fantlab ru

Фёдор Достоевский «Записки из подполья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
364
Моя оценка:
-

подробнее

Записки из подполья

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

«Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек.» Так начинаются записки персонажа, сознательно оставившего мир и ушедшего в «подполье». Персонажа несимпатичного, жестокого, язвительного и озлобленного. Из своего подполья он видит человечество совсем иначе, как будто с изнаночной стороны. В первой части записок он рассуждает о людях и философии; во второй — рассказывает о своей жизни, вернее, о своих «выходах из подполья». О своих столкновениях с миром, о том, как он раз за разом проигрывал их — причиняя боль себе и тем людям, что имели несчастье оказаться рядом.

Примечание:

Впервые опубликовано в журнале «Эпоха» (1864. № 1—2, 4) с подписью: Федор Достоевский.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 114

Активный словарный запас: крайне низкий (2223 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 3
1888 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 3
1894 г.
Полное собрание сочинений. Том 3. Повести и рассказы
1905 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 5
1911 г.
Записки из подполья
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 4
1926 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. Произведения 1862-1869
1956 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 5
1972 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 5
1973 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1979 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2
1982 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Село Степанчиково и его обитатели. Игрок. Записки из подполья.
1985 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1989 г.
Записки из Мертвого дома
1990 г.
Бесы. Записки из подполья
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
1994 г.
Белые ночи
1998 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 2
1998 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2001 г.
Записки из подполья
2004 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2004 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 6
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 6
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Униженные и оскорбленные. Зимние заметки о летних впечатлениях. Записки из подполья
2005 г.
Записки из подполья
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 6
2006 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2006 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 2. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Униженные и оскорбленные
2006 г.
Игрок
2007 г.
Игрок. Село Степанчиково и его обитатели. Записки из подполья
2007 г.
Собрание сочинений. Том 6. Идиот. Книга 2
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2010 г.
Федор Достоевский. Полное собрание повестей и рассказов в одном томе
2010 г.
Записки из подполья
2011 г.
Записки из подполья. Игрок
2011 г.
Малое собрание сочинений
2011 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2012 г.
Записки из Мертвого дома
2012 г.
Записки из подполья
2013 г.
Записки из подполья
2013 г.
Записки из Мертвого дома
2014 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2015 г.
Записки из подполья
2016 г.
Записки из подполья
2018 г.
Записки из подполья. Игрок
2018 г.
Записки из подполья
2020 г.
Игрок. Записки из подполья
2020 г.
Записки из подполья
2021 г.
Идиот, часть 4. Игрок. Записки из подполья
2021 г.

Аудиокниги:

Игрок. Записки из подполья
2003 г.
Записки из подполья
2005 г.
Записки из подполья
2005 г.
Записки из подполья. Двойник
2008 г.
Записки из подполья
2011 г.
Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные. Игрок. Записки из подполья. Преступление и наказание
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Gambler & Notes from the Underground
1967 г.
(английский)
Notes from the Underground
1992 г.
(английский)
Notes from Underground and the Double
2003 г.
(английский)
Notes From Underground
2004 г.
(английский)
Apuntes del subsuelo
2007 г.
(испанский)
The Best Short Stories of Fyodor Dostoevsky
2007 г.
(английский)
Aufzeichnungen aus dem Kellerloch
2008 г.
(немецкий)
Notes from the Underground and The Gambler
2008 г.
(английский)
Les Nuits blanches. Le Sous-sol
2009 г.
(французский)
Memorie dal sottosuolo
2010 г.
(итальянский)
Том пятый
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скромный чиновник, выйдя в отставку, запирается в комнате на окраине Петербурга и принимается исследовать границы собственного ума. Он перечисляет унижения, которым подвергался и, при возможности, сам подвергал окружающих

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(самый яркий эпизод здесь — история отношений с проституткой, выворачивающая наизнанку типичный сюжет «спасения падшей женщины»).
Исповедь изломанной души оборачивается интеллектуальным террором: «подпольное сознание» рассказчика последовательно отвергает законы природы, доводы рассудка, мечты о справедливом устройстве общества — и обнаруживает внутри себя ни к чему не сводимую страсть к хаосу и разрушению.

Отняв у героя имя, Достоевский предложил читателю воспринимать героя вне времени и пространства, вне конкретного тела и облика. Всё, что нам дано, — сложный, иррациональный и антиномичный мир его сознания, в которое мы погружаемся, как в бездну, теряя связь с конкретной эпохой начала 1860-х годов. Именование героя «подпольным», конечно же, не имеет отношения к революционному подполью, поскольку само это выражение появится в русском языке позже. «Подполье» в повести Достоевского — многозначный образ, в первую очередь связанный с одним из самых ценимых писателем произведений Пушкина — «Скупым рыцарем». В этой «маленькой трагедии» Альбер восклицает:

«<…> пускай отца заставят

Меня держать как сына, не как мышь,

Рождённую в подполье.»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не случайно сам герой «Записок…» называет себя «усиленно сознающей мышью. Таким образом, подполье и «подпольность» у Достоевского — это прежде всего пространственный образ изоляции, отрезанности героя от мира людей, от «почвы», а уж во вторую очередь — метафора подсознания человека, символ того самого хотенья, на приоритете которого так настаивает герой.

Когда я читал данную повесть, я находил сильный отголосок в словах «подпольного». Я, как человек склонный к рефлексии, замечаю в себе эту страшную и разрушительную силу ни то цинизма, ни то нигилизма, как у главного героя. Но я пришёл к такому выводу: я труслив до невозможности. Мне хочется перевернуть весь мир и стать героем, и всё это сразу одним махом. Отсюда у меня в голове порой строятся нелепые или невероятные ситуации, в которых я что-то пытаюсь изменить. Но я этого не делаю в реальности, из-за чувства страха; поэтому я опускаюсь всё дальше и дальше на самое дно. И плохо это или хорошо, но я нахожу себя комфортно в этом. Между дешёвым счастьем и возвышенными страданиями я выбираю второе, ибо в них я нахожу наслаждение (наслаждение отчаянием). До Достоевского я это мог лишь только предполагать, а теперь мне открылась вся панорама.

Но при всём при том, остаётся главный вопрос: что делать? Осознание проблемы — это только верхушка айсберга. Главное как с этим справиться. А как? И здесь даже у Фёдора Михайловича нет полного ответа. По-видимому, автор оставил эту миссию для нас с вами — для следующего поколения.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

На днях посмотрев один фантастический (непосредственно по профилю лаборатории!) фильм обратил внимание на книгу, которую читает главный герой. К вящему удивлению это оказался

Notes from Underground. F. Dostoevsky

Заинтригованный донельзя я раскопал на полке эту имеющую наискучнейшее название книжицу, никогда не привлекавшую и вряд ли когда ни будь привлекшую мое внимание.

И открыл…

Да, друзья мои, это нечто феноменальное!

Книга – дневник, книга – исповедь. Злая, ироничная, циничная, но такая искренняя и понятная, такая откровенная по глубине, правдоподобию, жизненности чувств, переживаний и страстей, что оторваться от страниц было невозможно.

Да это Достоевский, да он узнаваем (не главный герой конечно, а стиль, слог, обороты), но насколько ярко, ослепительно ярко выразилось творчество Федора Михайловича в этой маленькой повести.

Экстракт-Достоевского.

Dostoevsky – Еssentia.

Возраст и опыт убеждают, что читать интересно и полезно (учтите!) именно такие книги, именно так написанную литературу.

Не зря американские киногерои, так любимые нашими соотечественниками, частенько таскают под мышкой томик Достоевского.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тоже только недавно открыл для себя это творение. Поначалу произведение и правда кажется занудным, но... если набраться немного терпения, то в тексте можно откопать столько удивительнейших цитат и перлов из уст рассказчика, сколько ни в одной другой книге не встретишь. Вот только некоторые жемчужины от Федора Михайловича:

«Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены»

«Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже»

«В нашей школе выражения лиц как то особенно глупели и перерождались»

«Красивый бобрик воцарился на месте паскудного енота и я начал помаленьку приступать к делу»

«А между тем какие глупые у них самих были лица!»

и т.д. цитировать можно продолжать долго. Классик есть классик, что ещё сказать.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эмоциональная буря в хаосе, называемом «человек».

«Записки из подполья» — одна из тех немногих книг, которые способны перевернуть сознание; вытащить наружу все потаенные страхи, желания, глупости; взбудоражить чувства и принудить мыслить. Страшная эмоциональная книга рассказывает о том, как мы сами пестуем собственное подполье, сжираем себя заживо, кусая все больнее и больнее, даже не пытаясь выбраться из этого ада, ведь там довольно комфортно и привычно, а менять свой мирок то ли нет силы воли, то ли просто страшно...

Повесть изящная, но в то же время невероятно мощная, ведь она буквально выбивает почву из под ног. В некотором роде эта книга – трепанация без наркоза...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее произведение Достоевского. Это его литературный автопортрет, и как гениально написаный!!! Это настоящая живопись, истинная, в отличии от надуманных и искусственных «Братьев Карамазовых».

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Записки из подполья» — удивительно грязный текст, оставляющий на редкость неприятное впечатление и очень тяжело читающийся. Герой, который рассказывает о своей жизни – наипротивнейшая персона и, видимо, квинтэссенция всего, что было противно и мерзко самому Достоевскому. Я даже затрудняюсь это описать, но представьте себе Карандышева, помноженного на сологубовского «Мелкого беса» и увеличенного в десять раз.

Я почитала критику по поводу этого бредового и неприятного текста, но ее пафос меня решительно не устраивает. Сам Достоевский сказал гораздо лучше: «Я вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости». Но, мне кажется, это касается отнюдь не только русских, потому что каждому человеку в тот или иной момент случалось осознавать свою уродливость, и мне, и вам. Другое дело, что русский быт того времени более чем способствовал этому, что и приводило к крайним формам.

Кстати, не исключено, что нигилизм и вытекающая из него тяга к всеобщему разрушению – опять же следствие осознания собственной уродливости и желания так же, под себя, изгадить весь мир. «Все сбылось по Достоевскому», в «Бесах» — как трагедия, в «Подполье» — как фарс.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх