Франц Фюман «Рейнеке-лис»
Обработка нижненемецкого средневекового эпоса.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Beksultan, 28 июля 2014 г.
Пересказ для детей популярного в Европе средневекового народного романа о хитреце Рейнеке-Лисе, выполненный Францом Фюманом, немецким писателем, автором многих пересказов и переложений для детей известных мифологических и сказочных произведений. Согласно немецкой википедии, Фюман опирался при пересказе на нижненемецкий вариант истории и известный перевод этого же текста на литературный немецкий язык, выполненный выдающимся знатоком германского эпоса Карлом Зимроком.
Сама же предыстория появления немецкого варианта истории о хитроумном лисе Рейнеке крайне сложна и запутана. Зародившись во Фландрии, кочуя по Европе в виде народных преданий, роман о лисе получил несколько более-менее устойчивых фиксаций на французском и фламандском. Они в свою очередь были переведены на немецкий, перешли из инкунабул в народные лубки, получили со временем широчайшую народную популярность и стали основой для последующих германских вариантов, на которых были основаны несколько авторских переработок (самая известная — поэма Гёте «Рейнеке-Лис»), в числе которых и эта повесть Фюмана.
При сравнении книжки Фюмана с поэмой Гёте, в особенности с прозаическим пересказом на русский для детей, выполненным тем же переводчиком, что перевел поэму на русский оригинальным размером (Гёте написал поэму гекзаметром), видно, что сюжетная основа практически идентичная и у повести-сказки Фюмана, и у поэмы Гёте. Оно и неудивительно — по свидетельству специалистов сюжет романа о Лисе практически остался неизменным на протяжении нескольких веков.
Но отличия в деталях заметны — вариант Фюмана более пространный, расцвечен подробностями и мелкими деталями, написан языком понятным маленькому читателю. Сравните, например, цитаты одного и того же места из обоих произведений.
Поэма Гёте:
«Крестьяне вскочили со своих мест и побежали за плотником, хватая на бегу все, что попадалось под руку: кто вилы, кто топор, кто мотыгу, а кто и просто колья. Бежал поп, за ним церковный служка с большим церковным подсвечником, и фрау Ютта, кухарка попа, волочила за собой прялку: ей тоже хотелось намылить шею несчастному Брауну.»
Повесть Фюмана:
«Крестьяне оставили недопитое пиво, недоеденный хлеб и последовали за Рюстефилем, каждый вооружился чем попало, один вилами, другой мотыгой, кто пикой, а кто граблями, а кому ничего не попалось под руку, просто выломал кол из забора. Народу набежало полон двор: впереди всех — священник и пономарь с кухаркой священника, госпожой Юттой, лучше всех в округе варившей манную кашу, она прихватила с собой веретено; за ними следом кузнец с молотом, слесарь с рашпилем; прибежали кривоногий Шлоппе и большеротый Лудольф, Герольд со скалкой и его зять Кукельрей, господин и госпожа Квак и цирюльник Штопельмессер, госпожа Вилигтраут из Швейнефурта и Черный Зандер, да еще многие-многие другие. Все они ринулись к медведю, подняв дикий крик и размахивая своим оружием.»
По-моему, вариант Фюмана будет интересен не только детям, но и взрослым. Написан он хорошим языком, авторские дополнения нисколько не портят общей картины. Не подкачал и перевод — очень хорош (правда резанули глаз, выглядевшие странновато среди многочисленных средневековых реалий, «метры гентского сукна»). Показалось удачным, что значащие имена из оригинала не только сохранили свое оригинальное звучание, но и ненавязчиво сопровождены переводом на русский, типа, Изегрим Железный Шлем или Крацфус-Шарконожка. Переводы имен, кстати, порой удачнее таковых в русских переводах поэмы Гёте, сравните, например, Скребоножку из Гёте и Шарконожку из Фюмана.
Роман о Лисе неоднократно перерабатывался в Германии для детей. В том числе и во времена нацистов, послужив основой для антисемитских поделок на злобу дня. Интересно, что в 1962 году был снят документальный фильм об Адольфе Гитлере (получивший, кстати, «Оскара»), в котором многочисленные аллюзии на роман о Лисе, послужили художественным методом для развенчивания идеализации Гитлера. Фюман вполне мог видеть этот фильм, повесть его была опубликована через пару лет. В любом случае он тоже не удержался и вставил в финал своей повести прозрачную аллюзию на Гитлера — фюмановский Рейнеке-Лис вопреки своим многочисленным преступлениям, становится не просто правой рукой правителя зверей, льва Нобеля, как у Гёте, а буквально «рейхсканцлером»!