Иэн Бэнкс «Водородная соната»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное | С множеством интриг | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Бессмертие | Спецслужбы | Жизнь после смерти | Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Артефакты | Сверхразум
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Последние дни цивилизации Гзилт.
Десять тысячелетий назад, они стояли у истоков Культуры и едва не влились в нее, в последний момент воздержавшись от этого шага. Теперь у них одна дорога — уже истоптанная миллионами других разумных видов. Дорога к Сублимации. Переход на новый план существования. Почти наверняка там всё лучше, краше, богаче и сложнее.
Или нет?
В разгар приготовлений к Сублимации уничтожена Четырнадцатая Штаб-Квартира Народно-Освободительной Армии, и вина за это пала на Коссонт. Докладывать старшим по званию бесполезно — старше ее самой никого нет в живых. Корабль Культуры весьма склочного нрава и андроид-солипсист — ее невольные соратники.
Самый древний гражданин Культуры, человек деcяти тысяч лет от роду, глава Бессмертников — единственный, кто может дать ей хоть какой-то совет.
Правда всегда одна? Коссонт обречена в это верить.
Альтернатива? Позор, изгнание или реальная смерть.
Входит в:
— цикл «Культура»
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ | |
номинант |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- К. Сташевски (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 2 октября 2020 г.
Сублимация, или добровольное самоуничтожение целой расы под соусом фазового перехода с прокачкой до максимального уровня
Редко со мной бывает, что я медлю с написанием отзыва на прочитанную книгу. Обычно делаю какие-то заметки по ходу чтения и сразу по окончании пишу отзыв. С «Водородной сонатой» не так.
Во-первых, чтение поглощало настолько, что было не до заметок. Во-вторых, после прочтения я был под таким впечатлением, что не знал, с какой стороны браться за отзыв. И так было несколько дней.
Последний по времени написания роман цикла Культура и предпоследний роман автора перед неожиданной смертью.
Перед нами — огромная, полная чудес Галактика. Десятки разнообразных развитых рас, невероятные технологии. Потрясающие воображение архитектурные мегаартефакты: Кольцегород исчезнуашей цивилизации на гзилтианской планете Зоун, опоясывающий её по экватору и возвышающийся на многие километры; Скульптурная планета Эшри, творение ещё одной ушедшей расы — небесное тело превратили в резной лабиринт, по огромным искусственным ущельям которого несётся шарик немаленького спутника, штаб-квартира Четырнадцатого гзилтианского Полка; орбиталища Культуры, равные по диаметру орбите Земли; сеть пещер на отдалённой планете, издающая непрерывный оглушительный Звук и многое другое.
Разнообразие рас: гуманоиды; аналоги угрей; роевые насекомые; складчики, относящиеся к панзонтичным существам и похожие на ожившие палатки и далее, далее, далее.
Дружественная, практически братская Культуре, цивилизация гзилт принимает решение Сублимироваться — перейти на высший, непознаваемый план бытия. Обычное в Галактике дело. Но Сублимации может помешать некая информация о священной Книге Истины гзилтиан. Правду знает один очень-очень старый гражданин Культуры Нгарое КиРиа. Политики гзилт пытаются предотвратить обнародование информации самыми решительными и некрасивыми методами. Другая часть гзилтиан, не особо желающая Сублимироваться, даёт задание девушке-музыканту Вир Коссонт встретиться с КиРиа или его личностным слепком, и узнать правду. Корабли-Разумы Культуры решают помочь девушке.
Будет много интриг, погонь и экшна в самых необычных локациях.
В поздних романах о Культуре становится предельно ясно, что главные действующие лица цикла — не мясные гуманоиды, а Разумы, ИИ кораблей. Если в первых романах сюжет был всё-таки антропоцентричен, а Разумы выполняли второстепенную роль помощников и бога из машины, то в «Смотри в лицо ветру», «Черте прикрытия», «Водородной сонате» и «Эксцессии» (да, «Эксцессия» из ранних романов, я знаю) Искусственные Интеллекты кораблей становятся главными действующими лицами. Конечно, биологические персонажи есть, но зачастую они выступают в роли пешек на галактической доске, а Игроками являются Разумы. Надо — ревоплотят умерших, телепортируют или доставят человека куда надо. Чтобы хрупкий организм не погиб — оденут его в непробиваемый скафандр и придадут автономника или аватара для защиты, пикировки и диалогов.
И вот это смещение оптики, понимание того, что человек не пуп земли, даёт потрясающий эффект. Ты читаешь не очередные приключения, где космос, алиены и другие планеты — только декорация, как в «Звездных войнах», а нечеловеческую сагу, которая органически существует в галактических масштабах, и существовать может только в них.
В «Водородную сонату», как и любое многослойное произведение, можно вчитывать любые смыслы — от аллюзий на политические события Европы и Великобритании, переосмысление древнегреческих мифов или экзистенциальные попытки автора осмыслить саму жизнь и то, что после.
Всё это, и многое другое, в романе есть.
Повествование разворачивается неспешно и это плюс. В мире Культуры хочется провести как можно больше времени.
Впечатляющий финальный аккорд самого масштабного и необычного цикла космической фантастики.
10(ШЕДЕВР)
Перевод отличный! Спасибо переводчику за возможность ознакомиться с последним кусочком пазла в великой Культурной головоломке.
Vladialivan, 10 апреля 2024 г.
Последний роман из цикла «Культура», написанный Бэнксом, по внутренней хронологии отнюдь не последний, как и по своей сути. Однако, и первым я бы его не назвал. Наиболее близким из всего цикла по духу и стилю к «Сонате» мне показались романы «Эксцессия» и «Несущественная деталь». В целом, на мой взгляд, этот роман ближе всего к определению «боевик» из цикла о Культуре: описания различных сражений занимают существенную часть объема книги. При этом, в отличии от тех же «Вспомни о Флебе», «Игрок», «Выбор оружия», персонажи «Сонаты» не вызвали у меня особого сочувствия: сложно переживать за героев, которые действует посредством аватаров / арбайтов / андроидов – многократно сохранив / заархивировав / перезаписав своё сознание / разум / личностный слепок... Что для них гибель – так, временные неудобства…
Из всего цикла этот роман также наиболее близок к определению «боди-хоррор»: как многорукая главная героиня, так и персонаж Сименира, обросший членами, никого не оставит равнодушным. А уж эпизод на планете Цефида, в Горах Звука, когда становится понятно, что КиРиа сотворил со своими глазами, могу смело отнести в первую двадцатку самых впечатляющих сцен фантастической литературы – даже когда перипетии сюжета выветрятся из головы, эта сцена не забудется.
Итак, сюжет «Водородной сонаты» построен вокруг подготовки к Сублимации расы Гзилт, которая не входит в сообщество Культуры, но, вроде бы, дружественна ей. Неожиданно, когда до Сублимации остаются считанные недели, возникает некий политический, на первый взгляд, кризис, корни которого уходят на несколько тысяч лет в прошлое, к самому основанию Культуры и Гзилт. Оказывается, существует некое бессмертное существо, могущее пролить свет на вопросы далекого прошлого, которые ставят под сомнение весь базис этих цивилизаций. И теперь поиск этого скрывающегося Бессмертного становится делом различных сил. И, таким образом, для цивилизации Гзилт вход в вечность – или что там такое эта Сублимация – становится в зависимость от существа, которое уже вечность постигло фактически, смерть отринувши ибо. (Кстати, в начале романа читателя ожидает как бы небольшая пародия на «Гиперион» Симмонса).
Автор неоднократно упоминал про Сублимацию в других романах цикла о Культуре, не вдаваясь, впрочем, в подробности. Что же такое Сублимация на самом деле, удалось ли её осуществить Гзилтианам и почему струнноспецифическая соната была именно Водородной – узнаете, прочитав этот роман. Поклонникам «Культуры», а также просто любителям боевых космоопер – рекомендую, и думаю, что они получат удовольствие.
Что касается ружей – да уж, Бэнкс развесил их предостаточно в этом романе, по своему обыкновению. И, на мой взгляд, все они выстрелили, так или иначе.
Отдельно стоит отметить действительно качественный перевод, и скрупулезное вылавливание всех аллюзий на древнегреческую мифологию с соответствующими пометками в примечаниях – лично у меня вызвали уважение и даже заставили закрыть глаза на сочный перевод мата… (я написал «закрыть глаза» — может нужно было «закрыть уши»?... подумаю над этим позже…)
LeVoNDeM, 17 ноября 2023 г.
Видит Бог, я пытался постигнуть позднего Бенкса, но увы, на этом мои полномочия все.
Ожидал романа с большим размахом, истории галактического масштаба, эпических битв, интересных проработанных персонажей, запутанного глубокого сюжета, но, как оказалось, все это не относится к этой книге. Здесь мы имеем местечковый детективчик, скучный, затянутый, с полным отсутствием какой-либо глобальности и масштабности. При прочтении возникает чувство, что мы находимся не в огромной галактике, а в особняке на уединенном острове а-ля «десять негритят». Автор к тому же страдает явной графоманией, описывая нам моменты, которые абсолютно никак не влияют и даже не связаны с общим сюжетом. 70% книги не происходит фактически ни-че-го. Кто-то куда-то летит, кто-то с кем-то разговаривает, интриги кот наплакал, эмпатия отсутствует, но присутствует эффект снотворного, ибо читать это скучно.
Общий сюжет странен и нелогичен. Вы только вдумайтесь, раса, якобы готовая совершить великий переход и возвыситься, занимается тем, что страдает подковерными интригами, эгоизмом, жестокостью, коррупцией и прочими аспектами, ну никак не вяжущимися с «взрослой цивилизацией». От этого возникает некий диссонанс, ибо оказывается возвышение, не равно зрелость, мудрость, духовность, странная ситуация вобщем.
Как и в Алгебраисте, Бенкс сначала вводит каких-то персонажей, как того-же боевого андроида вначале книги, скрупулезно описывает их, и читатель ненароком решает, что описанный перонаж важен и имеет какую-то цель. Но нет, мы получим очередное «чеховское ружье», которое никогда не выстрелит. И это не единичный случай, здесь таких ружей полно. Боевых моментов мало того что мизерное количество, так и описаны они скудно, скучно и технически неинтересно, в стиле пиф-паф, противник умер.
Финал вообще удивил своей «ниочемностью» и вызвал единственную эмоцию – «И Это Все? Серьезно? И для этого я потратил на это столько часов?».
Как итог, лично для меня «Водороднаяя соната» стала очередной пустышкой, как «Алгебраист» и «Эксцессия».
5/10
FixedGrin, 10 октября 2012 г.
По внутренней хронологии — свободный приквел «Surface Detail» с непонятной хронопривязкой (но не раньше 2370 г. по земному календарю). События романа, очевидно, послужили толчком к выделению из Особых Обстоятельств тройки новых Специальных Агентств (по крайней мере, относительно Нумины это почти наверняка так). Концентрированная вытяжка самых смачных эпизодов всего цикла — от погони через половину Галактики в поисках полного лукошка мухоморов-макгаффинов, как во «Вспомни о Флебе», до посиделок кораблей Культуры в гиперпространственном чате, как в «Эксцессии». Коссонт, как Йиме и Бальведа, кажется не так главной героиней, как участницей хора, подающего реплики в нужных местах, но все ее шесть конечностей потрепает не слабее, чем у двух вышеназванных action survivor girlfriends; полковник Кагад Агансу — пожалуй, лучший lone warrior этой вселенной после Закалве: Минотавр в облике боевого андроида (сквозные параллели с греческими мифами этим не ограничиваются), воплощение бесстрастной, бездумной, эффективной и безжалостной самоценности военной машины, особенно интересной тем, что это первый (и, очевидно, последний) в цикле случай, когда Бэнкс подробно препарирует культуру того же уровня, что и Культура, но не враждебную ей и формально даже пребывающую на стадии постдефицитной цивилизации всеобщего благоденствия; септам Банштегейн — выгодно отличается от антагониста Вепперса из «Черты прикрытия» большим разнообразием оттенков серого в своей личине, как публичной, так и предназначенной для внутреннего употребления: его поступки хотя и закручивают смертоносную спираль лжи и безответственности все туже на каждом повороте винта, но вполне объяснимы фреймворками Realpolitik Гзилт, а оттого и бесстыдно реалистичны. Страницы, посвященные гзилтианской подготовке к Сублимации и тому, что из этой подготовки на практике вышло — с большим отрывом лучшая политическая сатира (и одновременно триллер) из написанного по-английски в преддверии сентябрьского референдума о независимости Шотландии 2014 г. и Brexit-2016.
Корабельные чатики тут занимают добрую треть романа, и в ономастике кораблей фантазия ЙМБ разгулялась на полную. Сводку, составленную по сему предмету в соответствующей статье Другой Вики, понадобится расширять как минимум вдвое — причем имя HOCH2-(CHOH)4-CHO (глиоксаль, проще говоря) еще не самое странное из приведенных.
Есть даже отсылки к внецикловому вроде бы «Безатказнаму арудию» (замок, выстроенный из замков). Кроме того, финальная треть романа, по сути, представляет собой блестящий космооперный ответ «Глазам иного мира» Джека Вэнса из Саги о Кугеле, с той же атмосферой бессмысленного и беспощадного квеста за магическими линзами, но литературное мастерство, с каким этот квест выписан, придает «Водородной сонате» сногсшибательную пронзительность чуда, как во «Вспомни о Флебе» и «Черте прикрытия»; из других космоопер последнего времени на этот уровень поднимаются разве что «Чаша небес» Нивена-Бенфорда, «Пустота» Харрисона и «Служанка правосудия» Лекки.
Что мне совершенно не нравится в этом издании, так это обложка. Вариант, висящий тут: http://i.imgur.com/23wMj.jpg — гораздо лучше и точно отражает суть книги.
К сожалению, в первой трети романа имеется масштабный авторский (!) спойлер, ценность которого для книги крайне сомнительна. Он превращает «Водородную сонату» из классического whodunit-детектива в репортерскую хронику преступления, о котором известно заранее.
С трактовкой сюжетных аллюзий в примечаниях к русскому изданию не всегда можно согласиться, но это от читателя и не требуется: в крупнотиражных изданиях такие комментарии обычно отсутствуют как явление, засим оставим их гурманам.
k2007, 20 июня 2017 г.
Очередной роман про Культуру, такой же интересный, как и прошлые. Есть цивилизация на пороге ухода в монастырь. Есть менее развитые цивилизации, которые ждут этого ухода, чтобы помародерствовать на остатках. И есть представители Культуры, которые хотят разгадать одну древнюю загадку, с этой уходящей цивилизацией связанную.
Роман о том, что человечество будет грызть друг друга даже на пороге ухода в нирвану.