Генрих Бёлль «Бильярд в половине десятого»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Антивоенное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Война окончена? Возможно. Но… не для тех, по чьим судьбам она прошлась тяжело и беспощадно. Германия восстановилась и процветает? Возможно — для тех, кто, согласно глубокому символизму романа Бёлля, принял «причастие буйвола». Они — не всегда преступники, и руки их исконных противников — «агнцев» зачастую тоже обагрены войной. Однако именно они, полные плотской жажды жизни, хотят забыть о прошлом. А вечно неудобные «агнцы», одержимые памятью, не дают им этого сделать! Но в день восьмидесятилетия магната Генриха Фемеля будут сброшены многие маски…
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 27 сентября 2021 г.
Вот книга, которая попала ко мне не в тот момент и мы с ней просто никак не могли сойтись. Я долго ее мучила... или она меня... Мой разум возмущенный понимал, что книга на самом деле хороша, но получить удовольствие от чтения, истории, было просто невозможно. Очень жаль, что такое происходит и что приходится дочитывать, потому что есть сроки.
Книга как семейная сага и на фоне происходящего с людьми — аббатство. Я бы вот сказала бы, что оно несчастное, как раз ни в чем не виновато, но каждый член семейства, словно клянет это здание, которое один строил, один взорвал и следующий восстанавливает, а в конце книги, его съедают. Звучит странно, но просто если в начале книги был рассказ о том, как создавалось здание, то в конце, его символически тортом на день рождения уничтожают, чтобы больше аббатство не было дамокловым мечом над семьей.
И вот на фоне всего этого рассказ за рассказом жизнь людей. Особенно во время нацизма и второй мировой. Про то кто сломался, кто бежал, кто пытался остаться человеком и оставить людьми других людей. Смерти, жизни, слезы, печали, любовь, подвиги... Все здесь сплелось и засверкало как витражи на аббатстве, наполнилось кельями и хозяйственными помещениями.
Похоже ли это на исповедь тех кто допустил в стране религию буйвола? Нет. Это просто рассказы о жизни, когда люди понимают, что что-то произошло, когда это произошло. Я слышала оправдание в некоторых частях историй. Нравится мне это или нет, но люди не могли не оправдывать своих действий. Потому что страшно жить осознавая, что с твоего попустительства произошло то, что произошло и до сих пор заживает... а может и не заживет никогда.
Книга интересная, надо только уметь успевать переключаться с рассказчика на рассказчика не путать и быть внимательным. Хороша ли книга... Не знаю, мне сложно оценить сейчас слог, я могу лишь сказать, что идея была неплоха, реализация, тоже, но вот смысл... Не мое. Ну, и плюс, не в настроение книга. И только разум отмечал, что то как она рассказана и сплетена — это удивительное свойство рассказчика.
Опять же, сложно такое советовать, книга не из легких, хотя бы потому что тема не простая. И на чтение ее нужны силы, внимание и именно настрой понять рассказчика и может что-то даже принять. Но я вот довольна тем, что прочитала Генриха Бёлля. Автор из тех, кого надо знать.
ant_veronque, 3 апреля 2019 г.
«Бильярд...» очень тяжело воспринимался примерно треть книги, всё никак не могла понять, кто, что и о чем говорит со мной («спасибо» Евгению Терновскому с его монотонным чтением и ошибками в интонациях, он явно тоже плохо понимал, что происходит в книге, вот уж от кого не ожидала такого чтения). Но даже перечитывание глазами особо плохо воспринимавшихся моментов мало что проясняло. И только ближе к половине книги я кое-как к ней адаптировалась, включая невнятное чтение Терновского. А ведь история рассказана драматичная, напряженная. Это и история страны, и история семьи. Я даже полюбила главных героев к концу книги: Фемеля старшего и его жену Иоганну, которая на мой взгляд вовсе не сошла с ума, а даже получше других понимала, что происходит, вот только жить с этим пониманием ей стало невыносимо. Невыносимо, потому ничего невозможно было изменить, даже в своей семье, даже своего сына Отто. Вот как так получается, что чудесные малыши из хороших семей, добрых, совестливых, честных родителей, готовых помогать слабым и обделенным, как малыши из таких семей вырастали в чужих Отто, как они превращались только в оболочку сына? Но разве взрывы зданий и стрельба в министра что-то изменили или изменят? Эти действия разве что позволяют снять с себя некое напряжение бездействия и бессилия.
Тяжелая история страны, тяжелая история семьи, тяжелая книга — беспросветная, несмотря на множество главных персонажей-агнцев (хотя есть маленький просвет — судьба Гуго). К сожалению, книга оказалась для меня еще и очень тяжело написанной. Когда тяжелые события транслируются через весьма тяжелый по структуре текст, не раз возникнет вопрос «а зачем я это читаю?» Новых смыслов для меня здесь не открылось, а новые эмоции были ослаблены и подпорчены тем, что периодически приходилось ловить себя на том, что я снова потеряла нить.