FantLab ru

Станислав Лем «Астронавты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Голосов:
579
Моя оценка:
-

подробнее

Астронавты

Astronauci

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Через 90 лет после падения Тунгусского метеорита в районе Подкаменной Тунгуски была обнаружена катушка неземного происхождения с намагниченной проволокой. В результате дешифровки записей с обнаруженной катушки выяснилось, что в 1908 году в Восточной Сибири потерпел катастрофу венерианский корабль, посланный для разведки. Дополнительно выяснилось, что венериане хотели уничтожить человечество и захватить Землю, но исчезновение корабля-разведчика, возможно, этому помешало. Земляне отправляют на Венеру атомный космический корабль «Космократор» для выяснения того, насколько реально сохранилась эта угроза...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первый опубликованный в книжном издании роман Лема : Lem S. Astronauci издательство «Czytelnik», Варшава, 1951.;


Экранизации:

«Безмолвная звезда» / «Der schweigende Stern» 1959, Польша, Германия (ГДР), реж: Курт Метциг



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Астронавты
1957 г.
Астронавты
1960 г.
Человек с Марса
1998 г.
Магелланово Облако. Человек с Марса. Астронавты
2003 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Астронавты
2010 г.
Астронавты
2010 г.
Такое разное будущее
2011 г.
Такое разное будущее
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Astronauci
1951 г.
(польский)
Der Planet des Todes
1958 г.
(немецкий)
Astronauti
1959 г.
(чешский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прошло более шестидесяти лет с момента написания Маэстро Лемом «Астронавтов». Читаешь этот роман во второй декаде 21 века и ловишь себя на мысли о том, как беспощадно время к человеку и его трудам... По прошествии десятилетий многие технические детали НФ романа гениального польского гуманиста выглядят, по меньшей мере, наивно. Все эти вертолеты и самолеты, телевизоры и кабели, палатки и теодолиты, моторки и атомные двигатели с радарами... Как казалось тогда, даже столь неординарным писателям, в 2003 году на Земле уже точно построят коммунизм и полетят на атомной ракете к загадочной Венере, разбираться с воинственной негуманоидной цивилизацией. Однако, Станислав Лем не был бы одним из лучших мировых писателей, если бы его произведения не оставались актуальными и спустя десятилетия. И актуальность эта-не в технических подробностях общества будущего, но в узнаваемом блистательном, «лемовском», языке, легкости и, одновременно, глубине описываемых человеческих взаимоотношений. Именно это и побуждает меня вновь перечитывать книги великого польского писателя-философа Станислава Лема.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко вообразить себе сегодня космический полет по сотням документальных и художественных фильмов, по каждодневным сводкам о жизни МКС, научным и популярным трудам, мемуарам космонавтов. Но, представьте, какое воображение надо было иметь в 1951 году, задолго до первого спутника, чтобы описать космический корабль, принципы его управления и движения, создать достаточно достоверную историю экспедиции к Венере?

«Астронавты»- притягивает уже одним своим названием./Помнится, именно это заставило прочитать книгу в первый раз еще в 13-14 лет/. Роман привлекателен тем ощущением тайны, которое заставляет нас читать фантастику, погружаясь в эти выдуманные миры.

Сюжет основан на загадке Тунгусского метеорита, на той его версии, которая предполагает падение в болотах Сибири инопланетного корабля. Действие происходит спустя почти сотню лет после катастрофы, когда ученые расшифровывают оставшиеся от НЛО «черный ящик», данные с которого свидетельствуют — Земле угрожает опасность от ее соседей по Солнечной системе, обосновавшихся на Венере. Но земляне уже знают: эта планета не может быть обитаема. Чтобы разгадать тайну на Венеру отправляется экспедиция на корабле «Автократор».

Весь роман полон наукой, теми знаниями, которые считались передовыми во время его написания. Каждый факт — должен быть объяснен. Это не тот вариант, когда писатель, не имея достаточных знаний, просто опускает принцип действия механизма или явления. Поэтому целые главы посвящены описанию научных достижений, представлений, открытий, работы ученых. И это делает повествование очень неровным: длинные описания и редкие события.

Но уже проглядывает тот мастерский стиль, который вскоре заставит читать и перечитывать «Солярис», «Эдем» и «Непобедимый». Стиль, основанный на глубокой проработке характеров, когда главным становится изучение Человека, а не явления. О героях мы узнаем через их рассказы о своей жизни, микроистории, позволяющие понять логику дальнейших событий и действий.

«Венерианская» часть — просто великолепна: тягостная атмосфера погибшей цивилизации, растратившей себя в бессмысленных войнах, передана подробно и ярко, а поиски разгадки исчезновения венериан держат внимание до самого конца. Как легко представить себе эти таинственные руины и зловещую «библиотеку«! В этих главах внимательный читатель найдет истоки многих сюжетных находок и «Непобедимого» и «Эдема».

Многих может отпугнуть от романа устаревшие представления о развитии электроники, космонавтики, астрономии, социальной структуре общества будущего. Но, ведь не раздражает же это в романах Жюль Верна? Это — всего лишь фон, в книге есть главное — герои, и вера автора в силу и способности Человека, которые побуждают людей идти вперед, разгадывать тайны, изучать и исследовать и, чтобы, когда-нибудь, отправиться к Звездам.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тройной гимн — гимн науке, гимн коммунизму и гимн человеку. Гимн науке вполне в духе жюльверновской традиции: о том, как наука нам строить и жить помогает. Есть даже прямо лекции об основах космических полетов. Типичный образец твердой НФ. Панегирик коммунизму (дежурный?) ясно звучит на последних страницах с непременным противопоставлением оного капитализму-империализму, подавляющему творческие порывы общества и ведущего лишь к классовым и иным конфликтам. Ну, и поверх всего — гимн человеку, открывающему тайны вселенной и способному на мирную жизнь с себе подобными и готовому к контакту с внеземными формами жизни, которые, напротив, оказались слишком «человеческими», чтобы дожить до чаемого контакта. Уже этот первый роман показывает, каким настоящим писателем является Лем.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космической фантастики в свое время прочитал довольно много — и нашей и западной. Так что относительно широкий кругозор имею. И вот что хочу сказать относительно всей космонавтики Лема: НИГДЕ и НИ У КОГО я не встречал такой потрясающей способности создавать атмосферу чужого мира, как у пана Лема. Так, что мурашки по коже и жуть берет от неизвестности. Это относится и к Эдему, Солярис, Непобедимому и т.д. Именно в Астронавтах он начал эту деятельность.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, а точнее фильм «Безмолвная звезда» явились одним из главных толчков приведших меня в фантастику. После просмотра фильма искал книгу в библиотеке и нашел её в плачевном состоянии. Это указывало, что автор сильно востребован. Само изложение конечно довольно суховатое, но фантастические идеи оригинальны и характеры героев неплохо очерчены. Мир Венеры оригинален-ведь тогда считали, Венера «младшая сестра» нашей планеты. И хорошо звучит протест против Атомной войны. Очень своевременное произведение! Также прекрасны иллюстрации Н Гришина. Я многие перерисовал.

Вчера прислали к Новому году первое издание с рисунками Н.Гришина. С удовольствием вернулся в детство, даже разыскал детский альбом в который переводил иллюстрации с книги.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Астронавты». Первое крупное фантастическое произведение замечательного писателя, написанное в 1951 году, интересное еще и тем, что полно глубокого оптимизма. Основная идея книги – агрессии нет места в этом мире, в этой Вселенной, она сама себя уничтожит. Будущее – за созидательным разумом. Всего за 50 лет (к 2003 году) по мечте автора на Земле будет построено справедливое общество, техника достигнет небывалых достижений, будет положено начало космической экспансии человечества. А дальше: — «.....Венера — только этап..... мы перешагнём границы солнечной системы и пойдём дальше, вступим на тысячи небесных тел, обращающихся вокруг иных солнц... и настанет час, — быть может, через миллион, быть может, через миллиард лет, — когда человек побывает на всей Галактике и огни ночного неба станут для него такими же близкими, как огни далёких домов....».

Как далеки эти взгляды от глубоко пессимистичного «Фиаско» — последнего романа Станислава Лема. Уже в своем втором романе — «Маггеланово облако» (1955 г.), Лем переносится в значительно отдаленное будущее и описывает первую межзвездную экспедицию аж.... в 38 веке!

Но до «Астронавтов» была малоизвестная повесть «Человек с Марса», в котором уже закладывались идеи невозможности контакта человека с внеземным разумом в связи с разностью мышления.

Кстати, в библиографиях автора указывается, что сам Лем (несмотря на известность «Астронавтов») весьма критично относился к этому своему первому крупному произведению, и неохотно давал права на его переиздание.

.....Может быть именно из-за несвойственного ему оптимизма.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж этот Тунгусский метеорит!!! Сколько неразберихи он наделал в людских головах, сколько сумятицы внес в мысли! Каких только гипотез и теорий не рождал пытливый человеческий разум, чтобы объяснить все его тайны и загадки! Не одно фантастическое произведение в той или иной степени касалось его! Не обошел вниманием тунгусский феномен и Станислав Лем, уловивший тонким писательским слухом гул от произошедшей в тайге катастрофы, дошедший через года из сибирской глуши аж до Польши. Лем, как и Казанцев в своё время, предположил, что над тайгой взорвался космический корабль. При строительстве в том районе атомной станции, одной из целой серии, обеспечивающей подьем среднегодовой температуры на севере, был найден загадочный артефакт явно внеземного происхождения. Странный предмет оказался бортовым самописцем, аналогом наших авиационных черных ящиков, который уцелел в той жуткой катастрофе. Причем уцелел настолько, что удалось считать с него информацию, которую впоследствии расшифровали. Перевод озадачил земных ученых: во-первых, корабль оказался с Венеры, которую считали малопригодной для жизни, а во-вторых, что самое странное, в расшифрованной записи упоминались планы по уничтожению биосферы Земли. Было решено в кратчайшие сроки подготовить экспедицию на Венеру. После непродолжительного полета, во время которого произошло столкновение корабля с метеоритом (куда ж без него) интернациональный отряд по установлению контакта прибыл на вторую планету Солнечной системы, где под плотным облачным покровом обнаружил совершенно безжизненную местность и отсутствие каких-либо признаков разума.

Роман у автора, с одной стороны, получился вполне традиционным для фантастики тех лет, а с другой — полным нехарактерных элементов. Для фантастических произведений стран соцлагеря того периода совершенно не характерен образ инопланетных захватчиков, мечтающих поработить Землю, образ инопланетной угрозы появляется позже. К тому же условия на Венере показаны совершенно не подходящими для жизни человека — члены экспедиции могли находиться вне пределов корабля только в защитных скафандрах. На Утренней звезде практически нет никаких признаков жизни, если не считать за таковую реку черной протоплазмы, которая, как выясняется позже, имеет искусственное происхождение. И никаких джунглей, населенных динозаврами и прекрасными венерианками. Хотя несообразностей тоже хватает. Чего только стоит ракета, взлетающая и садящаяся по-самолетному и имеющая на носу тормозную дюзу, причем топливом ей служит новый радиоактивный элемент коммуний. А ламповый суперкомпьютер на перфокартах, выдающий информацию с помощью осциллографа? Но всё это можно считать не существенным, потому как в целом автор смог создать весьма увлекательный, насыщенный приключениями текст. Причем это не какие-нибудь схватки с венерианскими клыкохвостыми макакоидами, а встречи с остатками загадочных технологий аборигенов, попытки понять их предназначение, полные опасностей исследования. В послевоенный период было написано масса подобной научно-фантастической литературы, но «Астронавты» выделяются на её фоне тем, что под стопроцентно фантастический сюжет автор постарался подвести более-менее правдивую научную основу. Ответы на все загадки, с которыми экспедиция сталкивается на Венере, в итоге получают именно с помощью научных исследований.

Итог: яркий образец послевоенной фантастики, наивной и романтичной. Радует то, что автор проявил незаурядную выдумку при конструировании мира Утренней звезды. Это сейчас мы знаем, что Венера — это раскаленный выжженный ад, а тогда люди всё ещё мечтали найти на ней более-менее пригодные для существования условия. Рекомендую любителям старой советской фантастики.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, безусловно, хорош. Разумеется, здесь ещё нет того великого, гениального Лема, которого мы знаем по Солярису или Гласу господа, но есть ещё довольно молодой мужчина, с типичной идеологией того времени, воплощённой в форме фантастического романа (жаль, что несколько не такого фантастического, как хотелось бы, но это дело вкуса).

Я не назову это роман «отличным» и уж тем более «лучшим», он просто «хороший» и этого вполне достаточно,чтобы каждый любитель хорошей фантастики (а в частности работ самого Станислава Лема) ознакомился с этим замечательным произведением.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По ощущениям — как лоскутное одеяло, разные фрагменты воспринимаются совсем по-разному. Местами наивно, местами — скучно, местами — интересно.

Это всё же еще не тот знаменитый Лем, которого мы знаем, но интересно посмотреть на то, как начинают формироваться некоторые из его идей.

Описания вычислительной техники придают роману ретрофутуристический шарм. Читая о невероятных возможностях их компьютеров, невольно прикидываешь, во сколько тысяч раз современный телефон их мощнее. Космический полёт описан невероятно наивно, но нужно понимать — это написано в 51-м году, за 10 лет до полета Гагарина. А вот происходящее на месте — весьма интригующе. Жаль, развязка немного подкачала.

Жизненные истории же я, признаюсь, пролистывал — на редкость лубочно-пропагандистские. Печать эпохи...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохо, учитывая, что это первый серьёзный роман Лема. Качественная научная фантастика, что ценно само по себе в мире, где научности всё меньше, а фантастичности всё больше. Мир, где странное, непознанное и требующее разгадки безоговорочно отдаётся во власть учёным, которые честно и открыто исследуют, проверяют, выдвигают гипотезы и предлагают способы реализации. Никакой конспирологии, спецслужб и закрытых институтов. Как это и должно быть.

История с Тунгусским метеоритом обретает новые оттенки и выглядит остроумной затравкой для фантастического романа.

И конечно его величество Коммунизм, то, что делает Лема нашим, русско-советским по духу писателем:

«Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжёлая, напряжённая и великая эпоха справедливого преобразования мира. Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли».

Где он? Где это мир, который мы потеряли? Сегодня, когда белый мир исчезает, а осколок зародыша коммунизма всё глубже погружается в пучину православного капитализма, эти злые слова выглядят жестокой насмешкой над продавшимися друг другу в пух и прах потомками. И именно поэтому тексты раннего Лема, как и ранних Стругацких, выглядят сегодня как вирусы параллельной реальности. Не виртуальной, высосанной из правильного пальца, а именно параллельной, которая как кошка существует сама по себе. Она-то, эта реальность, сохранённая на самом надёжном бумажном носителе и придаёт подобным книгам особый, натуральный шарм. Интересно, попадёт ли когда-нибудь этот прожжёный коммуняка со своими фантазиями в индекс запрещённых авторов? Наверное, нет. В электронных вариантах лишние глупости просто выпилят.

Конечно, сегодня высадка на Венеру выглядит воистину фантастично. 70 лет назад о планете знали меньше. Также вызывает улыбку съёмка пейзажей и данных на ленточные носители, ламповые компьютеры и некоторые другие детали. Но Лем, к счастью, никогда не был певцом технологий, чем заметно страдают многие современные фантасты, для него главное во всём — человек. Человек Самостоятельный, как продукт и результат безграничной внутренней свободы, для которого Наука — не источник Веры, а всего лишь инструмент познания мира. Именно поэтому всё, что вышло из-под пера Лема, обладает не только педагогическим, но и терапевтическим эффектом.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа происходит в начале 21 века

В районе Тунгуски находят агрегат явно внеземного происхождения. И выясняют, что метеорит был кораблем с Венеры.

На Венеру вылетает земной корабль. Там выясняется, что на Венере существовала технически развитая цивилизация, которая уничтожила себя.

Хороший роман с тщательно продуманным миром как Земли, так и Венеры. С понятным посылом – цивилизация – вещь хрупкая, и может быть легко разрушена.

В книге много авторских отступлений и философских размышлений, много науки – объясняются почти все факты и происшествия.

На мой взгляд, это общей картины не портит. Раннее творчество Лема имеет свои привлекательные стороны. Роман не равнозначен. Вторая – венерианская – часть более интересна. Она, как и положено роману-предупреждению, мрачна и депрессивна.

Это, конечно, не «Солярис» и другие шедевры Лема, но достойная, хотя местами и достаточно наивная книга.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я просто ткнул пальцем на толстое произведение Лема, чтобы познакомиться с Автором. И я бескрайне рад, что попал на одно из первых произведений Станислава Лема. Мне произведение очень понравилось, пусть с нудноватым началом, не суть. Тем не менее, читая эту книгу невольно вспоминаешь старую, аналоговую романтику. Лампы, провода, выключатели... Это все так по доброму тепло, близко что-ли...

Построенный Лемом мир Венеры очень щепетилен. Кажется, точен до мелочей, будто Автор сам побывал там и рассказывает то, что видел собственными глазами.

Про «просоветское» скажу, что раньше, без этого, книги печатались крайне выборочно и тяжело. Да и не так много там этого и оно совсем не мешает, даже сейчас.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабо, по сравнению с работами зрелого периода творчества, но даже в таком виде производит довольно благоприятное впечатление. Рассуждения о принципах функционирования корабельного компьютера заставляют всерьез задуматься: а как выглядел бы сегодня мир, если бы тогда, в конце 1940-х, победила другая архитектура, отличная от фоннеймановской, и стандартом de facto сделалась иная вычислительная логика? Ведь существовали же некоторое время троичные машины, та же «Сетунь», строились и десятичные...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давненько мне не попадалось подобного занудства. Нет, я понимаю, в то время было принято вставлять в текст главы с лекциями, иногда вставляют и сейчас. Не то что бы я был принципиально против этого, но обычно их стараются вписать в сюжет. У Горьковатого в «Астровитянке» это сделано просто идеально и работает как на сюжет, так и на его сверхзадачу пропаганду науки, но превратить всю первую часть (пять глав) в сборник лекций, это суметь надо.

Ну, ладно, про Тунгусский метеорит, было оправдано сюжетом. Наверное, тому кто не в теме будет даже интересно, но лекции по устройству планетолёта и не существующим в реальности атомным элементам просто поднадоели. Впрочем, на момент выхода книги, это вероятно воспринималось по иному.

Нет, не всё так мрачно. Глава о расшифровке инопланетного бортжурнала меня заинтересовала всерьёз и я даже стал прикидывать, можно ли действительно ли было произвести расшифровку таким способом. И пришёл к выводу, что, увы, нельзя. По многим причинам. Во-первых, расшифровка была основана на том, что там искали числовые записи констант, но откуда им взяться в бортжурнале?! Никто не будет записывать в судовом журнале скажем значение «ПИ». Но допустим они там есть. Вызывает сомнение, что можно продраться, сквозь систему совершенно неизвестной кодировки записи. Но тут я могу и ошибиться, как не специалист. Но допустим, расшифровали записи чисел, дальше-то что? Для расшифровки остальных записей будет слишком мало информации. Конечно, эти вопросы снимались бы если информация изначально предназначалась для расшифровки людьми, но это был именно бортжурнал.

Вызывает сомнение и то, что там бы записали планы об уничтожении человечества. Это как если бы капитан, скажем, американского корабля проплывая мимо нашей военной базы записал: «плывём мимо русского форпоста, точно знаю, что через день будем его бомбить»

Но вот наконец пошёл основной текст. Путешествие через космос описано довольно скучно. И что бы разнообразить дело, Лем вводит своеобразыные посиделки, где герои рассказывают о разных случаях из своего прошлого. Не то что бы эти вставные рассказы были совершенно не интересны, но они никак не связаны с основным сюжетом. Вспоминается трилогия о «Плахе и Секире» Брайдера с Чадовичем. Там тоже есть главы о прошлом героев, но они идеально вписаны в сюжет и работают на раскрытие психологии героев. Ты понимаешь, почему в критической ситуации принимают именно такое решение. Кроме того во многих случаях так даётся информация о мире. В Астронавтах же нет ничего подобного.

Думаю, современный автор начал бы текст на подобную тему прямо с посадки, а всю необходимою информацию давал бы ретроглавами. Конечно, это только моё мнение.

Но вот прилетели. Спору нет, тут видны зародыши будущих блестящих книг мэтра, вроде загадочных инопланетных артефактов и иноплантетян с непонятной для людей психологией. Но вот только нет динамизма бывшего в тех же «Эдеме» и «Непобедимом». В отличие от предыдущих рецензентов оставивших восторженные комментарии, мне было малость скучновато местами. В общем рассматриваю текст, просто как первую пробу пера будущего мастера.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало вышло потрясающим. Я глазам своим не поверил, видя такой экшн в эпоху фантастики ближнего прицела (хоть Тунгусский метеорит и был в то время популярной темой). Но вот дальше как раз и пошла та самая фантастика ближнего прицела с бесконечными занудными лекциями, полными славословий коммунизму и людям прекрасного будущего. «Декамеронообразные» истории, которые рассказывали участники полёта к Венере на борту корабля, я просто пролистал — читать эти вставные новеллы не было никаких сил (я уже в «Дон-Кихоте» с трудом через них продирался, а уж в фантастике увольте меня от такого удовольствия). Похождения на Венере пошли уже пободрее — там мы видим того самого Лема, которого вскоре и узнает весь мир. В общем, если выкачать всю воду, которая наполняет это произведение примерно на две трети, то вещь могла бы получиться очень неплохая.

И всё же капну ложку мёда. Во-первых, обратим внимание, когда Лем писал свой роман — 1950 — 1951 гг. Время абсолютного господства сталинистской идеологии, а ещё — начало Корейской войны. Трудно отделаться от впечатления, что картины разрушенной цивилизации на Венере родились у Лема вследствие размышленй над тем, куда заведёт Землю соперничество двух систем. Третья мировая рисовалась в то время партийными пропагандистами отнюдь не крахом всего, а шагом к коммунизму. так что Лем в сущности опровергал господствующую идеологию, в завуалированном виде показывая, куда заведут такие речи (даже странно, что книгу пропустили в печать в 1951 году. Куда смотрели цензоры?).

Ну и конечно, белый шар. Здесь это — просто агрегат по изменению гравитации. Но не он ли вдохновил Стругацких на золотой шар в «Пикнике на обочине»? Да, функционал разный, но антураж уж больно схож: и там, и там таинственный шар; и там, и там — безжизненная зона, наполненная непонятными вещами.

В общем, ранее произведение Лема хоть и несёт на себе родимые пятна эпохи, но содержит искорки гениальности, которые очень скоро разгорятся ярким костром до небес.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх