Владислав Крапивин «Вечный жемчуг»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Полуденный ветер по солнечным лучам принес говорящую раковину. Снова Сергея зовет Дорога и ждут друзья — Валерка и Братик, жители другого мира. Новости грустные — планеты расходятся, разлетаются во времени и пространстве. Перехода больше не будет...
Опубликовано в журнале «Уральский следопыт», 1978, N 9. В дальнейшем всегда публиковалась в составе трилогии, под общим названием «В ночь большого прилива».
Входит в:
— цикл «Великий Кристалл» > примыкающие к циклу произведения > цикл «В ночь большого прилива»
— журнал «Уральский следопыт 1978'09», 1978 г.
— сборник «В ночь большого прилива», 1979 г.
Номинации на премии:
номинант |
Фант, 1978 // (повесть) |
- /языки:
- русский (18), болгарский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Георгиев (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Никтонигдеиниког, 24 октября 2023 г.
«Вечный жемчуг» завершает трилогию детства, мальчишества и настоящей дружбы. Завершает её как и положено детской счастливой летней истории – радостно, с ощущением вечного солнечного дня, силы и беззаботности. Даже по крапивинским меркам в книге много дурашества, мальчишеского притворства, игры, шалопайства. Главные герои – всё те же дети-обормоты, дети – заговорщики, космические хулиганы, над которыми не властны ни злоба, ни зависть, ни несправедливость окружающего мира. Жизнь пронизана волшебством, оно таится в самых простых вещах: в жемчуге, способном вечно поддерживать свет маяка; в веревочке с необычным узлом, перед которым бессильна вся сила разбегающихся галактик; в якоре, намертво вросшем в планету; в железном шиповнике с концами до центра Земли. Возникающие трудности решаются легко, здесь нет безвыходных ситуаций, перед силой мальчишеского братства бессильно само мироздание. Пытаюсь вспомнить и не могу – было ли в моей жизни такое братство?
Жалко, что все истории когда-либо заканчиваются, жалко, что уходит лето, детство и все меньше и меньше в жизни чуда. А вы, Владислав Петрович, – настоящий волшебник, искренно, по-доброму завидую тем, кто был знаком с вами лично. Мало в моей жизни добрых, светлых людей.
Nikonorov, 12 декабря 2022 г.
Странно и обидно, но для меня сей небольшой цикл в плане восторгов и впечатлений шел по ниспадающей, причем, градация в рамках оценок не так уж и страшна.
Повторюсь, но более лаконичный Крапивин мне нравится больше — он богаче, ярче и образнее. Здесь же да, у нас есть путешествие, есть завершающая часть триптиха о неумолимом времени и заканчивающемся детстве, когда герой уже взрослый, вот-вот будет ребенок, но, тем не менее, он сам в душе мальчуган, жаждущий приключений и чистой незамутненной дружбы. Повесть нас не щадит и скорым (очередным) расставанием, и самопожертвованием, и упорными приключениями, и волшебным миром. В плане эмоций и психологии всё светло и отлично, идеально честно, так сказать.
Пожалуй, меня немного смутила сказочная эфемерная художественная составляющая, когда героям всё удаётся как-то... Ну, будто из ничего. Просто ПОТОМУ ЧТО. Да, присутствуют в некоторых местах объяснения, но зачастую это просто потоковое приключение с развитием частных деталей из ничего, потому что где-то надо вставить красоту, где-то символичность, аллюзию. Но надо делать скидку, что это для более юной аудитории, посему требования стоит подумерить.
Однако уж как есть. Первое произведение — рассказ — был абсолютно незабываемым!
zotovvg75, 20 июня 2021 г.
Когда открываешь новую книгу Крапивина всегда ждешь встречи с чем-то добрым и трогательным. Удивительное дело, придерживаясь в своем творчестве определенной тематике, Владиславу Петровичу в каждой своей книге удается показать что-то новое и необычное. Это и есть талант-не сбиться на банальности, а раз за разом радовать читателя новым шедевром.
Повесть «Вечный жемчуг», да и вся трилогия, из разряда тех книг, которые читаешь боясь оторваться, чтобы не выйти из состояния абсолютного погружения в магический крапивинский мир Великого Кристалла. Здесь все пронизано тайной и волшебством. Вместе с героями повести читатель также явственно ощущает подход загадочного громадного пространства, каждым кончиком нервов, каждой клеточкой тела. А ведь это описано всего лишь несколькими предложениями! Лично меня очень затронул созданный Валеркой лабиринт и описание пути по нему. Почему-то возникла родственная ассоциация с эпизодом перемещения Коли во времени из фильма «Гостья из будущего», с гениальной музыкой Евгения Крылатова. То же волнующее ощущение разрыва временных и пространственных границ. Может за такой момент волнующей иллюзии мы и любим фантастику?
На этот раз трансформация в двенадцатилетнего мальчишку произошла не в прошедшее детство, а в детский мир нереализованных желаний и событий. Очень интересная придумка Крапивина. У каждого в детстве осталась некупленная игрушка или книга. Владислав Петрович подарил своему герою свершившуюся мечту прошлого в неожиданно появившемся настоящем. И не только это. Сергей получил( а стало быть и мы, читатели), то восторженное детское восприятие мира, когда душа переполнена безотчетной радостью и радужным воображением, Счастлив тот, кто когда-то это чувствовал! В детстве бывает казалось бы пустяковый эпизод ( подобный прилету в окно бумажного голубя), но этот момент почему-то навечно запечатлевается в памяти и остается на всю жизнь. Видимо тогда ты был по настоящему счастлив. и это счастье измеряется не деньгами или властью, а особым состоянием души. Эти воспоминания надо беречь, ибо они делают нас настоящими людьми, способными противостоять злу. А зло предательски прячется в темных закоулках и в книге оно принимает вид фантасмагорических летающих душ убитых злодеев, способных омрачить самую добрую сказку.
Эта повесть о дружбе, самой преданной и бескорыстной, проходящей через необъятные дали и века. Пусть было всего лишь только три встречи и казалось бы нет шансов на следующую. И если ничего сделать не удастся, наша память пронесет сквозь пространство и время. И вновь повториться незабываемое со жмущей грудь грустью. Где-то также вспоминают нас друзья и все-таки есть надежда, та спасительная соломинка, за которую хватаешься в самых безнадежных ситуациях. Эта надежа, самая жгучая и безотчетная-на встречу вопреки всем законам, всему устройству мироздания. Это и есть вечный жемчуг, горящий незатухающим огнем веры и любви к своим друзьям и далекому детству.
Necrov, 20 сентября 2020 г.
Внимание! Отзыв-спойлер!!!
Повесть завершает цикл «В ночь большого прилива». Третья повесть, третья сказка, третий путь в другой мир. Если первая повесть была пронизана тоской по утраченному и на время вновь обретённому детству, вторая — детской жаждой справедливости, то третья часть — это прощание. Прощание со сказкой, с детством.
Главный герой уже стал даже не Сергеем, а Сергеем Витальевичем, у него вот-вот появится своя семья, но он по-прежнему дружен с мальчиком Володькой. Володька тоже повзрослел и теперь уже сам стал двенадцатилетним пареньком, каким представали перед нами в прошлых повестях и Сергей, и Валерка. Неудивительно, что и в последнее путешествие в волшебную параллельную реальность они отправляются вдвоём. Причём проводником на этот раз выступает Володя, потому что главный герой уже не может самостоятельно проделать этот путь, да и «пригласительная открытка» от Валерки попадает не к нему, пускай и по ошибке.
Повесть о расставании друзей, о последнем дне, который можно провести вместе, прежде чем расстаться навсегда. О том, что можно успеть сделать доброго силой своей дружбы. Ведь даже, если жемчужина потеряна, а лабиринт исчез, то это не значит, что всё кончено, что уже ничего не сделаешь.
gamarus, 1 сентября 2015 г.
Последняя повесть из цикла «В ночь большого прилива». В этот раз, молодой человек по имени Сергей, попадает в мир горнистов и барабанщиков со своим старым приятелем, соседским мальчишкой Володей. Это путешествие уже не сон и потому атмосфера будет чуть отличаться от предыдущих историй, хотя по-прежнему ощущение фантастической сказки и нереальности будет очень сильно. В дорогу наших героев позвала морская раковина, а поводом для призыва, как не грустно, стало прощание. Именно это настроение: нагнетание неминуемой разлуки и будет основным мотивом повести. Тихая скорбь прощания с друзьями для Сергея это не только расставание с удивительным миром и со старыми товарищами, Валеркой и Братиком которые, казалось бы, связаны крепко на крепко самой судьбой, но и потеря возможности снова возвратиться в своё детство. Снова испытать лёгкость не только в теле, но и в мыслях, в стремлениях, в поступках...
В этой части трилогии не будет лихих приключений и поворотов сюжета, но сказка полна красивых и трогательных символов. Символ дружбы «вечный жемчуг», как сделать, что бы его не гаснущий огонь не пропал даром и помогал людям? Символ не сбывшейся мечты из далёкого детства – матроска, единственная вещь которую получилось оставить себе на память после свидания с ним. Капроновая верёвка — в реальности короткий путь через два этажа, в другом мире не раз выручавшая ребят и, в итоге, намертво связавшая два мира. Даже взлётная полоса самолёта имеет для Крапивина особое значение, как и, наверное, для всех детей его поколения.
Повесть грустная, очень добрая, мягкая, неторопливая, органично и достойно завершающая приключения уже полюбившихся друзей. Не хотелось просыпаться, не хотелось взрослеть, не хотелось ставить книгу на полку...