Константин Константинович Сергиенко «До свидания, овраг!»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Лирическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этом Овраге есть всё: старые туфли и варежки, колёса, шарики и дощечки, и даже золотое колечко. Но главное, здесь живут псы. Этот мир их, здесь вся их жизнь, их земля обездоленных, потому что псы эти – бездомные, и жизнь их – собачья. Но как всякая жизнь она не лишена радости и имеет светлые стороны, и «четвероногие беспризорники» живут по её законам. Живут и мечтают, поют на луну, ищут собачью дверку и верят, что когда-нибудь обретут хозяина — Своего Человека.
Вторая публикация: дайджест «Спутник» 1983 год.
Повесть была переведена на семь языков.
По мотивам произведения:
- пьеса «Собаки»
- мультипликационный фильм «До свиданья, овраг!» (1981): студия «Союзмультфильм», режиссер Вадим Курчевский; сценарий К. Сергиенко; художник-постановщик Вячеслав Шилобреев; аниматоры Владимир Кадухин, Вячеслав Шилобреев, Нина Виноградова, Сергей Олифиренко; оператор Игорь Скидан-Босин; композитор Шандор Каллош; послужил основой для создания комикса «До свиданья, овраг!»
- мультипликационный фильм «Серьезный разговор» (1987)
- мультипликационный фильм «Собачья дверца» (2007): студия «Анимос», режиссер Налья Мальгина; сценарий Наталья Мальгина, Вадим Жук, Сергей Степанов; художник-постановщик Елена Швец; аниматоры Дмитрий Новоселов, Владимир Захаров, Екатерина Захарченко, Наталья Мальгина, Василий Шевченко, Наталья Дрожка, Настя Грицына, Александр Маркелов, Сергей Кирякин; композитор Александр Марченко; в 2008 году фильм награждён призом зрительских симпатий на Сретенском кинофестивале «Встреча»
- кукольный спектакль «Жизнь собачья» в театре им. Образцова
- радиопостановки
- мюзикл
- рок-опера «С@баки».
Входит в:
— сборник «Картонное сердце», 1998 г.
— журнал «Chtenia 2008 No. 1 (Winter)», 2008 г.
Экранизации:
— «До свидания, овраг» 1981, СССР, реж: Вадим Курчевский, Вячеслав Шилобреев
— «Собачья дверца» 2007, Россия, реж: Наталья Мальгина
- /языки:
- русский (4), английский (1), немецкий (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- П. Е. Ричардсон (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
montakvir7511, 13 августа 2023 г.
Выходу адекватной электронной версии посвящается.
Бывают книги, кардинально меняющие мировоззрение. Я с детства не любил собак. И тому есть причины, от мерзкой овчарки во дворе, исподтишка кусавшей за ноги, до крохотулечки утипусика, принесенного папой с работы для охраны двора и быстренько скинутого на мои впалые плечики. Кроха же за годик вымахала в невероятных размеров тварь, излишне любвеобильную и не дававшую элементарно пройти мимо. Любимым занятием этого мастодонта было положить лапы мне на плечи и начать по-собачьи танцевать вкруговую. Я был мал и слаб, просто физически не мог освободиться, засим ежедневно неоднократно переживал маленький стыд и позор при каждом выходе из дома. Отец рассказам не верил, будучи в будни на работе. А при нем кобель, не упомню клички, вел себя так, как и ведут нормальные беты в любой стае животного мира при появлении вожака — заискивал и подлизывался. Я его ненавидел и частенько отыгрывался мелкими детскими подлостями на более слабых песиках.
Но эта книга моментально примирила меня с собаками, убрала злость и ненависть. Потрясающе написанная повесть, очень душевная, добрая, но и страшная, достаточно почитать истории живущих в овраге собак. Тот же Черный, на мой взгляд, вполне имеет право не любить людей, будучи брошенным уезжающим из деревни хозяином. Еще и пинка получил за верность, бедняга...
Однако даже постоянные хлопоты, вечный поиск еды, уши начеку, а вдруг приедут ловцы собак, не оскотинили этих существ до того состояния, в котором может оказаться даже человек, и в этом главное достоинство этой замечательной книги. Она учит пониманию и доброте, утверждая единственный постулат окружающего мира — поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Прочитавший это никогда не обидит животного, будь то кот или собака. Если он человек, конечно...
Я не полюбил собак, конечно, но я их хотя бы понял, что и несу с собой уже сорок лет после первого прочтения этого чудесного произведения.
sergu, 8 сентября 2018 г.
ХОРОШЕЕ СЛОВО «ЖИЗНЬ», ИЛИ ПОЧЕМУ СОБАКА ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
Когда-то человек и собака жили вместе, но шло время, человек стал злым – и собака покинула его, веря, что когда-нибудь доброта вновь вернётся к человеку, и старые друзья снова заживут вместе. Эта «красная линия» магистральной канвой проходит через всё произведение, потому что собака пусть и обиделась на человека, но глубоко внутри хранит любовь к нему, и в душе – его вечный друг.
Мир глазами собак. Маленькая трогательная история бездомных псов, когда-то брошенных хозяевами и нашедших приют в обычном овраге, рядом с новой застройкой.
«Бывают дни, когда небо хворает мокрой лихорадкой». «К осени ближе наливаются грустью собачьи глаза». Из таких простых, но волшебных предложений и состоит магия и внутренний мир произведения — почти сказки – грустной и весёлой одновременно, щемячьей, как бездомная собачья жизнь.
Собачье счастье небольшое – вынь да положь, чужого не трожь. Но истинное счастье для любого пса – это иметь Своего Человека, не просто Хозяина, а именно Человека: доброго и хорошего, которому готов служить до конца своих дней, до последнего собачьего вздоха. Это как для ребёнка-сироты найти папу и маму, но для пса и того больше: найти друга. Настоящего Друга. Того, кому на заветное «дай лапу, друг!» вместе с самой лапой готов отдать целое сердце. В общем того, кто в собачьем мире зовётся «Свой Человек».
Ведь самое дорогое в этом мире – доброта, истинное золото, цвет которого – цвет самой жизни.
«Я знаю, где лежит золотое колечко. Я понюхал его и понял, что колечко носил добрый человек». Чувство доброты, простой доброты, собачьей или человеческой, не имеет значения, потому что доброта лишена личностей – это главное чувство всего произведения, и кто, как не собаки, понимаю его особенно остро. А жизнь бездомных собак остра до ран от любых чувств. «Раньше Человек и Собака разговаривали на одном языке. Нам незачем учиться человечьим словам, пока люди будут такими», — безжалостным приговором звучат суровые слова Чёрного.
Бездомный пёс – это собачий сирота, детдомовец о четырёх ногах, оставшийся без самого дорогого – без Своего Человека, и вынужден горько мириться с этим. Почему? Потому что тебя бросили. И слеза обиды навсегда обожгла сердце. Ведь собаки, как дети. Детская боль сродни собачей, потому что она невинна, потому что нет ничего обидней детских слёз, а собачьих слёз никто не видел. Но они есть. Поверьте.
Те, кто прочёл эту книгу в детстве, наверняка будут смотреть на бездомных псов понимающими глазами и, может даже, пронесут любовь к ним через всю жизнь. Те же, кто ознакомится с ней в зрелом возрасте, придут к неизбежному выводу, что по большому счёту некоторые собаки лучше иных людей. Злой пёс – это боль и обида на человека, это жестокость человека, глубоко вошедшая в сердце пса. Приласкайте его – оно потеплеет.
stax, 3 июня 2016 г.
«Небеса обетованные» в собачьем варианте.
Но эта фантазия будет пронзительнее, чем у Э. Рязанова.
Потому что в отличие от людей, собаки более беззащитны.
Даже если они умеют разговаривать...
Brain-o-flex, 13 января 2015 г.
До свидания, овраг! — удивительная небольшая повесть.
Тем, кто любит, ценит истории про животных, «от» животных (анималистическое фэнтези), про социум, кто для детей своих ищет книги «со смыслом», с моралью...
Волею судеб оставшиеся без хозяев собаки живут в овраге коммуной.
Кто-то потерялся, кого-то бросили... кто-то ждёт и тоскует, кто-то озлобился.
Живут и выживают, воруют, отбирают, попрошайничают...
История про наивного щенка, попавшего в эту среду, в Овраг.
Немного и про людей, ведь все эти псины были чьими-то ДОМАШНИМИ питомцами.
У ЭТИХ собак тоже — всё как у людей...
Интересная история.