Пирс Энтони «Хтон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Только для взрослых
Роман американского фантаста Пирса Энтони «Хтон» знакомит читателя с удивительным миром планеты, где люди живут под землей, где в темных каменных тоннелях таятся неведомые чудовища и где в человеческой памяти воскресают давно уже забытые древние боги.
Входит в:
— цикл «Хтон»
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lwiw, 7 октября 2021 г.
Фантастика для читателей пубертатного периода. Главный герой в самом начале романа лихо побил плохих ребят, одну красавицу отверг, другой овладел и планирует сбежать из тюрьмы, из которой нельзя сбежать. Регулярно упоминаются сиськи. Если вы их уже повидали, то на книгу можно время не тратить.
Deliann, 26 апреля 2016 г.
Итак, Атон Пятый попадает в тюрьму на Хтоне. Впереди его ждут суровые испытания и тяжелейший побег. Позади – трагичная история любви (и даже не одна!) и мрачная тайна его происхождения. Постепенно автор раскроет перед читателем все свои карты, но до тех пор приготовьтесь пройти нелегкий путь.
В общем, с главным героем ситуация щекотливая: он не обаятельный и не положительный персонаж. Автор сразу и без обиняков показывает, что Атон – искалеченная, неприятная, но живая личность, к которой все же можно испытывать сочувствие. Увы, но больше живых персонажей в книгу не завезли.
Между тем, в романе присутствует и множество фантастических идей, типа цветов, расцветающих от любви, необычного устройства тюрьмы, хтонического божества, странных и пугающих существ в глубинах Хтона, самобытных и интересных инопланетных рас, запоминающихся приключений и т.д.
Но все это великолепие блекнет из-за перевода. Перенес роман на русский язык некто С. Хренов и перевод очень не очень. Корявые фразы, потерянные слова и смысловые оттенки, просто нелепые адаптации диалогов… Простой пример, который встречается уже на первых страницах:
«- Новичок? Имя?
- Атон Пятый.
- Пятый?
- Не нравится, не ешь.»
Пример не самый вопиющий, но достаточно показательный.
С таким переводом она просто обречена на провал в глазах большинства читателей.
scifighter, 13 сентября 2020 г.
Просто удивительно, как роман, скроенный из таких, казалось бы, разрозненных элементов, вышел настолько цельным. Порой он представляет собой классическую научную фантастику (космический мор, экстерминация червей), порой психодраму (космотель, Миньон), порой чуть ли не сюрреалистичную притчу (Хвея). Под конец романа так и вовсе случается полноценная хоррор-глава. Это при том, что до этого хоррора в романе и в помине не было. Но, как не удивительно, из общей канвы повествования ни по смыслу, ни по темпу она не выбивается. Боюсь, что попытки объяснить такой любопытный феномен будут тщетны. Возможно дело в языке — написана книга весьма и весьма добротно, и порой некоторые пассажи звучат настолько поэтично, что без малого стирают грань между прозой и стихами. Всю дорогу нас сопровождают внутренние монологи Атона, и даже вопреки, а то и благодаря, его разбитой, разваливающейся логике, читателя странным образом не покидает чувство цельности, нераздельности экспириенса, через который проходит главный герой.
Занятно и то, что ведись повествование линейно, роман попросту бы не работал. Даже боюсь предположить скольких усилий стоило автору настолько грамотно разбить сюжет романа на отдельные куски, а затем склеить в таком порядке, чтобы идеально соблюсти баланс между фантастический и лирической составляющими книги.
Грамотно чередуя разрозненные, склеенные подобно психоделической мозайке эпизоды, автор интересным образом дезориентирует читателя, кидая его то в один, то в другой временной промежуток. В тот момент, когда кажется, что развязка уже близко, нас кидают на несколько лет назад, дабы прояснить некоторые факты из прошлого. А затем опять в будущее. А затем снова в прошлое. А а промежутках так и вовсе можно угодить в абсолютно шизоидную галлюцинацию главного героя, где все тематические нити романа кажется сходятся воедино. А можно и в устрашающий монолог неизвестной космической силы, чья холодность и отстранённость заставляют кровь по-настоящему стыть в венах.
Конечно же тем, кто, в особенности посмотрев на нелепую и абсолютно не передающую дух книги обложку, будет ожидать бодрые приключения а-ля «Джон Картер», прогнозирую, роман не зайдёт. Но для людей, любящих всё неординарное, эта книга станет настоящей находкой.
Есть ли у романа минусы? Конечно же есть. Как есть они и у любого произведения, жертвующего частью стройного литературного повествования в угоду новизне и неординарности. Автор порой чересчур увлекается душевными страданиями героя, отчего подчас можно и забыть, что читаешь ты, в общем-то, не мелодраму. Концовка тоже относительно слабая, из-за нестандартной системы повествования ей не хватает чувства катарсиса. Да и жирный клиффхэнгер в самом конце явно не помогает.
Поэтому с неохотой вынужден чуть снизить финальный балл. Тем не менее, книга это весьма и весьма необычайная, и дарит читателю наверное самое ценное, что вообще может подарить литературное произведение — чувство открытия неизведанных глубин человеческой души.
Однозначно рекомендую роман к прочтению всем тем, кто ценит и любит эклектичную фантастику — «Гиперион» Симмонса, «Хроники Вортинга» Карда, «Больше чем люди» Старджона, рассказы позднего Олдисса.
pum123456789, 15 сентября 2021 г.
Рецензии горе филологов меня рассмешили. Вы испорчены избыточными знаниями и во всем способны увидеть лишь стандартные ярлыки. Все хорошо что в меру что касается и знаний. Ваша оценка не ваша а просто набор стандартизированных клише. В книге нет фрейдизма. Фрейдизм это диагноз вашего мышления и восприятия. Когда я читаю Фрейда меня клонит в сон когда я в первый раз читала Хтон ни о каком Фрейде даже и не слышала а это книга осветила самые темные уголки моей душы. Она открыто говорила о том о чем я стеснялась подумать даже на едине с самой собой.
Sph, 5 декабря 2018 г.
Любовный роман для мальчиков
Даже не смотря на солидный возраст в ~50 лет, книга ничуть не устарела и читается потрясающе легко и интересно. Чаще всего во время чтения я вспоминал знаменитый «Гиперион» Симмонса, но не из-за похожести сюжета или героев, а из-за потрясающего стиля и владения языком. Оба романы написаны так, как не снилось 99% бездарных графоманов, пишущих годами. Хотя впечатление удалось сильно подпортить ужасным переводом и редактурой. Иногда вообще не ясно что сказал герой или что происходит. Увы и ах.
А теперь самая мякотка. О чем роман? О душевнобольном садисте с критическим спермотоксикозом. Причем это выясняется только в середине книге. А еще о неприличных связях с различными дамами. И о запретных гастрономических предпочтениях. Да много о чем запретном.
Разумеется, вишенкой на торте в романе являются МИНЬОНЕТКИ. Это что-то с чем-то. Признаться, я совершенно не ожидал, что сюжет вырулит в ТАКУЮ сторону. Скажем так — автор приятно удивил меня своей фантазией. Очень загадочная история, да уж... Если бы такое в советское время напечатали, то наверное каждый второй строитель коммунизма инфаркт бы словил от подобного текста. Да даже в 21 веке это все до жути неприлично, как мне кажется. Но при этом, повторюсь, книга написана очень красивым поэтичным языком уровня Симмонса и Желязны. Все эти душевные «переживания» читать интересно, особенно с такими-то твистами. Единственное — главы в тюряге не очень, их можно пропускать при желании.
Крайне запоминающаяся книга. Правда оценить ее смогут только мальчики с широкими взглядами на жизнь.
Лили Хоплит, 26 марта 2015 г.
История психически больного дегенерата-садиста, которого автор почему-то всё время пытается представить кавайной няшей и оправдать все его поступки дурной наследственностью и традиционным «не мы такие – жизнь такая».
Текст подан на редкость бессистемно. Ощущение, что был распечатан, накромсан произвольными кусками, перемешан и издан без дальнейших правок. Автор мечется между событиями то в прошлое, то в будущее и, кажется, сам не понимает, чего хочет. Сохрани он нормальную хронологию – текст бы от этого только выиграл. Но не сильно. Потому что всё дело портит главный герой (чьё имя, кстати, подозрительно перекликается с фамилией автора).
Герой на протяжении рассказа занят очень важными и нужными делами: страдает от эдипова комплекса и разыскивает по всей галактике свою эротическую мечту — «миньонетку»
И до «миньонетки» он, в конце концов, доберётся. Зачем-зачем… Чтобы
Омерзительная книга и полное ощущение того, что автор просто вывалил на читателя все свои тайные маньячные хотелки, в надежде, что глубокие смыслы под них читатель подведёт сам. Но, увы, смыслов нет – ни глубоких, никаких. Одни лишь фрейдистские закидоны самого Пирса Энтони, копаться в которых противно и бессмысленно.
Кстати, всё описанное – только половина книги. Во второй половине глав.герой возвращается на ПМЖ в подземные пещеры (откуда ранее бежал ценой двух сотен человеческих жизней). С собой прихватывает случайно недоубитую им в первой части бабу, от которой у него потом рождается сын. И что же делает мальчик во первых строках истории? Правильно, находит себе девочку, сначала показательно облапывает её за причинные места, затем просит, пардон, на него помочиться, и наконец избивает до полусмерти… Но он не виноват! Это просто у него наследственность. И вообще, жизнь тяжёлая…
На этом месте я бросила читать. Не хочу и дальше играть роль психоаналитика, которому автор вываливает всю свою душевную гниль – причём, не просто денег за это не платит, а ровно наоборот – я почему-то заплатила автору за его удовольствия.
Короче, пойду сожгу эту дрянь и закапаю в глаза святой воды – говорят, позволяет развидеть увиденное…
Angvat, 10 октября 2017 г.
Весьма неоднозначная вещь. С одной стороны у нас есть достаточно интересный мир подземной тюрьмы, со своими тайнами и загадками, и в меру увлекательный сюжет.
С другой — главный герой с кучей психических и половых комплексов (которого в итоге автор попытается оправдать чем-то вроде «я был плохой. потому что у меня велосипеда не было»), весьма рваный стиль повествования и масса «воды» в тексте, которой хватило бы, чтобы затопить эту самую подземную тюрьму. И к тому же эти «водянистые» места и проскочить не выйдет, ибо из-за вышепомянутой неровной структуры так можно и пропустить что-то важное.
Так что ознакамливайтесь на свой страх и риск. Произведение может вызвать как восхищение, так и желание от него плеваться. У меня же ощущения смешанные, и оценка соответственно средняя.
tencheg, 18 февраля 2011 г.
Книга, которая расплавляет мозг и делает из него гоголь-моголь.
Через пятнадцать лет после прочтения детали сюжета забылись, зато атмосфера и ощущения от текста — на абсолютно не рациональном, чувственно-физическом уровне — остались.
Знаковое произведение.
Как автор, написавший ЭТО, мог скатиться до бесконечной невразумительной штамповки Ксанфа, я понять не могу. Точнее, могу,... но очень жаль.
Indicatrissa, 20 июня 2015 г.
Так-то Лили во всём права. Но только это не баг — это фича) Грубо говоря, много вы еще найдете книг, подходящих под это описание? (то есть настоящих книг — со смыслом, сюжетом и языком на уровне) В то же время, запрос на такое существует и не такой уж маленький. Книга написана отлично: захватывающе, психологично, глубоко, самобыно не только по девиантному) смыслу, но и по форме, ряд интересных идей (типа индикатора любви, двойственности природы планет, миньонов, принципа организации тюрьмы, негуманоидного разума на ролях местного божка). Но на любителя. Допустим, я детективы не люблю, но это же не значит, что Агата Кристи и Конан Дойл писали одну лишь чушь собачью на потребу варварского вкуса публики ;) (хотя кого я пытаюсь обмануть — так оно и есть!)
Ascended, 21 марта 2015 г.
«Зигмунд Фрейд мне объяснит, отчего мне снятся ноги гармониста» (с) КК
Довольно самобытное произведение, эдакий Тарзан-Риддик в космическом антураже 50-х годов, с прекрасными дамами, Фрейдом, играющим на рояле в кустах, и сексом. Порой кажется, что аудитория романа — молодые люди 15-20 лет, затем возникают сложности.
Забавно, что «Ложная слепота» Уоттса оказалась для меня более понятным романом, нежели данный.
Mr.Ace, 1 июня 2011 г.
Великолепная книга, особенно первая часть «Хтон», где главный герой Атон и большая часть действия происходит в тюрьме. Переворот, интриги, Голубой гранат, Тяжелый поход, освобождение и ... но не буду портить впечатление тем, кто ещё не читал этот потрясающий роман.
Мое мнение: это замечательное произведение, обязательное к прочтению, десять баллов.
Frank22, 26 января 2010 г.
Одна из лучших НФ-книг, что мне пришлось прочитать. Вот уже скоро 20 лет постоянно вспоминаю роман и поражаюсь таланту и фантазии автора.
Any Vart, 8 декабря 2010 г.
Как изрекает одна из героинь этой книги: «Любовь — самая мучительная вещь на свете». Пожалуй об этом весь роман. В во всем повествовании есть что-то болезненное и затягивающее. Как наркотик, как неупиваемая чаша, неутолимая жажда страсти, страданий и смерти одновременно. Дядюшка Фрэйд просто отдыхает.
piglet, 26 ноября 2009 г.
Мнеочень нравятся скандинавские эпосы и мифы, но эта книга как-то слишком их переиначивает... Кроме того, не понравился стиль автора. Читала, правда, давно, в «лихие 90-е», так что, возможно, с этими претензиями надо обращаться к переводчику
Теххи, 1 июля 2009 г.
В ходе прочтения возникли два воспоминания: Овца Мураками и накхи Фрая, но перед мрачной фантазией автора на тему Эдипова комплекса и овцы, и накхи блекнут. Энтони смешал скандинавскую мифологию с теорией дедушки Фрейда и вышло завораживающе, хотя и патологично.