Анна Зегерс «Прекраснейшая легенда о разбойнике Войноке»
Das Wort, Moskau, 3 (1938), 6, 22-34.
Входит в:
— сборник «Geschichten von heute und gestern», 1969 г.
- /языки:
- русский (2), немецкий (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- И. Каринцева (1), И. Стреблова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zverek_alyona, 29 марта 2022 г.
Произведение, после которого поначалу в голове только одна мысль: «Чёрт его знает, о чём это, но написано довольно красиво» (с прозой Анны Зегерс я знакомлюсь впервые, и стиль её мне понравился).
Когда это «поначалу» проходит, хочется всё-таки разобраться, о чём это было. И тут без спойлеров не обойтись.
При первой встрече Грушек интересуется у Войнока, почему тот разбойничает один. Сам он ссылается на то, что у него самого в банде как раз правильное количество людей — сорок. Войнок рассказывает свою историю, из которой делает вывод, что доверять нельзя никому. Этого правила он придерживается всю свою жизнь, до самого её — весьма скорого, следует отметить — конца.
Второй раз они встречаются, когда банда Грушека находит Войнока замёзршим почти до смерти одного в лесу. Они приносят его в свой лагерь, дают возможность восстановить силы, снабжают необходимыми для выживания вещами и едой. Грушек предлагает молодому разбойнику стать его преемником, новым главарём банды. Но тот не принимает этого предложения и уходит, быстро забыв об этом разговоре.
Третья встреча происходит по инициативе Грушека. Когда его самого и его людей почти окружили солдаты, он отправил на поиски Войнока своего пса. Разбойник-одиночка вывел банду Грушека из окружения, но лишь затем, чтобы завести их в свою собственную ловушку — в ущелье с высокими стенами и единственным выходом по земле. Выход он забаррикадировал, а заполнившее ущелье сухие листья поджёг.
Четвёртая встреча двух разбойников произошла вскоре после этого события. Грушек нагнал Войнока с остатком своей банды, самыми сильными из её членов, оставшимися в живых (как именно это произошло — отдельная история, достойная того, чтобы всё-таки не спойлерить, ибо от неё у читателя волосы встают дыбом ещё больше, чем от поступка Войнока). И нет, он не убивает своего молодого соперника — он его отпускает, предварительно рассказав, как они выбрались из западни, и почему именно так.
Спустя какое-то время Грушек узнаёт, что Войнок всё-таки попал в капкан, причём буквально, и мирные жители забили его палками до смери. После этого происходит пятая — последняя — встреча двух разбойников: живого и уже мёртвого. Когда позднее люди Грушека находят тело Войнока, они, по распоряжению своего предводителя, не хоронят его, а, перевернув лицом вверх, лишь забрасывают снегом.
Одна из сквозных тем повести — огонь. Часть знаменательных событий происходят либо у костра в лагере разбойников, либо из-за огня. Кроме того, упоминается разорение и сожжение христианского монастыря.
Думаю, даже по пересказу заметно, что Зегерс проводит параллель между разбойниками и волками (причем, волки в своё натуральном виде тоже появляются в этой повести). Я плохо знаю особенности поведения волчьих стай и волков-одиночек, чтобы судить, насколько верна такая параллель. Но мне кажется, что и писательница не была специалистом-этологом и больше опиралась на распространённые в народе представления об этих животных. Вообще вся повесть больше похожа на рассказ о волках в обличии людей, а не о людях с повадками волков.
Подумала, и исправила свою изначальную оценку с 7/10 на 9/10. :)
Заметка на полях: Будь это произведение написано в наши дни, автора можно было бы заподозрить в попытке описать определённое сексуальное напряжение между главными героями. Но нет, в данном случае, как говорится, всего лишь показалось. :)