FantLab ru

Иэн Бэнкс «Водородная соната»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Голосов:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Водородная соната

The Hydrogen Sonata

Роман, год; цикл «Культура»

Аннотация:

Последние дни цивилизации Гзилт.

Десять тысячелетий назад, они стояли у истоков Культуры и едва не влились в нее, в последний момент воздержавшись от этого шага. Теперь у них одна дорога — уже истоптанная миллионами других разумных видов. Дорога к Сублимации. Переход на новый план существования. Почти наверняка там всё лучше, краше, богаче и сложнее.

Или нет?

В разгар приготовлений к Сублимации уничтожена Четырнадцатая Штаб-Квартира Народно-Освободительной Армии, и вина за это пала на Коссонт. Докладывать старшим по званию бесполезно — старше ее самой никого нет в живых. Корабль Культуры весьма склочного нрава и андроид-солипсист — ее невольные соратники.

Самый древний гражданин Культуры, человек деcяти тысяч лет от роду, глава Бессмертников — единственный, кто может дать ей хоть какой-то совет.

Правда всегда одна? Коссонт обречена в это верить.

Альтернатива? Позор, изгнание или реальная смерть.

Входит в:

— цикл «Культура»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман

номинант
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Водородная соната
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)
The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)
The Hydrogen Sonata
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По внутренней хронологии — свободный приквел «Surface Detail» с непонятной хронопривязкой (но не раньше 2370 г. по земному календарю). События романа, очевидно, послужили толчком к выделению из Особых Обстоятельств тройки новых Специальных Агентств (по крайней мере, относительно Нумины это почти наверняка так). Концентрированная вытяжка самых смачных эпизодов всего цикла — от погони через половину Галактики в поисках полного лукошка мухоморов-макгаффинов, как во «Вспомни о Флебе», до посиделок кораблей Культуры в гиперпространственном чате, как в «Эксцессии». Коссонт, как Йиме и Бальведа, кажется не так главной героиней, как участницей хора, подающего реплики в нужных местах, но все ее шесть конечностей потрепает не слабее, чем у двух вышеназванных action survivor girlfriends; полковник Кагад Агансу — пожалуй, лучший lone warrior этой вселенной после Закалве: Минотавр в облике боевого андроида (сквозные параллели с греческими мифами этим не ограничиваются), воплощение бесстрастной, бездумной, эффективной и безжалостной самоценности военной машины, особенно интересной тем, что это первый (и, очевидно, последний) в цикле случай, когда Бэнкс подробно препарирует культуру того же уровня, что и Культура, но не враждебную ей и формально даже пребывающую на стадии постдефицитной цивилизации всеобщего благоденствия; септам Банштегейн — выгодно отличается от антагониста Вепперса из «Черты прикрытия» большим разнообразием оттенков серого в своей личине, как публичной, так и предназначенной для внутреннего употребления: его поступки хотя и закручивают смертоносную спираль лжи и безответственности все туже на каждом повороте винта, но вполне объяснимы фреймворками Realpolitik Гзилт, а оттого и бесстыдно реалистичны. Страницы, посвященные гзилтианской подготовке к Сублимации и тому, что из этой подготовки на практике вышло — с большим отрывом лучшая политическая сатира (и одновременно триллер) из написанного по-английски в преддверии сентябрьского референдума о независимости Шотландии 2014 г. и Brexit-2016.

Корабельные чатики тут занимают добрую треть романа, и в ономастике кораблей фантазия ЙМБ разгулялась на полную. Сводку, составленную по сему предмету в соответствующей статье Другой Вики, понадобится расширять как минимум вдвое — причем имя HOCH2-(CHOH)4-CHO (глиоксаль, проще говоря) еще не самое странное из приведенных.

Есть даже отсылки к внецикловому вроде бы «Безатказнаму арудию» (замок, выстроенный из замков). Кроме того, финальная треть романа, по сути, представляет собой блестящий космооперный ответ «Глазам иного мира» Джека Вэнса из Саги о Кугеле, с той же атмосферой бессмысленного и беспощадного квеста за магическими линзами, но литературное мастерство, с каким этот квест выписан, придает «Водородной сонате» сногсшибательную пронзительность чуда, как во «Вспомни о Флебе» и «Черте прикрытия»; из других космоопер последнего времени на этот уровень поднимаются разве что «Чаша небес» Нивена-Бенфорда, «Пустота» Харрисона и «Служанка правосудия» Лекки.

Что мне совершенно не нравится в этом издании, так это обложка. Вариант, висящий тут: http://i.imgur.com/23wMj.jpg — гораздо лучше и точно отражает суть книги.

К сожалению, в первой трети романа имеется масштабный авторский (!) спойлер, ценность которого для книги крайне сомнительна. Он превращает «Водородную сонату» из классического whodunit-детектива в репортерскую хронику преступления, о котором известно заранее.

С трактовкой сюжетных аллюзий в примечаниях к русскому изданию не всегда можно согласиться, но это от читателя и не требуется: в крупнотиражных изданиях такие комментарии обычно отсутствуют как явление, засим оставим их гурманам.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сублимация, или добровольное самоуничтожение целой расы под соусом фазового перехода с прокачкой до максимального уровня

Редко со мной бывает, что я медлю с написанием отзыва на прочитанную книгу. Обычно делаю какие-то заметки по ходу чтения и сразу по окончании пишу отзыв. С «Водородной сонатой» не так.

Во-первых, чтение поглощало настолько, что было не до заметок. Во-вторых, после прочтения я был под таким впечатлением, что не знал, с какой стороны браться за отзыв. И так было несколько дней.

Последний по времени написания роман цикла Культура и предпоследний роман автора перед неожиданной смертью.

Перед нами — огромная, полная чудес Галактика. Десятки разнообразных развитых рас, невероятные технологии. Потрясающие воображение архитектурные мегаартефакты: Кольцегород исчезнуашей цивилизации на гзилтианской планете Зоун, опоясывающий её по экватору и возвышающийся на многие километры; Скульптурная планета Эшри, творение ещё одной ушедшей расы — небесное тело превратили в резной лабиринт, по огромным искусственным ущельям которого несётся шарик немаленького спутника, штаб-квартира Четырнадцатого гзилтианского Полка; орбиталища Культуры, равные по диаметру орбите Земли; сеть пещер на отдалённой планете, издающая непрерывный оглушительный Звук и многое другое.

Разнообразие рас: гуманоиды; аналоги угрей; роевые насекомые; складчики, относящиеся к панзонтичным существам и похожие на ожившие палатки и далее, далее, далее.

Дружественная, практически братская Культуре, цивилизация гзилт принимает решение Сублимироваться — перейти на высший, непознаваемый план бытия. Обычное в Галактике дело. Но Сублимации может помешать некая информация о священной Книге Истины гзилтиан. Правду знает один очень-очень старый гражданин Культуры Нгарое КиРиа. Политики гзилт пытаются предотвратить обнародование информации самыми решительными и некрасивыми методами. Другая часть гзилтиан, не особо желающая Сублимироваться, даёт задание девушке-музыканту Вир Коссонт встретиться с КиРиа или его личностным слепком, и узнать правду. Корабли-Разумы Культуры решают помочь девушке.

Будет много интриг, погонь и экшна в самых необычных локациях.

В поздних романах о Культуре становится предельно ясно, что главные действующие лица цикла — не мясные гуманоиды, а Разумы, ИИ кораблей. Если в первых романах сюжет был всё-таки антропоцентричен, а Разумы выполняли второстепенную роль помощников и бога из машины, то в «Смотри в лицо ветру», «Черте прикрытия», «Водородной сонате» и «Эксцессии» (да, «Эксцессия» из ранних романов, я знаю) Искусственные Интеллекты кораблей становятся главными действующими лицами. Конечно, биологические персонажи есть, но зачастую они выступают в роли пешек на галактической доске, а Игроками являются Разумы. Надо — ревоплотят умерших, телепортируют или доставят человека куда надо. Чтобы хрупкий организм не погиб — оденут его в непробиваемый скафандр и придадут автономника или аватара для защиты, пикировки и диалогов.

И вот это смещение оптики, понимание того, что человек не пуп земли, даёт потрясающий эффект. Ты читаешь не очередные приключения, где космос, алиены и другие планеты — только декорация, как в «Звездных войнах», а нечеловеческую сагу, которая органически существует в галактических масштабах, и существовать может только в них.

В «Водородную сонату», как и любое многослойное произведение, можно вчитывать любые смыслы — от аллюзий на политические события Европы и Великобритании, переосмысление древнегреческих мифов или экзистенциальные попытки автора осмыслить саму жизнь и то, что после.

Всё это, и многое другое, в романе есть.

Повествование разворачивается неспешно и это плюс. В мире Культуры хочется провести как можно больше времени.

Впечатляющий финальный аккорд самого масштабного и необычного цикла космической фантастики.

10(ШЕДЕВР)

Перевод отличный! Спасибо переводчику за возможность ознакомиться с последним кусочком пазла в великой Культурной головоломке.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман про Культуру, такой же интересный, как и прошлые. Есть цивилизация на пороге ухода в монастырь. Есть менее развитые цивилизации, которые ждут этого ухода, чтобы помародерствовать на остатках. И есть представители Культуры, которые хотят разгадать одну древнюю загадку, с этой уходящей цивилизацией связанную.

Роман о том, что человечество будет грызть друг друга даже на пороге ухода в нирвану.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх