FantLab ru

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Классициум»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Голосов:
31
Моя оценка:
-

подробнее

,

Классициум

Антология, год

Аннотация:

Двадцатый век. Век стремительного взлёта человечества, век атома, электричества и покорения Солнечной системы. Человеческая нога ступила на Марс, Венеру и спутники больших планет. Но одновременно двадцатое столетие это и гибель древнейшей марсианской культуры, и жестокие колониальные войны, и бунты, и мятежи, и Четвёртый Рейх на красной планете…

Примечание:

Внимание! Реальное авторство текстов временно не указано, а имена классиков мировой литературы есть часть названий рассказов. Как и в случае с антологией «Феминиум» читателям предлагается определить авторов текстов. Форма голосования откроется на странице издательства в день появления книги в продаже.

Самых внимательных читателей ждут призы.


В произведение входит:

6.56 (16)
-
  • И ракета взлетит!
7.27 (33)
-
3 отз.
6.23 (87)
-
3 отз.
7.00 (24)
-
2 отз.
6.78 (23)
-
3 отз.
6.26 (76)
-
2 отз.
5.58 (24)
-
2 отз.
6.44 (27)
-
1 отз.
  • Жемчужные врата
6.77 (22)
-
2 отз.
7.23 (26)
-
1 отз.
6.52 (21)
-
1 отз.
5.86 (22)
-
6.00 (20)
-
5.81 (21)
-
2 отз.
6.12 (24)
-
7.07 (27)
-
6.38 (26)
-
2 отз.
7.04 (23)
-
1 отз.
6.76 (25)
-
1 отз.
5.80 (20)
-
1 отз.
  • Приложение
  • От редакции

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги: Антология года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Классициум
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Суть антологии: современные отечественные авторы-фантасты собрались и стали писать произведения в стиле одного из авторов классиков-нефантастов. Идея мне показалась очень интересной и перспективной. Я подобных антологий не встречал. На мой взгляд, именно участие в таких проектах позволяет оценить мастерство писателя, ибо, как мы знаем рассказ, написать на заданную тему — этим уже никого не удивить. А вот стилизировать — это уже сложнее. В данном отзыве я не буду рассматривать каждый рассказ по отдельности. Постараюсь как-нибудь покороче обощить свои впечатления.

Любопытным моментом антологии являются фантастичные «биографии» классиков. Перед каждым рассказом на страницу-две представлены вымышленные биографии авторов класиков, путешествующих в космосе, покоряющих планеты и пр. Биографии по сути уже сами являются небольшими литературными произведениями, удачными и не очень.

Произведения в антологии можно классифицировать по некоторым признакам:

1. по форме. Большинство здесь, понятно, рассказов. Но есть авторы, которые не ищут легких путей, и чьи произведения выделяются из общего потока научно-фантастической прозы. Это Грин (сказка), Вампилов (пьеса), Маяковский (поэма), Гумилев и Бродский (стихи). Такое разнобразие приятно радует. И если к поэзии я вобщем-то отношусь с равнодушием, то стилизации под Вампилова и Грина мне показались удачными. Грин — так понравился совсем. Был удивлен, что автором является мужчина. Никогда бы не догадался, что это Володихин. Прямо возникло желание перечитать оригинал.

2. по содержанию (сюжет). У кого-то произведения получились интересные, у кого-то — скучные... в целом это нормально для любой антологии... эта — не исключение. Любопытными рассказами мне показались: Хэмингуэй, Уэллс, Набоков («Жемчужные врата»), Бабель, Вампилов, Грин. Есть рассказы, сюжеты которых мне показались очень слабыми: Ремарк, По, Набоков «Марсианка...», Тэффи, Горький, Довлатов, Шукшин. Рассказов с интересным для меня сюжетом оказалось, к сожалению, меньше...

3. стиль. Антология заявлена, как стилизация под классиков, поэтому это, на мой взгляд, очень важная характеристика произведений. Здесь наблюдаются 3 варианта произведений:

Авторы, которые даже не пытались что-то сделать похожее. Это господин Первушин, который, не напрягаясь, переложил Лолиту на марсианский лад, немного повеселился и назвал это «Набоковым». Это Кудрявцев, который вообще сделал все просто — сделал Эдгара По героем своего рассказа и не напрягался более. Это, на мой взгляд, самые неудачные представители писателей, представленные в этой антологии. Они даже не пытались. По каким-то причинам...

Авторы, которые ОЧЕНЬ пытались, но у них ничего не получилось. Причем все силы были положены на стиль, который не удался. Сюжет тоже откровенно слабый. Это Гинзбург, которая сделала все, чтобы ее рассказ показался похожим на Ремарка, но когда читаешь Ремарка хочется плакать, а здесь только пожимаешь плечами. Это Дубинянская, которая очень неудачно попыталась сделать рассказ в стиле Довлатова. Лично я не улыбнулся ни разу... А у Довлатова же не только смешно, там и грустно... здесь ни первого, ни второго... вообще, на мой взгляд, ничего от Довлатова...

Авторы, которые, на мой взгляд, удачно справиились со стилизацией: Данихнов с Хэмингуэем, Лебединская с Лондоном (запомнилась тема севера), Скидневская с Набоковым (повесть очень выгодно смотрится сразу после Первушинских пособирушек. Хорошо просматривается русский период творчества Набокова, «Машенька» особенно), Володихин с Грином, Батхен с Бабелем.

Отдельного упоминания заслуживает группа авторов, оригиналов классиков которых я не читал. Сетон-Томпсон, Гиляровский и Тэффи. Их мне сложно оценить по стилю. Постараюсь наверстать упущенное.

Итог: хороших и запоминающихся произведений в антологии немного, которые отвечали бы, на мой вкус, и сюжету и стилю: Данихнов, Скидневская, Володихин, Батхен — вот они прямо молодцы! остальные: где-то — хуже, где-то — лучше, где-то — свосем никак... Составители придумали классную идею, а вот воплощение оказалось не всегда на уровне, а значит нужно привлекать более талантливых авторов, выбирать произведения более удачные по стилю и сюжету. Вобщем вести более тщательный отбор. Пока же оценка антологии в целом не велика...

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замысел поэта, прозаика, редактора Игоря Минакова был несомненно хорош: представить в исполнении современных авторов, что могли написать классики мировой литературы, если бы уже в ХХ веке освоение всей Солнечной системы стало реальностью. На выходе «проекта» получилось… как получилось. «Прокураторствовать» автору идеи надо было жёстче! А так – очень уж широкий спектр произведений, разбегающийся. Треть авторов соблюдает «граничные условия» (мирная Соц. Революция 1914 года, полёт Гагарина в 1931-м, марсианский император Тускуб), зато ещё одна треть фантазирует напропалую по-своему!

Жанровый спектр примечателен – повести, рассказы, стихи, поэма, пьеса, юмореска. Но авторы, похоже, ставили перед собой разные задачи. Кто думал о читателе, а кто-то – о попадании в стилистику прототипа (что для читающего – совсем не главное). Объёмные произведения получились лучше всех – это с читательской точки зрения.

Кто порадовал? Владимир Набоков. То бишь Антон Первушин и Ирина Скидневская. У Первушина в «Марсианке Ло-Лите» получилось и стиль (в достаточной мере) передать, и намёки на «Аэлиту» с «Инженером Мэнни» по тексту раскидать, и сцены «страсти неземной» адекватно изобразить, и концептуальный переворот устроить! Г.Г. оказывается дитём малым и неразумным по сравнению с двухтысячелетней женщиной и её коварными планами… «Жемчужные врата» Скидневской – другие. На Набокова похоже не совсем, но читать интересно, ведь чудо и тайна (телепортация), как и достоверность (история любви) в повести налицо. Вот только окончание несколько портит благоприятные впечатления.

С интересом читается повесть Максима Горького «Колокол Ничтожных» (в исполнении Николая Калиниченко). Хотя автор излишне увлечён лит. играми с именами и датами, но и «приключений» тут достаточно. Но вот опять же скомкано окончание. Приятно удивил в очередной раз Иван Наумов – его поэма «Владимир Маяковский. Нулевой» не только знаковой «лесенкой» примечательна, ещё и смыслом/месседжем. «Игла-ракета/Опёрлась на столп огня… » (А вот стихи Олега Ладыженского, будь он хоть «Гумилёвым», хоть «Бродским» — не впечатляют… Биобиблиографические справки к ним и то значительнее).

Прозаических текстов, не затронувших «фибры души», тоже достаточно. «И ракета взлетит!» Хемингуэя (Владимира Данихнова), несмотря на «рубленые» фразы, очень уж напоминает американскую «сайнс фикшн» тридцатых годов. «Звериная» история (даже марсианская) Сетона-Томпсона (Юстины Южной), история очередной «лихорадки» Джека Лондона (Юлианы Лебединской), «таинственная история» Эдгара По (Леонида Кудрявцева) имеют полное право на публикацию, но читать их… Можно и не читать.

Несколько текстов «средних» принадлежат перу авторов известных. Геннадий Прашкевич «Плесень Бадамы» написал точно «в стиле Уэллса» (классика прошлого века), но вот современному читателю рассказ вряд ли будет интересен. А Дмитрий Володихин — никак не Александр Грин, пусть его сказка «Зябкое сердце» написана и неплохо, но в антологии – не обязательна. А уж «Летуны и летуньи» Тэффи (Далии Трускиновской, замечательного в общем автора) – совсем никуда!

Неровен состав сборника, чего ждать от следующего текста – непонятно. Иногда ожидание оборачивается находкой. Эдуард Иванов (не псевдоним ли?) дебютирует маленькой пьесой «Охота на птеродактиля» (как Александр Вампилов) – так вполне профессиональная и интересная вещь. Мария Гинзбург тоже автор не очень известный, но её «Смерть взаймы» (Э.М. Ремарк) увлечь сможет запросто, да и не только увлечь. «Изумрудный корпус и серебристо-серые спущенные паруса марсианского корабля» (живого корабля) – это сказка… Но «сказки – это всего лишь сказки», и молодая писательница всё прекрасно понимает, достаточно ясно показывает.

Не подкачала Яна Дубинянская, её «Межпланетный компромисс» (в стиле Довлатова) следует заветам современного классика: «люди как люди/ и что мы за люди такие?» Неплохой рассказ написал Дмитрий Федотов – «Жил такой парень» (Василий Шукшин). С «Путевыми заметками…» Бабеля (в исполнении Ники Батхен) сложнее, стилистика-то явно «бабелевская» (одесский говорок), но вот намешано всего сверх меры – магацитлы, евреи… Да и «Откуда есть пошли стратозябли» Гиляровского (Андрея Щербак-Жукова) из «Москвы космической» — на любителя, как говорится.

Что ж в итоге? Интересный сборник не для всех. Любителям литературных игр, классику читавшим, рекомендуется без сомнений, любителям многотомных сериалов – не читать!

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала. Осталась довольна прочитанным. Рассказы антологии сложились в единую картину – в единый мир, альтернативную Вселенную.

Все рассказы хорошие, что-то понравилось больше, что-то меньше, но не было такого, чтобы не понравилось совсем.

Подробнее о том, что наиболее зацепило/запомнилось — в комментариях к рассказам.

Отдельно скажу лишь, что я не оценивала степень похожести стиля авторов антологии со стилем классиков. Вселенная у нас альтернативная, жизнь альтер-классиков значительно отличается от жизни классиков-реальных, значит, и писать они могли немного иначе. Главное, как мне кажется, уловить общее настроение, а не просто скопировать язык.

К примеру, я когда писала под Лондона прежде всего старалась:

- выдержать атмосферу безысходности,

- выдержать атмосферу Севера,

- выдержать атмосферу борьбы за выживание в суровых природных условиях,

- и тему собак сохранить – куда ж без нее.

Считаю, что это мне удалось. Ну а окончательное суждение — конечно, за читателем)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея сборника очень интересная (как я понимаю, принадлежит она Игорю Минакову, ведущему редактору отдела фантастики в ЭКСМО). Собрать самых лучших, самых талантливых фантастов современности и написать рассказы от имени По, Уэллса, Сетон-Томпсона, Набокова, Довлатова — с полной стилизацией под стиль последних, но в то же время фантастических. Как будто в 30-40 гг. земляне и вправду вышли в космос.

Стилизация, надо сказать, получилась отменная. Например, прочесть еще одну «Лолиту» в космическом антураже было бы слишком просто — но автор переворачивает повествование с ног на голову, так что ты все равно остаешься доволен как слон, и узнавая аллюзии, и от неожиданности финала. И неудивительно: состав подобрался отменный. Данихнов, Первушин, Прашкевич, Кудрявцев, Наумов, Трускиновская, Володихин и другие.

Важный минус сборника в одном. Часть текстов здесь не проза, а поэзия со стилизацией под Маяковского, Бродского. Их, каюсь, пролистал. Притом совсем не плохо, просто... просто неинтересно. Не мое. Тот случай, когда лучше почитать оригинал.

И все равно на 90% это хорошие рассказы, однозначно стоящие прочтения.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и любой другой тематический сборник, эта антология неровная, есть сильные рассказы, есть послабее. Мне «Классициум» показался интересным тем, что его авторы не столько писали «под классиков», а сколько размышляли на тему, какова была бы наша литература в космический век. Я увидела не просто описание этого века, а именно разговор от лица его литературы, которая, как и реальная, отвечает запросам и вызовам своего, в данном случае альтернативного, времени. Иными словами, фантастика не о будущем или космосе, а фантастика о литературе или альтернативная литература.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх