Лев Толстой «Севастопольские рассказы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Толстой написал «Свастопольские рассказы», будучи непосредственным участником обороны Севастопаля в звании поручика. В них автор описывает героизм защитников города на фоне натуралистического изображения бесчеловечной природы войны.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Лев Толстой. Повести и рассказы», 1978 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 19 февраля 2024 г.
Неожиданный для меня Толстой — столь емкий, особенно в первом очерке, по сравнению с «крупной формой», что ни слова не убавить.
«Севастопольские рассказы» повествуют о событиях Крымской войны, о важных датах обороны Севастополя. Вот как говорил об этом сам граф Толстой в дневнике: «напишу Севастополь в различных фазах и идиллию офицерского быта». Заметьте, это рассказы от лица очевидца, что делает их особенно интересными.
Как можно узнать из комментариев Срезневского, изначально рассказы задумывались, как составная часть военной прозы разных авторов для издания военного журнала.
Первый рассказ начат во время службы Толстого на Бельбеке, с наездами в Севастополь время от времени, что чувствуется по тексту — свежий незамыленный взгляд на окружающую действительность, максимально детализированный, все замечающий, описательный, с поэтикой происходящего. Начало немного похоже на взгляд «туриста», человека со стороны. В процессе написания рассказа Толстой переселился в Севастополь и начал нести службу на 4-м бастионе. «Севастополь в декабре месяце» понравился мне более всех. Он хорошо дополнил картину «Севастопольской страды» Сергеева-Ценского.
«Севастополь в мае» самый спорный. С точки зрения изучения природы человека, его ощущений, плохих и хороших мыслей рассказ великолепен, но... Можно представить себе неприятное впечатление от подобного рассказа военных, искренне рискующих и жертвующих всем ради обороны Севастополя, ведь этот рассказ показывает их с оттенком иронии. «Выше первого по тонкому и глубокому анализу внутренних движений и ощущений» (письмо Панаева Толстому), но при этом был сразу же подвергнут цензуре. Много позже текст был восстановлен в первозданном виде по черновику Толстого. Я читала его без цензуры, в электронной версии 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого (самого полного издания 1928-1958гг.). Полностью согласна с Панаевым, но некрасивость отдельных проявлений мыслей и характеров в рассказе меня коробила. Возможно это и было целью Льва Николаевича — послужить отрезвляющим зеркалом некоторым лицам, окружающим его на службе?
«Севастополь в августе» посвящен штурму Севастополя неприятелем в конце августа 1855г. и отступлению на Северную сторону. Толстой в этот момент командовал пятью батарейными орудиями 5-й легкой батареи на Корабельной стороне, а текст написал на основе впечатлений полевых артиллеристов о приступе неприятеля на Малахов курган, по описаниям разных участников обороны. Срезневский в своих комментариях подмечает поразительную точность, в том числе в перечислении какой полк на каком бастионе находился, в каких эпизодах участвовал и какие потери понес.
В третьем рассказе есть что-то от второго (размышления о человеческой природе), но в нем ярко показан переход от не идеальных мыслей и поступков к моментам храбрости, стойкости и способности пожертвовать собой. Показано, что наивные мечты, апатия, боязнь опасности не исключают способности человека к подвигу. Это достойное завершение «Севастопольских рассказов», хотя и грустное.
Кто знает, может рассказов могло быть больше, если бы цензуре не подвергся «Севастополь в мае», что огорчило автора. В целом, даже с учетом смущающих особенностей, «Севастопольские рассказы» впечатляют яркостью, искренностью, детальностью, емкостью и поэтичностью описания природных состояний. И ведь это ценные с точки зрения исторических событий заметки человека, который видел происходящее собственными глазами.
Dasheri, 3 августа 2023 г.
«Севастопольские рассказы» очень впечатлили. Описание обыденных военных будней осады Севастополя глазами солдат, разные судьбы и характеры, разные концы. Не хочу выспренности и излишнего пафоса, но читая книгу, ощущала высокое чувство гордости за свой родной Крым, за его красоту, стойкость, благородство, и чувство благодарности к людям, которые его защищали и любили, которые покидали его с тяжелым сердцем и уверенностью, что все равно он будет нашим, что иначе в этом мире и не может быть. Толстой открылся для меня с еще одной стороны, не только как автор любимых «ВиМ» и «Карениной», но и как побратим, земляк, наверное, что-то такое.
strannik102, 2 марта 2022 г.
«Севастопольский вальс»
Цикл, состоящий из двух рассказов и одного очерка-эссе, знакомит нас с Крымской войной 1853-56 гг., однако не со всей кампанией, а только лишь с обороной Севастополя. Первый очерк повествует о событиях декабря 1854 г. Но скорее даже не о событиях, а даёт нам кусочки общей картины города, отдельные обрывки рассказов жителей Севастополя о переживаемом, о соседстве жизни и смерти, а также какие-то описания то улиц города, то каких-то укреплений, то госпиталя с ранеными и увечными. И во всём этом просто чувствуется решительный настрой на твёрдую оборону от супостата.
Второй рассказ переносит нас в май 1855 г. и знакомит с офицером Михайловым. Который неспешно прогуливается по городу, встречаясь с офицерами из аристократических кругов (и тут Толстой вволю прохаживается по сути этого понятия) и готовясь в очередной, тринадцатый раз идти на бастионы. Понятны страхи молодого человека перед возможной гибелью, однако решимость выполнять свой долг превыше страхов. И потому когда началось «дело», то штабс-капитан ведёт себя вполне достойно
Третий рассказ переносит нас в август 1855 года, в качестве главных героев выступают два брата Козельцовы — старший после ранения и госпиталя возвращается в Севастополь, а младший едет туда же добровольцем под влиянием патриотических чувств и порывов. А дальше каждого из братьев ждёт своя судьба — старший возвращается в свой полк и видно, что солдаты очень хорошо относятся к своему командиру. А младший попадает в свою часть и отправлен на Малахов курган, испытывает сильное ощущение страха и боится оказаться трусом. С началом штурма оба офицера ведут себя весьма достойно, однако ни тому, ни другому не повезло — оба погибают во время штурма. Заканчивается рассказ картиной эвакуации армии и жителей Севастополя на Северную сторону, при этом у всех общее чувство горечи.
Рассказы отличаются от привычных военных повествований тем, что в них автор нисколько не героизирует войну и всё, на ней происходящее. Скорее наоборот, Толстой старается заглянуть в мысли и чувства и своих главных героев, и других персонажей рассказов, стремится показать чудовищность и бессмысленность войны. Книга закончена и издана ещё до подписания мирного договора, т. е. когда ещё состояние войны длилось Возможно, автор хотел познакомить российское общество с истинной картиной современной войны и снизить накал глупого «патриотизма» — всё-таки войну делают не «герои», а военные специалисты. Умелые и обученные. А не 17-летние юнцы.
URRRiy, 8 августа 2020 г.
Относительно недавно — в связи со взрослением ребенка и списком литературы, рекомендованной ему для самостоятельной подготовки — решил прочитать и оценить эти рассказы как с позиции взрослого человека, так и в смысле освоения подрастающим поколением.
Отмечу, что достаточно легко прошел только первый рассказ из трёх. Видимо сказались передаваемые автором ощущения свежего человека, приехавшего к брату, впечатления от нового и интересного, ещё не заеденного суровой тоской и окопным бытом.
В остальном, конечно никаких сомнений в истине излагаемого и ощущений обычного среднего офицера, с одной стороны, ожидающего возможной гибели начальников, как способу продвинуться по службе, с другой — выслужить награду без особых жертв со своей стороны. Эти основные, обыденные мотивы, плюс нормальные, но какие-то унылые и серые описания будней героической обороны героического города, оставили не слишком бодрое впечатление от прочитанного.
Я лично себя заставил прочитать все три рассказа, но для детей, особенно в нынешних условиях, на мой взгляд, вполне достаточно одного первого. Классика — классикой, но Войну и Мир, помню, было читать гораздо интереснее, чем эту безыскусную правду армейской жизни.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
То и дело по ходу чтения перед глазами всплывала знаменитая панорама Франса Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», и картины, рисуемые Львом Николаевичем почти полностью совпадали в моем воображении с элементами живописного полотна. На дальнем плане серебрится море и бухта, лес неприятельских мачт. В далеких окопах и блиндажах окопались силы противника. Русские войска с криками «ура!» бегут в атаку, а где-то рядом гремят пушки и мортиры, разрываются ядра. Кругом грязь и воронки, капли крови, раненные и убитые, камни, обломки укреплений и телег. А на переднем плане землянки, где готовят еду или помогают раненым. А в глубине города идет несколько нервная, но почти обыденная жизнь. Женщины ходят по улицам, волнуются за ушедших на линию огня мужей, готовят обеды и помогают в госпитале. И не редко можно увидеть людей в хорошем настроении, за оживленной беседой, смеющихся и добродушных. Все это до тех пор, пока не настает время идти на бастион, где каждую минуту может настигнуть смерть, оторвать ногу, ранить в голову, кантузить. Но все храбрятся, скрывая от других захлестнувший душу липкий страх.
Я люблю Севастополь, потому и решила познакомиться с этой книгой. Было приятно читать и отмечать для себя: я знаю, где находился 4-й бастион, я там ходила; я знаю, как выглядят пушки тех времен, я видела их и даже трогала; я представляю, как выглядит сражение того времени, я видела панораму Рубо. Эта причастность к месту делала приятнее чтение того простого и честного повествования о войне, неприкрытого жарким пылом и высоким вдохновением солдат, рвущихся отдать жизнь за Родину.
igor_pantyuhov, 28 мая 2015 г.
Одной из причин, почему я так фанатею от Льва Толстого, это то, что он не просто является банальным и рядовым писателем. А то, что если уж он пишет, то в большинстве свовем он ЗНАЕТ, о чем пишет. То есть он испытал это на свой шкуре.. Так и в этом цикле рассказов...
Рассказы скорее представляют собой очерки, заметки о происходящих событиях.Оно в принципе и понятно. Толстой ведь туда не на отдых приехал, а на действительную службу. Да еще прямиком в эпицентр военных действий. В этих рассказах нет конкретного описания кого-либо, скорее это общий взгляд на происходившие события. Оценка 7/10