Марина и Сергей Дяченко «Залитый солнцем весенний перрон»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот мир существует пока есть движение, прочь от тьмы. И эта вечная гонка по жизни и нельзя сойти на остановке. Или можно попробовать...
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'05», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 30 мая 2023 г.
Идейка рассказа весьма сходна с сюжетом нашумевшего в свое время корейского фильма «Пронзающий снег» (Snowpiercer). В нем описывались будни единственного оставшегося на планете скоростного поезда, наворачивающего свои бесконечные круги по горам и долам опустевшей Земли. Только там вокруг были сплошные снежные равнины, а в рассказе Дяченко, наоборот, вечное лето. А сам апокалипсис заключается не в глобальном оледенении, а в аномальной ночи. Почему-то людям ее почти невозможно пережить — то ли излучение какое мешает, то ли самые натуральные вампиры. Это для писателей не так уж и важно: все свое внимание они сосредотачивают на людских чувствах и предчувствиях — как люди воспринимают этот Конец Света и пытаются выжить на его фоне, а также как при этом меняется их мораль и взаимоотношения между собой. В принципе, всё в основном предсказуемо (ложь, зависть и подлость на грани преступления), кроме, пожалуй, таинственных Бичей, что постоянно перемещаются от полюса к полюсу, чтобы оставаться в полосе бесконечного дня. Только одно показалось мне фальшивым и надуманным: простые пассажиры, не занятые никакой работой. Не думаю, чтобы в подобной обстановке кто-то стал брать себе на плечи абсолютно бесполезный груз. В том же «Пронзающем снег» поезде работали все — и патриции, и плебеи. Работа их, правда, сильно отличалась, но даже самое главное лицо в составе, Машинист, исполнял свои функции весьма и весьма ревностно, не уступая их никому иному. А тут — целый вагон бездельников, едущих по какому-то «проездному билету«! Вы что — шутите так? Апокалипсис отменит все былые долги и обязанности. Не будет ни банковских карт, ни проездных билетов. Люди будут ценны своими умениями и знаниями — только так, а не иначе! А все бездари и дебилы будут безжалостно выброшены из вагонов и предоставлены судьбе и самим себе. Хорошо, что концовка рассказа вышла оптимистичной — мы настолько устали от всяческой «чернухи» на ТВ и страницах изданий, что хочется обычной НАДЕЖДЫ на лучший исход.
----------------
РЕЗЮМЕ: очередная версия глобального Конца Света, вызванная каким-то аномалиями темного времени суток. К счастью, не совсем пессимистическая, хотя и не со счастливым концом.
mputnik, 12 октября 2023 г.
Некая абстрактная апокалиптическая фантазия. Не утруждающая себя какими-либо пояснениями в стиле «твёрдой НФ».
По экватору Земли вслед за Солнцем бегают поезда, по кругу. Причем – как следует из повествования, поезд делает круг за сутки. А поезд тянет… паровоз, который работает на угле. Отсутствия Солнца человек – опять же, как следует из повествования – перенести не может. Посему оставшиеся вне поездов остатки населения спасаются тем, что уходят летом за северный полярный круг. Как они – на своих лошадях и верблюдах – успевают бежать в иное время за Солнцем – опять же, из повествования — непонятно.
Это всё – антураж, декорации, так сказать. Всё действо разворачивается вокруг проблем психологических и социальных. Именно ЭТО – а не упомянутые выше декорации — и центр и суть и смысл текста. Страх потерять работу в поезде и быть высаженным на очередной станции. Жесткая (со смертоубийствами) борьба за место в вагоне. Ностальгия по прошлой – счастливой – жизни. И всё такое прочее.
Как относиться к сему опусу? Не знаю, ей-богу. Вроде – авторы не предполагают наличие некоего абсурдного подхода к формированию собственных текстов. Да и психологический напряг прописан – вполне себе реалистично. Однако воспринимать таковое чтиво адекватно (то бишь – спокойно, в качестве нормального продукта)… — мягко говоря, проблематично
god54, 9 апреля 2015 г.
Каких только вариантов апокалипсиса и жизни после него не предлагали авторы, я уже со счета сбился. И вот на тебе еще один вариант: бесконечно едущий поезд. Ну, поезд, понятно, он поспевает за солнцем, а вот, как верблюды поспевают за солнцем, точно непонятно. Но в рассказе поспевают. И такое впечатление, что искусственно придуманная ситуация, только и нужна, чтобы показать, что все люди — люди, со всеми их недостатками. И это все? И в итоге довольно серьезное разочарование. Одним словом на любителя искусственных ситуаций и желания за автора домыслить нужное.
Александр Кенсин, 28 мая 2012 г.
И снова Марина и Сергей Дяченко толкают человека на выбор.
В мир Дороги, где и нет больше, казалось бы, ничего, если не захотеть осмотреться.
Так ехать ли на поезде по Дороге, спасаясь от Мрака и холода, от палящего Солнца и невыносимой жары или нет?
На поезде есть работа, за которую жизнь можно отдать и не только свою. Есть устойчивый такой мирок,
а за окном бездна.
Или нет?
Выбор всегда есть.
И у каждого он свой.
Впечатления странные.
С одной стороны рассказ понравился, с другой... ведь человек-то поступает совсем не так... как мы от него ждём.
Он выбирает обыденность, сытую кормушку, не понимая, не принимая того, что и за окном есть целый мир, который не сожжёт и не заморозит его.
Целый мир.
Целая жизнь.
Которая не ограничивается только вагонами поезда.
Выбор.
Он есть.
Но выбор, сделанный главным героем, ужасает.
Высветить то, что внутри человека — это дар Марины и Сергея Дяченко.
Но... гораздо жизненнее, гораздо ярче, когда авторы вытаскивают на свет переживания живых людей, а не похоронивших себя при жизни за кормушку.
muravied, 26 июня 2012 г.
Рассказ очень напоминает «поезд в тёплый край» по общей идее. Мол, все стремятся любой ценой попасть на спасительный поезд. Только у Лукьяненко люди спасались от надвигающегося мороза, а в этой истории все бегут от темноты. Ибо Тьма несёт страшную смерть и поэтому поезд шурует по экватору с востока на запад, пытаясь догнать солнце.
В принципе идея занятная, но мне вот не понятно, как они строили эту железную дорогу в условиях быстро наступающей Темноты? Да и вообще как они дошли до жизни такой? Смысл концовки от меня сначала ускользнул. Решение главного героя показалось странным...
Не идеально, но интересно.