Томаш Колодзейчак «Чёрный горизонт»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези ) | Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Путешествие к особой цели | Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Где-то в начале XXI века из Атлантического океана на сушу вышли невиданные монстры из другого Плана бытия – балроги. Разразилась кровавая война балрогов с человечеством, в ходе которой на помощь людям пришли явившиеся из ещё одного Плана эльфы. В результате войны с применением мощного магического оружия пострадали самые основы нашего мира, и в нём, за исключением нескольких островков стабильности, всё стало изменчивым и непостоянным. В Европе устояла лишь вступившая в союз с эльфами Польша и ещё пара стран к востоку от неё. Западная Европа стала владением балрогов, жестоко мучающих оставшихся там людей, чтобы использовать для своих целей энергию их страданий.
Молодой королевский географ (человек, изучающий постоянно меняющуюся географию территорий, контролируемых Чёрными, короче говоря, разведчик) пересекает пограничную реку и направляется в очередной исследовательский/разведывательный рейд на земли Чёрных. Однако в ходе рейда он получает новое, смертельно опасное задание…
Входит в:
— цикл «Последняя Речь Посполитая»
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2011 | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Польский роман года. 8-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 13 февраля 2022 г.
Признаться честно, сейчас я уже не вспомню, откуда впервые узнал о существовании цикла Томаша Колодзейчака «Последняя Речь Посполитая», но точно помню, что о нём в своих колонках писали и Сергей Легеза, и Владимир Пузий, и Сергей Пальцун, а я всё надеялся, что когда-нибудь его и на русском увижу. И вот, наконец, дождался. Скажу сразу, что разочарованным я нисколько не остался, но определённые вопросы к первому роману цикла (рассказы и повести пока не читал) всё-таки остаются. Но давайте по-порядку о плюсах и минусах.
Плюс первый (безоговорочный). Фантазия автора. Ей действительно можно позавидовать! О сюжете на просторах ФантЛаба, в общем-то, уже сказано неоднократно — 40 лет назад в привычный нам мир прорвались некие сущности, которых недолго думая назвали балрогами, так как они представляют собой чистое и незамутнённое Зло, строящее свою цивилизацию на боли и страданиях других живых существ. Но на помощь людям пришли эльфы (да-да, прям эльфы, которые остроухие и с именами типа Эль-Галад!) с другого Плана бытия, благодаря чему балрогов и их слуг удалось остановить. Дело осложняется тем, что из-за всех этих вторжений пострадали сами физические основы реальности, и в мире не только появилась магия, но и стали изменчивы география и само пространство. Одной из немногих стран, сохранивших стабильность, осталась Польша, противостоящая силам балрогов и их прислужников йегеров, которые наступают с Запада, с территории уничтоженной и порабощённой Европы. На фоне этого странного мира, в котором возможно если и не всё, то очень и очень многое, развиваются приключения королевского (да, забыл упомянуть — на троне Польши сидит самый что ни на есть настоящий эльфийский могучий маг) географа Каетана Клобуцкого, задача которого — изучать и исследовать области этой самой нестабильной географии. Каетан и сам является могущественным магом, но при этом вооружён целой кучей всяких разных магических прибамбасов. И вот в описании магических штучек Колодзейчак прямо-таки великолепен. Чего тут только нет! Охранные менгиры и нестандартные разновидности магии, эльфийские нанокадабры и боевые заклинания, принимающие различные образы, вроде боевых аистов или огромных представителей семейства кошачьих; силы католических молитв, выстукивание особых ката, придающих силы, и мифрильно-ясеневые спутники; принципы фэн-шуя в планировке городов и поощрение разведения аквариумных рыбок, так как любое, даже самое малое, количество воды может помочь против балрогов и их прислужников; трёхсотметровые туши бронированных кашалотоидов и полуразумные конструкты из мира эльфов, известные как пастухи облаков; железные дороги, проектируемые так, чтобы сложиться в гигантские руны и многое-многое другое...
Одним словом — с фантазией у пана Томаша всё действительно в полном порядке, причём описано это очень ярко, красочно, образно, даже, я бы сказал, кинематографично — хоть сейчас насыщенный (если не перенасыщенный) спецэффектами фильм снимай! При этом, несмотря на некоторую нарочитую мрачность порядков, царящих на территории, подконтрольной балрогам, и наличие нескольких достаточно кровавых сцен, не оставляло меня на протяжении всего процесса чтения ощущение, что пан Томаш несколько подтрунивает над читателем. Мир получился настолько необычным, соединяющим в себе такое сочетание несочитаемого, что поневоле задумаешься — а не специально ли это сделано? Колодзейчак как-будто намеренно настраивает читателя на несерьёзный лад (ну не получается у меня серьёзно воспринимать книгу в которой написано следующее: «Ещё до сумерек он направился в сторону заходящего солнца. Эльфы любят смотреть вестерны и сумели передать это солдатам Речи Посполитой»), чтобы вывести всё к довольно неожиданной развязке, которая превращает классическую, в общем-то героику, хотя и в максимально необычных декорациях, в нестандартное технофэнтези, которое, при большом желании, можно и как «твёрдую НФ» воспринимать. Чувствуется, что автор намеренно несколько «упростил» повествование, и что при желании он вполне мог бы написать серьёзное произведение на данном материале, без волшебных бумажных самолётиков и спутников из ясеня и мифрила.
Плюс второй (скорее, индивидуальный). Крутость главного героя. Я очень люблю книги, в которых главный герой по умолчанию круче всех. Разумеется, читать о совсем уж неуязвимом герое (особенно если впереди ещё три тома, и ты точно знаешь, что с героем ничего не случится) не сильно интересно, но я терпеть не могу, когда все приключения происходят на пределе сил и с превозмоганием самого себя (привет, некромант Неясыть!), поэтому Каетан пришёлся мне по душе. И дело не в том, что он самый крутой боец или обладает какими-то выдающимися физическими возможностями. Автор пошёл другим путём, снабдив главного героя кучей всяких разных магических прибамбасов, типа самого крутого в мире меча, Ключа Перехода, позволяющего перемещаться на другие Планы бытия, и россыпи более мелких, но не менее полезных штучек и приспособлений. Судя по первым впечатлениям прочитавших, кому-то это не шибко понравилось, но во-первых, перед нами всё-таки, прежде всего, развлекательная литература, не претендующая на какую-то реалистичность, а во-вторых, не стоит забывать, что по старой польской традиции к моменту выхода романа польские читатели УЖЕ были знакомы с Каетаном по трём, как минимум, рассказам, в которых он (насколько я понимаю) частью из этих артефактов обзаводится, так что автору не нужно было СРАЗУ объяснять, чем именно владеет королевский географ, и для читателей подготовленных они не казались роялями в кустах.
Плюс третий (довольно сомнительный, но всё же). Этот роман написан поляком и для поляков. Это ни в коем случае не означает, что читать людям другой национальности его противопоказано, но польского гонора в нём очень много. С одной стороны, я уже упоминал, что Колодзейчак пишет, вроде как, и несерьёзно, и во всём мироустройстве (Польша как космическая держава? Не, ну это однозначно только в союзе с эльфами!) можно рассмотреть нотки самоиронии, если не откровенного стёба. С другой — было бы странно, согласитесь, если бы автор-поляк превозносил не свой народ, а каких-нибудь бельгийцев, ирландцев или, скажем, бушменов. Другое дело, что у наших народов и государств долгая и весьма непростая история взаимоотношений, поэтому кого-то выпады в сторону не столько даже русских, сколько коммунистической идеологии, могут и покоробить. Но своей страной Колодзейчак однозначно гордится, причём силу её и величие видит, — в отличие от другого автора, неоднократно обвиняемого на ФантЛабе в «полоноцентризме», Павла Майки, — не во временах легендарных или полумифических, а в католичестве и недавнем прошлом, от противостояния независимой Польши нацистской Германии до времён «Солидарности». Одним словом, к полякам можно относиться по-разному, но патриотизм автора, пусть и несколько гротескно-гиперболизированный, не может не вызывать уважения.
Теперь о минусах. Их лично я насчитал, по большому счёту, всего два.
Минус первый — слишком скупыми мазками обрисованный мир. Понятно, что Польша является в описываемом мире практически центром мира, но слишком много вопросов оставляет мироустройство. Некоторые страны, разумеется упоминаются, в частности США, Угрофинско-Балтийский Союз, Австралийский архипелаг, какая-то там Республика в Антарктиде, ещё чего-то на месте Австралии и Британии, но совершенно непонятно (по крайней мере из текста романа), что происходит на остальной части земного шара. И я даже не о том, что не упомянуты огромные территории России, Китая или, скажем, стран Южной Америки, а о последствиях, которые должны были наступить после всех описываемых катаклизмов. Уж что-что, а климат в Польше явно не мог остаться точно таким же, если уничтожена Скандинавия, а Балтика стала не более, чем заливом Атлантики.
Минус второй, напрямую вырастающий, кстати, из плюса первого =))) — в романе СЛИШКОМ много всего намешано! Понимаю, конечно, что это дело автора — как и о чём писать, но в последней трети романа количество непонятных слов на страницу текста временами несколько зашкаливает. Причём, непонятно даже, научные это термины (я гуманитарий дремучий, поэтому в физике и математике разбираюсь плохо) или словечки, которые имеют смысл только в мире эльфийских нанокадабровых заклинаний, боевых энписов и прочих нимбостратов. Впрочем, предложенный автором финальный твист показался мне ничуть не более странным, чем вторжение в мир очередного Чёрного Властелина или того же Неназываемого.
Подводя итог, могу сказать только одно — Томаш Колодзейчак полностью оправдал моё многолетнее ожидание! Мир Последней Речи Посполитой получился по-настоящему необычным и оригинальным. От меня роману — 9 баллов, сборник рассказов/повестей на очереди, и я очень надеюсь, что и российскому читателю автор зайдёт, и сам Колодзейчак «Белый редут», наконец, допишет. А уж я, если что — подожду! =)))
Nikonorov, 26 января 2022 г.
В ночь с 23 на 24 января мне снился сон, из-за которого я не спал половину ночи. В нем я пребывал на какой-то зависшей в воздухе платформе в мире овеществленной математики и гипотетических множеств, а вокруг мерцали какие-то завихрения пространства, которое изгибалось, частицы водили хоровод, и всё это сопровождалось нечитаемыми рунами, причем, одновременно я читал об этих событиях, в которых находился, в книге, написанной этими самыми нечитаемыми рунами. Но я читал и понимал, но не понимал.
И да, почти всё вышеописанное в романе Колодзейчака «Черный горизонт» вы встретите.
• Первые впечатления: как только начал читать и ознакомился примерно с четвертью, я сделал пометку: «Если роман и дальше останется на такой ноте, то это будет грёбаная пушка». На трети мой восторг продолжался. На половинке начал спадать. К концу… Что ж, об этом в конце.
• Начнем с мира и атмосферы. 40 лет назад произошла Великая Война, которую стали именовать Затмением. Привычному миру пришел конец, и на Землю с другого Плана вторглись не только таинственные балроги, еще именуемые Черными, грозящие поработить Землю, но и эльфы, которые помогли людям отбиться от них, но не до конца. Часть стран и континентов канула в лету и стерлась с лица Земли. То, что осталось, превратилось в островки безопасности. Черные живут в оккупированных землях, а эльфы плотно интегрировались в мир людей. Один из эльфов даже стал королем Польши, как бы странно это ни звучало.
В городах заклинания и эльфы, но вместе с тем жизнь будто бы течет своим чередом, но за пределами стабильных (географически и жизненно стабильных) анклавов царит настоящая разруха и пахнет постапокалипсисом: линии шоссе, заросшие травой автострады, брошенные заправочные станции, валяющиеся рекламные щиты, из которых кто-то делал шалаш. И всё это дело можно обследовать! Где-то найти калькулятор, где-то — банку с газировкой.
Местность за пределами стабильных земель называется Зоной. Это дикие и безлюдные пространства. Как пишет сам автор, «Анойкумена, прочесываемая разведчиками и контролируемая из космоса через ясенево-мифрильные спутники, но по большей части неописанная и неисследованная». И именно эта местность отвечает не только за главную линию романа, но и за ассоциации по атмосфере и декорациям за ассоциации с хмурыми унылыми мирами братьев Стругацких.
В этой Зоне имеются базы Черных, у которых в подчинении йегеры — армия, своего рода маги или солдаты, которые захватывают в рабство людей, вербуют их детей, выращивают из них новых йегеров, а страданиями самих людей подпитывают магические барьеры, укрепят транспорт и прочее. Чем-то это напомнило атмосферу мира Майкла Флетчера с его романом «Без надежды на искупление», и пролог, в котором про Черных и слуг сказано наиболее ярко, очень роднит эти 2 произведения. А еще Зона — это земли текучей географии и пространства, где нет ничего стабильного, дороги, русла рек и местоположения городов тут постоянно меняется.
Мир живой, мир взаимодействует с живущими в нем, где-то он испорчен магией, где-то сам служит системой магии и неотъемлемой ее частью. Например, при переходе через реку, покидая свои родные земли, земли уцелевшие, отдаляясь от защитных менгиров, река может вскипеть, взбрыкнуть, вздыбиться высоченной волной. Но опытный маг всегда может сплести ленту, которая обовьет петлей волну и уничтожит ее. Тут мы можем снова отметить, что Колодзейчак любит магию ГЛАЗАМИ, с фигурками, овеществлениями и прибамбасами, чтобы выглядело красиво, а гипотетические разработчики игр могли готовиться к разработке игре по мотивам, если автор выстрелит произведением. Но о магии будет немного ниже.
• По структуре и персонажам: у нас есть 2 главных героя — географ Каетан и полковник польской армии Роберт, приемный отец Каетана.
Каетан — это географ, обладающий к тому же внушительными магическими способностями. Он-то и исследует земли в Зоне и регистрирует и изучает изменения нестабильной земли. Он всегда знает, где находится, умеет читать местность, может локально стабилизировать географию. Правда, есть один вопрос: если в Зоне география искажается еженедельно, то сколько ж надо географов и сколько надо осуществлять выездов, чтобы всё это актуализировать? Да и зачем, если, как мы уже знаем, земли Зоны просматриваются ясенево-мифрильными спутниками из космоса?
Как водится, главы чередуются, и мы читаем сперва про географа, который пребывает в экспедиции на землях, оккупированных Черными, потом про Роберта. И если к главам Каетана вопросов, в принципе, и не возникает, то в случае с Робертом есть претензии: полно эпизодов, которые роману не нужны от слова «АБСОЛЮТНО».
Да и в целом во 2-й половине романа что-то пошло не так по многим аспектам, но сейчас именно про структуру: главы Каетана иногда раздрабливались просто какими-то вкраплениями, интерлюдиями, никак не связанными с общим сюжетом. Например, митинг социалист-националов или странный эпизод про колонию робинзонов на Марсе; и всё это так разрозненно, неожиданно, коротко, никак не подшито к общим событиям, что я даже не знаю. Я знатно так напрягся. Куда пропал Роберт? Как Марс или политический митинг будет связан с героем-одиночкой?
Потом Роберт, который полковник, конечно, объявляется, но что мы видим? Совершенно ненужный эпизод его беседы с сестрой в кафе, где они оба ждут, когда придет подруга сестры. Другая сцена — как Роберт у своей сестры дома ведет пространные беседы о людях и народе аж на 8 страниц, больше подошедшие творениям Сартра или Камю… И диалоги эти на сюжет не влияют, мир не открывают, ничего интересного и важного читателю не дают. Просто филлер.
В общем, есть подозрения, что сперва была написана короткая повесть про Каетана, а уже потом автор решил разбавить и расширить это дело дополнительными лицами, чтобы не было так уж УЗКО, оттого и внедрил туда полковника, армию и иные моменты.. Потому что параллельно событиям Каетана полковник что-то делает, взаимодействует с армией, которая связывается с Каетаном, но всё это так плохо стыкуется, вы бы только знали. Словно взяли куски от разных паззлов и пытаются сцепить друг с другом. Очень неровно, и звенья цепи событий не вплавлены друг в друга, не обеспечивают качественных подпорок, отчего я и делаю вывод, что в начале было слово. И слово это было про Каетана. И он был явно интереснее автору, чем всё остальное, поскольку главы с Робертом и иже с ним унылые, плоские и слабо проработанные. Много воды и ненужностей.
Структура динамику сожрала, как сожрала и тщательно возводимую мрачную атмосферу своими идиотскими и недозадушевными псевдофилософскими беседами. Абсолютно ни к чему. Но главы с Каетаном хороши, особенно в начале. Мрачный, обстоятельный, не особо говорливый молодой человек 30 лет, специалист, бывший солдат. Оснащен знаниями, профессионализмом, магией, гаджетами. Его странствия по Зоне и взаимодействие с ней напоминают похождения Вуко Драккайнена из цикла «Владыка Ледяного Сада» Ярослава Гжендовича, тоже поляка. И, пожалуй, будь романы второго написаны так, как написал Колодзейчак, я бы, может, и не дропнул тот цикл.
С психологической точки зрения персонажи нулевые. Микродрама отца, который поругался с сыном, и микродрама сына, поругавшегося с отцом, плюс поиск сестренки, канувшей в детстве непонятно на какой План бытия и до сих пор неясно, жива ли она вообще. На этом всё.
Там, где заканчивается специализация персонажей, нет ровным счетом ничего. Даже у похожего по типажу Геральта были свои принципы, свое отношение к поступкам, взгляд на мир, Кодекс. Тут — ничего. Нарочитые треволнения отца, переживающего за операцию сына, какие-то наивные жертвы — все это банально, избито и плоско.
• Про магию: нас побалуют подробностями и принципами работы тех или иных магических предметов, порадуют внешними эффектами заклинаний, покажут новый подход к магии, но и побаянят.
Здесь мы встретим типичные места силы, которые дают герою бафф. И это в буквальном смысле слизано из компьютерных игрушек. То есть, путник на коне в буквальном смысле подходит к каменюке, склоняет голову, произносит молитву, а через секунду каменюка одаривает путника силой, усталости как не бывало, мана восстановилась.
Справедливости ради, ранее такого откровенного плагиата я в книгах не видел. Может, не довелось читать таковых. Однако же в обрисованном автором мире это работает как фишка, и пусть она более чем не нова.
Конечно, иногда она выглядит инфантильно и нелепо, просто чтобы усладить визуал читателя, но это своего рода свежо. Например, как полковник армии делает из бумажного листа самолетик и запускает в небо, а второй листик приклеивает себе на лоб, чтобы контролировать полет самолетика и видеть то, что видит он. Этот самолет на ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ, внимание, жаргоне называется, еще раз внимание, ГЛЯДОСЛУХОМ. Очень нелепо и незвучно.
Это я еще молчу про малые дУхи эсэмэса 2.0, которые впрыскивают сообщение прямо в разум. Ну в самом деле, ну серьезно, ДУХ ЭСЭМЭСА ДВА ТОЧКА НОЛЬ?! Неужели нельзя было придумать что-то поинтереснее и менее нелепое? К чему эти заигрывания с современностью. «Магические эсэмэски» — это плохо до неприличия.
Еще можно прочитать про носящиеся в воздухе карточки с боевыми заклинаниями, которые перевозили на грузовике, а потом, когда те взвились в небо, принялись отстреливать. Ведь если карточка попадет в случайный дом и коснется собаки или кошки, те могут стать чем-то опасным.
Но есть и более чем достойные представители магических систем и принципов работы. Вот Каетан заставляет пар потемнеть и облечь тело, впитать капли идущего дождя, усилиться и стать мимикрирующей броней.
А еще тут есть поезда и идея, что рельсы имеют конкретное расположение и являются нанесенными на тело земли оберегающими знаками, чтобы стабилизировать географию. Своего рода пластыри, скрепляющие земли.
Или возьмем пантограф — предмет, который считывает, как бинокль, тот или иной предмет, создает в своем корпусе его уменьшенную копию, и если, например, это дерево и провести пальцем по стволу, то реальное дерево, с которого была считана копия, переломится.
Когда автор расписывает принцип действия, это прям интересно, будто читаешь мануал.
А чего стоит процесс влияния суицидальных бомб на психику человека, когда их шлейфы от полета внедряются в порядок мыслей незаметно, но настойчиво, вызывая не только депрессию, но и острое желание покончить с собой?
Конечно, всё это хорошо, когда оно отдельно, частно, классифицировано. В романе не совсем так. Тут понамешано много-много всего, что-то кажется вундервафлей, что-то вообще не пойми чем и как работающим. Автор старается оправдать это механикой, где-то подробной, где-то запутанной, но это работает не всегда и не до конца. Много чего не знает сам Каетан и использует просто потому, что это работает или так сказали эльфы. Ведь новому миру только 40 лет, всего не изучишь.
Но все-таки: тут реально нескончаемое количество прибамбасов: руны, выстукивание пальцами по лбу усиливающих ритмов, биологические ритмы, нумерология, уйма заклинаний, как боевых, так и иного порядка, молитвы, оракулы, гадания, места, дающие силу, мантры, физика тела, разные планы, артефакты, волшебные мечи и амулеты, призывные существа, геомантия, фэн-шуй, причем, фэн-шуй в том числе и военный — тут центр города выстроен так, чтобы в случае атаки Черных мог защитить жителей.
Плюсом: вот эти мифрильно-ясеневые космические спутники (боже, что это?!), другие технологичные штучки, работающие через мифрил, о котором я слышал, по сути, только во «Властелине колец»… Как и о балрогах. И всё это интегрировано в военную тематику, в ТЕХНИКУ, и как оно работает — не уверен, что знает даже сам автор. Как не запутаться в подобном нагромождении — неясно.
А иной раз попадется такая забористая смесь, что кажется, будто читаешь нарочитую пародию. К примеру, про совместную атаку американских спецслужб и НЕРЕИД. Или диалоги о Солнце в конъюнкции с Рыбами и Меркурии в тени Юпитера. Как будто неприкрытый стеб над гороскопами и гадалками, но в свете того, к скольким мистическим штукам прибег автор, я сомневаюсь. Читать такое тяжеловато, зная, что Меркурии с тенями Юпитера обсуждались на совещании военных. Ну не верю я в тончайшую метаиронию автора, хоть убейте!
Все же надо знать меру, потому что с магией и ее составляющими случился капитальный перебор, а внедрить знакомые фэнтези-элементы в городскую (а именно — милитаризированную) среду не очень удалось.
Порой дотошное описание магии играет не на руку автору.
• Сюжет: он незатейлив. Полковник Роберт, пребывая в командировке, получает приказ явиться к эльфу, начальнику объединенных армий — гетману Эль-Галаду. Дело серьезное. Параллельно его приемный сын Каетан бродит по землям Зоны и то и дело воюет в одиночку с Черными. Роберт получает приказ связаться с сыном, чтобы отправить того исследовать неизвестную точку Зоны, к которой приковано очень уж пристальное внимание Черных, выжить, передать данные, прорваться сквозь Завесы пространства. Выполнить работу, понятное дело, может только Каетан. Вот отец и передает ему приказ.
Самое обидное и роялистое, что побочный квест и приводит Каетана максимально близко к этой точке — он оказывается всего в трех днях пути! Каетан продирается сквозь невзгоды и сражения, дабы понять, что же там такое, а дальше… А дальше начинается полный треш и «Интерстеллар» в его, кажется, максимальном виде, правда, без книжного шкафа. Но мозгодробящей хрени тут хватит на несколько наркоманских трипов обдолбавшегося старшего научного сотрудника космического центра.
Потому-то мне и приснилась эта муть, о которой я рассказал в начале.
В какой-то момент технофэнтези, магический постапокалипсис в мире Земли сменяется полным недонф-абсурдом и конкретным интерстелларом. Сражение с боссом или описание работы или происходящего представлено чересчур абстрактно, нет накала и переживания, нет понимания сути, поскольку всё так неясно, так заумно, так отдаленно от мирских представлений, что больше напоминает конспект, в котором, само собой, нет никакого места для психологии и накала страстей. Равно как нет и логики. Полнейший маго-научно-фантастический сумбур, без сочувствий и проникновенных моментов.
Если без спойлеров, то звучит суть вот как: на Земле произошел Пробой с неизвестным Планом, и именно основу этого плана балроги сочли полезной, чтобы использовать в своих целях и противостоять людям и эльфам наиболее эффективно. И это, если коротко, связано с компьютерами и апгрейдом технологий собственной цивилизации.
Вот так, сугубо случайно, новый План оказывается выгодным для балрогов.
Чисто коктейль «двойной рояль». И это очень, очень грустно. Наряду с психологией — слабейшее место романа.
• Язык: когда речь не касается словообразований и терминологий магических или технологических вещичек, автор демонстрирует себя как хорошего техника. Он владеет языком, может создать антураж и декорации буквально одним абзацем. Иногда в меру поэтичен, ёмок и образен. Не знаю, так перевели и недоглядели, или это авторское, но в романе присутствуют фразы «фрмировались формы» и «защитные щиты». Зато я нашел всего одну опечатку.
• Попробую подытожить одним вопросом: почему концовка превратилась В ЭТО?! То, что начиналось как технофэнтези с героем в стиле ведьмака-одиночки, стало невнятной и неубедительной научной фантастикой, затрагивающей самое абстрактное и неизученное, что создает полное ощущение Бога-из-машины. Это очень, очень странно, и я не уверен, что это хорошо и пошло на пользу роману, сюжету, антуражу.
Да, первая половина — отличное, я бы даже сказал ШИКАРНОЕ технофэнтези с приличными штучками-дрючками, свежими подходом и взглядом на магию, небанально так, с обоснованием, принципом работы, а во второй половине произведения жанр, и без того граничащий, будто напрочь подменили, отчего финальный эпизод превратился в подобие «Матрицы», но пожестче, с сопутствующими терминологией и набрасыванием не пойми чего абстрактного на происходящее. Во всей этой череде и мешанине магии-науки тяжело было разобраться и понять хоть что-то.
Я не знаю, связаны ли дальнейшие произведения с романом, откроют ли они что-то новое, дадут ли обоснование прочитанному, будут ли последствия показанных событий, но как самостоятельное произведение «Черный горизонт» слабоват с точки зрения сюжета и вызывает много вопросов.
Также страдают герои. Роман вышел детализированным, но узковатым, герои плосковатые, декорации в побочных линиях, как и участники этих линий — тоже. Миру не хватает соответственно рефлексирующих и проживающих новую реальность героев Особенно Роберту, которому за 60, он видел и тот мир, и этот, пережил последствия войны. Вот ему бы поностальгировать, повспоминать, как-то еще пострадать, что ли, дабы оживить роман хоть как-то.
Не знаю, то ли радикальные 6 баллов, то ли авансовые 7. Поставлю, пожалуй, в уме 6,5, но крутану полбалла в бОльшую сторону в надежде, что следующие произведения в малой форме будут лучше. Если нет, вернусь, снижу оценку и обязательно всех уведомлю.
megachainick, 12 мая 2022 г.
Один поляк-хорошо, два- драка, три- польский вопрос. Автор пишет прямо за троих и кроме польского вопроса в книге почти ничего нет. Автор не то чтобы русофоб, просто остальные народы достойны только прислуживания полякам, и поляки их будут иногда спасать.. или не будут, по настроению. Итак прекрасный мир будущего по Колодзейчаку: произошла какая то необъяснимая и необъясненная хрень и мир изменился: вся европа стала Сауроно-фашистами (барлоги и назгулы в наличии и это не шутка), 99% жителей России навечно заточены в волшебных грибах-гробах, в которых вечно страдают(освобождать их, конечно никто не собирается) а оставшийся 1% периодически превращается в лютых урков, которые вырывают всем зубы и вставляют себе. А поляков спасли эльфы, которые по волшебству оказались тоже..не угадаете...поляками. Вот так поворот. И теперь в польше суперволшебная Ржечь посполита с эльфами и прекрасными же поляками. Отдельно стоит отметить местную магию. Она состоит из роялей, которые герой возит при себе, в крайнем случае ее присылают ему в последнюю секунду. Например типовое описание боя в книге( а их там в наличии). Суперстрашное Злое Зло ни изрыгающем злобу демоно-коне бросается на храбрую горстку героя и его спутников. Герой, поливая врага волнами пуль из своего нано-колдунского пистолета в левой руке, выхватывает правой меч, привезенный им из суперзагадочного измерения(и который король эльфов у него просил, но герой ему отказал, о чем он стабильно думает каждую битву) храбро бросается на врага. Его соратников Злое зло с торащими во все стороны конечностями, жвалами, головами убитых младенцев и ногами, отрезанными у честных бюргеров, косит во все стороны и почти все героически погибают. И когда Злое Зло нависает над героем и его зловеще-кислотно-заколдованная слюна капаент на голову героя, из за леса вылетает вертолет с нарисованным польским флагом и убивает Злое Зло из крупнокалиберного пулемета. «Слава Польше» думает герой и падает без чувств.... Хеппи энд. И вся эта невыразимая прелесть листах на 400-х. Единственное что мне осталось непонятным- зачем переводить эту, как бы сказать, книжку на русский язык?
Jozef Nerino, 17 февраля 2022 г.
Эта книга прекрасна примерно первые сто страниц, возможно даже сто пятьдесят, пока идёт погружение в мир. Прикольное такое технофентези, во вселенной вот только недавно случившегося постапокалипсиса, перманентно живущего в режиме осаждённой крепости (и по некоторым оговоркам проигрывающего эту борьбу). Суровый герой, королевский географ, рыскающий по ничейным землям, изыскивающий возможности добавить ещё пядь-другую земли к Польскому королевству...
Момент, когда
А дальше уже можно не читать.
Потому что главный герой, этакий артефактно усиленный ведьмак на минималках, внезапно превращается в героя пубертатного романа. Пошлые и, не побоюсь этого слова, тупые шутки о членах на две страницы. Гарантированная гибель в самоубийственной миссии, которая не случается, потому что «вся королевская конница и вся королевская рать» спешат на помощь герою и ценой ужасных потерь таки спасают его бренную тушку. Счастливый финал, который никак не следовал из предшествующих событий.
И так до конца книги. Каждая последующая новелла это ухудшенная версия предыдущей, с большим количеством сюжетных дыр и менее логически обоснованная. Наш герой Марти Сью, то есть, простите, королевский географ Каетан Клобуцкий, смело и радостно залезает в самую глубокую жопу, какую только может найти, но благодаря своим способностям, артефактам и внешней помощи героически из неё выкарабкивается целым и невредимым.
Последний пункт придаёт происходящему особую недостоверность. Персонажи второго и третьего плана вокруг него гибнут пачками, порой даже сотнями и тысячами, но главный герой, его родственники, его друзья и его случайные бабы из любых передряг выходят целыми и невредимыми.
Лично мои ощущения от книги — как будто я укусил такое красивое, нарядное пирожное, а вместо начинки внутри гниль, вонь и личинки мух ползают. Самое большое разочарование года.
Manowar76, 13 февраля 2022 г.
«Остальная часть континента находилась примерно в том же состоянии, в котором его оставила война двадцать второго года.»
Новьё.
«Цвета штандартов» Колодзейчака читал. Не впечатлило. Дадим автору ещё один шанс.
Крайне необычный мир! Изменяющаяся, как перемешиваемый фруктовый кисель, география; магия, похожая на науку, и наоборот. Балроги, абсолютное зло с другого Плана и эльфы, вместе с поляками противостоящие балрогам. Люди не на стороне Добра, они на стороне нормальности.
Автор провёл огромную работу по словотворчеству — все артефакты и магические методы и сущности имеют собственные, придуманные Колодзейчаком, названия. Поначалу на этой терминологии спотыкаешься, но она же и добавляет интереса.
Полторы сюжетные линии — боевой географ Каетан, делающий вылазки в Зону за пределами стабильной польской географии и Роберт, его приёмный отец-полковник.
Несмотря на мирное название профессии, Каетан — парень непростой. Помимо мастерского владения широчайшим магическим арсеналом, главный герой носит с собой два чуть ли не самых крутых артефакта на Плане Земли: меч «Клык», очередную инкарнацию Буреносца, и еще одну штукенцию. Забавно, что Клык вытаскивается из заплечных ножн точно также, как и Друг Воронов, меч Ринлига из «Сталь остаётся» Моргана. Ножны просто раскрываются по длине.
Наличие крутого стафа не делает персонажа перекаченным и непобедимым, но заставляет задуматься, каково же в Зоне людям попроще и менее оснащённым.
Помимо сюжетных глав, подаются ещё главы о мире, не имеющие прямого отношения к сюжету: быт марсианский колонистов; гротескная сходка католических социал-националистов.
Весьма удались автору антагонисты: хтонические балроги, питающиеся болью и страданием, и их слуги йегеры. Давно не встречал такое вычурное и беспримесное Зло. Чёрные символизируют полный, лишённый изъянов, тоталитаризм. О чём прямым текстом, с упоминанием Ленина и Гитлера, говорится в романе устами отца Каетана.
Поляки мастаки создавать странные сюрреалистичные миры! «Чёрный горизонт» необычностью похож и на мир «Иных песен» Дукая и на мир «Мира миров» Майки.
Некоторые сцены в польских городах напомнили «Нам здесь жить» Олди, а повадки эльфийско-человеческой спецслужбы пробудили в памяти отношения в КОМКОНЕ-2 Стругацких.
Роман короткий, мог бы считаться и большой повестью. Одно из приключений Каетана, закончившееся зрелищной большой заварушкой. Не начало и не конец мира.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Приступаю к чтению рассказов и повестей.
Кстати, порядок чтения цикла, рекомендуемый автором:
Красавица и Граф
Не одолеть доцента!
Красный туман
Чёрный горизонт
Ключ перехода
SeverianX, 6 февраля 2023 г.
Все началось с Великой войны, расколовшей само мироздание. Перестают работать даже законы физики, а география постоянно меняется. Земля оказывается связана с чужими измерениями – Планами. Из одного пришли балроги – первородное зло, питающееся людскими страданиями, из других – эльфы – соратники и защитники людей. В этом постапокалиптическом мире магия тесно переплетена с высокими технологиями. В темной мрачной реальности заклинания и молитвы работают не менее эффективно, чем меч или пистолет. Обилие различных магических сил меняют весь окружающий мир – растения и животные быстро мутируют. Сама реальность непостоянна и зыбка.
Хотелось бы чуть подробнее рассказать о местной системе магии – она тут довольно оригинальна. Эльфы и балроги черпают силы из микроскопических частиц – нанокадабров и фагов соответственно. Во время боя маги призывают боевых союзников энписов, смещают пласты реальности, чтобы уклониться от вражеских заклинаний, и защищаются щитом из веры. Вообще вера играет тут огромную роль. Нужно обязательно верить, если хочешь вернуться домой из страны балрогов. Интересно, что во всей Европе осталось лишь одно государство – Польша. Ещё присутствуют упоминания Америки. Что же творится на востоке, совсем непонятно.
Колодзейчак грешит тем, что вводит огромное количество терминов, как реальных, так и выдуманных. Все это с одной стороны тормозит чтение, а с другой создаёт ощущение реальности данного мир, добавляя детализацию. Тут встречается масса могущественных артефактов, за которые идёт нешуточная борьба.
В этом романе практически нет серой морали. Противоборствующие стороны четко разделены на добро и зло. Балроги кровожадны и упиваются страданиями своих жертв. Люди, оказавшиеся на их территории, влачат жалкое существование рабов. Их избивают, калечат и убивают. В стране балрогов нет надежды на спасение – одно лишь беспросветное отчаяние. Часть людей была изменена магией балрогов и изменена в покорных солдат – Йегеров. В противовес силам зла существуют эльфы. Они могущественны, красивы и добры. Вступив в союз с людьми, эльфы не смотрят на них свысока, а держатся на равных. Они даже обратились в католическую веру.
Главный герой, Каетан Клобуцкий, королевский географ, способный ориентироваться в мире изменчивой географии. Он искусный боец, владеет эльфийской магией и парой могущественных артефактов: Ключом Перехода, позволяющим открывать порталы в другие Планы, и мечом Клыком, уничтожающим все, к чему прикоснется. Постепенно мы узнаем чуть больше о характере и прошлом Каетана, о его взаимоотношениях с приемным отцом, детстве в стране балрогов, смерти сестры. Хотя часто возникает ощущение, что читаешь описание компьютерной игры. Герои довольно плоские, а вот мир проработан отлично. Хотелось бы особенно выделить красочные описания магических сражений. Монстры прописаны не менее детально и гротескно.
Основной сюжет строится на том, что король Польши, эльф Болеслав VI Арр’Рит, посылает Каетана за горизонт событий, чтобы узнать, что скрывают там балроги. Дело в том, что в одну небольшую деревушку Йегеры суются довольно редко, избегают её даже сами балроги. Возможно, там скрывается некая могущественная сила, которая может стать как союзником, так и страшным противником. Это в свою очередь может переломить ход многолетней войны добра со злом.
Harlekin667, 26 февраля 2022 г.
Если ты не прочь прорваться сквозь сгущение барьеров ложных дорог, ловушек реальности и означить свою тропу ариадновой магией так, чтобы по ней могли пройти люди, проплыть чароматы и информация, то тебе обязательно сюда. Но мне оказалось это совсем не интересным поэтому читая мои эгиды судорожно напрягались, и энергия ударялась в слишком агрессивные средоточия фагов при этом сопротивлялось и само пространство несмотря на то что я пробивался сквозь него как пуля все равно чувствовал растущую усталость.
А если выразится проще, то перед тобой пример фэнтези на стыке фантастики (которой тут явно больше) заправленным пост апокалипсисом с очередным могущественным героем в лице превозмогающего 30-ти летнего географа Клобуцкого. Весьма перспективный и самое главное молодой человек, вооруженный сокрушающими артефактами несравнимыми по силе с любым оружием созданным человеком, которое эффективно помогает ему гнуть свою линию и противников, уничтожая их вопреки математическим законам, а иногда и здравому смыслу. Путешествуя с вынужденной миссией географ ни разу не оправдал своих обязанностей, профиль которых полностью бессмыслен, а исходя из поступков он просто занимается имитацией бурной деятельности кпд которого чуть больше чем ноль. В целом я не против героя в образе супермена, но как минимум считаю, чтобы факт его способностей, гаджетов, инструментов был оправдан и реализован для адекватного восприятия.
Характеристика и действия Каетана видимо не мне одному напомнили героя Драккайнена из цикла Ярослава Гжендовича только в отличие от него все сопутствующие приключения происходят на родной нам земле правда с точностью наоборот где силы противоборствующей стороны в разы превосходят человеческие возможности. И как полагается сопротивление в сражениях с более значительным соперником под стать только в состояние ранее упомянутым. Докучающий и неуместный генитальный юмор с необузданной фантазией похотливого географа приносит однообразие в диалогах, не имеющих веса для сюжетного хода. Компанию нелепого юмора дополняет пара обыденных героев, выступающих в роли приемного отца и его сестры, игриво флиртующей с различными официантами, а главы с ними пустое и бесцельное увеличение количества книжных страниц.
Слишком неудобная и необъяснимая система происхождения терминов и их употребление в понимании. Также не состоятельна структура прошедших и происходящих событий подкрепленные не нужными моментами создающие путаницу и приводящие к непониманию некоторых конфликтов.
К середине романа логика стала заметно слабнуть, а ближе к финалу я полностью утратил удовольствие от чтения. Развязка получилась более чем предсказуема, потому как бескомпромиссная забота автора готова прийти на помощь даже в такой безвыходной ситуации. После этого момента мой интерес к чтению угас полностью, как собственно и уровень последующих рассказов. Не скажу, что разочаровался потому как ничего не ожидал и это сыграло на руку. Все же у Колодзейчака вышла не плохая и не бедная на слова история, наполненная драмой, но последующим работам будет суждено пройти мимо меня.
Deusuum, 17 февраля 2022 г.
По мере чтения этого небольшого романа моё отношение к нему менялось много раз. Интригующий мрачный пролог, невероятно тяжело идущая первая глава, переполненная не всегда остроумными терминами сеттинга книги, довольно динамичная вторая глава... и так далее.
Моя главная претензия к «Чёрному горизонту» — очень скудный сюжет и практически нераскрытые персонажи, а вот экспозиция занимает почти весь объём текста. Томаш Колодзейчак просто упивается созданным им миром, не упускает ни единой возможности познакомить читателей с его деталями. Мир, надо признать, получился весьма интригующим, мне лично он слегка напомнил роман «Мир миров» другого поляка Павла Майки — опять наша Земля, на которую пришло нечто странное, и мир стал работать по совершенно иным законам в попытке спасти себя. Даже ход с Польшей в качестве устоявшего очага человеческой цивилизации повторяется, но это не удивительно.
Итак, несколько десятков лет назад на нашу планету из неведомых измерений явились нежданные гости (слово «пришлецы», используемое переводчиком, кажется мне сомнительным) — воплощение абсолютного зла балроги и противостоящие им эльфы, ставшие союзниками людей. Царство зла захватило почти весь мир, половина Европы или исчезла, или находится под властью Тьмы, лишь Польша с немногочисленными союзниками держит последний редут человечества. И атмосферу жизни в этих условиях писатель передаёт, повторюсь, с упоением. Преображение техники, социальной и политической жизни, многочисленные законы разных видов магии — всего этого так много, что иногда у меня складывалось впечатление, что я читаю не роман, а беллетризованное описание сеттинга для настольной или компьютерной ролевой игры, ведь основная сюжетная линия получилась чрезвычайно короткой, а о двух главных героях, географе-исследователе Каетане и его приёмном отце Роберте, я просто не успел узнать, у них да двоих наберётся лишь пара страниц, где они предстают людьми, а не механизмами для действия или, опять же, экспозиции. А вот под описаниями заклинаний, законов магии, гротескных подробностей жизни под властью сил Зла — буквально тонешь, именно поэтому я оговорился. что едва не бросил чтение, так тяжело шли первые несколько десятков страниц. Действия в «Чёрном горизонте» довольно много, но нельзя сказать, что схватки описаны динамично, внимание автора всё время сконцентрировано на необычных условиях и способах, в которых они проходят. Ещё Колодзейчак переборщил с количеством изобретённых им самим терминов, которые не всегда схватываешь на лету, а некоторые даже заставляют улыбнуться — «нанокадабры» и «балроги» чего стоят, а мешанина из Шангри-Ла, эльфов и колонизаторов Марса лишь добавляет хаоса и сумбура в произведение.
«Шестёрку» рука не поднимается поставить, так что натяну до нетвёрдых семи баллов.
Надежда на малую прозу?