FantLab ru

Эрих Мария Ремарк «Возвращение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.62
Голосов:
268
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение

Der Weg zurück

Другие названия: На обратном пути

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Роман «Возвращение» можно рассматривать как продолжение другого известного романа автора — «На Западном фронте без перемен».

Выжившие в первом романе герои, представители так называемого «утраченного поколения», возвращаются домой с войны. Но для людей втянутых в войну со школьной скамьи, не имеющих семьи, не имеющих профессии, хоть и избежавших пуль и снарядов, но опустошенных войной изнутри, не так-то легко найти себя в мирной жизни, ведь, кроме как убивать, они больше ничего не умеют. Когда родина призвала их, они чувствовали патриотизм и энтузиазм, позже сменившиеся разочарованием и опустошенностью, теперь им придется искать новый смысл в жизни и новое свое в ней предназначение.

Входит в:

— условный цикл «Потерянное поколение»


Похожие произведения:

 

 


Возвращение
1936 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1959 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1979 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
1982 г.
Тени в раю
1987 г.
Возвращение
1991 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 2
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1992 г.
Возвращение. Время жить и время умирать
1993 г.
Возвращение. Время жить и время умирать
1993 г.
Возвращение
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
На Западном фронте без перемен
2008 г.
Возвращение
2010 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
2010 г.
Возвращение с Западного фронта
2011 г.
Возвращение
2012 г.
Возвращение с Западного фронта
2014 г.
На обратном пути
2015 г.
На Западном фронте без перемен. На обратном пути
2016 г.
На обратном пути
2018 г.

Издания на иностранных языках:

На Західному фронті без змін. Повернення. Три товариші
2014 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман традиционно находится в тени бесспорного бестселлера «На западном фронте без перемен». Прочитав впервые в студенчестве, я точно так же расставил приоритеты. Сейчас я бы переставил рейтинги. Потрясавшая дилогия Ремарка о войне и дружбе не теряет актуальность со временем. Делаешь вывод, что ни человек, ни его мир не меняются. Только внешняя мишура переходит качественные состояния. В продолжении больше философии, но не заумной, а простой, из уст и поведения героев романа, которых можно было бы назвать пацанами, если бы их не состарили годы войны.

На фронте они мечтали выжить и вернуться. Дома они, искалеченные физически и морально войной, не в состоянии принять мир по их понятиям пошлый, мелочный и меркантильный. Судьбы — от самоубийства и тюрьмы до полной апатии. Вывод страшен — на фронте было лучше, наряду со смертью была настоящая дружба и выручка.

Ни одно современное произведение не могу поставить по душевному проникновению в один ряд с ранними романами Ремарка...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда герои романа вернулись домой с войны, практически первое, что им предстояло сделать в гражданской жизни (естественно после сцен встреч с родными), как не банально и дико это для людей несколько лет убивавших других людей — вернуться за школьную скамью. В школе они получили назад свои ученические тетради (хотя значительная их часть не нашла своих хозяев), прождавшие их несколько военных лет. А последней темой в тетрадях до их ухода на фронт была: «Почему Германия должна выиграть войну?»...

Но автор написал свою книгу не на эту тему, наоборот именно её он оставил без внимания. Его книга о возвращении с войны к нормальной жизни, книга талантлива, по своему пронзительная и философская, но размышлений почему именно Германия должна была выиграть войну или почему не выиграла — в ней нет. «Возвращение» читается как органичное продолжение «На западном фронте без перемен», хотя книги и не перетекают непосредственно концовкой одной в начало другой, но герои второй, «Возвращения», смотрятся как герои пытавшиеся выжить и таки выжившие в первой, в том числе есть совпадения и по именам и по некоторым воспоминаниям (например солдат умерший в госпитале после ампутации и отдавший свои сапоги). Но и в первой эта тема тоже не поднималась. А возможно и зря. Что застали вернувшиеся с войны солдаты у себя на родине? Какую-то пародию на революцию, проблемы с продовольствием в городах, обесценивающиеся деньги и непонимание со стороны гражданских. Более того в некоторых кругах сквозила уверенность, что Германия таки должна была выиграть. Нет автор этим не бредит, он понимает всю абсурдность и безумие любой войны, об этом он и пишет, но он пишет как очевидец о том, что сам видел на гражданке и со строк его романа сквозит, что многие, нет, только не вернувшиеся солдаты пресытившиеся войной до нельзя, — гражданские, не удовлетворены результатами войны. Только не такого результата достойна «великая» Германия, это было какой-то ошибкой, просто наша доблестная армия еще чуть-чуть не дотянула и не до самого конца выстояла, иначе результат был бы совершенно иной! На последних страницах романа есть знаковая сцена, когда выжившие герои только-только находят себя и наконец более-менее успешно уходят от войны, как встречают в лесу колектив молодых 15-17-летних пацанов занятых под руководителем пузатого взрослого подготовкой к новой войне и закалением характера в духе пропаганды и поисков новых врагов; в их глазах наши герои оказываются предателями и пацифистами. Почему меньше чем через 20 лет от событий в книге грянула новая мировая война еще более ужасная и кровавая? Возможно потому, что остальным сытым странам Европы как всегда лень было в этом всем разбираться, следить и, возможно, утратить несколько процентов своей экономики. И потому, что Германия не имела таки разрушительной войны на своей территории, ее армия убивала французов, русских, англичан, но на чужой территории; ее экономика пострадала, в городах не хватало сала и яиц, но ее, когда-то сытые бюргеры, так и не получили своих разрушенных домов и не вдохнули фронтовой гари, их тянуло к сатисфакции...

Но самой пронзительной сценой для меня стала сцена суда над одним из фронтовиков — Альбертом, застрелившим в припадке гнева одного из сытых и довольных делков, застукав его прямо в одном из баров с девушкой которую любил, и в которой хотел найти опору в мирной жизни. Но девушка оказалась, скажем так, потаскушкой, а Альберт загремел в тюрьму на 3 года. И этот еще достаточно мягкий приговор он получил благодаря суду присяжных и своим друзьям, вознамерившимся во что бы то не стало помочь своему другу. Суд никак не мог понять, почему человек несколько лет убивавший на фронте может так просто и спокойно убить и в мирной жизни...

Автор безусловно прав, в том как тяжело солдатам вернуться в мирную жизнь, как тяжело найти общий язык с гражданскими теоретиками, особенно героям книги вырванным из жизни со школьной скамьи. Им попросту некуда возвращаться — со школы они выросли, семьи не создали, профессию не получили, как, где найти себя в мирной жизни, почувствовать твердую почву под ногами, когда ничего кроме убивать толком и не умеешь? Наверно, думаю, опорой могло бы стать обращение к вере и любовь. Но вопрос веры автор полностью упускает, а поиск любви может тоже обернуться трагедией, как в абзаце выше. Тем не менее, не все из вернувшихся солдат книги автора в таком положении, многие второстепенные герои, мельком проскальзывая в сюжете, смогли таки обустроиться, а некоторые и сравнительно не плохо. Другие же остались калеками, попали в психушку, тюрьму, герои автора — продолжают искать себя дальше и в конце книги понемногу начинают обретать себя в этой жизни.

Кстати, поймал себя на мысли, что в романе упоминается очень много персонажей, вместе с тем он достаточно обезличен, в роли того или иного героя можно ставить практически любого вернувшегося с войны солдата одного с героями поколения. Вот например, те кто прочитал роман, сможете сходу назвать как зовут ГГ, от чьего имени ведется повествование?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эрнст Биркхольц

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему после чтения романов Ремарка всегда хочется впасть в депрессию, и при этом они так прекрасны?

«Возвращение» потрясло меня даже больше, чем «На западном фронте без перемен». Одно, по сути, является продолжением другого, даже некоторые персонажи пересекаются, но трагедия на войне воспринимается всё же «нормальнее» (неправильное слово), чем в мирное время. На войне ощущения как бы притупляются, чтобы не сойти с ума в этом аду, и, возвращаясь домой, ожидаешь, что вот сейчас всё будет хорошо, жизнь пойдёт новая и счастливая, ведь мы выжили, мы вернулись!

Оказывается, что возврата к прошлому нет. Юность ушла, ушли надежды и мечты, ушло понимание окружающего мира и своего места в нем. Всё приходится искать заново, и никто не понимает, что с тобой, никто, кроме друзей-фронтовиков, барахтающихся в таких же вопросах. А мир стремительно меняется, никому уже нет дела до вчерашних героев войны — в стране революция, и вот уже вчерашние товарищи, с которыми бок о бок прошагал много лет, делил всё, включая самую жизнь, стреляют не во врагов — друг в друга. Иные, переодевшись в штатское, проходят мимо, кинув презрительный взгляд.

О трагедии «потерянного поколения» написано и сказано много, но нигде так красочно и страшно, как у Ремарка. Устами главного героя бросает он выстраданные, отчаянные слова:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одичание? А кто виноват в нём? Вы! На скамью подсудимых вас надо посадить, вы должны предстать перед нашим правосудием. Вашей войной вы превратили нас в дикарей! Бросьте же за решётку всех нас вместе! Это будет самое правильное. Скажите, что вы сделали для нас, когда мы вернулись с фронта? Ничего! Ровно ничего! Вы оспаривали друг у друга победы, закладывали памятники неизвестным воинам, говорили о героизме и уклонялись от ответственности! Нам вы должны были помочь! А вы что сделали? Вы бросили нас на произвол судьбы в самое трудное для нас время, когда мы, вернувшись, силились войти в жизнь! Со всех амвонов должны были вы проповедовать, напутствовать нас должны были вы, когда нас увольняли из армии, вы должны были неустанно повторять: «Мы все совершили ужасную ошибку! Так давайте же вместе заново искать путей к жизни! Мужайтесь! Вам ещё труднее, чем другим, потому что, уходя, вы ничего не оставили, к чему вы могли бы вернуться! Запаситесь терпением!» Вы должны были заново раскрыть перед нами жизнь! Вы должны были заново учить нас жить! Но вам не было до нас никакого дела! Вы послали нас к чёрту! Вы должны были научить нас снова верить в добро, порядок, созидание и любовь! А вместо этого вы опять начали лицемерить, заниматься травлей и пускать в ход ваши знаменитые статьи закона!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что нас ждёт дома? Этот вопрос задаёт себе каждый человек, волей неволе возвращающийся домой с мест отдалённых, будь то война, армия или тюрьма. Безусловно человек в предвкушении чуда, о боже ведь это дом мой родной дом, что может быть лучше. Но как оказывается далеко не всегда, наш дом является нашим лучшим местом на земле. Об этом безусловно могут сказать все герои романа «Возвращение». Роман, который навсегда останется в памяти. Настолько близко Ремарк раскрыл в нем тему нашего дома, настолько глубоко лично я проникся переживаниями к каждому герою. Что могу только снять шляпу и поклониться мастеру пера. Всем к прочтению это классика, это шедевр.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге не рвутся снаряды, не свистят пули, и солдаты не выхаркивают то, что минутой ранее было их легкими. Тем не менее, именно в романе «Возвращение» Ремарк демонстрирует весь тот ужас, что ему, как и множеству его сверстников, довелось пережить в начале великого и страшного двадцатого века.

Война окончена! Настало пора вернуться к мирной жизни и, казалось, не может быть ничего проще: снять поношенную армейский форму, смыть с тела окопную грязь, сходить к цирюльнику и, вуаля, ты вновь добропорядочный немецкий гражданин, каким и был до момента явки на призывной пункт. Именно так виделся этот процесс тем, кто на это пункт не пошел, зато яростно и неистово пропагандировал правильность и необходимость ведущейся не первый год «кровавой бани». Будь настоящим немцем! Будь настоящим патриотом! Иди защищать Германию в…окопах восточной Франции! Мало ли из-за чего началась эта война, главное, что закончится она должна нашей победой! Так иди же и победи!

И они пошли. Сотни тысяч легковерных и наивных юнцов, едва оставивших школьную парту. То, что они увидели на самом деле, навсегда изменило их представление о мире и людях в нём. Немногие вернулись из этого похода, точнее сказать, не вернулся НИКТО. По документам это были все те же ребята, чуть старше своих сверстников, не успевших в этом «походе» поучаствовать, но по факту их возраст, их характер и внутренний мир, уже не имеют ними (сверстниками) ничего общего.

Читатели романа «На Западном фронте без перемен» знают судьбу, постигшую главного героя, Пауля Боймера, но читая «Возвращение» вы не сразу поймете, что здесь его нет. Ведь, Пауль, по сути, образ собирательный. Будь то Эрнст Биркхольц, рядовой Козоле или лейтенант Брайер – все они суть Пауль Боймер, в той его части, что считает произошедшее необратимым. Каждый по-своему будет справляться с синдромов войны: кто-то целиком уйдет в себя, кто-то постарается поскорее выкинуть её из головы и с головой же уйти в какое-нибудь дело, некоторые предпочтут продолжить образование. Но все они очень скоро поймут – война уже никогда их не отпустит.

«Военное преступление» – выражение, которое вызывает у меня исключительно приступ гомерического смеха. Нет и быть не может никаких военных преступлений, поскольку ВОЙНА есть преступление сама по себе. Нам нравится думать о ней, как о каком-то, абсурдно сказать, НЕОБХОДИМОМ зле, которое совершается вынужденно, чтобы не допустить еще БОЛЬШЕЕ зло. «Ну всё — это война» спокойно решает очередной заморский политик, в патовой ситуации очередного внешнеполитического кризиса. Война для него не ужас, не горе и не страдание, в особенности, когда она далеко от дома и на собственный карман никак не давит. Главное — никаких преступлений! Мы же, в конце концов, не звери. Что это? Пули дум-дум, вырывающие целые шматы человеческого мяса? Фу! Низзя! Запретить! Вот тебе обычные «гуманистические» пули, ни в чем себе не отказывай. Чем пахнет? Хлор? Зарин? Да вы с ума сошли! Гааги на вас нет! То ли дело «старый добрый» напалм — чудо, как по утрам пахнет.

Страшная книга. Страшная в первую очередь не своим содержанием, а той универсальностью, с которой оно может быть применено к абсолютно любой войне. Нацисты не зря, в числе прочих, старались уничтожить именно книги Ремарка, ведь они нутром чуяли ту силу, ту боль и пророческие откровения, что в них содержались. Юноши (те, что вернулись), которые не читали эти книги, которые во второй половине 30-х, целиком и полностью отдали свои умы, надежды и чаяния в руки (лапы) НСДАП, прочтя их через десять лет, наверняка произнесли две опустошающие фразы: «это мы», «это про нас».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман своеобразное продолжение книги «На Западном фронте без перемен», и читать их лучше именно в таком порядке, а после ещё «Три товарища». И тогда рисуется полная картина происходящего – война, адаптация после неё, мирная жизнь. «Возвращение» же – это сгусток мощного препарирования человека, вернувшегося с войны. Человека любого, а особенного того, кто ушел на фронт с ученической скамьи. Это то самое «потерянное поколение», которое не может найти себе место в новом послевоенном мире. Трагедия человека, который умеет только воевать, защищать, рыть окопы… Он мыслит иными категориями, его жизненные принципы отличны от принципов тех людей, которые не нюхали военного пороха.

Ремарк показывает 11 ребят, судьбы которых после войны сложились разно – отчаянье, самокопание, сумасшествие, самоубийство, инвалидность, поиск смысла жизни, моральной опоры для продолжения этой самой жизни…

В произведении на фоне отлично обрисованного социума, в котором нет достойного места пришедшим с войны, автор подаёт глубокие размышления о том, что есть жизнь, история, чему нужно учить детей в школах, как влияет война на простого маленького человека.

Читая, понимаешь, что поле войны возвращаются покалеченными все. Даже если у солдата целы руки-ноги, то он с покалеченной душой, травмирован морально.

Эта книга остаётся актуальной по сегодня. У меня есть друзья, вернувшиеся с войны. Им приходится адаптироваться к мирным условиям, с ними работают психологи, но они и после ощущают, что война оставила в них свой крепкий след. Книга Ремарка – обличение войны, предупреждение о её последствиях, к которым, к сожалению, сильные мира сего не прислушиваются, а следовало бы.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк для меня является автором одной книги. Не в том смысле, что один из его трудов можно считать значительнее или ярче и чувственнее других, а в том, что все они похожи: нитью печали через все тексты, пессимизмом, который является просто утвердившимся суровым реализмом, историями в воспоминания, экскурсами в прошлое. Также темами дружбы и меньше любви, отчуждённости, потерь, смерти и перерождения. С легко узнаваемым стилем: короткие, но содержательные предложения, эмоции диалогов, ощущаемое молчание между строк. И представляю себе один том, наверно, в твёрдой черной обложке с названием, выведенным красным цветом.

Молодые, повзрослевшие слишком рано, юноши, будто подвергнувшиеся вмешательству со стороны грозных мистических сил. Но нет же, жанр — не фантастика. Реалистичная проза. А причина возмужания – война, оставившая отпечаток, нестираемый, шрам до самого сердца, который не заживёт, и Обратный Путь не будет полностью Возвращением.

Роман хрестоматийный, правильный, нужный. Помня Пауля, выбирая жить, перерождаясь, как Эрнст.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Возвращение»

Моя вторая книга Ремарка. Я начал ее почти сразу после прочтения «На Западном фронте без перемен», дал себе лишь один день, чтобы в уме усвоилась предыдущая книга, чтобы осмыслить те сильные чувства, что она во мне вызвала. «Возвращеие», словно оказывающий неослабевающее давление пресс, продолжила «давить» на меня также, как и «НЗбп».

Совсем другие персонажи, но история все та же и она словно продолжается. Все тот же рассказ о человеческой судьбе, о человеческой жизни, такой хрупкой, ранимой и беззащитной, насильно вырванной из привычного круга существования и в тоже время такой сильной и крепкой, ведь все лишения и несчастья, все ужасы и жестокости ей удалось пережить. Изорванные, искалеченные, разбитые люди, пережившие войну возвращаются, они идут домой с немыслимым облегчением, но они чувствуют что-то еще.

Узнают ли они своих родных, свой дом, смогут ли они, вновь стать теми, кем были раньше? Будет ли для них место в этом новом, столь для них непривычном мире? Именно на эти вопросы дает ответ «Возвращение».

Писатель сам испытал на себе все то, о чем в последствии написал столько книг, его слова западают в саму душу и волей-неволей читатель словно сам становится одним из героев на страницах книг Эриха Марии Ремарка.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх