Брайан Олдисс «Амёба-визитёр»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Два генерала ведут долгую гражданскую войну на самой окраине Галактики. К ним прибывает загадочный человек и предлагает простой план захвата богатого галактического центра. Генералы соблазняются возможностью быстрой наживы, не подозревая об истинных мотивах незнакомца.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— сборник «The Canopy of Time», 1959 г.
— сборник «Галактики как песчинки», 1960 г.
— сборник «The Complete Short Stories: The 1950s», 2013 г.
- /языки:
- русский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- Д. Зинони (1), В. Лапин (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 29 августа 2023 г.
Довольно длинное произведение, в котором подводка занимает 90% текста, а на ударную концовку отведены пара страниц. Само по себе это что-то вроде встречи людей сверхдалекого миллионолетнего будущего с космическим абсолютом, божественным духом природы, эдаким бессмертным Паном, возвещающим конец истории человечества и одновременно — начало нового цикла. Причём поначалу история про двух революционеров-диктаторов, участников бесконечной войны у конца времён, решивших при содействии некоего таинственного космического «Робинзона» разграбить мифическую столицу и прародину — Землю не вызывает ощущения масштаба и стэплдонской космогоничности. Лишь потом осознаёшь грандиозность бедствия и понимаешь, какие люди все же мелкие ничтожные сущности — ума хватило только плести интриги и грабить даже у конца их мира. Крах духовный наложился на крах космологический… В 60е это читалось как метафора ядерной войны, сейчас , в 2023 году — как горькое пророчество, сбывающееся буквально на наших глазах. Посмотри в зеркало , человечество, и подумай о мере падения тех, кому и в следующий раз придёт идея собирать вещички у рухнувшего за околицей деревни пассажирского самолёта .
Darth_Veter, 1 апреля 2022 г.
Последняя новелла из многовековой хроники Глактической Федерации действительно получилась последней и по сюжету. По воле случая в умирающую от старости Галактику залетает представитель нового разумного вида, призванного заменить человека в скором будущем. Он начинает свой длинный вояж к прародине остального человечества, чтобы предупредить его о грозящем Конце Света... Ну что ж, в целом достойное завершение всего цикла, несмотря на определенные угловатости в изложении сюжета. Главное состоит в том, что читатель сможет понять всё происходящее из мудреных и не совсем очевидных по смыслу диалогов. Главгерой без имени, конечно, описан очень упрощенно и поверхностно, что не дает составить о нем хоть какого-то представления. Его миссия также остается загадкой вплоть до самого финала, где, наконец, раскрываются все карты. И вот тогда оказывается, что изначальные представления о целях чужеземца были неверными в корне — никого завоевывать он не собирался. Даже его сверхспособности на самом деле окажутся очередной фикцией, ибо настоящая причина всего происходящего кроется в особенностях нашего мира. Только вот я не пойму — зачем нужно сообщать всему человечеству о грядущей катастрофе? Вряд ли это добавит нам оптимизма да и толка от такого знания нет никакого. Очевидно, автору просто понадобился эффектный финал, напоминающий библейский «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Чтобы, так сказать, провести параллель с пророчествами далекого прошлого. Ну что ж, теперь, когда прошлое соединилось с будущим через настоящее, история вынуждена закончиться...
--------------
РЕЗЮМЕ: завершающий эпизод в длинной истории земной империи повествует, как это и положено, о всеобщем Конце Света. Со всеми научными объяснениями последнего.
god54, 19 апреля 2022 г.
Что-то слишком заумное. Кажется автор сумел запутать самого себя аллегориями, высокопарными словами, предсказаниями и сумасшедшими выводами. Этакий хаос конца света, конфликт старого и нового, отцов и детей. Одним словом на любителя иносказательной литературы.
Groucho Marx, 12 июля 2020 г.
Значит, по мнению Олдисса, в неопределённо далёком будущем сами атомы Вселенной станут «дряхлыми». Ну-у-у, это, мягко говоря, ненаучно.
Что касается самого сюжета этого рассказа, то он звучит, как несмешной анекдот, и аранжирован самыми примитивными НФ-клише космооперы. Часть декораций взята из «Основания» Азимова, часть — из «Звездных королей» Гамильтона, часть — вообще из третьесортных комиксов, типа «Флэш Гордон».
Посредственный, очень посредственный финал грандиозно задуманной книги о миллионнолетнем будущем человечества. Даже обидно за Олдисса. Конечно, это ранний рассказ, 1957 года, возможно, просто проба пера. Но, в таком случае, Олдисс напрасно взял эту историю в «Галактики, как песчинки».