Борис Васильев «В списках не значился»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Борис Васильев ушел на фронт в 17 лет, как и тысячи других юношей и девушек, обивавших в тот год пороги военкоматов. И Борис Львович написал именно о них, тех, кто сражался с ним плечом к плечу, таких же юных, как он сам. Главный герой романа, Николай Плужников, как и автор, совсем молод в начале войны. Как и автор, он стремительно взрослеет — теряя товарищей, поливая кровью родную землю. И по воле автора уходит в бессмертие. Читатели подтвердили — Николай Плужников шагнул в бессмертие. Величественный и драматический, роман стал классикой отечественной литературы.
Первая публикация: журнал «Юность» №№ 2-4/1974 г.
Рецензия: Евгений Ильин. Сколько шагов в русской версте?
Входит в:
— журнал «Юность 1974'02», 1974 г.
— журнал «Юность 1974'04», 1974 г.
— сборник «А зори здесь тихие…», 1979 г.
— сборник «Завтра была война», 1986 г.
Экранизации:
— «Я – русский солдат» 1995, Россия, реж. Андрей Малюков
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гриф Рифт, 10 августа 2023 г.
Роман повествует о первых тяжёлых днях войны, о героической защите Брестской крепости, которая благодря героям-защитникам не сдалась ни на один день, и осаждённая продержалась 10 месяцев, вследствие подвига русского солдата!
Это рассказ о герое защитнике Брестской крепости, отчаянно сражавшемуся в осаждённом городе до последнего вздоха. Роман посвящён подвигу русских солдат, обречённых на погибель в первые месяцы Великой Отечественной Войны.
Герой романа, лейтенант Николай Плужников, выпускник военного училища, 21 июня 1941 года пребывает в Брест к месту службы, Он не значится в списках, но совместно с героическими защитниками крепости принимает на себя 1-й удар гитлеровцев- 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут утра.
Перед основными событиями, рассказывается об учёбе Николая Плужникова в учёбе, присвоении ему звания лейтенанта, и генерала волей судьбы предложившему молодому лейтенанту выбор, как отличнику боевой и политической подготовки, место командира учебного взвода, на что Николай отказался, сказав, что, не пройдя военной службы и не нюхая пороха, невозможно обучить молодых курсантов чему-либо путному. И Николай отказался, с условием, что вернётся в училище через год, командиром учебного взвода!
Но судьба распорядилась по-другому...
Роман описывает такие понятия, как любовь, долг, преданность, и предательство. Ведь это основное, из чего состоит жизненный путь обыкновенного человека, но во время военных действий, эти черты каждого человека, проявляются куда сильнее.
Основные же и второстепенные герои, очень ярко нам, читателям это демонстрируют! Кто-то бился до конца, веря и надеясь, что скоро прибудет подкрепление, кто-то сдавался в плен, и делал, что прикажут немцы. Многие просто на просто ломались, и даже в отчаянии заканчивали жизнь самоубийством.
Так, скажем, Мирра- еврейская девушка из Брестской крепости, встретив Николая, влюбилась в молодого лейтенанта, и помогала ему ао всём, ни на шаг от него не отходя, до последней минуты думая о любимом, и даже когда она приняла нелёгкое решение, расстаться с Колей после того, как сообщила о беременности, дабы сберечь в это непростое время себя, а главное ребёнка от любимого командира Красной армии.
Но увы, счастливому концу не суждено было сбыться!
Многие погибли, так или иначе, но каждый был волен выбирать, только то, с чем он уйдёт в своих мыслях. Степан Матвеевич, понимая, что после ранения в ногу, у него не идёт здоровье на поправку, а прогрессирует сепсис, принял стоическое решение подорвать Тираспольские ворота, через которые, каждое утро в крепость шли немцы убивать нас!
У всех и каждого была своя судьба, но на войне цель была одна, не сдать Брестскую крепость любой ценой! Николай, заставший начало жестокой войны 19-летним пацаном, взрослел и мужал на глазах, в особенности, когда он осознал, что
Смерть витала по всюду, немцы выжигали землянки огнемётами, подрывали мосты, более-менее трудоспособных забирали в плен, обещая взамен сохранить жизнь и свободу, а сами убивали, убивали неустанно, денно и нощно.
А вокруг голод, жажда нестерпимая. Застоявшаяся вода, которую с трудом удавалось раздобыть, шла на пулемёты, дабы те не заклинили, и работали как положено. Люди раненые, измученные умирали от жажды и голода, иные были убиты..., и немец был уверен, что выйдет из этого сражения победителем, но благодаря самоотверженному подвигу, крепость не сдавалась, она лишь омылась кровью.
Мне очень понравился образ старшины Семишного, парализованный после ранения и тот, не сдавался до победного, хоть и передвигался ползком, а не сдавался ни духом, ни телом! Говоря Николаю, что нужно слушать не командиров, а себя, и своё сердце, убивая в день по несколько немцев!
И Николай Плужников не сдался, до самого конца, до самого последнего вздоха! «Потому что, человека невозможно победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя!”
“Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
“С 22 ИЮНЯ
ПО 2-Е ИЮЛЯ 1941 ГОДА
ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна)
И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ
ГЕРОИЧЕСКИ
ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.”
Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле неё, точно в почётном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова читает. Читает одно имя. Семь букв:
“НИКОЛАЙ”
Шумный вокзал живёт привычной жизнью. Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, смеются люди. И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
Не надо ей нечего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.»
kagury, 21 мая 2022 г.
Об этой книге сложно писать. С одной стороны, любая ее критика кажется кощунством , а с другой – мне показалось, что это вещь на уровень слабее, чем «А зори здесь тихие» и «Завтра была война». Не нашла эта книга во мне отклика. Не трагедия, не борьба в ней описанная, а именно книга.
Васильеву прекрасно удаются мелкие бытовые эпизоды, мирные зарисовки, а война в его изображении – кажется непонятной и сумбурной. Разумеется, не мне судить об этом, и я не никоим образом не хочу сказать, что что-то изображено не так. Думаю, правильно все, и точно. Но у меня общей картины почему-то не сложилось. Но может так и было задумано? Ведь Коля первый раз в этом городе, первый раз в крепости. На войне — первый раз! Ему всего 19 лет! Он точно также, как и читатель не имеет почти никакого представления о расположении объектов. Он точно также никого здесь не знает. Возможно. Тем не менее, мне здорово мешало отсутствие ориентировки на местности. Персонажи обнаруживались то в костеле, то в крепости, и мне было совершенно непонятно, где рассредоточились немцы, где находятся наши, куда они выбираются за патронами, за водой. И все время было непонятно — где же люди? Где наши солдаты? Где гарнизон? Кажется, Коля почти все время был если не один, то максимум, с несколькими бойцами. Это мешало, но, наверное, это не главное.
Мне показалось, что вся книга — это рассыпавшаяся мозаика из множества эпизодов. Внезапное нападение. Попытки немцев запугать и заставить сдаться. Раненые, умирающие, а вода только для пулеметов. Смирение со смертью. Женщины, таскающие кирпичи, и выдавшие девочку. А могли ли спасти? Сошедший с ума молоденький лейтенант. Оставленный в живых немец с детскими фотографиями (я злая, я бы убила). Пленные. И все мысли вокруг. Старая еврейка, уходящая умирать, чтобы ни на секунду не стать обузой. И сколько было таких, кто уходил на верную смерть, не только, чтобы остались жить другие, а чтобы не обременить собой. Кто отдавал свои последние минуты, чтобы не пропали они впустую. «Если ты жив, то кто-то погиб за тебя». Сбереженное знамя. Кулек с картошкой. Кажется, что из этих эпизодов все отлично складывается. Даже из перечисления. Но почему-то при чтении это не так, все рассыпается.
А еще мне показалось, что в книге почти нет живых персонажей. Нет, не потому, что все умерли, а слишком уж легкими штрихами набросаны. Не успеваешь поймать ни характер, ни индивидуальность, ни черточку какую узнаваемую. Но может и это умышленно. Какая там индивидуальность, когда каждая секунда может стать последней. Не для тебя, так для бойца, что рядом. Когда тут присматриваться? Когда психологические портреты рисовать. И опять, если в «А зори были здесь тихие» рассказ шел как будто бы от лица Васкова, здесь мы словно смотрим на происходящее глазами юного лейтенанта Коли Плужникова. Может потому и обрывочно, и сумбурно. Но зато честно.
Основная линия книги – это то, как война всего за несколько месяцев (да, почему месяцев, наверное, недель даже) превращает вчерашнего бодрого мальчишку в сурового Мужчину и Солдата. Это стержень. Но мне его почему-то не хватило.
Самой интересно оказалась линия Мирры. Как ни странно, но получается, что война подарила этой девочке то, что в мирной жизни с ее ногой, она, наверное, никогда бы не получила. Нежную любовь, заботу, предвкушение рождения ребенка, почти семью. Хотя, кто знает… А еще подумалось, что не зря на военную службу призывают очень молодых ребят. Только в юности кажется, что все впереди, мир бесконечен, а ты сам почти бессмертен.
Впрочем, защитники Брестской крепости бессмертными и остались. Как минимум, в сердцах своих потомков. В наших сердцах. Вечная им слава. Вечная память.
Lucie Morton, 12 сентября 2024 г.
Кроме как паразитированием на героизме солдат, я не могу назвать эту книгу больше ничем. Ну что же, оказывается, оно существовало и раньше. Сцены боёв и других солдатских взаимодействий довольно реалистичные, да, но чуть ли не всё остальное не выдерживает критики. Беременность Мирры и приезд в крепость Гитлера и Муссолини глазами Плужникова (достаточно просто загуглить реальные хроники тех лет, согласно которым, в конце лета 1941 года крепость уже НИКТО НЕ ЗАЩИЩАЛ) — просто апофеоз хайпа на крови.
Kovanik, 14 мая 2022 г.
Книги Бориса Васильева — это истории обычных людей. Это книги о невероятно храбрых, сильных духом людях, стоящих на смерть за свою родину, за свой дом.
Такую литературу всегда непросто читать. Но это делать нужно непременно, потому как память человеческая коротка, и постепенно вместо слов «никогда больше» начинают звучать слова «можем повторить». Вот именно для того, чтобы не повторялся весь этот ужас, и нужны подобные книги, которые пробирают до слез, до дрожи.
RinaSimf, 19 декабря 2022 г.
Читать обязательно.
История обычного мальчика, который стал МУЖЧИНОЙ за несколько дней и остался им до конца, несмотря ни на что. Всю вторую половину книги плакала без остановки. Невозможно остаться равнодушной к тем событиям, которые описывает автор.
Душераздирающая книга.
O.K., 25 августа 2021 г.
Начало просто великолепное. По крайней мере, для меня с моей эмоциональностью. Девятнадцатилетний безусый лейтенант: он молод и полон сил, он счастлив и влюблён, а вокруг мир – такой прекрасный, каким может быть только для девятнадцатилетнего юноши. Он счастлив уже от того, что «хрустит», у него планы, у него вся жизнь впереди… И только я знаю, что этим планам не сбыться, что миру вокруг него осталось считанные недели, дни, часы…
Но вот дальше произошло странное. Я читала и не могла отделаться от ясного ощущения неправдоподобности. Будь это написано не тогда признанным гением лейтенантской прозы, а теперь … да, киношники бы сценарий с руками оторвали, а вот критики в пух бы и прах разнесли! Но что дозволено Юпитеру…
Соответственно, итоговое впечатление таково, что любовно-приключенческого романа в произведении больше, чем жестокого натурализма лейтенантской прозы. Это не плохо, просто непривычно и неожиданно. Возможно, лучший вариант для школьников: динамика, любовь, яркий героизм, и в то же время все ужасы войны. Но я из школьного возраста выросла и блокбастерами давно не увлекаюсь.
Не самое сильное произведение жанра. Не самое сильное произведение самого Васильева.
Ruddy, 1 мая 2020 г.
Один из немногих авторов военной драмы и тем более одно из немногих произведений, что я читаю и перечитываю. Наверное, исключение из всех правил. Это — особое исключение, потому что что автор, что и его произведения — это единая молитва о героизме и вечной славе.
Wolf94, 18 июня 2018 г.
Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя.
Художественная литература на военную тему — это такой жанр с которым не угадаешь. Если уж и читать, то документальную литературу. Хотя, должна признаться, зарубежные художественные книги, которые прочитала, а их не так много, все же оставили куда более положительный след, нежели творчество Васильева.
Не судите строго, но с самых же первых страниц я чувствовала неправдоподобность. Понимаю, что время было жестокое, но автор переигрывает. Совсем юный герой Николай Плужников окончил военное училище и его отправляют в Брест. Прибыв на место он не торопиться доложить о себе, а идет кутить в ресторан. Утром же началась бомбежка (22 июня 1941 года). Дальше начинаются все «прелести» войны. Но вот в чем проблема — герой не располагает к себе. Я ничуть не принижаю подвиги героев войны, просто так получилось.
Я не могу сказать, что книга зацепила. Просто, видимо, не мое. Помню, когда читала биографию Юрия Никулина и он писал про военное время, то и чувства были другими! А здесь, смотря на «В списках не значился» я не прониклась происходящим. Наверно лучше читать документальные книги или же искать подходящего автора в художественном направлении. Здесь даже наверно сказался мой личный читательский вкус, которому трудно угодить.
white noise, 22 августа 2012 г.
Читаешь книгу — и проходят перед тобой бесконечной вереницей лица молодых, «зеленых» ребят, которым бы жить и жить — да вот только война. Потерянное поколение. Напрочь потерянное, хрустнувшее, словно каска со звездочкой, под гусеницей немецкого танка. Сколько их таких, как Плужников, было — им бы любить, на танцы ходить, стучать в пол каблуками начищенных до зеркального блеска сапог... Не вышло. Вместо этого — вонь сырых казематов, последние капли воды в пересохшей фляге — не для себя, для пулемета — и сладковато-удушливый запах горелой плоти... Да, может быть Васильев и не переплюнул здесь «Зори», однако книга вышла по-настоящему сильной. Потому что писалась про сильных, а главное — уверенных в своей правде людей, тех, кого стало модно в последнее время презрительно называть «совками». Простых парней, которые костьми легли в Бресте, Могилеве, Смоленске, подо Ржевом — да мало ли где — для того, чтобы не дать вооруженным до зубов ордам захватчиков исполнить свой чудовищный план. Простых ребят, волей судьбы оказавшихся на передовой, тех, кто до последнего вздоха защищал родную землю, кто саперными лопатками, зубами рвал фашистских сволочей, рвущихся к Москве. Тех, кто с самого первого мгновения войны ковал Великую Победу. Про которую сейчас, кстати, тоже очень модно стало не вспоминать.
Lena_Ka, 5 марта 2012 г.
И один в поле воин
Коля Плужников — обычный парень, только что окончивший военное училище, вся жизнь впереди... могла быть впереди. Одно короткое слово изменило всю его судьбу. И слово это война. Пришлось забыть о многом: о тех приятных неожиданностях, которые выпали ему в последние три недели, и было их так много, и он был так счастлив... это радостное состояние духа оборвалось 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут утра. Война. Брестская крепость. И он как истинный офицер и настоящий человек вступил в неравный бой. Сначала было страшно, но рядом были товарищи, была поддержка, была любовь. Самое страшное — это когда он остался один, почти ослепший, из последних сил сражающийся, потому что, если ты не сломлен, то победить тебя нельзя!
И фашистам не удалось победить Колю Плужникова, поправшего смертью смерть! Пришлось отдать ему честь, потому что не уважать такого человека невозможно! «Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».
SAG, 6 августа 2012 г.
Этот роман близок для меня, так как я живу в двух километрах от стен Брестской крепости, хотя те валы окружающие крепость трудно назвать стенами. Да таких как Плужников, было много и не оттого, что их не успели включить в списки, а оттого, что камень не выдерживал плавился, куда уж бумага. На плитах мемориала много надписей « Неизвестный». Васильев взяв для своего романа судьбу молодого человека, но как я считаю, это подвиг майора Гаврилова, которому немцы отдали честь как достойному противнику. А сколько их было других... Защитники крепости показали немцам что такое « Честь и отвага Советского человека», именно советского так как среди защитников было много солдат и офицеров разных национальностей. К сожалению этот роман не превысил планку « А зори здесь тихие» и уступает ему. Но написанный в такой же эмоциональной манере он занял свое место в творчестве Васильева.
К вопросу о неизвестных защитниках крепости