесёлый быт ирландцев с их традициями, противоречиями, моралью, политическими и правовыми реалиями погрузиться позволяет. Атмосфера Барри удалась на твёрдую четвёрку.
Главная героиня (Розанна Клир), её история, судьба, мысли, внутренний конфликт удались автору блестяще.
Сюжетная интрига также хороша и сохраняется практически до самого конца произведения. Читать было интересно.
Роман просто напрашивается на экранизацию. Но снятая по мотивам лента Шеридана, на мой взгляд, откровенно не удалась.
Резюмируя, «Скрижали судьбы» — один из лучших мелодраматических сюжетов, которые я читал у современных авторов.
gaid, 5 июня 2013 г.
Людская мораль всегда идет «в ногу» со временем. Когда-то «люди» ели друг друга и это не считалось зазорным, где-то слабых детей сбрасывали со скалы и тоже считали это в порядке вещей, в Ирландии двадцатого века были свои «извращения» (в моем понимании). Именно в это время не повезло появиться на свет Розанне Клир — время гражданской войны, войны с Англии, Второй мировой, во время когда католики и протестанты были «на ножах», когда соотечественники убивали друг друга. Она, как и ее отец попали не в тот временной период и поплатились за это. Жестокость, церковный беспредел, чопорность и мужской шовинизм — постулаты тех дней.
Отец Розанны, Джо Клир, преданный своей работе и стране, не унывающий даже когда все «катится» вниз, очень любящий жену и свою дочку, ушел из жизни, а другие остались жить, такие как отец Гонт (вот не помню у Кинга в «Нужных вещах» тоже был продавец Гонт — разные времена, разные цели, но суть одинакова), как де Валера. Дочке же его досталось еще больше, на столько, что при прочтении ее дневника, все сжималось от скорби и сочувствия этой храброй девушке. Она не сломалась после смерти отца, после явно проявившегося сумасшествия матери, после того, как осталась одна, как...столько козней ей преподнесла судьба, что хватило бы на несколько жизней. Но она держалась, боролась, шла вперед.
Были, конечно, и позитивные личности, такие как Джон Кейн, который помогал женщине, бывшую ему ни ем, только по просьбе его трагически погибшего отца. Кто еще? Да можно вспомнить и доктора Грена, но честно, история Розанны на столько мощнее его переживаний, что про него много не напишешь. Да, он не отрицательный герой, но я бы не сказал, что очень положительный. Грен помог Розанне, точнее помог себе, а она в трудную минуту — ему.
Вообще, мораль того времени — полная туфта. Мнение священника не обсуждается — ладно, но как муж мог бросить жену даже с ней не поговорив, поверив человеку со стороны, пойдя на поводу у своей матери??? Это вызывает только кучу молчаливых вопросов, да и постоянное распивание пивасика каждый вечер...Идеальное общество для тех, кто пишет анекдоты про блондинок, но уж точно не мое...
Розанна показывает всему миру — женщина не слабее, а даже сильнее мужчины.