Лидия Чарская «Княжна Джаваха»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
История жизни и взросления маленькой девочки — княжны Нины Джавахи-оглы-Джамата. Рано потеряв мать, растёт у отца-офицера сорванцом, привыкшим к воле. После неудачного побега в горы направляется на обучение и воспитание в Санкт-Петербург, где со временем находит себе верную подругу Люду Влассовскую.
Первая публикация — «Задушевное слово», 1903, №№ 1-52.
Входит в:
— цикл «Джаваховское гнездо»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Louise_de_Loire, 2 июля 2019 г.
Приступая к чтению «Княжны Джавахи», я заранее готовила себя к тому, что эта книга вполне может мне не понравиться. Слишком уж много критики в адрес Чарской я видела на просторах Интернета. Однако желание читать это у меня не отбило, очень уж интересно было узнать, какими книгами зачитывались девочки Российской Империи начала XX века. И как же я рада, что не повелась на негативные отзывы. Чарская меня очаровала.
Я прекрасно осознаю, за что многие так не любят её книги. Но дело в том, что для меня эти недостатки недостатками вовсе не являются. Ничто не помешало мне прочитать «Княжну Джаваху» от корки до корки с превеликим удовольствием.
Центр этой истории — это, конечно же, её главная героиня, грузинская княжна Нина Джаваха. Эта эмоциональная, порывистая, немного диковатая, гордая джигит-девица мне невероятно понравилась. Автору удалось создать по-настоящему замечательный образ. И, как по мне, обвинения Чарской в том, что её героини не похожи на настоящих детей, по крайней мере, в данном случае не вполне оправданы. Взять хоть нежелание Нины принимать новую маму — ведь очень жизненно же. Лично у меня этот детский эгоизм не вызвал негативных эмоций именно потому, что на месте главной героини я чувствовала бы то же самое.
Нина Джаваха — далеко не единственный яркий образ данной повести. Произведение очень богато на характерных героев: озорная горная козочка Бэлла, суровый, но любящий горец-дед, удалой офицер Георгий, поэтичная, безвременно ушедшая мать-«деда», несчастный паж Юлико, лунно-прозрачная фея Ирэн — все они запоминаются, их просто невозможно перепутать друг с другом.
Также не могут не радовать атмосфера и антураж данной истории. «Княжна Джаваха» насквозь пропитана кавсказским колоритом. Не берусь судить, насколько правдиво Чарской удалось изобразить жизнь и быт горцев, однако для совершенно не разбирающегося в данной теме читателя декорации выглядят очень достоверно. А ещё не знаю, бывала ли автор на родине Нины, но когда она описывала прекрасную природу Кавказа, перед моими глазами сами собой вставали величественные картины горных вершин и ущелий, несмотря на то что горы я видела только на фотографиях.
Характерной чертой «Княжны Джавахи» (и, насколько я понимаю, всего творчества Чарской) являются возвышенность и сверхэмоциональность персонажей. Все здесь регулярно бросаются на колени, заключают друг друга в объятия, а порой и лишаются чувств. Однако это вовсе не похоже на дешёвую мелодраму. Все эти душевные порывы в произведении Чарской выглядят очень искренними, и потому лично у меня экзальтированность героев не вызвала ни малейшего раздражения. Также книге присущи некоторая наивность (в частности, религиозная) и сентиментальность, но и они не сумели испортить моих крайне положительных впечатлений.
«Княжна Джаваха» приятно удивила меня отсутствием того, что в избытке есть в некоторых детских книгах того времени (например, в «Маленьких женщинах»), а именно морализаторства и чрезмерной религиозности. Чарская не суёт читателю под нос своё мнение о том, что такое хорошо, а что такое плохо, она просто рассказывает историю, погружая нас в мир переживаний своей юной героини. Моментов из серии «давайте будем добрыми христианами, и всё с нами будет хорошо» мы здесь также не найдём, несмотря на то что герои «Джавахи» религиозны и неоднократно свою религиозность проявляют, причём порой весьма наивно. Всё это, на мой взгляд, является объективными и неоспоримыми плюсами произведения Чарской.
Подводя итог, в очередной раз скажу, что мне невероятно понравилась эта книга. Яркие, запоминающиеся, живые и очень симпатичные герои, экзотический фон произведения, незамысловатая, но от того не менее интересная история покорили меня настолько, что я готова защищать Чарскую перед всем миром. Как по мне, «Княжна Джаваха» — замечательное детское произведение. Конечно, не такое хорошее, как «Таинственный сад» или «Энн из Зелёных Крыш», но намного лучше тех же «Маленьких женщин».