fantlab ru

Криста Вольф «Кассандра»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Кассандра

Kassandra

Повесть, год

Аннотация:

Действие повести «Кассандра» происходит в 1240-1230 г. до н.э. Структурно повесть выстроена как ряд воспоминаний и раздумий Кассандры, дочери троянского царя Приама, наделенной даром ясновидения. Она предсказала гибель Трои, но ее пророчествам никто не верил.

Примечание:

Darmstadt 1983


Входит в:

Похожие произведения:

 

 

Издания: ВСЕ (4)

Избранное
1988 г.
Кассандра. Медея. Летний этюд
2001 г.
Кассандра. Медея
2014 г.

Периодика:

«Иностранная литература» №01, 1986
1986 г.

страница всех изданий (4 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

После «Одиссей. Сын Лаэрта» у Олди повесть Кристы Вольф читается с большим узнаваемием жанра. Мы снова внутри головы героя и его мыслей. Только камера переезжает в Трою. Голос Кассандры трагичный и отчаянный. Она видит, как ложь, выгода, тщеславие и безответственность сшили катастрофу Трои. Пророчица уже не столько предсказывает. Она собирает смысл трагедии и описывает её реальность.

Никакого «великого заговора». Только банальная глупость.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Парис украл Елену, потому что захотел. Довезти не довёз. В версии Вольф Елены в Трое нет — она в Египте. Это скрывают, делают вид, что она здесь. У Приама есть своя обида: когда-то греки похитили его сестру. «Не вернём, и точка». Парис не в состоянии признать свои ошибки.

Вольф показывает, что всё началось с пустого противопоставления: «наши» и «ваши».

Ни один участник не задумывается, зачем это нужно.

Главное – сохранить лицо, показать, что «мы не уступили», что «наша» сторона сильнее.

Приам действует не ради цели, а ради самого факта: «Мы им покажем, что и главная красавица у нас».

Война кончилась обманом. Но началась тоже с обмана. Колесо покатилось. И катится не потому, что боги хотят крови. На богов легко всё свалить. Колесо катится, потому что так устроена человеческая трагедия. Глупость, сложенная из маленьких выгод.

Кассандра смотрит на войну изнутри. Она слышит мотивы за словами. Где говорят «честь», а имеют в виду «прибыль». Где словом «безопасность» прикрывают власть. Где за «традицией» прячут насилие. Правда в её глазах переворачивает смысл. Обнажает его.

Контекст. После «дела Бьерманна» Криста Вольф усомнилась, можно ли в ГДР писать честно. Она решила, что останется, только если сможет продолжать без «самоизлома». Написав «Кассандру» и издав её, она осталась в ГДР. Повесть написана про Трою, но подразумевает своё время — аллегорию холодной войны. Вольф действительно проверяет себя: можно ли рассказать честно о настоящем, говоря о Трое. Власть в Трое – это мир, где аппарат важнее человека. Эта оптика выходит за пределы античности и 80-х. Вольф ловит нерв всех войн. Общество привыкает не слышать неудобный голос здравого смысла. Аппарат в интересах «победы» подавляет инакомыслие. Герои гибнут год за годом, всё превращается в ритуал. «Мы» и «наши интересы» становятся удобным плащом, которым можно прикрыть сегодняшнюю целесообразность. Самообман и фокус на тактике стратегически порождают катастрофу. Причины вчерашних решений забыты. Механизм уже не остановить.

«Кассандра» – анти-эпос. Главная роль – у свидетеля. Сила не в геройской позе, а в честности взгляда. Проза отчаянна и точна. Древний миф не разоблачается. Он просвечивается.

Итог. «Кассандра» – книга о том, как выглядит неизбежность изнутри. Очень плотное, сильное произведение, не самое простое из-за множества имён. Легко запутаться, если знаешь сюжет только по фильму «Троя». Но однозначно рекомендую.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх