Лев Толстой «Севастополь в августе 1855 года»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поручик Козельцов после излеченного ранения возвращался из симферопольского госпиталя. На последней станции перед Севастополем он встретил нежданного попутчика — молодого прапорщика, своего брата.
Впервые опубликован в 1856 году в журнале «Современник» №1
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г. > Проект «Тексты» > 2009 > цикл «Севастопольские рассказы»
— сборник «Лев Толстой. Повести и рассказы», 1978 г. > цикл «Севастопольские рассказы»
— сборник «Лев Толстой. Повести и рассказы», 1978 г.
— антологию «Русский военный рассказ», 1988 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1950-е (3), 1960-е (1), 1970-е (9), 1980-е (8), 1990-е (1), 2000-е (1), 2010-е (9), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (35)
Аудиокниги:
страница всех изданий (35 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 21 ноября 2025 г.
Возможно, это такое сглаживание ощущений после «Севастополя в мае», но автор будто смягчает то неприглядное ощущение от севастопольских военных «аристократов», сделав и тут героями офицеров, но других, более приятных – двух братьев, старого и молодого, ещё не обстрелянного. И это, по-моему, более удачно. Вместе с юным Володей удобнее входить в осаждённый город, видит этот город его чистым взглядом, чувствовать его волнение и страх, ощущать, как его фантазии сталкиваются с картинами реальности. Хотя, конечно, видится уже и его исход – чувствуется, что автор не пожалеет его и погубит в конце для понятного художественного драматизма. И через опытного Козельцова-старшего виден город – его обстановка, дух, его офицеры. Тут тоже есть и свои неприглядные стороны, типа тех наживающихся на войне комиссионерах, но есть и деловитое, свыкшееся с войной житье города. Но главное, по-моему, что удалось автору – хоть и герои его и офицеры, но показать некое общее народное чувство, соединяющее офицеров, матросов и солдат, всех защитников Севастополя, которое, пожалуй, и есть отличительная черта русского характера в моменты тяжелого исторического испытания – и оно особенно ощущается в минуты, которые Володя проводит на бастионе (то есть, в момент самого военного дела), и в самом финале, одинаково трагичном, объединяющем и печальном для всех.