fantlab ru

Брендон Сандерсон «Рифматист»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
365
Моя оценка:
-

подробнее

Рифматист

The Rithmatist

Роман, год; цикл «Рифматист»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Первый роман эпического цикла фэнтези для подростков от Брендона Сандерсона — мастера магических систем и волшебных миров.

Джоел всегда хотел стать рифматистом. Но быть рифматистом мечта многих — ведь рифматисты обладают властью оживлять двумерные фигуры. Они единственная защита человечества от ужасных тварей, уничтожающих всех на своем пути.

Джоел — сын простого работника академии магических искусств. Он каждый день наблюдает как простые ребята учатся и превращаются в рифматистов, но, к его превеликому сожалению, он не один из них.

Но все меняется после начала таинственных кровавых исчезновений учеников академии. Теперь Джоел и его подруга Мэлоди помогают профессору, который старается разобраться в этих загадочных событиях. В поисках ответов они нечаянно делают совершенно неожиданное открытие, которое изменит рифматистов и их мир навсегда.

Входит в:

— цикл «Рифматист»


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2013 // Фантастическая литература для младших и средних классов

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2017 // Зарубежный переводной роман (США)

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Молодёжная фантастика (1 162 голоса)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Рифматист
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Rithmatist
2013 г.
(английский)
The Rithmatist
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заметили, как резко в последние годы обрушились тиражи фантастики? Мэтры фантастических жанров, чьи книги еще 5-10 лет назад издавали сотнями тысяч копий сейчас рады и тому, что их новые романы выходят десятком тысяч экземпляров. Те же, кто раньше имел тираж в 10 тысяч, сейчас могут рассчитывать на 2-3 тысячи или вообще уходят в мрачный мир самиздата.

Но цветет и пахнет на этом фоне young adult.

Тиражи все еще солидные. Новые имена появляются стабильно. В каждом издательстве что ни год, то новая серия этого самого young adult. Причем никакого закостенения нет и в помине. Подростковая литература давно ушла от подражания Гарри Поттеру и теперь постоянно находится в поиске новых путей и трендов. То азиатщина выходит в топ, то славянское фэнтези, то ретеллинг. Но частенько young adult поверхностный и примитивный, тут да. Не уровня попаданцев и литРПГ, но тоже звезд с небес не хватает. Персонажи пустоватенькие, их мотивация прихрамывает, мир описан по верхам и прочее, прочее.

Вот бы мощный автор фэнтези взял и написал young adult!

И написал-таки. Сам Сандерсон. Причем еще лет 10 назад, спасибо, что перевели хоть теперь.

Сандерсону можно многое предъявить, не спорю, но сюжетные линии и миры у него всегда проработаны до мелочей – а это именно то, что нужно для развлекательного в своей сути young adult.

Итак, «Рифматист».

Начнем с того, что у Сандерсона всегда на особенно высоком уровне. С магической системы. В основе местной магии рисование мелками и геометрия. Звучит скучно, правда? Но Сандерсон как-то ухитрился сделать чертительно-рисовательную магию потрясающе интересной и многогранной. Поначалу кажется, что ее применение узковато, но ближе к середине книги понимаешь, как ошибаешься.

Кроме магии интересно и устройство мира. Перед нами альтернативная история в антураже клок панка. Поясню, клок панк (clockpunk) – это когда все технологии основаны на пружинных механизмах. Придумал его не Сандерсон, но лично я встречаю такой мир впервые. Что, несомненно, плюс.

Персонажи в меру хороши. Джоел, главный герой, чуть поскучнее, хотя и раскрывается к концу, а вот Мэлоди классная. Симпатичная и с милыми прибабахами. Химия между ними есть, причем и в плане взаимоотношений и в рифматике тоже. Здесь Сандерсон вообще выстроил все крайне прекрасно.

Сюжет… вполне неплох. «Рифматист» во многом шаблонный и предсказуемый, но за счет синергии истории и постоянно открывающихся подробностей рифматики держит от начала до самого конца.

«Рифматист», как мне кажется, идеален для школьной программы. Считайте меня наивным, но я думаю, книга вполне может пробудить в подростках интерес к черчению, геометрии, дизайну и, может даже, к точным наукам.

Нет, это не идеальный young adult. Начало затянуто, многое недоработано и продолжение вряд ли будет когда-то написано. Но книга затягивает, в ней чувствуется рука мастера, нет (или почти нет) типичных для жанра глупостей и несуразностей. Наконец, ее читаешь взахлеб и в финале получаешь массу удовольствия. А может, продолжение все же однажды появится?..

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от книги было: «Дожили, теперь и Азбука перестала платить литредакторам за вычитку текста. Печально, на самом-то деле. Потому что это предпоследнее издательство, у которого я брала книги на русском без опасений за качество. Деньги, понимаю, все экономят. Но мое искреннее мнение – лучше дороже (мы и так почки закладываем, когда покупаем), но с уважением к читателям. Аргументирую: помимо корявенького и довольно скудного текста на каждом шагу жуткие тавтологии: «Выходит, моя находка…», «вы говорили про заговор»…

Второе впечатление от книги было тоже не восторженным, хотя это уже мой личный загон. Сколько раз надо наступить на грабли, чтобы перестать наступать на грабли? То есть перестать брать не своего автора? В случае с Сандерсоном – это просто не мой автор, но я пробую уже его пятую? Шестую вещь? Размышляя примерно так: ну все же хвалят, может, хоть эта зайдет? Не-а. Не из-за придирок к сюжету или героям, просто не цепляет.

Хотя и объективные придирки в этот раз (в отличие от большинства других его книг) тоже есть. В этот раз он зашел на поле янг-эдалта, в котором я собаку съела и почти всё прочитала, поэтому есть с чем сравнить. По итогу: сидел бы ты дяденька Сандерсон в эпике, где всё у тебя круто. Потому что подростки получились мягко говоря неубедительные. Ок, я еще понимаю одержимость Джоела рифматистами (кстати, а зачем было брать это слово, если про рифмы там речь не идет? Воображения не хватило? – ох, сомневаюсь, уж чего-чего, а воображения у Сандерсона даже через край), там и папочка заложил, и общество ореол избранности навесило… Хотя отправиться на войну – ну так себе награда за способности рифматистов, которые сводятся к оживлению меловых фигур.

И вот второй минус по сюжету, как ни странно, за эту магию. Не думала, что доживу до момента, когда Сандерсона можно будет поругать за неоригинальность, но вот конкретно видела уже у трех-четырех фантастов точно, начиная с Марвела и заканчивая ромфантом. Да и не особо зрелищная и интересная способность, как по мне. А уже их дуэли – какой то парад самодеятельности районного разлива перед местным ДК. Детишки рисуют мелками на асфальте на скорость. Детский сад какой-то!

Детектив тоже не особенно увлек. Да, я не догадалась, кто такой этот щелкопер (тоже, кстати, претензия к переводу – ну что за махровый советский союз?), но вообще рассуждала в правильную сторону. Сами мотивы преступника беспомощны и высосаны из пальца.

Отдельные лучи ненависти летят за Мелоди. Я точно знаю, что у Сандерсона получаются классные женские персонажи в отличие от большинства авторов-мужчин (целый цикл про Устремленную в небо есть), но тут получился просто откровенно шовинистский образ экзальтированной, глупенькой, склонной драматизировать всё подпевалы.

Короче, это самая неудачная книга Сандерсона. Обычно мне не к чему у него придраться, но в этот раз я даже могу обосновать свои претензии к его творчеству. Что отчасти радует, но больше печалит.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Брендона Сандерсона я люблю, ценю и уважаю. А как может быть иначе, если большая часть его романов оценена мной на восемь баллов и выше? Но вот «Рифматист» меня не впечатлил. Наверное, всему виной завышенные ожидания, а может, староват я уже для таких историй, но роман получил от меня семь баллов, и один или два балла из них поставлены авансом.

Альтернативная Земля. Здесь вместо Соединённых Штатов Америки расположены Соединённые Острова Америки, а часть людей владеет магией. И на первый взгляд может показаться, что этой магией можно только детей пугать: нарисовал мелом на асфальте какую-нибудь каракулю, и она сразу оживает. Но такую магическую систему начинаешь воспринимать всерьёз, как только узнаешь, что рисунок мелом может останавливать пули, а каракуля вполне в состоянии сожрать противника заживо. Так что маги-художники, именуемые рифматистами, занимают важное место в обществе.

Джоэл с детства мечтал стать рифматистом, но ему не повезло. Тем не менее, он получает хорошее образование в той же академии, что и его одарённые магически товарищи, и не оставляет попыток пробраться на занятия по рифматике. Да, практика ему недоступна, но теория-то нет. Однако вскоре размеренная жизнь студгородка будет нарушена таинственными исчезновениями лучших студентов-рифматистов…

Как уже заметно из аннотации, главная особенность романа – это необычная магическая система. Сандерсон, как обычно, подошёл к вопросу весьма скрупулёзно, благодаря чему читатель получил множество подробностей про фунционал рифматики, вплоть до описания и изображения разнообразных схем защит. Кое-что при этом явно оставлено на будущее. Кстати, благодаря рифматике, на страницах книги много рисунков, помогающих визуализировать происходящее. Без них роман был бы в разы скучнее. Хотя мне из оформления больше всего понравилось то, как оформлена нумерация глав.

Увы, но ни сюжет, ни персонажи меня не зацепили. Начнём с сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё слишком предсказуемо. То, что Джоэл сработается с Мелоди понятно сразу после первого появления девушки. Главного злодея я вычислил если не сразу, то почти сразу, даже несмотря на обманку автора. Ну и сходство с первой книгой о Гарри Поттере раздражало. Вот у нас есть магическая академия. Вот злобный преподаватель, невзлюбивший главного героя. Начинают происходить зловещие события, главный герой постоянно подозревает преподавателя, но окружающие ему не верят. Ближе к концу романа выясняется, что злобный преподаватель не такой уж злобный, а наоборот человек чести, пытающийся всех спасти. Зато тот, кого никто не подозревал оказывается под влиянием некой тёмной сущности. Ну и в финале оказывается, что схожесть с романом Роулинг создана намеренно, дабы неожиданный поворот в конце получился действительно неожиданным. Вот только на мне это не сработало, я, как подозревал злобного преподавателя, так ничто мои подозрения не развеяло.

Ну а что касается персонажей, то большинство из них слишком поверхностны. Исключением является Мелоди, благодаря своей взбалмошности и привычкам строить из себя королеву драмы. На фоне почти безликого Джоэла девушка сильно выделяется, и к ней испытываешь симпатию. Однако у Сандерсона такой типаж женского персонажа встречается довольно часто.

Вот и получается, что «Рифматист» стал для меня развлекательным романом на один раз. Да, система магии любопытная, да, сюжет развивается быстро, но отсутствие интриги и скучные, за редким исключением, персонажи сильно мешают полностью насладиться этой историей. Может быть, ситуация изменится с выходом продолжения, которое уже десять лет как находится в планах автора. А может быть, я слишком много требую от подросткового, в общем-то, романа.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование

Возможно я глуп, возможно чего-то не понял, книга то крайне высокооценённая и награды имеет, но я не испытал буквально ничего кроме скуки

Мир строится на том, что году в 1300 начали появляться 2д нарисованные монстры, атакующие всё подряд, и люди начали получать способности рисовать особые линии, чтобы сдерживать их. Уже сама завязка вызывает недоверие, откуда берутся монстры, откуда берется энергия этих монстров, откуда берется энергия символов рифматистов, как это всё работает, почему против рисунков помогает ведро с водой, но они могут напать в дождь, почему-почему-почему-почему. И ответов на это не будет, я могу очень долго перечислять возникшие вопросы к миру, и ответа на них автор не дает.

К году начала истории, все картинки(????) удалось загнать в башню на территории америки, и теперь все римфматисты мира служат свою службу у неё, охраняя мир и спокойствие. И опять, только вводится новый лорный элемент и он вызывает ничего кроме вопросов, каким образом они это сделали? Местный мир это куча островов, как рисунки существуют под водой, при том что люди смывают их водой? Каким образом с местной европы они загнали их в башню, и что именно они загоняли?

На этом этапе я считал что уже примерно понял сюжет, что по сути рисунки это «искуственный» враг для мира, созданный церковью, которая наделяет всех силами рифматистов, и тем самым они поддерживают баланс мира. Но это никак и ни с чем не вяжется, с лором, с антагонистами, с действиями церкви, с сюжетом, так что очевидно что моя теория ошибочна, и люди действительно умудрились запереть то, ни знаю что в башне, загнав это что-то при помощи рисунков. Хотя каждый раз когда герой говорит про церковь, про их обряды, про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ограничение в числе рифматистов, что их всегда одно и то же число, не больше и не меньше
, про то что только они владеют секретами Инициации рифматиста(что вызывает вопрос, как появились первые рифматисты, до церкви. Автор пытался дать ответ, но по итогу просто ввел кучу терминов, а на следующей странице забыл про это всё, и больше к этому вопросу никто не возвращался), и так далее, и тому подобное

Если же когда всё таки выйдет вторая книга, я окажусь прав, я буду сильно недоволен, раскрыть сюжет книги на 10-20 странице(не помню где конкретно впервые описали работу церкви), это перебор

Так вот, возвращаясь к миру и сюжету. Его нет. Буквально, мира за пределами взгляда глав-героя нет, рифматисты это единственная защита мира от диких рисунков, высокооплачиваемые боевые маги нарушающие законы физики — буквально просто рисуют кружочки и монстров. Никто не пытается исследовать рифматику, никто не пытается улучшить жизнь рифматистов(не считая антагонистов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которые додумались что мел можно не держать в руках, а держать на трости, чтобы рисовать не сгибаясь, держать на ногах, чтобы иметь возможность рисовать базовые защитные формации и базовые атакующие линии ногой в случае внезапной угрозы
). Все и буквально все рифматисты — получили набор знаний, получили мелок и всё, дальше они просто совершенствуют скорость рисования, четность линий и правильность черчения. Отец гг, полунищий-полуобразованный химик умудрился сделать открытый в рифмантике больше, чем все рифматисты за много лет развития этого мира

И я уже даже не знаю, о чем бы я не хотел рассказать, все вызывает или вопросы, или недоверие, или скуку

Или смех, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный злодей, который изначально очевидно главный злодей, является РАЗУМНЫМ рисунком захватившим тело живого человека и идеально его мимикрировало. А знаете для чего? Чтобы прочитать человеческие книги о рифмантике. Представляю его разочарование, когда он понял что люди буквально ничего не знают о ней, и просто пользуются не пытаясь улучшить, в то время как он сам открыл 2 новых знака, когда люди за всю свою историю открыли всего 4.

Или его объяснения насчёт того что живые рисунки в этом мире боятся шестерёнок(что кстати общеизвестно, но никто не носит с собой шестеренки для защиты, не смотря на то что у них буквально золотая монета является механизмом с шестеренками), а боятся они их потому что шестеренка напоминает им о времени, которое придумали люди, начав измерять его, чего монстры понять не могут. То есть, буквально, монстр который может разорвать ребенка на части и съесть, видит шестерёнку и начинает думать о времени, из-за чего пугается и уходит, блин, я не знаю есть ли ещё более нелепое объяснение этого рояля в кустах который позволил ГГ спасти свою жизнь 1 раз

В книге два плюса, это характер девочки-подруги главгероя, она очень живая, прямо оживляет этот мертвый мир и сюжет, она интересна и местами смешна, в общем, удивительно интересный персонаж для этого мира

И второй плюс, она весьма короткая и читается за вечер

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга мне понравилась так же, как и все его книги. Хорошее построение мира, как и следовало ожидать от Сандерсона.Умная, и детальная магическая система. Хорошая загадка окружающего мира.

О персонажах интересно читать,каждый из них уникален, со своими характерами и особенностями. Сандерсон здесь хорошо справляется, а персонажи полностью развлекают вас.

Сюжет, сеттинг и система магии также немного напомнили мне «Имя ветра» Патрика Ротфусса.Повествование прочное, включает в себя как довольно мрачную детективную составляющую, так и школьную,учебную обстановку. Несмотря на юный возраст главных героев, повествование не было раздражающе детским, а наоборот, было достаточно интересным и зрелым, чтобы понравиться аудитории старшего возраста.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меловой маг

***

Часто фэнтези ценят либо за созданный мир, либо за систему магии. Это именно те поля, где легко выиграть сражение. И один из самых крутых в этом плане – это Брендон Сандерсон. То, что творит Сандерсон в Космере – это нечто. Магия, завязанная на песках (не «Принц Персии»!), магия, завязанная на металлах («Скадриал»). В общем, очень даже. На фоне файрболов – супер. Но как дело обстоит в романе, который (в первую очередь) рассчитан на подростковую аудиторию?

А дело обстоит очень даже здорово. Итак, сюжет таков – юноша Джоэл из бедной семьи, у него нет отца, учится он в академии меловых магов, он очень талантлив и…никогда не станет рифматистом (меловым магом). Джоэл вовлечен в расследование – пропала одна из рифматисток академии Армедиус. Сюжет сам по себе здесь отнюдь не новый – это квест на фоне обучения в школе волшебства. Но уникальной книгу делает не только сюжет.

А уникальной книгу делает система магии и мир в целом. На нём и заострим внимание. Итак, это альтернативная история нашего мира, действие происходит на территории США. Вот только это не привычные штаты, а группа разрозненных островов, которые носят названия штатов (Небраск, Дакот и так далее). Судя по всему, произошел жесткий раздел мира, жители Европы переселились на острова Америки. По времени действия это XIX век, то есть прогресс зашел достаточно далеко. Ну а самое главное – это магия. Забудьте про волшебные палочки и перстни. Забудьте про единорог и их слезы, копыта или рога. Забудьте про файлболы. Забудьте про посохи, артефакты, волшебных существ вообще. Забудьте про про магию стихий. Здесь магия двухмерна. И рисуют ее мелом. Автор разработал не просто идею. Здесь есть обоснование каждой атаки или защиты. С рисунками. И ведь это подростковый роман! Подход Брендона удивляет.

Что касается героев, то автор хорош и на этом поле. Джоэл – скромный студент, который плохо входит в систему. Он не то, чтобы отброс, но и не лидер. Его стараются не замечать. Джоэл хоть и умный, но строптивости ему не отбавлять. Он может пропустить урок. Или намеренно завалить экзамен. А еще у него есть страсть – рифматика. И плевать, что ему нельзя ее изучать… Мелоди – второй главный герой (но не ПОВ, ПОВ тут один – Джоэл). От Мелоди всегда ждут многого, а ей просто хочется жить, наслаждаться моментом, рисовать единорогов (ой, они тут есть, но только на бумаге и…полу). Всё это сделало ее достаточно закрытой и озлобленной. Профессор Фитч – эдакий образец закостенелого, статичного преподавателя, которому трудно выйти за рамки. Опыт, статность, все дела. Но пропажа студентов (не одного же, в самом деле!), влияние Мелоди и Джоэла – всё это выводит Фитча из зоны комфорта. И тогда он начинает раскрываться. Антагонист (условный) Нализар тоже хорош. Он пафосный, он заносчивый, он талантливый. Он олицетворяет зазнавшихся рифматистов.

В чем можно попенять «Рифматисту»? Во-первых, это слабое раскрытие мира. Систему магии автор неплохо описывает, есть даже экскурс в историю. Сама магия нестатична, она тоже претерпевает изменения, что радует. А вот мир достаточно плосковат. Хотелось бы знать больше. Во-вторых, это концовка. Достаточно открытая. С забросом в будущий роман. Вот только этого будущего романа пока нет. И Брендон не готов говорить, когда же напишет вторую книгу. И это всё-таки минус. Роман хороший, продолжения хочется.

Заключение: «Рифматист» — отличный роман. Легкий, драйвовый, крепкий. Система магии, мир, герои – всё это очень здорово. Книгу нельзя назвать строго подростковой. Взрослому она тоже будет интересна. Здесь нет проблем, присущих тому же YA – темы любви, любви, любви….страдашек и снова любви. Зато здесь есть некоторые твисты. И есть даже игра автора с читателем. В романе есть момент, когда читатель может подумать, что сейчас произойдет это самое (важное для одного из героев), начинаются переживания и надежды. А потом Сандерсон выливает ушат ледяной воды.

9 рифматистов из 10. Браво!

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно порекомендовать подросткам, так как в ней неоднократно подчёркивается важность и нужность образования. Также затрагивается тема уважения к родителям и их труду. Взрослому читателю будет скучновато, т.к. начало немного затянуто, персонажи недоработаны. Чувствуется, что книга написана в спешке и между делом. Сама система магии прекрасна, так и просится на большой экран.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Загадочный этот человек Мистер Сандерсон. Только разочаруешься в его работах, как наткнешься на стоящую вещицу. До лета Сандерсон успел порадовать своих читателей новым динамичным и ярким романом «The Rithmatist», задумка которого, как обычно, родилась у него еще до того, как ему предложили завершить эпохальное «Колесо Времени». все свои книги автор достает, как консервы из погреба. И если какие-то уже запылились, и как бы редактор с автором не старались навести на историю блеска, у них где-то это не выходит, все равно выходит скучно. Не цепляет. То некоторые произведения заслуживают обстоятельной похвалы.

В случае с «Rithmatist»у автора все получилось более чем удачно. Одно печалит, что книга для подростков, а в ней заложен неплохой потенциал полноценного романа для более старшей аудитории. На этот раз Сандерсон создал для приключений главного персонажа очень интересный стимпанковый мир, альтернативный нашему, в котором много лет назад король Британии в изгнании открыл нестандартную двухмерную магию на Соединенных Островах Америки. Эта магия не поддается классической классификации, основу ее составляют фигуры и линии строгой формы. Мастерство же мага оценивается по многим комплексным параметрам, основным из которых служит умение волшебника, с точностью до миллиметра чертить защитные круги и призывать к атаке нарисованные мелками фигурки. Но не в руке каждого мел творит чудеса. Только Rithmatist может вдохнуть жизнь в двухмерные картинки. И не каждый обладает подобными способностями.

Но в восемь лет каждый ребенок проходит специальный тайный тест в церкви, после которого становится ясно, получится ли из него «Rithmatist» или нет. Шестнадцатилетний Джоел, не стал избранным. Бог не призвал его в ряды магов восемь лет назад. Но парень не сдается, будучи учеников престижной школы, Джоел тайком проникает на закрытые занятия для магов. Он сам учит теорию и чертит идеально ровные фигуры. Он мечтает, что однажды все-таки станет полноценным Rithmatist’ом. Его интерес к этой науке не случаен. Погибший отец Джоела помимо того, что создавал эксклюзивные по своему составу и цвету, мелки для самых известных магов, был своего рода ценным экспертом — теоретиком и смелым экспериментатором. Поэтому Джоел очень тяжело переживает, что ему светит в лучшем случае профессия клерка, а не головокружительные подвиги.

И хотя быть Rithmatist’ом – не просто. С 8 лет они учатся по специальной программе, чтобы по окончании школы отправиться воевать на десять лет с необузданной магией в Небраск, где в башне заточены дикие магические создания из мела. Ежедневно они пытаются проникнуть на территорию людей, чтобы нести хаос и разрушения. Кислота, разъедающая злобные рисунки из мела, и маги сдерживают напор злой силы. Джоел верит, что он мог бы стать образцовым Rithmatist’ом. Все это ему кажется ужасно увлекательным и интересным. Пренебрегая своим будущим и другими предметами, он грезит о том, что однажды пополнит ряды Rithmatist’ов.

И вот стечение обстоятельств позволяет ему попасть в ассистенты к старому профессору Фитчу, мастеру своего дела, одному из лучших ученых Rithmatist’ов. Постепенно, Фитч проникается доверием к мальчику, и посвящает его в расследование загадочных исчезновений юных Rithmatist’ов. Кто-то, нарушая все законы магии, убивает лучших студентов школы один за другим. Фитч в растерянности, он не понимает, как магия может вести себя подобным образом. Здесь, как никогда становится ценно мнение Джоела, как человека, не обладающего даром, но понимающим законы магии. Вскоре становится понятно, что убийца преследует свои коварные цели с помощью неизвестных линий и созданий из мела. И Джоел задается вопросом, почему знаки, найденные на месте преступления, кажутся знакомыми именно ему?

Как простой сын уборщицы и известного в свое время ремесленника может знать ответ на всех волнующий вопрос? где он видел эти линии? Откуда он помнит их?

Джоел понимает, что времени найти ответ у него остается все меньше. Ситуация накаляется до предела, когда испуганные родители забирают своих детей домой. Но Rithmatist’ам нельзя прерывать обучение. Война требует новых магов, новых солдат. Как государство сможет противостоять дикой магии, если у него нет в запасе достаточных сил, чтобы блокировать атаки? Паника только усиливается, когда убийца добрался до сына известного политика с соседнего острова, блестящего ученика своего класса. Звучат даже призывы к расформированию школы Rithmatist’ов на этом острове. Люди недовольны, что они платят огромные деньги на содержание магов и обеспечения им всевозможных привилегий. И кажется с появлением убийцы- Rithmatist’а никто больше не намерен культивировать элитарность магов. Зачем стране такое дорогостоящее заносчивое и опасное оружие, если можно просто тренировать детей убивать дикую магию, и не давать им образование, статус и власть? Если во всем виновата магия, то пускай магические одаренные и несут повинность. Мир сошел с ума. Никто не понимает суть возможной катастрофы, кроме профессора Фитча и директора школы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К тому же Джоел и Фитч, анализируя выбор защиты и стратегию погибших ребят, приходят к ужасающим открытиям. За нападениями стоят дикие существа. Неужели что-то могущественное пробралось из Небраска в безопасные земли? Но как? И главное, почему именно в школу? Цепь вроде бы случайных событий указывает на одного неприятного Джоелу персонажа. Все пытаются убедить Джоела, что он не прав в своих подозрениях и не имеет права высказываться в неуважительном тоне о человеке с репутацией героя. Даже его единственная подруга Мелоди отстаивает честь главного подозреваемого. Увлекательные и роковые события последних страниц книги переубедили и Джоела.

В итоге, он во время проведения старинного турнира Rithmatist’ов, набравшись мужества, просит прощения за свое неподобающее поведение перед человеком, которого он оклеветал. Но…так ли ошибался Джоел? Так ли беспочвенны были его первоначальные подозрения? Джоел с ужасом понимает, что битва не закончена. И он ничего не может сделать, чтобы помешать злым силам осуществить свой изначальный план. Ибо битва за будущее всего мира произойдет не в эпицентре боев в Небраске, а в школе, за умы учеников, за их знания и за их души.

Тогда Джоел решается на отважный и дерзкий поступок. Он выдвигает свою кандидатуру на участие в турнире Rithmatist’ов. Ему одному известно, что на кону. Он должен, во, что бы то ни стало победить в этом соревновании. Пускай, некоторые считают этот турнир пережитком прошлого, другие не придают ему значения, но Джоел знает, что факты говорят сами за себя. Победа в этом школьном турнире прочит удачную карьеру команде выигравшей дуэль. Отсюда победители выходят будущими лидерами сражений в Небраске и влиятельными персонами. Это отличный старт, для тех, кто понимает, как им воспользоваться и как влиять на будущее магии через своих последователей.

Но даже если ему удастся совершить невозможное и победить, как противостоять диким рисункам из мела дальше? Как разоблачить самозванца? Ведь Джоел всего лишь обычный человек из низшего сословия. Сандерсон дает ответ на этот вопрос в манере Джордана – RAFO. Прочтите и узнайте.

«Rithmatist»и правда увлекательное чтение. Конечно в нем есть некоторые перегибы, которые присущи всей детской литературе, типичная ситуация, когда главный герой оказывается в каких-то случаях смекалистее всех умных взрослых, но..главное здесь то, что автор достаточно тонко с помощью других персонажей направляет действия подростка в верное направление. Он показывает, что стоит извиниться, если не прав. Что, стоит добиваться желаемого, но не стоит мыслить однобоко. Что неплохо прислушиваться ко мнению старших, которые знают, когда стоит ввязываться в драку, а когда лучше отпустить ситуацию. Я бы рекомендовала «Rithmatist» детям подросткового возраста и школьникам не только для того, чтобы они прониклись любовью к геометрии, но и для того, чтобы на примере Джоела они научились поступать правильно.

Ну а любителей фентези тут порадуются, конечно же, сложной продуманной системой магии, отличительной чертой всех книг Сандерсона. Откуда он черпает идеи, и как можно превратить скучную геометрию в увлекательную битву магов-это вообще запредельный вопрос для меня, но Сандерсон опять придумал что-то новое. И за это хочется читать его книги.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рифматист» офигенный, обалденный и подставьте еще кучу эпитетов! Читается быстро, динамично, ярко; кто бы знал, что обычные геометрические фигуры и линии могут ТАК увлечь, что новая система магии будет базироваться на них. Тщательно продуманные схемы, тьма рисунков и пояснений, прикольные и хорошо описанные схватки, идущие по своим законам. А еще это, как ни странно, детектив с интригой, регулярными загадками и поиском убийцы. Убойное сочетание, и оно работает.

Еще здесь тематика Избранного, который не Избранный, но хочет им быть, раскрывается весьма неплохо. И Сандерсону в очередной – уже устал прикидывать в какой по счету – раз удалось создать мир, в который хочется вернуться снова и снова. Причем я бы не сказал, что роман строго на подростков нацелен, как те же «Мстители», у него проблематика несколько иная, хоть и может отучить прогуливать уроки геометрии, черчения и рисования. А также послужит наглядным пособием, как сделать увлекательное состязание из обыденной школьной фигни. В этом главная прелесть романа: он при всей своей легкости и развлекательном аспекте базируется на хорошо продуманной, тщательно вычерченной системе, которая будет доступна абсолютно каждому, если проявить хоть капельку фантазии при чтении. Вы будто по планшету поиграете в пошаговый бой «Героев меча и магии». Многочисленные меловики оживут у вас перед глазами, защитные схемы начнут отражать смертельные атаки противника, а единороги и рыцари, сошедшие с кончиков ваших пальцев, схлестнутся в яростной битве на асфальте. И для этого не придется представлять другой мир со своими законами, магией и существами. Достаточно просто «оживить» уже нарисованное или наглядно проиллюстрированное. В этой подкупающей простоте и кроется вся удача и изящество фантазии автора, отчего в застраничный мир и бросаешься со всей прыти, а по окончании урока-сеанса хочется еще и еще.

По мне, «Рифматист» даже лучше «Мстительного» цикла. И не только благодаря оригинальной магической системе, но и за счет некой удачной смеси ламповости с мрачностью, и проживания школьных будней, и из-за детективной составляющей, пусть она и на уровне «Черного котенка». Одно плохо: продолжение неизвестно когда вообще будет, а книга не то, чтобы обрывается на самом интересном, концовка просто перераспределяет баланс сил в этом мирке, но обещает очень увлекательное «дальше».

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сандерсона для меня много не бывает — ну очень нравится, как он пишет. «Рифматист» не стал исключением — книжку я прочитал в один заход.

Как всегда, мир получился очень удачным, что-то есть в этой архипелажной версии Земли с островами-государствами и внешней угрозе в виде агрессивных меловых монстров, которые держатся за огромным барьером. Вышло действительно интересно, я был бы более чем рад почитать что-то ещё в этом же мире, а этого нельзя сказать о многом фэнтези.

Магия тут тоже очень оригинальная. Перед нами имеется занимательная смесь черчения, геометрии и рисования с очень простыми правилами, но не без своих нюансов. Кратка её можно описать следующим образом: взрослые и не очень люди рисуют мелками на полу и пытаются поломать аналогичную оборону соперников. На первый взгляд вызывает улыбку, но как же ловко оно поставлено, не говоря уже о том, что по внутрикнижным рамкам оно очень даже имеет смысл. Набор инструментов у местных чародеев очень сильно ограничен: всего трюков меньше десятка, и их условно можно разделить на оборонительные и атакующие. Первые представляют из себя линии и фигуры, останавливающие как магию врага, так и те, что останавливают вообще всё, в том числе и нарисовавшего их мага, что в какой-то мере ограничивает свободу его действий. Атакующие представляют из себе волнообразные линии, «пускаемые» магом, а также нарисованных миньонов, которых нужно ещё и правильно запрограммировать. Казалось бы, негусто, но Сандерсон проделал большую работу, чтобы показать не только дуэльный аспект системы — а дуэли тут получились шикарными, но и то, какую форму принимают эти инструменты для обыкновенных людей, что не может не радовать.

К стилю претензий особо и нет. Книга очень лёгкая, даже мягкая, но сложно относить это к минусам, когда она на более молодую аудиторию и рассчитана. В любом случае, читать было интересно, а это как раз самое главное, разве нет?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я долго откладывал чтение этой книги. Почему? Даже не знаю... Может, потому, что не космеровская она. Может, потому, что для подростков, а я уже не подросток.

А зря!

Книга меня поглотила полностью, я не мог оторваться ни на секунду, особенно после того, как история меня захватила. Как же интересно было следить за ходом расследования, исследовать и обдумывать новый, манящий мир Сандерсона, желать заглянуть за кулисы. Мне так понравилось следить за тем, как строятся отношения Джоэла и Мелоди. Как по мне, характер последней получился особенно ярким)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень надеялся, что они с Джоэлом в итоге будут вместе как пара, но... видимо Брендон оставил это на вторую часть, так как намеков на начало отношений было достаточно. Так что я до сих пор надеюсь)

Сюжет оказался непредвиденным. Я не догадался, кто убийца. Более того, я не догадался вдвойне! Всегда есть еще какой-то секрет. А вот последняя сцена состязаний получилась чуть ли не динамичнее непосредственной битвы за свои жизни с врагом.

Нет слов передать, как сильно теперь я жду продолжения!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, опять новый мир Сандерсона, новая система магии, опять интересно и многое заранее непредсказуемо! Подростковое? Да нет такого! Есть или детское, или взрослое! Это взрослое. Очень хотелось бы продолжения и этого сюжета и разговора об этом мире в целом. А так — типичные плюсы и минусы Сандерсона (то есть большие плюсы и небольшие минусы). Это значит: сильные герои (в том числе женские), любовная линия (но без упора на секс), своеобразные религиозные культы, глубокая психология. А также «подпрыгивание», «поднятая бровь», закатывание глаз)))

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилась эта книга!

Сразу оговорюсь, что это — подростковая фэнтези, в которой главный герой — 16-летний паренек по имени Джоэл раскрывает преступление, которое не по силам федеральному инспектору. Тем не менее, Джоэл — вполне себе обычный подросток, автор не «отсыпал» ему даже сверхспособностей )))

В мире Объединенных Островов Америки есть магия — рифматика. Рифматисты либо обороняют страну у Башни на острове Небраск, либо служат на производствах. Их сила в двухмерных нарисованных мелом фигурках — меловиках, которых они могут заставить выполнять свои приказы. Рифматисты — уважаемая, довольно обособленная каста, со своими традициями и секретами.

Джоэл всегда мечтал быть рифматистом. Его не остановило даже то, что у него нету дара. Он учится рядом с рифматистами и использует любую возможность чтобы узнать о своей страсти побольше — посещает лекции рифматистов, если это возможно, читает все доступные книги, чертит рифматические фигуры, может часами рассказывать о знаменитых дуэлях рифматистов. Но будущее студента-стипендиата — карьера клерка.

Мелоди — худшая студентка-рифматист среди учащихся своего возраста. Ее уже «закормили» ответственностью, от нее все многого ждут, считая, что сама она должна до потолка от счастья быть рифматистом прыгать. Но у нее в семье, вопреки статистике, целых 5 рифматистов (родители, братья и сестра), а она — шестая и самая младшая. Ожидания, ожидания... А Мелоди не слишком радуется тому, что ей как любому рифматисту, предстоит 10 лет прослужить на Небраске, обороняя страну от «диких» меловиков и загадочных Забвенных, скрывающихся в Башне.

На лето Джоэл и Мелоди вместе оказываются под присмотром профессора рифматики Фитча, которому поручили расследовать исчезновение и возможное убийство одной из самых талантливых студенток-рифматисток академии Армедиус. Вскоре исчезновения повторятся. На месте преступления обнаружат загадочный узор, который может быть рифматическим.

А у Джоэла появятся большие неприятности.

Достоинства:

1. Давайте говорить честно, я не помню когда читала книгу фэнтези, да чтобы там присутствовала оригинальная авторская фантазия. Главное украшение истории — оригинальная система магии или рифматика, которая имеет свои ограничения и 16-летние студенты отнюдь не супермены с мелом наперевес. Только на Небраске их учат глифу Расщепления, после чего их магия становится опасна для физических объектов.

2-3. Хотя книгу сравнивают с Гарри Поттером (магическая академия? Конечно ГП!!!), мне лично больше понравился «Рифматист» — герои здесь куда более живые и обаятельные, чем слегка карикатурные персонажи ГП, а тяжеловесная мораль Дамблдора отсутствует, хотя присутствует авторская — не обман, но откровенная просьба друзьям поможет тебе добиться желаемого, не бойся искать собственный путь в жизни, не принимай решения сгоряча — иногда эмоции слишком сильно влияют на логику и т.д.

4. История захватывающая, перевод я лично считаю прекрасным. Сейчас почему-то модно издавать подстрочники, а здесь человек старался. Спасибо!

5. Хоть книга оканчивается классическим «ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ», но история имеет логическое окончание, а не повисает в воздухе. Не люблю cliffhanger, да что там, тихо ненавижу!!!

Не недостатки, но замечания:

Интересный, но очень мало описаный мир. Мне бы очень хотелось вернуться сюда еще раз, узнать больше о загадочной перемещающейся Башне Небраска, которую обнаружили еще первые поселенцы. Интересно. насколько соотношение 1 рифматист на 1000 человек искусственно, и кто его контролирует — священники или же Темносвет? Кто такие Забвенные? Что еще скрывают рифматисты на Небраска? Индейское государство Центральной Америки, очевидно, совсем другая культура... И многое другое.

Жду продолжения. С нетерпением!

Я не вижу причины, чтобы снижать оценку книги только потому, что она — подростковая. Мне лично «кишками наружу» уже изрядно надоело.

Это очень захватывающая и интересная история.

10 баллов.

"— Ты ведь не будешь рисовать единорогов? — Джоэл продолжал чертить мелком, повернувшись к Мелоди спиной.

— А что не так с единорогами? — с вызовом спросила она. Судя по звуку, она буквально царапала мелком пол. — Это благородные и…

— Это благородные и ужасно девчачьи животные, — перебил Джоэл. — Мне нужно позаботиться о своей мужской репутации.»

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая подростковая книга.

Ну да, подростковая. Отсюда действие, практически полностью происходящее в пределах учебного заведения, герои-подростки и не слишком большой масштаб событий.

Мир интересный, альтернативный нашему как географией, так и историей. Известные нам исторические личности встречаются, но судьба у них чаще весьма неожиданна. Есть разные механизмы (легкая форма паропанка). И, конечно же, необычная магия. Не самая впечатляющая в сравнении с иными, более грандиозными авторскими циклами. Но стоит отдать Сандерсону должное, не каждый сможет превратить в напряженное сражение... геометрию. У него получилось.

Герои адекватные, сюжет не слишком сложный, но в необычных декорациях. Одно расследование — если обобщать. Некоторые сюжетные повороты угадывались с самого начала, в финале они и произошли. А вот потом автор удивил, еще раз перевернув взгляд на события. В итоге злодей получился намного более интересным и многообещающим, чем можно было бы ожидать. Это несомненный плюс.

Рисунки хорошие, в тему. Да без них и не обойтись было (геометрия, вы помните).

Что ж, расследование закончилось, ответы были даны. Но то, что это не конец, видно невооруженным глазом. Это понимают герои, это понимает читатель (мир большой, а показано было весьма мало, зато оставлено много зацепок на будущее). В конце-концов, в самой книге в конце черным по белому написано: Продолжение следует.

Пускай оно еще и не написано, но планы у автора есть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы книга полна штампов, присущих подростковому фэнтези, но Сандерсону в который раз удается завлечь оригинальной идеей и очаровать необычной магической системой. Ну и, не стоит забывать о фирменном слоге автора. Ко всему прочему, у книги есть некий шарм, который ранее можно было заметить в первых двух книгах по Гарри Поттеру. Кто читал — тот поймет.

Собственно, тут тоже события разворачиваются в магической школе, в которой учатся якобы избранный главный герой и его подруга, и вот они натыкаются на нечто таинственное, в итоге любопытство берет верх и начинается стандартный детектив. Несмотря на уже знакомый типаж героев, им сопереживаешь, с интересом наблюдаешь за развитием их дружбы.

Безусловно, главным плюсом является магическая система, основанная на самом скучном предмете — на геометрии. Автору удалось-таки побороть страх перед этим ужасным предметом, добавив элемент колорита — рисование мелками, так похожее на то, чем все мы занимались в детстве, на асфальте во дворе. (: Надо сказать, дуэли тут держат в напряжении похлеще, чем бои в Мистборнах.

В общем, еще одно необычное легкое фэнтези в копилку мастера магических систем.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх