Майкл Муркок «Гора»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человечество погибло — таков итог войны. Каким-то чудом уцелели лишь двое мужчин в глухом районе шведской Лапландии. И вдруг они узнают, что в живых осталась еще и одна женщина. У человечества появляется шанс?
Входит в:
— антологию «SF Reprise 2», 1966 г.
— антологию «Best SF Stories from New Worlds 3», 1968 г.
— антологию «Английский уклон НФ: Умозрительные рассказы», 1968 г.
— сборник «Обитатель времени», 1969 г.
— антологию «Catastrophe», 1977 г.
— сборник «Earl Aubec», 1993 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— сборник «My Experiences in the Third World War and Other Stories: The Best Short Fiction of Michael Moorcock Volume 1», 2014 г.
- /языки:
- русский (6), английский (8), французский (2)
- /тип:
- книги (13), самиздат (3)
- /перевод:
- Л. Кузнецова (5), Н. Самарина (1), С. Флоран (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 12 октября 2020 г.
Итак, к последней новелле сборника «Обитатель времени» человечество всё же погибло. В принципе, удивляться этому не стоит, если вы читали все предыдущие новеллы. Разве есть будущее у такого упадочного и жестокого общества с развращенной моралью? Можно сказать, что человечество получило по заслугам. Теперь у него не осталось шансов на благополучный исход. Или осталось?
Один малюсенький шанс в лице женщины, которая оставила следы на снегу в забытой Богом Лапландии. Ее существование означает для двух мужчин надежду на новое возрождение человеческого вида, поэтому они идут по следу, который ведет в неприступные горы норвежского Заполярья.
А что, если эти двое ошибаются, и эти едва различимые отпечатки подошв принадлежат кому-то другому? Например, чудом уцелевшему ребенку или даже обезьяне из цирка, всю свою жизнь проходившей в человеческой одежде? Что тогда? Будет ли их тяжкий путь оправдан с точки зрения здравого смысла?
Думаю, иного пути у этой пары всё равно нет. Привычный мир рухнул, оставив печальные воспоминания о прошлом, радиоактивную пыль и ощущение безысходности от созерцания заснеженных северных равнин и безлюдных поселений. В таком мире даже маленькая надежда покажется спасительным шансом. Поэтому они идут и даже не задаются вопросом, зачем оставивший следы человек идет к самой высокой горе округи. В подобной ситуации таких глупых вопросов не задают.
Автор показывает нам мир глазами Халльнера — не самого сильного и решительного из двух мужчин. Как он переживает происшедшую с миром трагедию, как относится к этой погоне за не совсем ясной целью, как оценивает свои личные шансы на удачу. Анализируя его чувства, уже с середины новеллы можно сделать вывод, что ее финал будет в лучшем случае неопределенным. Потому что нет в изложенных мыслях оптимизма и уверенности. Как подтверждение этому настрою, оказывается, что персонажи избрали неверный путь для подъема на гору и потеряли след. Может, это символ того, что и наша цивилизация идет не тем путем? Мы тоже стремимся к неясной вершине, с каждым шагом все больше удаляясь от теплой и надежной земли и не вполне понимая, что мы ищем среди холодных снегов и голых скал. А вся привычная жизнь осталась далеко внизу и уже стала такой же недостижимой, как и сама вершина...
----------
ИТОГ: философская притча о ценностях погибшей цивилизации и смысле жизни после всемирного апокалипсиса. Стоит ли жить и бороться среди всеобщей безнадеги или следует покориться неизбежной судьбе? Политикам не мешало бы почаще читать подобные произведения, чтобы не свести всю нашу цивилизацию к судьбе трех человек.
Вертер де Гёте, 16 января 2008 г.
Постапокалиптический мир тоже может быть красив и наполнен умиротворением. На фоне божественно прекрасных лапландских гор главные герои решают почти «гамлетовский вопрос» — что лучше: лишившись своего «я»,своей воли,слиться в гармонии с окружающим миром или бороться до конца, идя наперекор всей вселенной.
Spion, 12 ноября 2018 г.
Рассказ получился в значительной мере философский,напомнившей мне малую прозу Джека Лондона, лишь слегка приправленный не оставляющей надежду картиной постакалипсиса.
Но модели поведения могут быть разные: можно надеяться и бороться в практически несбыточное, а можно заранее смириться с поражением и умереть гораздо ранее собственного тела.
god54, 4 апреля 2017 г.
Читаешь текст, красивый текст, эмоциональный, и с большим трудом представляешь себе, что это мир постапокалиптики, что людей вокруг нет и лишь два человека идут и идут, словно и вправду верят, что они смогут возродить человечество. И лишь концовка все расставляет по своим местам... Одним словом на любителя текстов с подтекстом.
vam-1970, 1 марта 2022 г.
Входит в антологию «Английский уклон НФ: Умозрительные рассказы», 1968 г. Новая волна.
Читая эту антологию сейчас и всё подряд заметил одну особенность — сюжет последних прочитанных рассказов созвучен с реалиями сегодняшней эпохи.
Что это ? -предупреждение или совпадение? Символично или интуитивно? Кто дал мне возможность их прочитать вот сегодня, хотя я не люблю подобную тематику да и Новая волн меня не восхищает. Сюжеты мрачные и везде война бессмысленная и ... последние люди на Земле. Как в этом рассказе — была надежда и её не стало. Только остаются красивые виды на горы и с гор. Они — это вечность, вечность без Разума, а мы с Разумом, но любим уничтожать себя.