fantlab ru

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Миры под лезвием секиры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
368
Моя оценка:
-

подробнее

,

Миры под лезвием секиры

Роман, год; цикл «Тропа»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Чудовищный катаклизм взорвал спокойную жизнь провинциального городка Талашевска, имеющего единственной достопримечательностью зону, где содержатся особо опасные преступники. Чудом, выжившие горожане, словно волки, сбиваются в стаи и ведут суровую борьбу за выживание с загадочными варнаками, дикими кочевниками и безжалостными инквизиторами. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба жалкой кучки робинзонов, если бы на их пути не встретился странник через миры Артём.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 388

Активный словарный запас: невероятно высокий (3523 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Миры под лезвием секиры
1997 г.
Миры под лезвием секиры
1997 г.
Миры под лезвием секиры
2000 г.
Миры под лезвием секиры
2005 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман подцикла «Тропы». Преемственность видна даже на уровне структуры романа: три примерно равные части, которые не подразделяются на главы. Каждая из трёх частей романа включает в себя рассказ об одном из основных персонажей до вхождения его в «ватагу».

Внимание! Дальше — спойлеры!

Итак, первая часть романа вводит нас в суть дела, хотя ничего и не объясняет, но постепенно знакомит с положением вещей. И даже раскрывает предысторию одного из главных героев. Заодно предоставляет возможность познакомиться с Артёмом в его нынешнем состоянии, когда он уже намотал многие сотни, если не тысячи миров. Он совершенно неуловим, совершенно неуязвим, может попасть куда захочет и тогда, куда захочет. Тут же мы знакомимся с двумя таинственными группами существ — аггелами и варнаками.

В этой же части мы узнаём некоторую информацию об окружающих Талашевск «осколках» времён и узнаём, что почти во всех них действуют миссии. Впрочем, как и положено в более менее цивилизованных странах. На данном этапе представляет интерес Кастилия (вынырнула аккурат из Испании времён инквизиции). Географическая близость с Талашевском вполне закономерно может прочитываться, как то, что СССР недалеко ушёл от заветов «доброго дедушки» Торквемады.

Для того, чтобы закрепить эту установку, авторы именно здесь приводят историю Зяблика, свершившего «каинов грех», пусть даже и по неосторожности. В этом разделе красочно описывается, как обвинение жаждало переквалифицировать дело в предумышленное убийство, но не получилось, и тогда отправили на максимальный срок за непредумышленное. Дальше описывается, с какими людьми сидел Зяблик: чуть ли не сплошные профессора, философы, писатели, поэты. В общем, после катаклизма из тюрьмы Зяблик вышел вполне образованным, приличным человеком.

Вторая часть посвящена весьма плотному знакомству «ватажников» и аггелов. Тут выявляется одна особенность аггелов. Объявляя себя детьми «Кровавого Кузнеца», подразумевая под ним библейского Каина, который в Ветхом Завете описывается земледельцем. Вполне вероятно, что они также не различают Каина и его потомка Тубал-Каина, сына Ламеха и Циллы, который как раз и был кузнецом. Ровно так же они не различают Каина и Агасфера, считая второго чем-то вроде аватары первого. В общем, обобщённый «сатанинский» культ, который сам не в состоянии подвести под свою деятельность хоть какие-то вменяемые основания. Кстати, в скромности руководителей аггелов тоже упрекнуть затруднительно. Как-никак, а взяли они себе имена как раз родителей Тубал-Каина. Таким образом как бы возвысясь и над своим «божеством». Вполне характерное явления для описываемого времени. Как раз тогда начали расцветать секты всех мастей, с лёгкостью вербуя себе паству. Ну, а образ Каина и общая направленность каинитов, как они себя именуют — яркая иллюстрация деструктивной секты (опять же, слишком лобовое решение... Но, ладно, пусть так). Интересно и то, как каиниты встречаются со своим «духовным учителем». Диалог между Ламехом и Артёмом прекрасно иллюстрирует то, что для фанатика нет никакой разницы, что и кто ему говорит. Он любые слова будет выворачивать и трактовать в том ключе, в котором ему хочется.

В этой же части идёт предыстория Смыкова. На этот раз авторы не мудрствуя лукаво просто отправляют комсомольского активиста, по совместительству «крошку Цахеса» прямиком в лапы к инквизиторам Кастилии. Там он оказывается в своей тарелке и вскоре, не теряя своего формального статуса подследственного, становится одним из ведущих специалистов. Благодаря ему, святые отцы-инквизиторы осваивают множество полезных в их деле изобретений советской судебной системы. Тем самым ещё раз иллюстрируя близкое родство строев.

В третьей части начинается, собственно, квест. Главная задача — найти «бдолах», который произрастает в «Эдеме». Это вещество имеет чудесные свойства, которые помогают воплощать мечты в реальность, в частности, оно должно помочь выздороветь сильно повреждённому после встречи с каинитами организму Зяблика. Здесь немного проясняется сущность таких странных обитателей этого мира, ка «варнаки». Оказывается, что они очень любят музыку.

Тут же идёт история медсестры-нимфоманки Верки. За тот кусок жизни, который пришёлся на время после катаклизма, успевшей побывать верховной колдуньей в Лимпопо (кусок Африки, какого конкретно времени — непонятно. Там и по сей день племена так живут.), а затем лекаршей-наложницей у одного из талашевских диктаторов. Собственно, сравнение идёт опять-таки не в пользу «советского» строя: к мирному чернокожему племени пришли белые варвары — и расстреляли всех из автоматов, кого не расстреляли сразу — изнасиловали, а потом дострелили.

И под конец, после всех тягот пути «ватага» достигает Эдема, который, как библейские ангелы, охраняют Незримые (они же Иносущие). Пробраться туда практически невозможно. Единственный шанс — спровоцировать стычку между Незримым и какой-то сущностью, которая уже существовала на Земле едва ли не в эпоху Катархея.

И совсем уже под занавес первого романа, Антон сообщает, что варнаки — мирный, дружелюбный народ, а поскольку они слепы, то звук и прикосновение для них являются основными и, чуть ли не единственными способами коммуникации.

В этой же части идёт весьма подробное описание того, что происходило во вновь созданном мире непосредственно перед подписанием Талашевского трактата, который отменил власть, инквизицию, спецслужбы и прочие тому подобные структуры. Тут достаточно сложно трактовать смену режимов власти, буквально следуя за ходом оригинальной советской истории. Если рассматривать строго в рамках очерченного временного интервала (1979 — 1989), то Коломийцев однозначно трактуется, как втянувший СССР в Афганскую войну Брежнев, соответственно — Чрезвычайный совет предстаёт собирательным периодом Андропова-Черненко, а Плешаков, объявивший, что «после его прихода к власти все силы вернутся в первобытное состояние: луна и солнце появятся на небесах, день вновь станет сменяться ночью, восстановятся привычные годовые циклы, а Талашевский район возвратится на свое законное место...», вполне подходит на роль Горбачёва. Особенно, если учесть, что в конце своего правления, он вдруг решил окрестить себя императором (намёк на первого Президента СССР).

Вместе с тем, с учётом царившей тогда атмосферы оплёвывания, открещивания и унижения всего советского этих персонажей вполне можно рассматривать как связку Сталин — Хрущёв. По крайней мере, многие из характеристик Плешакова вполне подходят по такую трактовку. Хотя образ Сталина в этом случае выглядит как-то слишком уж гипертрофированно ничтожным. Если бы он был автором «Линия Коломийцева», то, боюсь, что тогда точно генеральный план «Ост» был бы претворён в жизнь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изложенное здесь является только моим мнением, которое можно минусовать и плюсовать. Но надеюсь, что с чем-то читатели согласятся.

Итак. Здесь мы имеем крутой постапок, замешанный с боевиком и элементами квеста-приключения. Я бы назвал это dark_social. Эта книга помогла мне осознать, почему я не люблю этот жанр, как и дарк фэнтези. Но по порядку.

Среди достоинств книги — отличная фактология, знание множества жизненных процессов и именно фактов, знание человеческой натуры и психологии, своеобразный стиль. Когда идёт биографическое повествование, авторам оно удаётся, как и в «Косте Жмуркине». Удаётся даже лучше описаний мира Отчины. Ну и среди достоинств, может быть, боевые элементы.

К сожалению, эти боевые элементы почти неотделимо смешаны с жестокостью и немножко чернушными элементами. А я — гуманист. И я не люблю, когда с людьми в книгах происходят жестокие вещи. И пусть всё это делается для того, чтобы впечатлить даже не особо восприимчивого читателя. Но в стремлении к этой цели авторы не удерживаются ни от каких средств. Я понимаю, что не мне их судить за оскорбление чувств верующих, как бы одиозно ни звучала эта формулировка в наше время. Оскорбление религиозных символов судить не мне. Но всё шло неплохо до чисто физиологических моментов. Я имею в виду бегемота и гипс. Вот, натолкнувшись на эти моменты, я понял, что книга, к сожалению, почти не ушла от чернухи как таковой. Потому что я считаю, что физиологические моменты (я не имею в виду секс) — это не то, на чём нужно заострять внимание к человеку как к существу. Ну а муравейник вообще... «оказался соломинкой, переломившей спину верблюда».

Я не знаю, буду ли читать цикл дальше. Если вы не любите жестокость и некоторые чернушные элементы, то я бы от чтения предостерёг. Но во многих других местах книга вызывает интерес. Так что читать её можно как мерило, как пробный камень: вызовет раздражение — ну, значит, и не ваше. Понравится — «догоняйтесь», ибо на вкус и цвет. Мне скорее не понравилось. Даже несмотря на то, что цель у героев квеста вроде бы достойная, помочь сотоварищу.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, тропа миров добралась до СССР.

Должен сказать, вдоволь поводив своего героя по чужим мирам, авторы не пощадили родину человечества. Появление вечного странника на Земле сопроводилось катаклизмом, неизменно встречающим его в любом мире, только гораздо круче. Сместилось, сломалось и перемешалось всё — континенты, эпохи, законы физики, причинно-следственные связи.

Таким образом, жанр сюжетной интриги в этом романе лучше всего попадает под определение «Технотьмы». Герои выполняют некий квест, или серию квестов, происходящих в пост апокалиптических условиях, с использовании остатков человеческой техники, знаний и культуры.

Сюжет не прост, и не вполне линеен. Авторы, прерывая основную линию, производят длительные экскурсы в прошлое, подробно исследуя судьбу 3-4 главных героев. События становятся цельными и понятными не раньше середины романа. Уровень фантазии высок.

Сценизм высок и колоритен. Сцены и антураж «психованного мира», попавшего под секиру богов, вполне удались. Диалоги в привычном для автора стиле.

Образы героев живы, объёмны и колоритны. На мой вкус многовато блатного контекста.

Повествование наполнено социальной иронией.

Роман, в связи с упомянутыми экскурсами в историю жизни персонажей, вышел несколько затянутым, однако прочёлся с большим интересом, и доставил удовольствие.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений в отечественной фантастике, на мой субъективный взгляд.

Читал и перечитывал уже раз пять, наверно (и буду перечитывать еще). А Брайдер и Чадович, после этой книги, стали одними из любимых авторов. У них свой уникальный стиль и слог, а фантазия работает отменно, да и с чувством юмора у мужиков все в порядке... Именно после этой книги вернулось доверие к отечественной фантастике, которое было небезосновательно подорвано некоторыми «опусами» определенных авторов (обойдемся без имен), читается легко и погружаешься в книгу незаметно сам для себя. Цикл «Тропа» в целом, — явление в современной отечественной фантастике, а «Миры под лезвием секиры» и его продолжения, — вишенка на торте данного цикла. Тем кто не читал, по хорошему завидую.

Вперед по тропе между мирами!

Ну и не забудьте остановиться в Талашевске, — впечатления обеспечены!....

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авторы не устают поражать меня своей фантазией!

Тут и бунт в зоне, и гонки на бегемотах, и монахи в противогазах, и каинопоклонники в Эдеме, и мент в застенках инквизиции, и многое многое другое! Все это очень органично перемешано и сдобрено фирменным едким юмором авторов. Жуткое перемежается смешным и от этого становится еще страшнее и смешнее.

Получил огромное удовольствие от романа.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет неплох, персонажи прорисованы тоже вполне качественно, но обилие (совершенно тут на мой взгляд не нужной) чернухи/порнухи портит впечатление. Ни единого персонажа без какой-нибудь мании (обычно сексуального характера). Обилие крови и «зрелищ» наводит на мысль, что книга сильно затачивалась под «среднего» читателя.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательно!Особенно порадовали биографические экскурсы из жизни главных героев до «катаклизма»и их погружение в него.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивое описание мира, и человека поставленного в дикие условия. С большим удовольствием прочитал всю серию «Миров...». Советую!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательно. Квест замечательно выписанных «сочных» героев на фоне постапокалипсиса (может и не совсем оргинального, но придуманного и написанного потрясающе): перемешение миров / времен. Достоверно, логично, увлекательно. Очень радует язык авторов.

Особенно понравились вставные главы (воспоминания героев).

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это настоящая Фантастика. Понравилось все. Минусов не увидел. Авторы как всегда гениальны.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПОсле этой книги я и перестала читать этих авторов. Уже по уши наелась историй о российской действительности. И новое описание нашей грязи — неинтересно.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная заглавная книга. Язык авторов очень красивый, несмотря на ругань. Ну без этого нельзя. Интересно закручено. Немного длинноваты отступления к биографиям героев. А так — понравилось

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

отличнейшая серия для ценителей качественной литературы, сюжет отличный, очень тонкий юмор, не очень счастливый конец, делает эту серию очень приятной в прочтении с нетерпением жду продолжения

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта трилогия — лучшее у авторов. Очень понравилось.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх